Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экологический и природно-ресурсный параметры при принятиимакроэкономических решений




Современная экономика и окружающая среда настолько взаимосвязаны, что сегодня решения на уровне макроэкономической, социальной политики и отдельных инвестиционных проектов оказывают существенное влияние на

окружающую среду. Негативные последствия загрязнения и исчерпания природных ресурсов заставляют человечество учитывать такие воздействия.

Многие меры макроэкономической политики прямо или косвенно связаны с влиянием на состояние окружающей среды. Как показывает опыт, краткосрочные программы макроэкономической стабилизации и среднесрочные программы структурной перестройки часто не учитывают долгосрочных последствий их реализации для экологии. В тоже время реформы должны быть направлены на создание устойчивой экономики, экологически сбалансированной на протяжении длительного времени. Это в свою очередь позволит проводить более эффективную политику в области охраны окружающей среды, интегрированную в планы экономического развития страны.

Макроэкономическая политика оказывает широкомасштабное и далеко идущее влияние на использование природных ресурсов и состояние окружающей среды в стране. Она изменяет экономические сигналы во всей экономике, воздействуя на решения о том, какой ресурс или услуги окружающей среды и в каком размере будут использоваться. Макроэкономическая политика в отношении обеспечения экономического роста, независимо от того, успешной или безуспешной она является, оказывает косвенное влияние на окружающую среду вследствие изменений в доходах населения, доходах и расходах государства, в инновационной политике и т.д.

Меры макроэкономической политики могут рассматриваться в двух различных временных горизонтах. Программы макроэкономической стабилизации направлены на быстрое восстановление макроэкономического баланса с помощью политики управления спросом. Они включают довольно большой набор фискальных, монетарных и других инструментов. Программы структурных реформ преследуют более долговременные цели — повышение эффективности производства и достижение экономического роста с помощью либерализации внешней торговли и внутренней политики цен, проведение институциональных реформ.

Обобщая особенности современного этапа социально – экономико-экологического развития на планете, в странах и регионах, можно сделать следующие основные выводы.

1. Саморегулирующие, самовосстанавливающие способности экосистем всех уровней от локального (местного) и единичного до глобального (в масштабе

всей планеты) не «успевают» и не обеспечивают лечение «ран»,нанесенных природной среде.

2. Обострение экологических проблем и проблем обеспечения ресурсами стало одним из важнейших факторов общей проблемы социально-экономического развития,

3. Четко обозначилась паритетность в элементах единой системы: экономика, социальный аспект и экология. Очевидной стала дилемма: социально-экономическое развитие ограничивается экологическим фактором, в свою очередь экологические проблемы не могут быть в отрыве от первых, т.е. когда рост не может оцениваться без учета потерь и убытков, связанных с деградацией экосистем, а стабилизация и улучшение экологической обстановки возможны только в контексте решения социально-экономических проблем.

4. Достаточно четко определилась необходимость целенаправленного достижения и поддержания пропорций между масштабами потребления ресурсов и их воспроизводства в пространстве и во времени. Пороговые (критические) ситуации проявляются пока еще в большей степени в виде увеличения (превышения) необходимых ресурсов над обеспеченными и сокращения прибыли (результата), нежели в виде резкого снижения и деградации качеств, свойств экосистем или их утраты полностью.

5. Существующая практика взаимоотношений в природопользовании между экономически развитыми странами и «ресурсными» странами с недостаточным уровнем развития обрабатывающих отраслей не имеет перспективы.

6. Всемирная общественность вынуждена признать, что модель развития, используемая десятком промышленных развитых стран, исчерпала себя, она не может применяться дальше другими странами, так как не могут все страны начать жить «за счет ресурсов» других, этих самых «других» просто не будет.

7. Дальнейшее наращивание производственного потенциала за счет ограбления ресурсов других стран и нанесения им экологического, экономического, социального ущерба при такой традиционной «рыночной» системе(кто-то имеет большие возможности производства и экономического роста, при этом объявляя многое зонами своего экономического интереса, а кто-то — нет),движущей силой, которой является частная собственность на все, в том числе на природные ресурсы и объекты (присвоение не созданных

никем ресурсов), и стремление к дальнейшему росту потребления одной группой (небольшой) населения за счет других ведет к дальнейшей дифференциации уровня жизни и поляризации богатых и бедных. Это явно не «работает» на принципы демократии, равенства, свободы и справедливости, т.е. на идеалы человечества, и поэтому не имеет будущего.

8. Всякие попытки дополнить рыночный механизм природопользования элементами государственного регулирования в сфере природопользования торпедируются частной собственностью.

9. Если развивающиеся страны, стремясь повысить жизненный уровень своего населения, пойдут тем же путем, что и развитые, конфликты перерастут в катастрофу: политическую, экономическую, экологическую.

Регулирование сознательное и целенаправленное основывается на прогнозировании, планировании пропорций между элементами самого процесса природопользования (использование, охрана, воспроизводство) между отраслями, регионами. Поскольку речь идете целенаправленной деятельности, она предполагает планирование мероприятий и обеспечение их необходимыми условиями и ресурсами для реализации.

Особенности перехода России к модели устойчивого развития главным образом обусловлены проблемой стабилизации и улучшения экологической обстановки, рациональным использованием природно-ресурсного потенциала.

Основополагающим должен стать переход от экстенсивного природопользования к рациональному и от экстенсивной экономики к интенсивной.

ВЫВОД

Успешное решение проблем социально- экономического развития страны во многом обусловлено решением проблем рационального природопользования. Это не только решение экологических проблем, имеющих повсеместный характер, но и коренное переустройство организационно-экономических принципов взаимодействия в системе «общественное производство — природная среда», т.е. экономики природопользования. Необходимо преодоление сложившейся тенденции, когда удовлетворение потребителей в использовании ресурсов, свойств объектов природы осуществляется в ущерб удовлетворению потребностей (столь же необходимых) в сохранении природно-ресурсного потенциала.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверченко А. Экологическая политика в переходный период: проблемы и решения//Вопросы экономики. 1495. № 2. С. 150—159.

2. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Основы экоразвития. М: Изд-во Российской экономической академии, 1994.

3.Бабкина Л.Н. Система критериев оценки качества функционирования органов управления природоохранной деятельностью в регионе. СПб.: Изд-во СПб. экономики и финансов, 1994.

4.Беляев В.И., Литвинова А.А., Хильченко Н.В. Совершенствование экономического механизма сохранения окружающей среды региона. Екатеринбург, 2000.

5.Носке Б. Экологизация налоговой системы в России. М.: Русский университет,2001.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...