Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

С. Проведение аудита (обследования) авиационного производства

Обследование авиационного производства

 

А. Предварительный аудит

 

1. Предварительный аудит проводится на предприятии Изготовителя, как правило, в том случае, если он ранее не осуществлял изготовление воздушных судов, двигателей, воздушных винтов и компонентов гражданской АТ и должен быть завершен к моменту приемки НИ первого изделия.

 

2. Предварительный аудит проводится в порядке, приведенном в разделе c.(2) настоящей главы.

По поручению АР МАК предварительный аудит может быть проведен аккредитованным сертификационным центром. При этом АР МАК утверждает программу проверки и состав комиссии.

Программа проверки, а также порядок ее формирования и утверждения приведен в Приложении № І-16.

 

3. Комплексное заключение по результатам предварительного аудита должно содержать конкретные указания по доведению производства до уровня, соответствующего требованиям АП-21 (F или G) и определение возможности выдачи одобрения производства.

 

B. Основной аудит

 

1. Основной аудит производства изделия АТ должен быть завершен не позднее 6 месяцев после выдачи АР МАК сертификата типа.

Основной аудит во всех случаях проводится непосредственно АР МАК. Порядок проведения основного аудита приведен в разделе с.(2) настоящей главы.

 

2. Комплексное заключение по результатам основного аудита должно содержать общую оценку соответствия производства изделия АТ требованиям АП-21(F или G) и определение возможности выдачи Изготовителю соответствующего документа об одобрении производства.

 

3. Выдача по результатам основного аудита Разрешения на производство при наличии сертификата типа, Свидетельства об одобрении или Сертификата производства означает соответствие производства требованиям Авиационных правил и одобрение АР МАК представленной системы контроля производства или системы качества, описанных в Руководстве по качеству, действующем на момент аудита.

 

с. Проведение аудита (обследования) авиационного производства

1. Порядок подготовки к аудиту.

 

1.1 Поступление Заявки регистрируется АР МАК и служит официальным основанием для начала работ по сертификации производства. После анализа представленных заявителем материалов и определения возможности проведения работ по сертификации производства, АР МАК сообщает свое решение официальным письмом в адрес Изготовителя.

Типовая форма письма, подтверждающего принятие Заявки, приведена в Приложении I-3.

1.2. Основные этапы и сроки выполнения аудита определяются Авиарегистром МАК и сообщаются Заявителю или Держателю документа об одобрении производства.

1.3. В случае, если объекты и процедуры оценки стандартных условий соответствия для конкретного производства будут отличаться от типовых, приведенных в Приложении II, Руководителем службы сертификации АР МАК утверждается Программа обследования производства (см. Приложение І-16).

1.4. Состав комиссии по проведению проверки производства утверждается по форме Приложения I-4 Руководителем службы Сертификации производства АР МАК.

В состав комиссии могут входить:

- сотрудники АР МАК;

- представители Независимой Инспекции на проверяемом предприятии;

- эксперты-аудиторы, назначенные АР МАК.

Председателем комиссии может быть сотрудник АР МАК или в случае проведения предварительного аудита - уполномоченный эксперт-аудитор АР МАК. В последнем случае председатель назначается по представлению начальника отдела сертификации производства АР МАК и утверждается Руководителем службы сертификации производства АР МАК из числа аттестованных экспертов-аудиторов.

Заместителем Председателя комиссии назначается, как правило, Руководитель Независимой инспекции на обследуемом предприятии.

1.5. Общие требования к экспертам – аудиторам.

Специалисты, проводящие сертификацию производства, должны отвечать следующим требованиям:

1. Образование, опыт работы, обучение и опыт проведения аудита

а) высшее техническое образование должно быть завершенным, позволяющим овладеть знаниями и навыками в области деятельности;

b) практический опыт работы должен быть не менее 5 лет в технической сфере, сфере управления или в профессиональной области, включая опыт принятия решений, разрешения проблем и обмена информацией с другим управленческим или специальным персоналом, сотрудниками того же уровня, потребителями и/или другими заинтересованными сторонами;

c) курс обучения в самой организации или в специализированной организации должен обеспечивать развитие знаний и навыков в области деятельности;

d) опыт проведения аудитов (2 ÷ 4) должен быть приобретен под руководством аудитора, который компетентен в качестве руководителя аудиторской группы в этой области.

2. Личные качества

Кандидат должен обладать такими качествами как: самостоятельность, способность к анализу, выдержанность, принципиальность, способность к общению, способность выслушать собеседника, доброжелательность, тактичность, объективность, ответственность, принципиальность, способность реалистично оценивать ситуацию и факты, четко излагать мысли устно и письменно, уметь работать в «команде».

3. Знания и навыки

Компетентность кандидата в области деятельности должна подтверждаться подготовкой по программам, утвержденным для соответствующих направлений деятельности, и включающим в том числе:

- правовые основы сертификации;

- процедуры сертификации;

- планирование, организацию и документы по проведению аудитов.

4. Поддержание и повышение компетентности

Каждый специалист должен заботиться о постоянном росте профессиональной подготовки посредством регулярного участия в проверках, самостоятельного изучения новых материалов в области сертификации, участие в семинарах и конференциях, прохождения курсов повышения квалификации, участия в разработке нормативных документов системы сертификации и пр.

1.6. Ответственность членов комиссии

а) Председатель комиссии несет ответственность за:

- подбор членов комиссии;

- ознакомление Заявителя с составом комиссии и программой работы;

- проведение постановочного, рабочего и заключительного совещаний;

- отбор поставщиков для оценки;

- проверки правильности оформления экспертами-аудиторами протоколов оценки стандартных условий соответствия с перечнями несоответствий к ним, обнаруженных в процессе проверки, и передачу их Заявителю;

- анализ обнаруженных несоответствий и необходимых корректирующих действий;

- подготовка проекта Комплексного заключения по результатам аудита;

- подготовка проекта Решения Президиума Авиарегистра МАК о возможности выдачи документов (продления действия) об одобрении производства.

b) Члены комиссии несут ответственность:

- за объективную оценку производства Заявителя по конкретным элементам стандартных условий соответствия;

- оформление протоколов оценки стандартных условий соответствия с перечнями несоответствий к ним, обнаруженных в процессе проверки;

- согласование корректирующих действий, представленных Заявителем в плане Мероприятий по результатам аудита, в части проверенных ими условий соответствия.

1.7. К моменту начала аудита предприятие должно представить комиссии АР МАК заполненную Анкету по самооценке системы качества по форме Приложения I-5. Вопросами Анкеты являются стандартные условия соответствия, приведенные в Приложении II. При проведении аудита заполненная Анкета рассматривается членами комиссии, как официальная декларация предприятия о том, каким документом (или документами) регламентируется каждая из рассматриваемых процедур системы качества.

 

2.Порядок проведения аудита.

 

2.1. Собственно аудит (обследование) производства предприятия проводится комиссией АР МАК по следующим 11 элементам стандартных условий соответствия:

(1). Организация управления и ответственность.

(2). Управление проектными данными.

(3). Гарантия качества программного обеспечения.

(4). Производственные и специальные процессы.

(5). Определение летной годности. (Определение годности к эксплуатации).

(6). Средства измерения, метрологическое обеспечение производства.

(7). Испытания.

(8). Неразрушающий контроль.

(9). Работа с поставщиками. Обеспечение качества поставляемых материалов, полуфабрикатов, частей и комплектующих изделий.

(10). Действия с продукцией с несоответствиями.

(11). Получение, обращение, хранение и транспортировка материалов, КИ, деталей, составных частей и изделий АТ.

2.2. По результатам обследования члены комиссии АР МАК готовят перечни выявленных несоответствий и заключения о соответствии, которые оформляются в виде протоколов оценки по каждому из элементов (Приложение I-6). Протоколы оценки каждого элемента стандартных условий соответствия приведены в Приложении III. При этом проверке подлежит:

- регламентирующая документация по каждой процедуре;

- закрепление ответственности за выполнение процедуры;

- фактическое выполнение.

Как один из методов проверки реализации процедур обеспечения качества, выборочно проверяется качество изготовления элементов конструкции. Обязательному обследованию подлежит изготовление особо ответственных элементов конструкции.

2.3. Для объективной и полной оценки соответствия объектов и процедур производства применяются стандартные условия соответствия, приведенные в
Приложении II. Эксперт фиксирует соответствие каждого объекта и процедуры производства только при выполнении всех стандартных условий соответствия, применимых для оценки. В случае невозможности оценки объекта и/или процедуры, эксперт (по согласованию с председателем комиссии) может не оценивать его или заменить на более приемлемый с внесением изменений в протокол оценки элемента.

2.4. В случае выявления в ходе проверки несоответствий, они, после обсуждения на рабочих совещаниях (п. 2.6.), заносятся в Перечни несоответствий, прикладываемые к Протоколам оценки каждого элемента стандартных условий соответствия. Форма Перечня приведена в Приложении I-7.

2.5. Все выявленные в ходе аудита несоответствия подлежат классификации с указанием в Перечне несоответствий в графе 3 формы Приложения I-7 их класса, т.е. группы важности. При этом:

- Класс "1" имеют несоответствия, не позволяющие достаточно полно обеспечить летную годность изделий или их соответствие типовой конструкции и требованиям АП.

- Класс "2" имеют несоответствия, не связанные непосредственно с летной годностью изделий, но представляющие собой систематические отклонения от установленных процедур, или приводящие в сочетании с отклонениями в других процедурах к несоответствиям класса "1".

- Класс "3" имеют несоответствия, не относящиеся к 1 и 2 классам.

Класс выявленных несоответствий проставляется экспертом в Перечне несоответствий после обсуждения с председателем комиссии на рабочем совещании. Отнесение выявленных несоответствий к определенному классу в перечнях несоответствий является предварительным и может быть скорректировано после рассмотрения материалов аудита в Авиарегистре МАК.

2.6. В ходе аудита проводятся рабочие совещания:

а) Совместные - Комиссии АР МАК и представителей предприятия:

- постановочное совещание, на котором члены комиссии АР МАК знакомятся с руководителями и техническими специалистами предприятия, с представителями предприятия, уполномоченными на сопровождение работы комиссии, доводят до представителей предприятия схему и рабочий график работ, распределение обязанностей внутри комиссии;

- рабочие совещания - в конце рабочего дня члены комиссии в присутствии заинтересованных представителей предприятия, сообщают о том, какие объекты они проверили и какие выявили несоответствия. Представители предприятия, в случае несогласия с оценкой эксперта, обязаны предоставить дополнительную информацию по выявленным несоответствиям;

- заключительное совещание, на котором председатель и члены комиссии доводят до сведения руководства и специалистов предприятия итоги проверки, классификацию выявленных несоответствий и, при необходимости, совместно с представителями предприятия обсуждают пути и сроки устранения выявленных несоответствий.

b) Совещания членов комиссии АР МАК и представителей Независимой инспекции по обсуждению промежуточных результатов проверки, классификации выявленных несоответствий, организации взаимодействия внутри комиссии, формированию выводов и т.д.

 

 

3. Оформление результатов обследования производства.

 

3.1. Все выявленные в ходе аудита несоответствия (классифицируемые по п.2.5.) разделяются на группы:

а) При проведении предварительного и/или первичного основного аудита:

1) несоответствия класса "1" и "2", препятствующие выдаче Документа АР МАК об одобрении производства;

2) несоответствия класса "3", которые должны быть устранены в целях совершенствования системы качества предприятия в согласованные с Авиарегистром МАК сроки.

b) При проведении аудита с целью продления действия (или при проведении внеплановых аудитов) ранее выданного Документа об одобрении производства:

1) несоответствия класса "1", препятствующие выдаче Документа АР МАК об одобрении производства;

2) несоответствия класса "2", не препятствующие выдаче Документа Авиационного Регистра, но требующие устранения в согласованные с Авиарегистром МАК сроки (не более 6 месяцев);

3) несоответствия класса "3", которые не требуют незамедлительных действий, но должны быть устранены в целях совершенствования системы качества предприятия в согласованные с Авиарегистром МАК сроки.

3.2. Все несоответствия, выявленные в ходе проверки, после их классификации направляются руководителю предприятия официальным письмом за подписью Руководителя службы сертификации производства АР МАК.

Типовая форма письма приведена в Приложении I-8.

На основании письма АР МАК предприятие составляет Мероприятия по устранению несоответствий, не препятствующих выдаче (продлению действия) документа по одобрению производства, по форме Приложения I-9 с указанием причин выявленных несоответствий и мер по их устранению. Мероприятия подлежат согласованию с руководителем Независимой инспекции на предприятии, после чего направляются на одобрение в АР МАК.

3.3. Мероприятия по устранению несоответствий должны быть представлены в АР МАК в течение 30 дней после получения письма по форме Приложения I-8.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...