Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сведения о руководителе и участниках




№ п/п Фамилия, Имя, Отчество Туристическая подготовка Обязанности в группе, средство сплава
1. Фёдорова Мария Владимировна Шавла-Аргут-Катунь(5У), Худес-Кубань(4Р), Тохмайоки – Уксунйоки(3Р), Кереть(2Р) руководитель, К2 «Светофор»
2. Фёдоров Николай Васильевич Шавла-Аргут-Катунь(5У), Худес-Кубань(4У), Тохмайоки – Уксунйоки(3У), Кереть(2У) завхоз, капитан К6, «Пингвин»
3. Андреева Александра Владимировна Ладожские шхеры (1У) Матрос, К6 «Пингвин»
4. Яковлева Галина Викторовна Кереть(2У) Медсестра, матрос, К2 «Светофор»
5. Митькина Юлия Александровна ПВД Матрос, К6 «Пигвин»
6. Митькина Татьяна Александровна ПВД Матрос, К6 «Пигвин»
7. Григорьев Дмитрий Владимирович ПВД Оператор, матрос, К6 «Пигвин»
8. Друговина Дмитрий Витальевич Кутсайоки – Тунтсайоки (3У) Матрос, К4 «Драйв»
9. Курзин Игорь Владимирович Ладожские шхеры (н/к) Матрос, К4 «Драйв»
  Павлов Ярослав Анатольевич ПВД Матрос, К4 «Драйв»
11. Мысь Виктор Александрович ПВД Капитан, К4 «Драйв»
12. Ефремова Елена Борисовна ПВД Матрос, К6 «Пигвин»

II. Содержание отчёта

1. Варианты подъезда и отъезда, аварийные выходы с маршрута, его запасные варианты

Подъехать к началу маршрута – к мостам на истоке р. Винча из озера Тикшеозера – можно только на полноприводном автотранспорте типа УАЗ. Подъезд удобнее всего с ж/д станции Чупа (Мурманская ветка). В 2007 году заброска на Винчу на группу в 12 человек обошлась нам в 5 тысяч рублей (2 УАЗа «буханка»). Выброска возможна также в Чупу по дороге, подходящей к Коккогубе. Дорога очень плохого качества, но УАЗ проезжает. Выброска за те же 2 УАЗа обошлась в 2007 в 7 тысяч рублей. По Нотозеру можно догрести до станции Княжая губа, но на катамаранах без паруса это нереально.

Аварийные выходы – к Собачьему падуну подходит грунтовка, по которой можно уехать на ст. Полярный круг или ст. Чупа. По ЛБ всего каскада от Собачьего падуна до порога Домашний идёт торная тропа обноса – всё вместе около 3 км. Мост над Собачьим падуном в рабочем состоянии.

График движения

Дни пути Дата Участок пути (от – до) Протяжённость в км Ходовое время Определяющие препятствия на участке
1 - 2 26.07 – 27.07. Санкт-Петербург – ст. Чупа (поезд), автозаброска, стапель - - -
  28.07 Мост через левую протоку истока р.Винчи – пор. «Собачий падун» 10 км 5 ч П3 – П4 – частичная проводка, «Ака-порог» - обнос моста + прохождение выходной шиверы, «Еловые пороги» - сходу, порог «Собачий падун» - обнос моста + прохождение второго слива сборным экипажем на К2
  29.07 Пор. «Собачий падун» - пор. «Домашний» 3 км Пор. «Большой падун» - обнос первой ступени, прохождение 2й-4й ступени, порог «Хариусный», порог «Домашний»
  30.07 Пор. «Домашний» - пор. «Каменный», полуднёвка, баня 8 км 4 ч 2 озера, обнос моста на заходе в пор. «Каменный», прохождение порога «Каменный»
  31.07 Пор. «Каменный» - губа Пудос 12 км 6 ч Пор. «Винча-порог» сходу, сильный встречный ветер и мощный ливень на выходе в Нотозеро
  01.08 Губа Пудос – устье р. Пудос, полуднёвка, баня 5 км 1,5 ч Встречный ветер в оз. Пудос
  02.08 Радиальный выход на Иванову гору 4 км в одну сторону 5 ч Подход по лесной, местами заболоченной тропе, крутой набор высоты по тропинке
  03.08 Устье реки Пудос – губа Коккогуба, антистапель 5 км 4 ч Встречный ветер на озере, волок из оз. Пудос в оз. Нотозеро
10 - 11 04.08 – 05.08 Автотранспорт до ст. Чупа, поезд ст. Чупа – Санкт-Петербург - - -

Температура воды на протяжении всего маршрута колебалась от 16 до 18 C.

Температура воздуха на протяжении всего маршрута колебалась от 16 до 22 C.

Каждый день были осадки, часто ливневые.

Техническое описание

(только ходовые дни)

День 1 – 28.07.

В своём истоке из Тикшеозера река Винча делится на 2 протоке большим островом. Грунтовая дорога от ст. Чупа пересекает р. Винча по 2 деревянным мостам, проходя по острову. У моста через правую протоку есть место для стапеля, но стоять там грязно и неудобно. Неплохая стоянка есть на острове у моста через левую протоку. Наша группа здесь ночевала и стапелилась.

Вообще, для сплава рекомендуется правая протока – она шире и глубже, но с нашей стоянки было ближе и удобнее стартовать в левую протоку. Для этого нам пришлось перенести катамараны через мост – по ЛБ за мостом удобное улово для старта. В нашу высокую воду извилистая левая протока со множеством низких травянистых островков, завалами и мелководными шиверами была вполне проходима. Пришлось частично провести гружёные катамараны через зубья в шивере П3. В сливе П4 на зубья сели только К4 и К6, лёгкий К2 прошёл без применения проводки.

Эти препятствия не требуют осмотра, их обнос вряд ли возможен из-за заросшего кустарником подболоченного берега.

На выходе из П4 – разлив. Крайняя левая протока – продолжение р. Винча, а направо уходит р. Пудос, перекрытая плотиной и непригодная для сплава.

В конце разлива видна скала на ПБ с нарисованной на ней буквой О. Это ориентир «Ака-порога». Порог начинается под полуразрушенным низким деревянным мостом, затем следует выходная шивера. По нашей воде проход под мостом в слив был невозможен, вода хлестала прямо через мост. Мы зачалились на ЛБ перед мостом и обнесли гружёные катамараны за мост, откуда стартовали в выходную шиверу.

Затем следует недлинный плёс и за ним короткий перекат. После переката ещё один недлинный, но широкий плёс. Дальше начинается череда шивер с приятным уклоном – так называемые «Еловые пороги». В шиверах даже по нашей высокой воде приходилось постоянно уходить от зубьев, К4 и К6 2 или 3 раза прибегли к короткой проводке. В основной струе в отдельных шиверах были заметные валы до 0,8 м. Самая интересная шивера – последняя. Она расположена на правом повороте, слева – ряжевая стенка и большой обливной камень. В нашу воду К4 и К6 прыгали через обливняк, К2 ушёл от навала вправо.

На ЛБ в конце шиверы есть отличная стоянка.

Затем следует короткий плёс (не более 1 км), в конце плёса видно сужение реки и деревянный низкий мост – это начало порога «Собачий падун». Чалка на ЛБ. По обоим берегам есть стоянки. К мосту подходит грунтовая дорога, которая может быть использована в качестве аварийного выхода. От «Собачьего падуна» до порога «Домашний» по ЛБ ведёт 3-х километровая тропа обноса. Обычно весь каскад обносят каркасные байдарки, так как большинство порогов каскада имеют каменистые неровные сливы, достаточно высокие, и могут быть крайне опасны для каркасных байдарок. При этом на надувных байдарках и каяках все пороги проходимы, за исключением первой ступени «Большого падуна». Каскад этих порогов является самым сложным местом на реке, поэтому наличие в начале участка аварийного выхода повышает привлекательность маршрута.

В наши сроки расстояние от поверхности воды до моста было около 20 см, поэтому первую ступень «Собачьего падуна» пришлось обнести. Вещи мы занесли на стоянку над порогом на ЛБ. Пустые К4 и К6 отнесли за второй слив порога к месту старта в выходную шиверу. Был произведён тщательный осмотр захода в порог из маленького улова у ЛБ прямо под первым сливом и основного слива порога. Слева 5 метровый слив осложнён ряжевой стенкой с торчащими из неё брёвнами. Струя более пологой левой части слива бьёт именно в брёвна. Справа слив более отвесный, струя по внешнему радиусу выносит на каменистую грядку. Наиболее безопасным показался вариант прохождения слива посередине – правым баллоном по обливному каменному карнизу, левым по пенному петуху. Под сливом – мелководная пенная подушка, уходить от которой следует влево, затем в выходной шивере нужно уйти вправо от левого прижима. Порог проходил наиболее опытный и слаженный экипаж на К2 «Светофор» - руководитель Фёдорова М. на правом баллоне и Фёдоров Н., заменивший матроса Яковлеву Г., на левом баллоне. Была выставлена катамаранная страховка ниже пенной подушки на заходе в выходную шиверу. На ПБ были отправлены 2 оператора, которые вызвали большой интерес у стоявшей там байдарочной группы турклуба «Горизонт». Некоторые туристы «Горизонта» присоединились к операторам и потом по Интернету даже поделились фотографиями, за что им отдельное спасибо.

К2 стартовал из маленького улова с ЛБ прямо из-под слива первой ступени, сделав траверс струи, экипаж зашёл в слив по задуманному плану. После слива К2 не смог полностью уйти от пенной подушки, но быстро с неё снялся и по основной струе прошёл выходную шиверу.

На ночёвку в этот день мы остались на стоянке ЛБ над «Собачьим падуном».

Вечером соседи с ПБ в благодарность за цирк угостили нашу группу свежее пойманным хариусом.

Фото 1 – К4 «Драйв» в П4

Фото 2 – К6 «Пингвин» в последнем «Еловом пороге»

Фото 3 - К2 «Светофор» на старте в «Собачий падун»

Фото 4 – К2 «Светофор» на заходе в основной слив «Собачьего падуна»

Фото 5 – К2 «Светофор» в основном сливе «Собачьего падуна»

Фото 6 – К2 «Светофор» в выходной шивере «Собачьего падуна»

День 2 – 29.07.

Погрузка вещей на катамараны, старт всех судов в выходную шиверу порога «Собачий падун».

После «Собачьего падуна» - короткий просматриваемый плёс и небольшой порожек, за которым необходимо зачалиться к ЛБ для осмотра и обноса первой ступени «Большого падуна». Слив «Большого падуна», высотой около 10 м, представляет собой длинный пенный свал, зажатый с двух сторон ряжевыми стенками. Из левой ряжевой стенки торчат брёвна. В принципе, эта ступень проходима, если брёвна будут закрыты водой, но только очень опытными экипажами.

Левая протока состоит из каскада мелководных водопадиков. В них можно замечательно искупаться после трудоёмкого обноса судов по тропе ЛБ, что мы и сделали. Катамараны пришлось протаскивали на ребре вертикально, вещи занесли отдельно от судов. Было решено стартовать на гружёных катамаранах из улова на ЛБ, фактически, из-под слива первой ступени перед ряжевой стенкой по ЛБ, траверсом уходя от прижима влево к ряжевой стенке. В слив второй ступени предполагалось заходить по центру, после слива требовался резкий уход вправо в основную струю выходной шиверы порога. Выходная шивера разделена на 2 части ряжевой стенкой, левая часть – мелководные разбои с завалами, правая более узкая, но и более глубокая часть – слалом с уходом от прижимов к завалам и зубьям.

Первым стартовал К2, теперь уже в составе Фёдорова М., Яковлева Г., экипаж ушёл от прижима к ряжу, но на входе во второй слив порога у Яковлевой Г. сломалось весло. Несмотря на аварию, К2 успешно преодолел выходную шиверу, доказав давно витающую среди водников теорию о том, что судно без гребцов лучше проходит пороги. После шиверы К2 с некоторым трудом зачалился к ЛБ.

Затем стартовал К4, экипаж не смог справиться с прижимом к ряжу, в результате чего левый баллон фактически проталкивал катамаран, цепляясь руками за брёвна ряжа, в бочке под вторым сливом правый носовой потерял весло. Выходная шивера была пройдена экипажем в рабочем порядке.

Получив сообщение о потере весла, руководитель Фёдорова М. произвела осмотр выходной шиверы и увидела тешку весла, вертикально торчащего в прижиме к зубу около ПБ. После совещания с капитаном К6 гребцов К6 пересадили так, чтобы Фёдорова оказалась на правой корме. Андрееву А. взяли пассажиром на палубу. В такой конфигурации К6 успешно ушёл от прижима к ряжу, прошёл второй слив, в выходной шивере капитан К6 заложил манёвр так, чтобы прижать правую корму к зубу, из-под которого торчало весло, в результате чего Фёдоровой удалось весло поймать.

За выходной шиверой следует короткий плёс, и пологим сливчиком на правом повороте начинается разгонная шивера порога «Хариусный». Чалка к ЛБ перед сливчиком. Струя круто поворачивает вправо и входит в основной слив порога – 4-х метровый пологий свал воды через обливняки с мощной, но проносной бочкой в конце. На входе в слив струя по внешнему радиусу выносит на каменную грядку по ПБ. Слева слив осложнён ряжевой стенкой, но прижима к ней нет. На выходе из порога – мелководная шивера.

Осматривать порог приходиться с островка с ряжем, левая протока мелководная, её можно перейти вброд.

После осмотра препятствия решили идти порог на гружёных катамаранах.

К2 на заходе в основной слив перестарался с уходом от ряжевой стенки и зацепил правым баллоном камень, в результате чего основная ступень слива и бочка были пройдены кормой.

К4 прошёл порог по намеченной линии.

К6 сел на зуб на заходе в основной слив порога, в процессе снятия с зуба К6 развернуло поперёк струи, капитан принял решение не бороться с крутящим моментом на заходе в слив и довернул судно, чтобы пройти порог кормой. В мелководной выходной шивере экипажу К6 пришлось прибегнуть к короткой проводке.

После короткого плёса начинается последний порог каскада «Домашний». Порог был пройден всеми экипажами походной колонной с координацией действий порациям (К2 прошёл первым и передал линию прохождения экипажам К4 и К6), так как из-за отсутствия подробных лоций на реке, было непонятно, где именно находится порог «Домашний».

Порог начинается шиверой на левом повороте, река делится на 2 протоки, проход в левую вдоль ЛБ через невысокий косой слив, на выходе – валы, затем небольшой участок быстротока на правом повороте, после которого река опять делится на 2 протоки, в правой протоке – основной слив, а левая представляет собой каскад мелководных сливчиков. Протоки разделены ряжевой стенкой. Основной слив пологий и узкий, бочка проносная. За порогом на ЛБ есть хорошая стоянка, на которой заканчивается тропа обноса каскада.

На ночёвку мы остановились на этой стоянке.

Фото 7 – Основной слив «Большого падуна»

Фото 8 – К2 «Светофор» на заходе во второй слив «Большого падуна»

Фото 9 – К4 «Драйв» на заходе во второй слив «Большого падуна»

Фото 10 – К6 «Пингвин» на заходе во второй слив «Большого падуна»

Фото 11 – К2 «Светофор» на заходе в порог «Хариусный»

Фото 12 – К2 «Светофор» в выходной шивере порога «Хариусный»

<

Фото 13 – К4 «Драйв» на заходе в порог «Хариусный»

Фото 14 – К6 «Пингвин» кормой заходит в порог «Хариусный»

Фото 15 – К6 «Пингвин» в пороге «Домашний»

День 3 – 30.07.

Пайозеро прошли быстро, на выходе в озеро Каменное проехали сходу без осмотра шиверу под названием «Тюри-порог». Проход по основной струе, валы небольшие, на выходе – низкий пологий слив с мини-бочкой. Озеро Каменное достаточно узкое, проходится легко. На выходе из озера – низкий деревянный мост, к которому подходит грунтовка. Судя по атласу Мурманской области, она соединяется с грунтовкой, подходящей к «Собачьему падуну». О её качестве у нас нет сведений, но катамаранной группе было бы идеально закончить маршрут именно здесь, потому что впереди только утомительная гребля по Нотозеру, являющемуся частью Княжегубского водохранилища.

Мы не рассчитывали на эту непроверенную дорогу и собирались выбрасываться из Коккогубы.

Чалка перед мостом к ПБ. По нашей высокой воде – обнос моста. Под мостом – невысокий слив, проходится в более низкую воду. За мостом - старт в шиверу под названием «Каменный порог». Шивера длинная около 300 – 400 м, имеет хороший уклон, высокие валы, справа берег скалистый обрывистый. Шиверу мы прошли походной колонной, все экипажи чётко ушли от прижимов и навалов на зубья. На ПБ в конце шиверы на берегу Челозера – хорошая стоянка с остатками бани. Здесь было решено устроить полуднёвку с баней. Пока топили баню, отрабатывали самосплав в выходной части шиверы.

Фото 16 – тренировка самосплава в выходной шивере пор. «Каменный»

Фото 17 – стоянка на пороге «Каменный» на выходе в Челозеро

День 4 – 31.07.

По Челозеру нужно было пройти всего 2 км, но шли мы медленно из-за встречного ветра. На выходе из Челозера прошли походной колонной по основной струе шиверу под названием «Винча-порог». Горка валами, не требующая осмотра для катамаранов.

Перед впадением в Нотозеро Винча сильно расширяется, течение не чувствуется, зато стал хорошо чувствоваться сильный встречный ветер. Решили, что гребля на К2 по водохранилищу – занятие не интересное, к тому же тормозит группу, поэтому К2 был привязан на буксир к К6, а экипаж сел рулевыми: Фёдорова на К6, Яковлева на К4. В Нотозере ветер был совсем немилосерден к нашей группе, поэтому продвигались мы крайне медленно. В губе Мантуаркши к ветру прибавился проливной дождь. Решили встать на стоянку на первом приличном месте. Таковое нашлось справа по ходу движения на одном из мысков в губе Пудос. До стоянки в устье реки Пудос мы уже не дотянули.

Фото 18 – до устья реки Пудос мы не дотянули

День 5 – 01.08.

Направление ветра меняться не собиралось, но оставшиеся пару километров до устья Пудоса нужно было прогрести. На воде нас застал сильный ливень. Подходя к устью Пудоса, мы заметили группу из нескольких байдарок, уходящую от стоянки на мысу ЛБ р. Пудос. Очень обрадовались, что вчера досюда не дошли – сегодня в нашем распоряжении была отличная стоянка с каменкой для бани. Отсюда также начинается тропа на Иванову гору, которую мы собирались посетить.

Разобрали К2, чтобы избавиться от буксира. На палубе его везти удобнее.

Дождь закончился. Решено устроить полуднёвку и баню.

День 6 – 02.08.

Отправились в радиальный выход на Иванову гору. ЛБ р. Пудос высокий, тропа идёт через лес, обходя небольшой разлив р. Пудос на выходе. По камням через мелководный порожек тропа переходит на ПБ р. Пудос и проходит через заболоченный участок. Затем начинается крутой набор высоты, тропа карабкается по лесистым склонам горы. Недалеко от вершины есть отворот на восток на смотровую площадку. Оттуда открывается потрясающий вид на водохранилище и сопки на горизонте. На вершине стоит триангуляционный знак, на знаке кем-то был повешен баннер с цитатой из Писания. С вершины - отличный вид на восток и на юг. На вершине нас застиг сильный порывистый ветер. На спуске в особенно крутых местах мокрой тропы приходилось двигаться по одному медленно и осторожно. Общее время подъёма и спуска составило около 5 часов. В итоге пройдено около 8 километров.

Фото 19 – подъём на Иванову гору

Фото 20 – на промежуточной смотровой площадке, вид на Нотозеро

Фото 21 – вид с вершины на юг.

Фото 22 – на вершине Ивановой горы

День 7 – 03.08.

Из озера Пудос в Нотозеро решили попасть с помощью волока длиной около 300 м. Волок находится в северо-восточной части озера, на прибрежных деревьях туристы оставили опознавательные знаки. Катамараны проносили разгруженными, часто приходилось переворачивать их на ребро. Тропа местами заболочена. К обеду были на стоянке около остатков деревянного причала в Коккогубе. Произвели антистапель, просушили катамараны.

Фото 23 – ночь в Коккогубе

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...