Деятельность педагога по образовательной области «Речевое развитие»
Содержание образовательных областей по ФГОС
Деятельность педагога по образовательной области «Речевое развитие» В образовательной области «Речевое развитие» достаточно много современных задач: владение речью как средством общения и культуры; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы и др. Задача № 1 Деятельность педагога по этому направлению:
Задача № 2 Деятельность педагога по этому направлению: Задача № 3
Деятельность педагога по этому направлению: Задача № 4 Деятельность педагога по этому направлению: Содержание образовательных областей и характеристика деятельности педагога по их реализации в соответствии ФГОС ДО
Содержание психолого-педагогической работы по реализации образовательных задач в ДОО
Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. Безусловно, в новых условиях возрастет роль взаимосвязи в работе узких специалистов и воспитателей. Например, инструктор по физической культуре будет участвовать в проведении прогулок, организуя подвижные игры, эстафеты по теме. Музыкальный руководитель будет осуществлять подбор музыкального сопровождения для проведения мастерских, релаксации, разминок, гимнастик и др. Рассмотрим основные содержательные разделы образовательной деятельности. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» предполагает развитие детей в соответствии с целевыми ориентирами, направленными на формирование правильных стереотипов поведения в различных видах деятельности и общения с детьми и взрослыми; самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Анализ социального взаимодействия детей 6-7 лет показывает, что в дошкольном возрасте нужно знакомить с социальными явлениями с учѐтом эгоцентрической позиции ребѐнка (Ж.Пиаже). Именно поэтому необходимо больше внимания уделять переживаниям ребѐнка в этот период, поскольку он центрирован на своих чувствах и не видит другой точки зрения. Задача педагога состоит в том, чтобы дать возможность детям рассказать о своѐм видении мира. Непосредственно в ходе таких рассуждений и подготавливается переход к выработке групповых норм. Освоение групповых норм – одно из условий успешной социализации. Педагог для ребѐнка 6-7 лет перестаѐт быть просто источником знаний, его главная роль – в обеспечении возможностей для отработки и координации различных стратегий взаимодействия ребѐнка с окружающей реальностью. Для этого педагогу необходимо постоянно ставить ребѐнка в ситуации, требующие адекватных форм активности, соответствующих уровню его интеллектуального развития. Позиция педагога в этой связи – не столько учить, сколько помогать ребѐнку осваивать окружающий мир, помогать находить смысл в совместной деятельности, ставить цели, планировать и организовывать свои действия. Решение задач социально-коммуникативного развития может достигаться через инициирование и поддержание следующих ситуаций: разными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми): игры, свободное общение, творческая деятельность и т.д. твенных действий и действий других людей, анализировать действия и поступки, прогнозировать результаты действий и поступков: обсуждение реальных создавшихся ситуаций («Почему ты помог другу?», «Как правильно поступить?»), обсуждение различных сюжетов из жизни, из сказок и рассказов и т.п. действовать в соответствии с ними в контексте ситуации: это и сюжетноролевая игра («Моя семья», «Супермаркет», «Ферма» и др.), и организованные взрослыми игры по правилам и с ролями («Бригада строителей строит овощехранилище», «В лаборатории», игровые ситуации в парах и малых подгруппах), и реальные жизненные ситуации (уборка игрушек, помощь маленьким, попытка договориться о той или иной игрушке и т.д.) способами общения (слушать друг друга и взрослого, не бегать, когда все дети спят, не мешать чужой игре; выразить словами свои планы, чувства, желания; и т.д.) атся регулировать конфликты (поделить игрушки, договориться, извиниться за поступок) самостоятельно и сотрудничать в группе; противостоять неуверенности и сложности; делать выбор и принимать решения; организовывать свою работу; извлекать пользу из опыта (своего и других людей); отстаивать собственную точку зрения; инициировать, включаться и поддерживать диалог; задать вопрос; выбрать стиль общения соответствующий ситуации и т.д. В стандарте подчеркивается необходимость «поддержки педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; поддержки инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; возможности выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения». В стандарте отмечается, что «у педагогического работника, реализующего образовательную программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Данные компетенции предполагают: 1)обеспечение эмоционального благополучия через: ●непосредственное общение с каждым ребѐнком; ●уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям; 2)поддержку индивидуальности и инициативы детей через: ●создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов; ●создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей, ●недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.); 3)установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях: ●создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национальнокультурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; ●развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками ●развитие умения детей работать в группе сверстников, решая задачи в совместно распределенной деятельности ●установление правил поведения в помещении, на прогулке, во время образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах (встречи и прощания, гигиенических процедур, приемов пищи, дневного сна), непосредственной образовательной деятельности и пр., предъявление их в конструктивной (без обвинений и угроз) и понятной детям форме. Специфика включения мероприятий социального плана в образовательный процесс предполагает решение задач первичных ценностных представлений (в дошкольном возрасте ценности проявляются в различении того, «что такое хорошо, и что такое плохо», конкретных примерах добрых дел и поступков). Значительное место в реализации области занимают сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры как способы освоения ребенком социальных ролей, средства развития интеллектуальных и личностных качеств детей, их творческих способностей. Одним из приемов для формирования социальной компетентности является работа с карточками, изображающими людей для определения настроения и социальных эмоций: «Кому из детей на картинке стыдно? Как ты думаешь?», «Кто из ребят говорит правду?» и др. Также интересной и результативной является методика по типу лото, основанная сюжетных картинок. К каждой ситуации идет по 3 – 4 возможные альтернативы завершения истории. Ребенку предоставляется возможность выбора стратегии поведения. ФГОС ДО, декларируя основные задачи образовательной области «Социльнокоммуникативное развитие», устаналвивает «посыл» на развитие социального и эмоцинального интеллектов. В процессе социального развития происходит усвоение ребенком общественно заданных норм человеческого общежития и постоянное открытие, утверждение себя как социального субъекта. Термин «социальный интеллект» был введен в психологию Э. Торндайком в 1920 году для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Эмоциональный интеллект – это явление, которое объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению. Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно: умением контролировать свои чувства так, чтобы они не "переливались через край”; способностью сознательно влиять на свои эмоции; умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их); способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим; умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения; способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему. Тема Безопасности всегда актуальна в дошкольном возрасте. Безопасность жизнедеятельности в современном мире выделяется, как одна из главных проблем человечества. Основные направления, освещаемые в рамках образовательного процесса по теме «Безопасность»: - формирование навыков бережного отношения к своему здоровью - правила безопасного поведения в группе, дома, на улице, в общественных местах и т.д. Содержание задач по трудовому воспитанию направлено на формирование положительного отношения к труду: других людей и его результатам; обществе и жизни каждого человека. Конечно же, трудовая деятельность всегда являлась важной составляющей дошкольного образования, но в последнее время она не была выделена в отдельную образовательную область. Существуют разные определения того, что такое труд: «целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для своих потребностей», «целесообразная, формально материальная (прямо фиксируемый – физический труд) и нематериальная (косвенно фиксируемый – умственный труд), орудийная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей общества». То есть труд – это, прежде всего, деятельность взрослых. Тем не менее, в силу особенностей развития нашего общества трудовая деятельность (трудовое воспитание) давно стала частью образования. Дети участвуют в уходе за растениями, знакомятся с разными профессиями, приобретают навыки самообслуживания. Одним из важных направлений, которое всегда было отражено во всех образовательных программах, является труд в природе. В процессе такого труда у детей формируются и личностные качества – ответственность, бережливость, умение обращаться с различными предметами, эмоциональное отношение к природе; вырабатываются трудовые навыки. Важно и то, что современные дети особенно нуждаются в общении с живой природой. Труд – это и знакомство с различными профессиями, среди которых в последнее время появилось очень много новых, о которых в образовательных программах пока не упоминается: «Мой папа – системный администратор», «Моя мама – риелтор». Для многих детей слова «работа», «труд» ассоциируется с сидением за компьютером. Поэтому так важно, с одной стороны, рассказывать о самых разных традиционных профессиях, а с другой – объяснять значение новых, приглашать в детский сад людей разных профессий. Можно организовать творческие мастерские, в которых настоящие архитекторы, гончары и люди других профессий выполняют с детьми различные проекты. Познавательное развитие Содержание образовательных задач познавательного цикла направлено на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектахокружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях еѐ природы, многообразии стран и народов мира. Познавательная деятельность всегда была важным направлением работы дошкольных учреждений. Однако нередко педагоги основное внимание уделяли запоминанию, усвоению и воспроизведению детьми определенных знаний, а не развитию мышления. В последние годы ситуация несколько изменилась: большую популярность приобрела проектно-исследовательская деятельность детей и взрослых, проблемное, тематическое обучение. Изменились условия получения информации: и педагоги, и родители активно используют информационные технологии (зачастую вместе с детьми). Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитикосинтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Основные виды деятельности по реализации задач речевого развития дошкольников. Усилия по развитию связной речи осуществляются посредством организации разных видов деятельности. Основные формы – это беседы в образовательных моментах, ситуативный разговор, межличностные общения. В образовательных моментах можно использовать следующие виды деятельности: телепередач; рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий; различных предметов, что направлено на развитие монологической и описательной речи, мышления; на развитие диалогической речи; развитию памяти, интонационной выразительности речи и т.п. Богатство речи ребенка во многом зависит от чтения. Проблемы с детским чтением обусловлены теми же причинами, что и коммуникационные проблемы. Главная миссия «чтения» - воспитание в ребенке читателя, который «начинается» в дошкольном детстве. Процесс общения с книгой является определяющим в интеллектуальном и личностном (в т. ч. мировоззренческом) становлении человека, в его способности к самореализации, в сохранении и передаче опыта, накопленного человечеством. При формировании круга детского чтения педагогам и родителям необходимо, в первую очередь, руководствоваться принципом всестороннего развития ребенка (социально-личностного, познавательноречевого, художественно-эстетического), так как подбор художественной литературы в соответствии с прикладными принципами (по жанрам, периодам, писателям) ориентирован в большей степени на изучение литературы, или литературное образование детей. Условия эффективности организации процесса чтения: систематичность (ежедневное чтение), выразительность и организация чтения как совместной деятельности взрослого и детей (а не в рамках регламентированного занятия). Критерий эффективности – радость детей при встрече с книгой, «чтение» ее с непосредственным интересом и увлечением. В совместном взаимодействии с родителями, в целях повышения речевого развития ребенка, возможна организация выставок, конкурсов литературно-художественного творчества на различную тематику. Можно использовать и такие формы для совместного сотрудничества, как выпуск буклетов или листовок с речевыми заданиями, совместное сочинение рассказов, сказок, мини-эссе дома и последующее чтение их в группе и т.д. Тесное сотрудничество с семьей, условия, которые созданы в дошкольном учреждении для речевого развития детей, будут способствовать успешному формированию устной речи воспитанников. И одно, на наш взгляд, из самых основных условий развития речи - поощрение речевой активности детей. Говорить всегда и везде, рассказывать не стесняясь, сочинять и фантазировать, общаться друг с другом и с взрослыми. Практика – лучший опыт. Больше практики – лучше результат. Физическое развитие Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Реализация данного раздела предполагает проведение физкультурных занятий специалистом (инструктором по физической культуре) СанПин п. 12.2 подробно описывает виды и формы физического воспитания: «… Рекомендуется использовать формы двигательной деятельности: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и другие. Тема укрепления и сохранения здоровья детей, являясь одной из основных задач деятельности ДОУ, всегда актуальна и значима. Особенно сейчас, когда функции медицинского облуживания дошкольных учреждений, а вместе с тем и ведение и сопровождение оздоровительной деятельности, переданы органам здравоохранения. Основные направления деятельности по решению задачи сохранения и укрепления здоровья детей могут быть следующими: 1. Использование естественных сил природы для укрепления здоровья детей (прогулки, солнечные ванны) 2. Соблюдение режима дня 3. Двигательная активность в течение дня: утренняя гимнастика, подвижные игры, спортивные упражнения, туризм, специализированные комплексы, создание в группах центров двигательной активности детей и т.д. 4. Диета: сбалансированность рациона, оптимальное содержание белков, жиров, соки, фрукты, зелень 5. Закаливание: воздушные ванны, босохождение в группе, обширное умывание, сон без маечек и т.д. 6. Стоматологическая профилактика: гигиена полости рта, чистка зубов, полоскание рта 7. Создание условий для обеспечения благоприятной адаптации детей в ДОУ 8. Соблюдение санитарно-эпидемиологического режима 9. Формирование культурно-гигиенических навыков 10. Нормализация психологического климата (духовное и нравственное просвещение: музыкотерапия, создание адекватной гармоничной развивающей среды для детей, позитивная личностно-ориентированная педагогика и т.д.) 11. Формирование навыков здорового образа жизни (ЗОЖ) в коллективе детей и родителей. Художественно-эстетическое развитие Содержание художественногоэстетического направления предполагает развитие предпосылок ценностносмыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.). Основные положения, на которых базируется художественно- эстетическая деятельность в ДОУ образовательной работы и тесно взаимосвязана со всеми еѐ направлениями: ознакомление с окружающим (предметный мир, природа, социальные явления), с различными видами искусства, знакомство с литературой и т.д. связаны с разнообразными играми, чтобы повысить интерес к творческой деятельности. Формы взаимосвязи могут быть различны: создание декораций для спектакля, предметов для игр (салфетки, игрушки, картинки и т.д.), создание игровых ситуаций (дождь смыл окраску с цветов и их нужно раскрасить, зайчик поменял «шубку» - какой она будет? и т.д.) стимулирующая к творчеству среда: уютная обстановка, красивые предметы и атри<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|