Глава II. Основные мусульманские обычаи и традиции
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Паломничество в Мекку – Хадж. Повседневную культуру православного жителя Челябинской области и аналогичного мусульманского связывает достаточно многое. Несмотря на различие в религии, влияние ислама проникло в саму культуру жизни, и мы, несмотря на свое предпочтение в вероисповедании, так или иначе относимся к самым главным событиям в жизни и такой мировой религии, как мусульманство. Отмечая культурное влияние мусульманства, исследователь Л. Н. Лазарева высказывалась следующим образом: «В славяно-тюркской параллели «общие места» можно обнаружить только в системе народных, хозяйственных, по преимуществу, праздничных действ; мусульманский элемент сказался в незначительной степени и то на второстепенных элементах (набору обрядовых блюд, возможности открывать лицо девушкам на Сабантуе, ритуале гостеприимства)» [5, 61]. Следует в очередной раз обратить внимание на то, насколько традиционное мусульманство воздействует на культуру народов Урала и Кавказа – уже многое переняв от могущественных мусульманских соседей в былые времена (Арабский халифат, Османская империя, Персия Тимуридов, Империя Великих моголов), тюркские и кавказские народы продолжают ассимилировать культурное наследие предков, «подгонять» его под реалии своей современности, свои народные праздники. И наиболее ярко в данном процессе прослеживаются именно традиционные религиозные действия. Самым главным действием в жизни любого правоверного мусульманина является хадж. Хадж – это паломничество, связанное с посещением Мекки, главной мусульманской святыни, и её окрестностей (гора Арафат, долины Муздалифа и Мина) в определённое время. Хадж является пятым столпом ислама после Шахады, молитвы (намаз), налога (закят) и поста (саум). Являясь «классическим» видом религиозного паломничества, хадж собрал значительное влияние многочисленных исследователей как теологии, так и культуры. К. Жигульский высказывается на тему паломничества следующим образом: «Смысл паломничества, обычно тесно связанного с праздничными периодами, выводится из ответственного убеждения, что sacrum, однажды проявившееся в святом месте, сохраняет и впоследствии особую связь с ним, и потому верующий может получить в этом месте особую милость, утешение, прощение, духовную силу» [4, 130]. Хадж традиционно объединяет людей разных культур, национальностей и сословий. На пути паломничества верующий бедняк равен богатому мусульманскому правителю – в этом заключается культ хаджа, способный временно сместить жёсткие рамки сословий шариата и превратить человечеству в единую общность.
В буквальном переводе с арабского языка хадж означает «стремление, намерение или стремление к прославленному» и «возвращение, возобновление». В терминологическом значении Шариата хадж означает — специальное действие, совершаемое в определённое время, в определённом месте и определённым образом. Аллах Всевышний (в Коране) вменил хадж в обязанность каждого мусульманина, что подтверждается сунной Его посланника и единодушным мнением улемов. Хадж совершается в исключительно строгое время – в начале двенадцатого месяца мусульманского лунного календаря, вследствие чего этот месяц и получил название «зу-ль-хиджжа», то есть «обладающий паломничеством». Согласно учению ислама, хадж должен совершить хотя бы один раз в жизни каждый мусульманин, который в состоянии это сделать. Если человек в силу уважительных причин не может сам совершить паломничество, он имеет право послать вместо себя другого человека, называемого «вакиль аль-хадж», оплатив ему все необходимые расходы (но таким человеком может быть лишь тот, кто уже ранее совершал хадж).
С точки зрения ислама, хадж является одним из наилучших деяний для мусульманина. «Пророка Мухаммеда спросили: „Какое дело является наилучшим?“ Он ответил: „Вера в Аллаха и Его посланника“. Его спросили: „А после этого?“ Он ответил: „Борьба на пути Аллаха“. Его снова спросили: „А после этого?“ Он ответил: „Безупречный хадж“». 1. Облачение в ихрам. Пройдя микат (это специальные места, обозначающие границу территории, внутрь которой верующие, с разных концов света прибывающие в Харам-и Шариф, не могут пройти, не войдя в состояние ихрам), мусульманин совершает молитву и произносит особое обращение к Аллаху: «Вот я перед Тобой, Господи! Нет у Тебя сотоварища! Вот я перед Тобой! Воистину, хвала Тебе, милость и могущество! Нет у Тебя сотоварища!» С этого момента считается, что он вошёл в состояние ихрама. 2. 7-й день зуль-хиджа— первый обход вокруг Каабы паломники входят в мечеть Масджид аль-Харам босыми, с правой ноги через Врата мира (Баб ас-Салам) и следуют к «черному камню»: они целуют его или касаются рукой. В 7-й день зу-ль-хиджжа в Запретной мечети читается проповедь (хутба), в которой говорится об обязанностях паломников, совершающих хадж. 3. Сай — семикратный бег между холмами Сафа и Мурва. 4. После этого паломники направляются к священному колодцу Замзам и дважды берут из него воду: сначала её пьют, а затем обливают тело с головы до ног. 5. Молитвенное стояние в долине Арафат — вукуф. На 9-й день совершается центральный обряд хаджа — стояние у горы Арафат (вукуф). Он начинается в полдень, сразу после прохождения Солнцем точки зенита и завершается перед его заходом. Здесь паломники слушают проповедь и совершают молитву, обращённую к Аллаху: «Здесь я служу Тебе, Господи!» Эта молитва читается многократно и громким голосом 6. 10-го зу-ль-хиджжа (на следующий день) паломник держит путь в долину Мина, где бросает семь камней, подобранных в Муздалифе, в последний из трех столбов (джамрат аль-акаба), символизирующий Сатану, который по преданию преграждал путь Ибрахиму, когда он направлялся на молитву. Совершая этот обряд побивания камнями Шайтана, мусульмане мысленно посвящают себя Аллаху и обещают приложить все усилия для изгнания бесов из своей жизни.
7. В тот же день начинается Курбан-байрам. Совершив жертвоприношение, паломники обривают или коротко подстригают волосы и укорачивают бороды; женщины отрезают прядь волос. Сбритые и состриженные волосы закапываются в землю в долине Мина. 8. «Прощальный» обход вокруг Каабы. Этот строгий порядок проведения хаджа сугубо традиционен и является неотъемлемой частью ислама не только как мировой религии, но и как просто веры в Бога. Считается, что именно такие действия делают человека строго верующим. Хадж в России не настолько распространён по причине удалённости от Саудовской Аравии, очень высоких цен на перелёт и временное проживание, а также бюрократических формальностей, как то – оформление визы и множества документов. Однако, как говорил К. Жигульский, «участие в религиозном празднике непосредственно выводится из принадлежности к религиозной группе, из веры» [4, 137], таким образом, проблемы денег остаются проблемами денег, а истинно верующие находят способ совершить своё главное паломничество. Исполнение религиозных песнопений суфизма – зикров. Необходимо подробнее рассказать об одной из наиболее важных религиозных практик мусульманства, варьирующейся в зависимости от национальной принадлежности за счёт использования разных языков богослужения. Это зикр, исламская духовная практика, заключающаяся в многократном произнесении молитвенной формулы, содержащей прославление Бога. Зикр совершается после завершения намаза (молитвы) или в любое удобное для этого время, если того требует религиозное стремление. Зикр в исламе развился в основном как медитативная практика суфизма – агносцитического направления мусульманства, распространённого также и в России, но в незначительных количествах. Суфии называют зикр «столпом, на котором зиждется весь мистический Путь». Во время произнесения зикра исполнитель может совершать особые ритмизированные движения, принимать определённую молитвенную позу Зикр нередко противопоставляют фикру, т. е. «безмолвным» размышлениям о себе и о Боге, или медитации, но одновременно с тем существует и «тихий зикр», во время которого молитва произносится исключительно про себя.
Зикр джахри (джали) — поминание вслух; зикр хафи — мысленное поминание про себя. Совершать поминание можно либо в одиночестве, либо на общих собраниях представителей суфийской общины. Правила коллективного зикра в некоторых братствах предписывают их участникам определённые позы и контроль над дыханием. Такие «поминания» напоминают своего рода литургию, которая начинается с произнесения коранических аятов или молитв, завещанных основателем братства. Такой зачин обычно называется хизбом или вирдом. Практика повторения священных формул существует во многих религиях. Например, в индуизме — джапа, у китайских и японских буддистов — няньфо/нэмбуцу. У бахаи — произнесение 95 раз Алла-у-Абха. Определенные параллели зикр-хафи можно провести и с практикой «Трисвятое» или «умной молитвы» в православии. Таким образом наблюдается взаимное культурное влияние, параллели которого по-своему прослеживаются у разных мусульманских народов. В связи с исполнением во время религиозных праздников татар-мусульман Поволжья двух вариантов зикра, следует сказать о двух тенденциях, характеризующих психотехнические методы и приемы введения в экстатическое состояние во время ритуалов. Одна представляет собой консервативную практику использования традиционных формул, сформировавшихся на основе рецитации Корана: тасбих, тахлил, тахмид, такбир и пр. Вторая тенденция – исполнение формул зикра в радениях отдельных суфийских братств в виде асемантических сообщений (например, псевдослова, глоссолалии – Ха-Ху, Ха-Хи и т.д.). Здесь зикр из практики поминания Аллаха превращается в упражнение с единственной целью – достижения экстатического состояния. Помимо арабских словесных формул, или «псевдоязыка», в тексты зикров могут быть представлены и местным национальным языком, в практике мусульман Поволжья – татарским. В связи с тем, что исполнение зикров является едва ли не основным элементом религиозных праздников татар-мусульман, в исследовании на примере зикра прослеживается воздействия на реципиента «механизмов» ритуала с помощью фасцинации (в переводе с лат. – очарование, околдовывание). Помимо перечисленных элементов, входящих в практику мусульманских праздничных богослужений, сюда также относятся салаваты, мунаджаты, и ряд других исполняемых нараспев религиозных текстов и книг. Все они имеют ярко выраженные музыкальные характеристики, и в культуре исламской цивилизации рассматриваются в качестве основных музыкальных форм.
Обзор мусульманских праздников в татарской культуре показывает, что здесь существует несколько традиционных форм с участием музыки: это чтение сур, зикров, салаватов, тальбии, мунаджатов, развернутых книжных текстов. Они представляют собой достаточно разнообразный музыкальный мир в силу своих метроритмических, ладофункциональных и интонационных особенностей. Наряду с напевами религиозных ритуалов казанских татар, в работе представлены некоторые татаро-мишарские и турецкие образцы, позволяющие акцентировать фактор этнорегионального влияния на традицию. Напевы религиозных праздников в работе причисляются к профессиональному устно-поэтическому творчеству татар-мусульман, на что указывают, прежде всего, канонизированность религиозных песнопений, а так же опора на профессиональные системы музыкально-поэтического сочинительства и, связанное с этим, наличие такого явления, как авторство. Безусловно, при этом учитывается факт фольклоризации музыкально-поэтических образцов с последующим их широким бытованием в народной среде. Специальное научное исследование этого феномена в татарской музыке еще не осуществлялось, несмотря на то, что макам может рассматриваться в качестве одной из отличительных особенностей традиционной музыкальной культуры татар-мусульман. Появление культуры макамата в Среднем Поволжье можно рассматривать как результат распространения ислама в регионе и проникновения в татарскую среду музыкальных традиций мусульманского Востока, что в равной степени относится и ко всем остальным мусульманским народностями Российской Федерации, которые проживали или проживают и живут по законам своей религии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Для всего проживающего на территории Российской Федерации мультикультурного этноса народам, традиционно исповедующим ислам главной религией, отведено особое место в факторе общности. Будучи разделены огромным расстоянием, они соблюдают одни и те же столпы веры суннитского толка, празднуют одни и те же праздники в один и тот же день и исполняют одни и те же молитвы, пусть и на разных, быть может, языках. Для них мусульманство – это нечто большее, чем просто догматы и предписания. За долгие века жизни по законам шариата религия стала для них смыслом жизни, и, понимая её, человек способен оказаться принят одинаково радушно как в республике Татарстан, так и в Кабардино-Балкарии. За неимением практического опыта общения с тем или иным народом именно традиционный ислам способен помочь сократить дистанцию. Более того, знание арабского языка, являющегося святым языком для мусульман, даёт возможность свободно общаться с его носителями из верующих по всему миру. Таким образом, проведённая исследовательская работа значительно повысила эрудицию предвосхищаемой аудитории, потому, как было сказано, мусульманские народы постоянно окружают жителя Челябинской области в повседневности, и именно знание основ мусульманской религии даёт возможность «сократить дистанцию», даёт возможность понять совершенно иную тюркскую культуру и провести возможное новое исследование о том или ином празднике в частности. В заключение требуется сказать, что любая философия при неправильном использовании становится религией, а любая религия при правильном пользовании становится для человека смыслом жизни. Мусульмане – это глубоко верующие люди, религиозные традиции которых мы обязаны уважать в той же мере, что и традиции своей собственной русской культуры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|