Крещение: Почему Символ веры наизусть?
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 (или один день из жизни «злого» попа)
Проблема Это тот самый вопрос, который задают изумлённые крёстные священнику на собеседовании. И как результат — слышат ответ. Ну, а почему нет? Разве Символ веры не надо знать православным? Разве они не верят в те истины, о которых он говорит? Да и как это: крестить, не понимая, что значит крестить; давать клятву о воспитании в вере и не знать, во что верит православный?
По мне, так это безумие. Всё равно, что с закрытыми глазами вести сына через пропасть. И сам не перейдёшь, и ребёнка не спасёшь. Нет страшнее такого состояния. Незнание порождает ложное знание, суеверие и прочее из этого же ряда.
И не надо себя тешить, господа, что прилетит Гарри Поттер и волшебной палочкой исправит в будущем наши недочёты. В деле воспитания только личный пример способен преобразить душу человека. Это пока дитя спит и ест. Но придёт время, и оно станет задавать вопросы: «Папа, у меня есть крестные?», «Мама, а кто они такие?», «И зачем они нужны?», «А почему они не ходят с нами в церковь?» Так вот, на последний вопрос хоть оправдаться можно: мол, далеко живут, много работают, очень заняты. Благо, если ребёнок вообще задаст похожие вопросы, значит, родные мама и папа всё-таки имеют привычку говорить о Боге в присутствии малыша и даже посещать богослужение. Но ведь ребёнок может спросить и о главном.
Итак, почему же крёстные должны знать наизусть Символ веры?
Сразу хочется вспомнить пословицу «Насильно мил не будешь». Ведь никто не заставляет крёстных быть крёстными. Разве было такое, чтобы батюшка с кнутом в руках и с криком «Даёшь крёстного!!!» тянул вас, что говорится, под крест. Нет, и не могло быть. Вообще природе православной проповеди несвойственно заставлять. Православие свидетельствует и, как наставник, наставляет, то есть учит о Боге Воскресшем. Ну а раз так, и ты сам принял решение стать крестным, то будь любезен принять с должностью права и обязанности.
Крестный вправе молиться за себя, за ребёнка, им воспринятого из купели, вправе воспитывать его в вере, посещать, причащать, учить в соответствии возрасту исповеди, молитвам и многому другому, что вытекает из молитвенной, богословской культуры Церкви. Но он же и обязан всё это выполнять по мере сил в соответствии с реалиями своей современной жизни.
Ну, конечно, знать Символ веры нужно не только потому, что должность обязывает. Это вытекает и из сути самого Крещения. Ведь крестим не от порчи и не для некоего, по народному представлению, хождения под Богом, а для того, чтобы вырастить искреннего православного, знающего свою веру, познающего Христа.
Собеседование «А вы знаете Символ веры?» «Что это такое?» Такие стандартные вопросы задаст любой священник при встрече с вами. «Так вы знаете Символ веры?….» И вот здесь в 90% из 100 воцарится тишина и пауза. После чего мелодию безмолвия нарушит столь резкий не по интонации, а по неожиданности вопрос: «А вы православный?» Поверьте, этот вопрос изумляет многих. И в ответ слышишь: «Ведь как же, я всегда им был, да я и не помню, когда я им-то и не был. Что-то батюшка придумал. И зачем такие вопросы?»
Да всё просто. Ну не хочет священник становиться соучастником преступления. Какого? Убийства духовного. Малыш только успел родиться, только начал осваивать законы жизни, он чист душой и не имеет личных грехов. Его бы беречь, как драгоценный сапфир. Так нет же, пусть смолоду познает грех миробытия! И кто же его этому учит? Сами родители, и всё те же крёстные, которым всё равно. Своим равнодушием, безответственностью они порождают смерть для души малыша. Кто же рад, когда умирает ребёнок? Такая картина вызовет слезу даже у самого чёрствого и жестокого человека.
А причём здесь священник? Разве он виноват, что родители и крёстные ведут к духовному самоубийству своё будущее поколение? Нет. Потому и заставит крёстных знать Символ веры наизусть. Это конечно не сможет во всей мере показать будущим духовным родителям, как надо верить, и самое главное в Кого. Но сам процесс, он, возможно, напряжёт в человеческой душе струны, на которых уже давно никто не играл Божественной мелодии. И кто знает, может эта банальная зубрёжка малопонятных слов молитвы откроет новый мир для самого крёстного. И, между прочим, на собеседовании эти непонятности священник даже объяснит.
Верую… Вера – это греческое слово, которое скрывает в своём значении важное свойство людей – доверие. Мы верим, значит, мы доверяем.
Сам текст Символа веры – это не придуманное в кабинете заявление Церкви о том, во что она верит. Символ веры написан на злобу дня в IV в., когда Церковь страдала от ложных представлений о Христе. И до того существовали так называемые «правила веры», но они несли молитвенную функцию и потому исполнялись только за богослужением. Но Символ веры, созданный на первых двух Вселенских соборах (325 г. — Никейский и 381 г. — Константинопольский) приобрёл статус ещё и общего православного исповедания того, во что мы верим, впервые Символ веры приобрёл догматичность.
Текст Символа веры принято делить на 12 статей, или тезисов.
1 тезис Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. (Верую во единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего и видимого, и невидимого)
Мы говорим: «Верю в одного Бога», — потому что в жизни много других богов. Они настолько различны, что поглощают человека своим греховным разнообразием. Но для нас Бог один, и нет никого, кроме Него. Бог, Который сотворил, создал нас и всё, что вокруг нас, что мы видим и что не можем рассмотреть глазами. Только Он не поглощает меня своим миром. Только Он не делает из меня робота страстей. Только Он даёт мне силы быть добрым. Верю в Бога, Который не абстракция или природа, но Кто есть Личность. Личность, открывающая себя человеку в примере любви и общения. Бог, Который и есть Любовь.
2 тезис И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, имже вся быша. (И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, от Отца рождённого прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, несотворённого, единосущного Отцу, через Которого всё произошло) Этот стих обращён против тех, кто учит, что Христос не Бог, а только подобен Богу, как бы Бог, тот, кого Бог усыновил. В IV в. пресвитер Арий и его последователи учили об этом. Данным стихом Символа веры мы признаём Христа Богом нашим. Мы говорим, что Он рождён, но не так как все мы люди. Если мы рождаемся во времени, то Он рождён вне его. Мы верим, что Христос участвовал в творении мира.
3 тезис Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплатившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. (Ради нас, людей, и нашего ради спасения сошедшего с небес, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечившегося) Бог стал человеком. Он принял нашу плоть. И всё это ради того, чтобы спасти нас от рабства греху. Только Он мог победить эту зависимость через столь сильное смирение себя – Бога – до уровня человека. Мы говорим, что Его рождение от непорочного зачатия.
4 тезис Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребена. (Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребённого) Мы помним те муки, которые претерпел Спаситель на кресте. Во времена правления Пилата, приморского правителя, эта была не только страшная по боли, но и позорная по сути казнь для самых отпетых преступников. Христос принял на себя эти муки, не будучи виновным. Он был распят для нашего освобождения.
5 тезис И воскресшаго в третий день по Писанием. (И воскресшего в третий день по Писаниям)
Здесь фундамент нашей веры. Без него вера наша пуста и бессмысленна. Воскресением мы надеемся на будущую жизнь после смерти. Это знание, которое даёт нам воскресение из мёртвых самого Христа. Он воскрес и нам даровал такой путь. Он воскрес, как и говорили пророки.
6 тезис И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. (И восшедшего на небеса, и сидящего справа от Отца) Если принятие Богом человеческого естества стало началом земного служения Христа, то его вознесение на небо окончанием. Оно произошло в 40-й день после того, как Христос воскрес. Своим восшествием на небеса Господь прославил нас людей пред Отцом своим. И это даёт нам надежду на спасение.
7 тезис И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца. (И снова грядущего со славою судить живых и мёртвых, и Царству Его не будет конца) Верим в то, что Христос придёт снова на землю. И Он уже будет судить нас всех по делам нашим, по совести нашей. После же Он установит царство Божье, которое никогда не исчезнет, как это было с иными человеческими цивилизациями.
8 тезис И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. (И в Духа Святого, Господа, Животворящего, от Отца исходящего, со Отцом и Сыном равно поклоняемого и славимого, говорившего чрез пророков) Верю в Духа Святого. Эти слова направлены против тех, кто говорил, что Дух не есть Бог. Именно это утверждал Македоний, еретик всё того же IV в. Дух по своему свойству исходит от Бога Отца. Он есть сила Божья, подающая жизнь всему.
9 тезис Во едину святую, соборную и апостольскую Церковь. (Во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь) Церковь создана Христом как собрание-союз верующих в Него. Она им создана единственной и неповторимой, после которой нет иных, как нет и двух истин. Церковь одна по времени. Она та же, что и пять веков назад. Церковь едина в пространстве. Она та же, что в Африке, что в Беларуси. Церковь святая, так как её создал Бог. Но она стремящаяся к совершенству, так как в неё входят люди со своими страстями. Церковь не управляется человеком. Во главе стоит Христос. Но она в земной своей деятельности руководствуется соборным мнением многих, а не одного. Церковь создана Господом, Который поручил её своим ученикам святым апостолам. Они оберегали её подлинность через своё преемство. И это преемство принадлежит епископам и по сей день.
10 тезис Исповедую едино крещение во оставление грехов. (Признаю одно Крещение для прощения грехов) Как одна Церковь, так и одно крещение. Потому что крещением мы входим в общество христиан. Крещение одно, так как не совершается дважды над одним и тем же. Оно единственное, поскольку через него подаётся очищение грехов, в том числе того греха, который есть в нас при зачатии и рождении. Это грех, переданный нам по наследству, как болезнь, ещё от Адама и Евы.
11 тезис Чаю воскресения мертвых (Ожидаю воскресения мёртвых) Верю в то, что будем воскрешены Христом и телом, и душой. И ожидаю этого.
12 тезис и жизни будущаго века. Аминь. (и жизни будущего века. Аминь) Ожидаю и жизни достойной с Богом после всеобщего воскрешения всех людей.
Вывод «злого» батюшки Символу веры больше 1630 лет. Как и тогда, его произносят всем миром за литургией, как и тогда, его читают и малыши, и старики в общей домашней молитве. И это радует. Радует, что у нас, христиан, есть возможность прикоснуться к столь богатой истории. Истории полной перипетий. Истории откровения Бога человеку.
Произнося слова Символа веры, пропуская их через своё сознание, мы становимся реальными соучастниками событий того далёкого времени, когда быть православным означало: быть готовым пострадать даже телесно за Христа.
Сама мысль о том, что текст с его неискажённым смыслом дошёл до нас – поколения-техногенов – порождает ощущение причастности к чему-то важному. И поэтому нам надо знать Символ веры.
Кто-то скажет: «Вы, батюшка, злой и бессострадательный, мучаете нас зубрёжкой. Ну, разве мы станем после этого верить лучше, чем до того? Разве мы сможем познать Христа, зная наизусть слова Символа веры?»
Нет, конечно. Не всякий крёстный после крещения начнёт жить по-другому. Более того, через месяц после крещения многие, к сожалению, перестанут даже вспоминать о том, в чём поклялись Богу. Это произойдёт у каждого по разным причинам. Кого-то жизнь затянет, как колесо сансары, а кто-то просто станет лениться. Часто бывает, что став крёстными, мы временно притворяемся, впадаем, как в замедленном кадре боевика, в сладкое чувство самообмана: будто мы и впрямь так и поступим, как поклялись. Так может, не стоит себя обманывать? Может до того, как принять приглашение быть крёстным, стоит заглянуть к себе в душу? Задать себе прямые вопросы, не ждущие самооправдывающих ответов типа «Да нет, я ведь не виноват, это всё мои предки, это они меня так воспитали», «Разве мог я знать», «Да что там сложного, я справлюсь», «Ну, подумаешь, кто там потом узнает». Может, стоит увидеть себя, какой ты есть без маски и прикрас? Может, стоит на чистоту?
Вообще честность никто не отменял. Если не с другим, то с самим собой не уж-то сложно остаться искренним? Или всё-таки мной кто-то завладел и теперь не даёт мне признаться, кто я?
И вот в таком контексте, когда мы-то и самих себя не знаем, призыв «злого» батюшки зазубрить важнейший текст Веры, чтобы хоть как-то напрячь «внутреннего меня», очень часто воспринимается в штыки. И тут уж даже у Господа нет никаких шансов стать лучше в глазах разъярённого крёстного. Потому «злым» в глазах будущих крёстных становится батюшка. Но, дорогие мои, я «злой» не потому, что зло во мне, а потому, что хочу научить верить не вслепую, хочу открыть глаза тем, кто привык жить в густом тумане сладкого самообмана. [1] Речь идет о крещении детей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|