Спорткомплекс, «домики» и «гнездышки»
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Начинал я 23 года назад с книги Б.П. и Л.А. Никитиных «Мы и наши дети». Описанные там принципы естественного развития уже тогда показались мне столь очевидными, что даже не возникло сомнений в их правильности. Мы с женой не стали фанатами методов Никитиных, но извлекли многие полезные вещи. Для детей и взрослых нормально ходить дома босиком. Одежда ребенка в квартире вполне может быть сведена к минимуму – у постоянно двигающихся ребятишек особый режим терморегуляции. Обязательно нужен спортивный комплекс (желательно достаточно большой). Уместны закаливающие мероприятия (в разумных дозировках). На полу нужны маты для кувыркания. Еда может быть незатейливой (но должна быть достаточно питательной). Спать вполне можно на полу, укладывая на ночь матрасы. Запрещать надо по минимуму – только то, что нельзя не запретить. Познакомился я и с книгой Б.П.Никитина «Развивающие игры». Она стала для меня отправной точкой в собственных исследованиях, хотя сами игры Бориса Павловича не вызвали у меня и у моих детей особого энтузиазма. Мы их немного использовали, но весьма скоро я от них перешел к другим концепциям, которые развивал сам. А вот позиция родителя-исследователя оказалась мне очень близка. Развивающую среду для своих детей я начал оборудовать с того, что разломал диван, на котором спал, и сделал из его материи и бывшей внутри ваты толстый и большой мат. Сей эпизод произошел еще до женитьбы, но сейчас я расцениваю его как один из первых шагов в подготовке к появлению детей. Разобрал я и старый пузатый низкий шкаф, а вместо него построил высокий и занимающий мало места. Наша студенческая группа собрала нам денег по случаю рождения старшей дочки Алены – и мы купили шведскую стенку. Затем удалось купить большой спортивный комплекс на шести стойках (один из первых, которые начали производить). Да еще две здоровые трубы посчастливилось найти на свалке недалеко от дома – их я очистил, покрасил и приспособил в одну систему со шведской стенкой и купленным спорткомплексом.
Постепенно трансформировались и остальные компоненты пространства квартиры. На стенах стали появляться фотографии из журналов со всякими симпатичными зверюшками, цветами, видами гор… Знакомые отдали нам старинное пианино, которое внесло свой особый шарм. Везде появились детские игрушки и одежда, горшки и пеленки. Тогда мы еще жили вместе с моими родителями (они – в большой комнате, а мы – в маленькой). Рациональное использование пространства было важным. Я разобрал свой письменный стол и сделал у стены откидной стол на основе чертежной доски – на нем было удобно гладить. А моей маме поручили шить чехлы на большие толстые и плоские куски поролона – чтобы укладывать под спорткомплексом для страховки. Скажу сразу: я лазал по нашему спорткомплексу вместе со своими детьми. Мне это очень нравилось! В детстве я не удовлетворил в полной мере потребность полазать, хотя и забирался на все возможные предметы мебели, а летом – на крыши, на деревья, на скалы. Помню, что лет в десять я очень гордился личным рекордом в лазании по периметру своей комнаты. С дивана я «переезжал» на двери, потом – по креслу и по письменному столу, затем – по подоконнику, оттуда – на шкаф, с которого прыгал на кровать, а с нее перелезал на диван, завершая круг. Одиннадцать секунд! Я рос довольно хилым ребенком. Но в старших классах и в институте стал много заниматься спортом (плавание, борьба, футбол, бег). И хотя особых успехов не достиг, вкус к разнообразному движению развил в себе основательно. А что может быть естественней для человека, чем лазание и всякая гимнастика?! Разве что ходьба и бег. Но вот мой старший сын Тимоша полез по шведской стенке раньше, чем начал ходить без опоры.
Словом, я с удовольствием составлял компанию своим детям на спорткомплексе: лазал, подтягивался, кувыркался на перекладине, отжимался на кольцах, съезжал с горки, висел, раскачивался, прыгал… Разумеется, внимательно следил, чтобы случайно не задеть кого-нибудь мелкого. Приходилось приспосабливаться и к размерам сооружения – оно все же рассчитано на детишек. Когда взрослый является не сторонним наблюдателем детских игр, а их непосредственным участником, то это работает. Тут и личный пример, и общая включенность в процесс, и внимание ко всем нюансам детских занятий, и психологический настрой, и вся атмосфера в семье… И начинаешь все лучше и лучше понимать и чувствовать, что и как следует изменить, дополнить, усовершенствовать в детской развивающей среде. Постепенно мое отношение к нашей квартире перестроилось. В очень существенной степени она сделалась для нас единым лазательно-бегательно-кувыркательным пространством. Именно пространством, а не просо набором отдельных спортивных приспособлений! Помню, 20 лет назад изобретатель спортивных комплексов Скрипалев так и объяснял по телевизору: важно не просто установить в квартире несколько снарядов, а создать из них единое лазательное пространство со множеством маршрутов и комбинаций, с почти безграничным количеством вариантов движения. Достаточно скоро я начал осознавать принцип безграничности возможностей как некую концепцию. И стал ориентироваться на него, организуя развивающую среду. В домашнем физическом развитии (особенно дошкольников) существует принципиальное отличие от спортивной секции. Вот мои сыновья до школы около года занимались спортивной гимнастикой. Там их учили все более и более качественно выполнять конкретные упражнения. Безусловно, это хороший путь развития. Но он более характерен для взрослого мира. А дома можно строить развитие, просто предоставляя ребенку простор возможностей. Это вариант детского мира. Я не стремился к каким-то особо высоким показателям физической тренированности у своих детей. Я ориентировался на их интерес, на общую сбалансированность развития, на нормальный уровень физических возможностей.
Когда мои родители переехали в другую квартиру, наш домашний стадион расширился. Во второй комнате легко было делать большое кувыркательное пространство. Тут же мы боролись, играли в мяч, кидались подушками. Оснащение спортивного комплекса менялось по мере взросления детей и просто ради разнообразия. Самое страшное, что я сделал – это длинная резиновая лиана, сплетенная из пяти эспандеров и прикрепленная за оба конца к трубе под потолком. На этих качелях мои дети раскачивались с ужасающей амплитудой – от стены почти до окна. Я с внутренним трепетом следил за столь лихими полетами, но был не в силах лишить детишек такой радости. Качели, веревочные лестницы, разнообразные канаты (в основном мы их плели сами из толстых веревок), трапеции, кольца, боксерские груши – все вешалось на какое-то время, а потом убиралось или перевешивалось. Горка у нас тоже съемная – ее легко ставить, цепляя к шведской стенке всего двумя крючьями. Последнее радикально обновление нашего домашнего лазательного пространства произошло, когда все трое моих младших детей занялись скалолазанием. Тиме тогда было 14 лет, Коле – 13 лет, а Маше – 8 лет. Занятий на скалодроме в секции им показалось мало. Испросив у меня разрешение, ребята набрали на антресолях подходящих дощечек и большими гвоздями приколотили их к стенам в маленькой комнате и в коридоре. Получился домашний скалодром. Используя дощечки-зацепки на стенах и дверные косяки, Маша до сих пор легко и изящно совершает путешествие со спорткомплекса в комнате через коридор до кухни, не касаясь пола. Обычно этот номер она демонстрирует впервые пришедшим в наш дом гостям. На всех производит сильное впечатление. Особенно на детей, которые тут же пытаются лезть на стенку. Огромное преимущество домашнего спорткомплекса заключается в том, что на нем ребенок тренируется понемногу весь день. Это очень удобно. И дает хорошие результаты. И всегда есть на что переключиться от умственных занятий, где удовлетворить свою потребность в движении.
Но спорткомплекс – он не только для лазания. С помощью веревок, одеял и больших тряпок, а также поролоновых подушек на его основе можно строить разнообразные «домики» и «палатки» – иногда даже «многокомнатные» и «многоэтажные». Я всегда с большим пониманием относился к таким стройкам и часто помогал ребятам крепить веревки, а потом их развязывать и снимать. Вообще потребность делать «домики» у маленьких (да и не очень маленьких) детей весьма велика. Тут нечто фундаментальное. В квартире очень легко создать условия для таких игр. Помню, одно время важным элементом нашей развивающей среды была большая картонная коробка из-под холодильника. Тима и Коля использовали ее и как дом, и для пролезания насквозь, и как игровой автомат (один сидел внутри и общался с другим через маленькое окошечко)… Я с полным уважением относился к такой ситуации, когда Маша обустраивала себе «домик» в шкафу, устилая дно старыми шубами и мягкими одеялами и ставя в уголок настольную лампу. Часть вещей из шкафа приходилось временно удалять. Но что ж поделаешь! А еще приходилось напоминать дочке периодически проветривать «домик» – в шкафу ведь места мало и быстро делается душно. А был и такой период, когда девятилетняя Маша и жившая у нас в то время ее восьмилетняя подружка перегородили всю маленькую комнату на множество «домиков», «комнаток» и переходов между ними. Целый месяц зайти в комнату было трудно! Но сыновья в тот период путешествовали на лодках по Вуоксе, а я терпел, понимая важность такого дела для развития девчонок. Они и играли, и читали, и ели, и даже спали там. Вот бы мне в детстве кто так разрешил! Что от меня требовалось? Почти ничего. Главное – не мешать детям строить «домики». Ну и старался, чтобы у них под рукой всегда были необходимые материалы: большие поролоновые подушки, байковые одеяла, большие тряпки, веревки, палки. Вовсе не обязательно строить такой «домик» надолго. А иногда вообще можно просто воспользоваться моментом. Например, разбираю я антресоли в кладовке. Снял все вещи и вижу: надо детишек звать! Ведь так интересно забраться на антресоли! А еще можно затащить туда одела и подушки. И всем там сидеть! И даже еду какую-нибудь туда можно аккуратно взять. По-моему, ничего страшного не случится, если вещи с антресолей несколько дней постоят в сторонке. Зато дети получат прекрасные впечатления, смогут поиграть в необычных для них условиях. Сколько радости, сколько пользы! А когда интерес к антресолям ослабнет, можно будет и вещи туда загрузить.
Подобные возможности возникают довольно часто. Надо их лишь замечать и видеть глазами ребенка. Вот недавно был в гостях у друзей, которые делали ремонт. В комнате лежал свернутый матрас. И две маленькие девочки (5 лет и 2 года) с восторгом лазали сквозь «трубу» (или «тоннель»?) из этого матраса. А я сидел рядом, наблюдал и удивлялся: такое ведь простое приспособление, а я в свое время не догадался! Надо только не мешать детишкам да чуть-чуть помочь, если кроха застрянет в таком длинном для нее «тоннеле» и расхнычется. Делов-то! Знаете, я очень люблю порядок. Но с тех пор, как стали рождаться дети, порядка в моем доме нет почти совсем. Сейчас вот только немного появляется. Но что такое порядок для ребенка? Игрушки, подушки, мячики, одеяла, книжки… – все везде разложено. Убрать в ящик? Не напасешься ящиков. Да и скучно. Конечно, некоторые меры по наведению порядка папа принимает, кое-что от детишек требует. Но в целом с отсутствием порядка мне пришлось смириться на многие годы. Недавно Маша мне сказала, сравнивая наш интерьер с интерьером знакомых: «У нас дома зато никогда не скучно». Действительно, в аккуратно прибранной по-взрослому квартире ребенку очень скоро делается невыносимо скучно. И хотя, казалось бы, вариантов возможных занятий не так уж мало (с точки зрения взрослого), чадо пребывает в состоянии, которое формулируется словами «нечем заняться». Я и из своего детства такое помню. Вариацией темы «домика» являются всяческие «гнездышки» (из одеял, подушек, мягких игрушек). Например, на шкафу. Или просто на мате. Помню, маленькие Тима и Коля строили такое «гнездо» и залезали в него, завернувшись в белые пеленки. Я должен был осторожно присаживаться сверху, изображая, что высиживаю яйца. Через какое-то время «птенчики» с писком «вылуплялись». Я носил им еду – совершенно реальную, но называемую по-другому. Изюм, кусочки хлеба, орешки превращались в «червячков», «зернышки», «семечки». Затем мы учились «летать» – бегали по комнате и размахивали руками. А Машенька до сих пор любит сооружать на своей постели большое уютное «гнездышко», обложившись пледами и многочисленными мягкими игрушками. Я вижу, что это помогает ей в плане душевного комфорта, служит хорошей психологической опорой для учебных занятий, позволяет более качественно отдохнуть. Заодно хочется тут вспомнить о такой универсальной развивающей игре, как прятки. Детям нужны места, где они могли бы спрятаться. Здесь тоже что-то фундаментальное, какая-то глубинная потребность. Я следил, чтобы в нашей квартире для игр в прятки были подходящие условия. Мечтая, я представлял себе большой зал, специально оборудованный для подобных игр: всякие домики, ширмы, занавески, потайные полки, низкие скамейки, тумбы… А что касается лазания, то мне давно мечтается: начнут когда-нибудь делать большие спорткомплексы для взрослых и детей – типа аттракциона или тренировочного зала. Даже сон однажды приснился: школьный спортивный зал оборудован весь как единое лазательное пространство: стойки, перекладины, сетки, канаты, особые изогнутые трубы (типа веток на деревьях), лесенки (обычные и веревочные, вертикальные и наклонные), горки… Много ярусов, много всего интересного… И я там лазаю! Так здорово! Может, это работают глубинные инстинкты, доставшиеся нам в наследство от обезьяньих предков? Не знаю. Но почему бы не помечтать?
Интеллектуальное развитие
В целом я не делал акцента на специальных интеллектуальных занятиях. Полчасика в день под настроение – вот и все. Я вообще совсем не фанат «раннего развития». Куда спешить? В детстве есть масса вещей, которые ребенку нужно прожить, прочувствовать – просто чтобы ему было радостно, чтобы насытить естественную жажду познания мира через ощущение, через движение, через игру. Я ориентировался на простой принцип: для правильного интеллектуального развития необходимы разнообразные формы тренировки интеллекта. Можно использовать одни развивающие игры или другие, одну форму учебных занятий или другую, одни книги или другие… Это точно так же, как и в физическом развитии: нужны разнообразные формы движения. Кто-то растет у моря и много плавает. Кто-то живет в городе и лазает по спорткомплексу. Кто-то ходит в секцию борьбы… Не так уж важна конкретная форма, а важно общее построение нагрузок. И очень важно участие взрослого. Я довольно много играл со своими детьми в развивающие игры: никитинские, свои, другие. А также проводил небольшие учебные занятия (еще в раннем дошкольном возрасте) – учил ребят читать, считать, писать, чертить, измерять, понимать чертежи, различать геометрические фигуры… Кроме того, мы использовали всяческие конструкторы, мозаики, настольные игры… Мои развивающие игры и учебные пособия размещены на моем сайте «Папа Карп» (www.papakarp.ru) – вместе с достаточно подробными комментариями по использованию. Здесь же упомяну о двух других домашних находках. Вот, например, большой ящик с деревянными кирпичиками (1,5х3х6 см) и комплиментарными к ним более длинными брусками (1,5х3х12 см и 1,5х3х18 см). Мой отчим сделал их на заводе. К кирпичикам и брускам (которых было очень много) мы добавили несколько кусков оргалита (крышки от посылочных ящиков) и некоторое количество брусков большего размера. Получился универсальный строительный набор. Из него мы сооружали большие пирамиды, высокие башни, запутанные лабиринты, дворцы со множеством помещений, городские поселения за крепостной стеной… Ключевым фактором было именно то, что кирпичиков и брусков было очень много, и то, что они были комплиментарны по размерам. А вот другая любимая игра. Взял я как-то раз здоровенный лист синей бумаги (размером с ватманский) и решил, что тут будет море. Нарисовал участки суши с заливами, бухтами, полуостровами. Сделал и узкие проливы, и острова, и торчащие из воды рифы. В море плавали киты, акулы, осьминоги, медузы, рыбы. На суше стояли дома и росли деревья. У берегов были пристани. Из пенопласта и бумаги я соорудил несколько корабликов, маяк и еще что-то (уж не помню что). Знаете, как всем нам было интересно играть! Как мы понимаем, развитие интеллекта происходит не только во время специальных занятий, а в ходе всего процесса жизни: через общение, через чтение, через прогулки, через самые разные игры… Я придерживался именно такой позиции. И в то же время тщательно продумывал и организовывал развивающую среду с точки зрения интеллектуального аспекта формирования личности. Полочки с играми, учебные пособия на стенах (рисовал сам), расположение всех конструкторов и мозаик в доступных для детишек местах, достаточное количество познавательных книжек… И еще папа, который в любой момент готов подхватить интерес ребят и что-то объяснить, подсказать, предложить занятие, вместе поиграть…
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|