Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История журналистской профессии

· Jun. 15th, 2008 at 4:00 PM

В древности существовали т.н. информационные боги, вестники верховных богов. Они были у всех народов и осуществляли связь между богами и людьми. Гермес у греков, Меркурий у римлян, Тот у египтян, Один у скандинавов, Велес - это бог мудрости в русской ведической ми­фологии.

Гермес у греков - вестник богов, покровитель путников. Своим золо­тым жезлом - кадуцеем - Гермес усыплял людей и побеждал их. Во сне люди воспринимали мысли и волю бога. Гермес держал в своих руках функции связи, коммуникации, обмена информации, товарами, обмена земного существования на иноземное. Гермес был также информационным посредником.

Кстати, низшими божествами, или духами, у древних греков счита­лись демоны, у римлян - гении, у славян - ангелы. Они являлись личными информационными посредниками человека.

Гений - от латинского genius - род, gigno - рождать, производить. Гений считался личным информационным вестником каждого человека. По преданию, гении рождаются вместе с человеком и руководят всеми его делами.

Демон - от греческого daimon - божество, дух в греческой мифологии, выполняют те же функции.

В христианской мифологии вестниками, информаторами, просвети­телями были ангелы с греч. вестники, в частности архангелы, среди кото­рых особо следует выделить Михаила, Гавриила и Рафаила.

Михаил - архистратиг, предводитель небесного воинства, выступает и в функции вестника, ангела-писца, заносящего имена праведников в кни­гу, учителя людей.

Гавриил - один и старейших ангелов, вестник, раскрывающий смысл пророческих видений и ход событий.

Рафаил - по преданию, один из семи высших ангелов-архангелов,
летописец, вестник, ангел-целитель.

Роль земных вестников исполняли в древности пророки (Пифагор, Сократ, Платон), прорицатели, оракулы (от лат. oraculum - изречение, про­рочество) - Дельфийский оракул Аполлона.

Прямыми предшественниками информаторов в древнем обществе были ораторы (Демосфен и Цицерон).

Зарождением информационной профессии считается то время, когда издаются цезаревские газеты «Acta senatus» - вести с заседаний сената и «Ada diurnal populi Romani» - последние известия для римских граждан. Это были гипсовые оттиски на площадях и улицах Древнего Рима в I веке до н.э. для всеобщего обозрения.

В Москве глашатаи выкрикивали новости на Ивановской площади. До наших дней дошла поговорка «Орать на всю Ивановскую».

Информационные потоки шли не только от предшественников жур­нализма, но летописцев-историков, ученых-популяризаторов, религиозных проповедников, гуманистов-просветителей, литературоведов-публицистов. Они способствовали зарождению и формированию журналистской про­фессии.

Но, журналистика могла развернуться лишь с появлением печатных периодических изданий, возникших в Европе в XVI веке, в России в XVII веке.

В России предшественницей печатной газеты была газета «Куранты» («Вестовые письма»). Первым официальным редактором первой россий­ской печатной газеты «Ведомости» (14 января 1703 г.) был директор Пе­чатного двора в Москве Федор Поликарпов.

Положение литератора, журналиста в России всегда было тяжелым. Им доставались дубинки, пощечины, немилость властей. Эпоха начала журналистской профессии в России и других странах - это эпоха персо­нального журнализма. Газету издавал один человек или узкий круг лиц. Зачастую один человек являлся и автором, и редактором, и учредителем издания.

Массовой журналистика стала после отмены крепостного права. Массовым и по тиражам, и по количеству читателей, и по числу журнали­стов в редакциях. Коммерческая выгода заставляет выпускать массовые бульварные газеты, рассчитанные на невысокий вкус обывателя. Увеличи­ваются рекламные отделы. Соответственно этому выделяется два типа журналистики:

солидная, серьезная;

желтая, бульварная.

В России до начала XX века не существовало ни одного учебного за­ведения, которое готовило бы журналистов. Типичный портрет скандаль­ного репортера Шлепкина нарисовал А. П. Чехов в рассказе «Два газетчи­ка». Шлепкин может извлечь выгоду из любой темы, даже о выеденном яйце.

Дореволюционная журналистика знала замечательных репортеров -профессионалов, мастеров своего дела, умеющих быть «мобильными, на­ходчивыми, остроумными и подчас смелыми людьми...», - писал Б. И. Есин. Известный репортер Влас Дорошевич говорил о необходимо­сти поднять престиж профессии репортера.

После 1917 года журналистика изменилась, другими стали требова­ния к журналисту. Он должен был стать идеологическим проводником и пропаганднстом решений партии. Старые газетчики в большинстве своем ушли из газеты или объявили саботаж новой власти. Было две формы са­ботажа:

а) полное неучастие в газете;

б) работа в качестве корректора и т.д. (т.е. технических работников).
Газетчиков не хватало. VIII съезд ВКП(б), собравшийся в 1919 году, особое внимание уделил комплектованию кадрами. Съезд предложил пар­тийным организациям выделить для обслуживания печати наиболее «стой­ких, энергичных и преданных работников».

С 1919 года занялись созданием журналистского образования. При РОСТА была открыта школа журналистов. Курсы были краткосрочными 1,5-3 месяца. Набор 50 человек. Выпущено 136 человек. В 1921 году школа журналистки преобразуется в Институт красных журналистов. Срок обучения один год. Было принято 110 студентов.

В 1923 году декретом Совнаркома Институт красных журналистов был преобразован в Государственный институт журналистики с трехлет­ним сроком обучения. К концу 20-х годов существовали и институты жур­налистики, и газетные техникумы, и курсы. Но, даже в 1930 году, когда уже действовала сеть журналистских школ и институтов, только 7 процен­тов опрошенных в более чем 300 редакциях имели специальное образова­ние. Постоянная работа по повышению уровня журналистских кадров, раз­вернутая система их подготовки дала свои плоды (к 1980 году уже 23 фа­культета и отделения университетов СССР готовили журналистов). К на­чалу 90-хТодов 95 % работников редакции имели высшее и незаконченное высшее образование, 50 % - журналистский диплом. (В районных газетах этот показатель в 2-3 раза ниже).

Перестроечные процессы внесли свои коррективы, изменив и пред­ставления о профессии, ее роли в жизни общества. Журналистика посте­пенно стала возвращаться во времена, характерные для журналистики XIX века. Из идеологизированной, воспитательно-пропагандистской, подчи­ненной партийной дисциплине журналистика становится коммерческой, зависимой от законов информационного рынка. Идеологический диктат сменяется финансовым. Во главу угла ставятся деньги и практические вы­годы. Размываются этические, ценностные ориентации профессии. Можно выделить следующие характеристики современной журналистики как про­фессии:

профессия ищет свое лицо в новой медиареальности;

журналистика глобализировалась при помощи электронных и се­тевых СМИ;

журналистика стала разнообразной, многообразной, многотипной;

журналистика стала интересней для аудитории;

журналистика коммерциализировалась;

журналистика обульварилась, пожелтела;

7) журналистика переживает размывание этических и ценностных ориентации.

Журнализм стал глобальным. Коммуникативно-информационная деятельность журналистки преобразуется:

а) из пророческой в реальную, земную;

б) из индивидуальной в коллективную;

в) из элитарной в массовую;

г) из монологичной в диалогичную;

д) из устной в письменную;

е) из печатной в электронную;

ё) из аксиальной (осевой) в ретиальную (многолучевую);

ж) из непрофессиональной в профессиональную;

Журнализм развивается по спирали, а потому на новом витке воз­вращается к прежним качествам: из профессионального становится полу­профессиональным, из творческого - информационным, из реального -виртуальным.

В век информационной цивилизации, журнализма информационной эры имеются свои особенности:

а) журналистика превращается в глобальную, не имеющую про­странственных и временных границ;

б) журналистика подчиняется всем закономерностям нерасчлененно-
го информационного потока, циркулирующего в глобальных сетях, стано­вится органично вплетенной в другие типы информации (рекламной, науч­ной, деловой, политической, художественной, личной и т.п.);

в) становится супероперативным, когда сообщение и восприятие со­
общения могут совпадать во времени;

г) журналистика характеризуется полифункциональностью, способ­ностью выполнять любые роли и удовлетворять разнообразные потребно­сти и интересы аудитории;

д) глобальная журналистика приобретает черты массовой культуры;

е) журналистика стандартизируется и одновременно увеличиваются
возможности для проявления творчества;

ё) журналистика становится саморегулируемой;

ж) информация приобретает свойства товара;

з) расширяются возможности для получения журналистом информа­ции по глобальным сетям;

и) журналистика становится надомной работой с компьютером;

к) усиливаются возможности журналистики к манипулированию об­щественным мнением;

л) журналистика становится все более толерантной к разным пози­циям;

м) журналистика содействует интеграции народов.

Колоссально повышается роль журналистской профессии. Качество информации становится глобальной проблемой и основой устойчивого развития цивилизации.

 


 

29,30,31

Журналист [ред. • ред. код]

Материал из Википедии - свободной энциклопедии.

 

Журналист берет интервью

Журналист (Новинар) - лицо, которое занимается сбором, созданием, редактированием, подготовкой и оформлением информации для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями, - либо занимающееся такой деятельностью по собственной инициативе. Журналист - это зеркало общества, он должен отражать действительность. Призвание журналиста - приносить пользу людям, защищать их интересы и вносить свет в темноту неосведомленности.

 

Содержание [скрыть]

1 Права и обязанности журналиста

1.1 Права журналиста

1.2 Обязанности журналиста

2 Праздничные и памятные дни

3 См. также

4 Примечания

5 Ссылки

Права и обязанности журналиста [ред. • ред. код]

Права и обязанности журналиста определены в ЗУ «Об информации» и других законах, регулирующих деятельность прессы, радио и телевидения.

 

Права журналиста [ред. • ред. код]

свободное получение, использование, распространение (публикацию) и хранение информации;

посещение государственных органов власти, органов местного и регионального самоуправления, предприятий, учреждений и организаций и быть принятым их должностными лицами;

открыто осуществлять записи, в том числе с применением любых технических средств, за исключением случаев, предусмотренных законом;

свободный доступ к статистическим данным, архивным, библиотечным и музейным фондам; ограничение этого доступа обусловливаются лишь спецификой ценностей и особыми условиями их сохранности, которые определяются действующим законодательством Украины;

преимущества на получение открытой по режиму доступа информации;

бесплатное удовлетворение запроса о доступе к официальным документам;

по предъявлении редакционного удостоверения или иного документа, удостоверяющего его принадлежность к печатному средству массовой информации, находиться в районе стихийного бедствия, катастроф, в местах аварий, массовых беспорядков, на митингах и демонстрациях, на территориях, где объявлено чрезвычайное положение;

обращаться к специалистам при проверке полученных информационных материалов;

распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или анонимно;

отказываться от публикации материала за собственной подписью, если его содержание после редакционной правки противоречит личным убеждениям автора;

на сохранение тайны авторства и источников информации, за исключением случаев, когда эти тайны обнародуются по требованию суда.

Обязанности журналиста [ред. • ред. код]

подавать для публикации объективную и достоверную информацию;

удовлетворять просьбы лиц, предоставляющих информацию, относительно их авторства или сохранения тайны авторства;

отказываться от поручения редактора (главного редактора) или редакции, если оно не может быть выполнено без нарушения Закона;

представляться и предъявлять редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий его принадлежность к печатному средству массовой информации;

воздерживаться от распространения в коммерческих целях информационных материалов, содержащих рекламные сведения о реквизитах производителя продукции или услуг (его адрес, контактный телефон, банковский счет), коммерческие признаки товара или услуг и т.д. [1].

 


 

11 История[править | править вики-текст]

Бюст барона Поля Юлиуса Рейтера в Лондоне

Агентство «Рейтер» основано в 1851 году Полом Джулиусом Рейтером, который открыл первый офис будущего агентства в Лондоне для передачи биржевых новостей в Париж при помощи нового телеграфного кабеля. До этого он использовал для передачи биржевых сводок между Ахеном и Брюсселем почтовых голубей.

Вскоре была создана The Reuter's Telegram Company. Основу информационных сводок новой компании составили коммерческие новости[3].

В 1858 году на рассылки компании Рейтера подписалась первая газета — лондонская Morning Advertiser [4]. В дальнейшем к ней присоединились другие печатные издания.

Агентство расширяло охват тем, попадавших в сферу его интересов, и вскоре заработало репутацию самого оперативного новостного агрегатора. В частности, «Рейтер» стало первым, кто сообщил об убийстве Авраама Линкольна. В настоящее время на рассылки «Рейтер» подписаны практически все крупные издания, специализирующиеся на новостях.

25 января 2009 года умерла последняя представительница династии, основавшей агентство «Рейтер», баронесса Маргарет де Рейтер[5].

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...