История журналистской профессии
· Jun. 15th, 2008 at 4:00 PM В древности существовали т.н. информационные боги, вестники верховных богов. Они были у всех народов и осуществляли связь между богами и людьми. Гермес у греков, Меркурий у римлян, Тот у египтян, Один у скандинавов, Велес - это бог мудрости в русской ведической мифологии. Гермес у греков - вестник богов, покровитель путников. Своим золотым жезлом - кадуцеем - Гермес усыплял людей и побеждал их. Во сне люди воспринимали мысли и волю бога. Гермес держал в своих руках функции связи, коммуникации, обмена информации, товарами, обмена земного существования на иноземное. Гермес был также информационным посредником. Кстати, низшими божествами, или духами, у древних греков считались демоны, у римлян - гении, у славян - ангелы. Они являлись личными информационными посредниками человека. Гений - от латинского genius - род, gigno - рождать, производить. Гений считался личным информационным вестником каждого человека. По преданию, гении рождаются вместе с человеком и руководят всеми его делами. Демон - от греческого daimon - божество, дух в греческой мифологии, выполняют те же функции. В христианской мифологии вестниками, информаторами, просветителями были ангелы с греч. вестники, в частности архангелы, среди которых особо следует выделить Михаила, Гавриила и Рафаила. Михаил - архистратиг, предводитель небесного воинства, выступает и в функции вестника, ангела-писца, заносящего имена праведников в книгу, учителя людей. Гавриил - один и старейших ангелов, вестник, раскрывающий смысл пророческих видений и ход событий. Рафаил - по преданию, один из семи высших ангелов-архангелов,
Роль земных вестников исполняли в древности пророки (Пифагор, Сократ, Платон), прорицатели, оракулы (от лат. oraculum - изречение, пророчество) - Дельфийский оракул Аполлона. Прямыми предшественниками информаторов в древнем обществе были ораторы (Демосфен и Цицерон). Зарождением информационной профессии считается то время, когда издаются цезаревские газеты «Acta senatus» - вести с заседаний сената и «Ada diurnal populi Romani» - последние известия для римских граждан. Это были гипсовые оттиски на площадях и улицах Древнего Рима в I веке до н.э. для всеобщего обозрения. В Москве глашатаи выкрикивали новости на Ивановской площади. До наших дней дошла поговорка «Орать на всю Ивановскую». Информационные потоки шли не только от предшественников журнализма, но летописцев-историков, ученых-популяризаторов, религиозных проповедников, гуманистов-просветителей, литературоведов-публицистов. Они способствовали зарождению и формированию журналистской профессии. Но, журналистика могла развернуться лишь с появлением печатных периодических изданий, возникших в Европе в XVI веке, в России в XVII веке. В России предшественницей печатной газеты была газета «Куранты» («Вестовые письма»). Первым официальным редактором первой российской печатной газеты «Ведомости» (14 января 1703 г.) был директор Печатного двора в Москве Федор Поликарпов. Положение литератора, журналиста в России всегда было тяжелым. Им доставались дубинки, пощечины, немилость властей. Эпоха начала журналистской профессии в России и других странах - это эпоха персонального журнализма. Газету издавал один человек или узкий круг лиц. Зачастую один человек являлся и автором, и редактором, и учредителем издания. Массовой журналистика стала после отмены крепостного права. Массовым и по тиражам, и по количеству читателей, и по числу журналистов в редакциях. Коммерческая выгода заставляет выпускать массовые бульварные газеты, рассчитанные на невысокий вкус обывателя. Увеличиваются рекламные отделы. Соответственно этому выделяется два типа журналистики:
солидная, серьезная; желтая, бульварная. В России до начала XX века не существовало ни одного учебного заведения, которое готовило бы журналистов. Типичный портрет скандального репортера Шлепкина нарисовал А. П. Чехов в рассказе «Два газетчика». Шлепкин может извлечь выгоду из любой темы, даже о выеденном яйце. Дореволюционная журналистика знала замечательных репортеров -профессионалов, мастеров своего дела, умеющих быть «мобильными, находчивыми, остроумными и подчас смелыми людьми...», - писал Б. И. Есин. Известный репортер Влас Дорошевич говорил о необходимости поднять престиж профессии репортера. После 1917 года журналистика изменилась, другими стали требования к журналисту. Он должен был стать идеологическим проводником и пропаганднстом решений партии. Старые газетчики в большинстве своем ушли из газеты или объявили саботаж новой власти. Было две формы саботажа: а) полное неучастие в газете; б) работа в качестве корректора и т.д. (т.е. технических работников). С 1919 года занялись созданием журналистского образования. При РОСТА была открыта школа журналистов. Курсы были краткосрочными 1,5-3 месяца. Набор 50 человек. Выпущено 136 человек. В 1921 году школа журналистки преобразуется в Институт красных журналистов. Срок обучения один год. Было принято 110 студентов. В 1923 году декретом Совнаркома Институт красных журналистов был преобразован в Государственный институт журналистики с трехлетним сроком обучения. К концу 20-х годов существовали и институты журналистики, и газетные техникумы, и курсы. Но, даже в 1930 году, когда уже действовала сеть журналистских школ и институтов, только 7 процентов опрошенных в более чем 300 редакциях имели специальное образование. Постоянная работа по повышению уровня журналистских кадров, развернутая система их подготовки дала свои плоды (к 1980 году уже 23 факультета и отделения университетов СССР готовили журналистов). К началу 90-хТодов 95 % работников редакции имели высшее и незаконченное высшее образование, 50 % - журналистский диплом. (В районных газетах этот показатель в 2-3 раза ниже).
Перестроечные процессы внесли свои коррективы, изменив и представления о профессии, ее роли в жизни общества. Журналистика постепенно стала возвращаться во времена, характерные для журналистики XIX века. Из идеологизированной, воспитательно-пропагандистской, подчиненной партийной дисциплине журналистика становится коммерческой, зависимой от законов информационного рынка. Идеологический диктат сменяется финансовым. Во главу угла ставятся деньги и практические выгоды. Размываются этические, ценностные ориентации профессии. Можно выделить следующие характеристики современной журналистики как профессии: профессия ищет свое лицо в новой медиареальности; журналистика глобализировалась при помощи электронных и сетевых СМИ; журналистика стала разнообразной, многообразной, многотипной; журналистика стала интересней для аудитории; журналистика коммерциализировалась; журналистика обульварилась, пожелтела; 7) журналистика переживает размывание этических и ценностных ориентации. Журнализм стал глобальным. Коммуникативно-информационная деятельность журналистки преобразуется: а) из пророческой в реальную, земную; б) из индивидуальной в коллективную; в) из элитарной в массовую; г) из монологичной в диалогичную; д) из устной в письменную; е) из печатной в электронную; ё) из аксиальной (осевой) в ретиальную (многолучевую); ж) из непрофессиональной в профессиональную; Журнализм развивается по спирали, а потому на новом витке возвращается к прежним качествам: из профессионального становится полупрофессиональным, из творческого - информационным, из реального -виртуальным. В век информационной цивилизации, журнализма информационной эры имеются свои особенности:
а) журналистика превращается в глобальную, не имеющую пространственных и временных границ; б) журналистика подчиняется всем закономерностям нерасчлененно- в) становится супероперативным, когда сообщение и восприятие со г) журналистика характеризуется полифункциональностью, способностью выполнять любые роли и удовлетворять разнообразные потребности и интересы аудитории; д) глобальная журналистика приобретает черты массовой культуры; е) журналистика стандартизируется и одновременно увеличиваются ё) журналистика становится саморегулируемой; ж) информация приобретает свойства товара; з) расширяются возможности для получения журналистом информации по глобальным сетям; и) журналистика становится надомной работой с компьютером; к) усиливаются возможности журналистики к манипулированию общественным мнением; л) журналистика становится все более толерантной к разным позициям; м) журналистика содействует интеграции народов. Колоссально повышается роль журналистской профессии. Качество информации становится глобальной проблемой и основой устойчивого развития цивилизации.
29,30,31 Журналист [ред. • ред. код] Материал из Википедии - свободной энциклопедии.
Журналист берет интервью Журналист (Новинар) - лицо, которое занимается сбором, созданием, редактированием, подготовкой и оформлением информации для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями, - либо занимающееся такой деятельностью по собственной инициативе. Журналист - это зеркало общества, он должен отражать действительность. Призвание журналиста - приносить пользу людям, защищать их интересы и вносить свет в темноту неосведомленности.
Содержание [скрыть] 1 Права и обязанности журналиста 1.1 Права журналиста 1.2 Обязанности журналиста 2 Праздничные и памятные дни 3 См. также 4 Примечания 5 Ссылки Права и обязанности журналиста [ред. • ред. код] Права и обязанности журналиста определены в ЗУ «Об информации» и других законах, регулирующих деятельность прессы, радио и телевидения.
Права журналиста [ред. • ред. код] свободное получение, использование, распространение (публикацию) и хранение информации; посещение государственных органов власти, органов местного и регионального самоуправления, предприятий, учреждений и организаций и быть принятым их должностными лицами;
открыто осуществлять записи, в том числе с применением любых технических средств, за исключением случаев, предусмотренных законом; свободный доступ к статистическим данным, архивным, библиотечным и музейным фондам; ограничение этого доступа обусловливаются лишь спецификой ценностей и особыми условиями их сохранности, которые определяются действующим законодательством Украины; преимущества на получение открытой по режиму доступа информации; бесплатное удовлетворение запроса о доступе к официальным документам; по предъявлении редакционного удостоверения или иного документа, удостоверяющего его принадлежность к печатному средству массовой информации, находиться в районе стихийного бедствия, катастроф, в местах аварий, массовых беспорядков, на митингах и демонстрациях, на территориях, где объявлено чрезвычайное положение; обращаться к специалистам при проверке полученных информационных материалов; распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или анонимно; отказываться от публикации материала за собственной подписью, если его содержание после редакционной правки противоречит личным убеждениям автора; на сохранение тайны авторства и источников информации, за исключением случаев, когда эти тайны обнародуются по требованию суда. Обязанности журналиста [ред. • ред. код] подавать для публикации объективную и достоверную информацию; удовлетворять просьбы лиц, предоставляющих информацию, относительно их авторства или сохранения тайны авторства; отказываться от поручения редактора (главного редактора) или редакции, если оно не может быть выполнено без нарушения Закона; представляться и предъявлять редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий его принадлежность к печатному средству массовой информации; воздерживаться от распространения в коммерческих целях информационных материалов, содержащих рекламные сведения о реквизитах производителя продукции или услуг (его адрес, контактный телефон, банковский счет), коммерческие признаки товара или услуг и т.д. [1].
11 История[править | править вики-текст] Бюст барона Поля Юлиуса Рейтера в Лондоне Агентство «Рейтер» основано в 1851 году Полом Джулиусом Рейтером, который открыл первый офис будущего агентства в Лондоне для передачи биржевых новостей в Париж при помощи нового телеграфного кабеля. До этого он использовал для передачи биржевых сводок между Ахеном и Брюсселем почтовых голубей. Вскоре была создана The Reuter's Telegram Company. Основу информационных сводок новой компании составили коммерческие новости[3]. В 1858 году на рассылки компании Рейтера подписалась первая газета — лондонская Morning Advertiser [4]. В дальнейшем к ней присоединились другие печатные издания. Агентство расширяло охват тем, попадавших в сферу его интересов, и вскоре заработало репутацию самого оперативного новостного агрегатора. В частности, «Рейтер» стало первым, кто сообщил об убийстве Авраама Линкольна. В настоящее время на рассылки «Рейтер» подписаны практически все крупные издания, специализирующиеся на новостях. 25 января 2009 года умерла последняя представительница династии, основавшей агентство «Рейтер», баронесса Маргарет де Рейтер[5].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|