Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Проблемы регулирования рынка труда в Российской Федерации




В настоящее время рынок труда нуждается в государственном регули-ровании в большей мере, чем рынки других факторов производства.

Для России целенаправленное и эффективное государственное регулирование рынка труда становится все более настоятельной необходимостью. Государство должно быть гарантом обеспечения жизнедеятельности лиц наемного труда, выступать в роли главного «социального контролера», т.е. оно должно формулировать, определять и контролировать правила поведения и регулирования интересов партнеров на рынке труда.

В соответствии с действующим законодательством о занятости населения, государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободную избранную занятость. “Государственная политика Российской Федерации в области содействия занятости населения направлена на:

 

§ развитие людских ресурсов для труда;

§ обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

§ создание условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

§ поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

§ обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; молодежь в возрасте до 18 лет; впервые ищущие работу, лица предпенсионного возраста; граждане, уволенные с военной службы; беженцы и вынужденные переселенцы и т.п.);

§ предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

§ поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающие новые рабочие места прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

§ координацию деятельности в области занятости населения с деятель-ностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, социальное обеспе-чение, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

§ координацию деятельности государственных органов, профес-сиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;

§ обеспечение занятости в местах проживания коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств Российской Федерации с учетом их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости;

§ международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за ее пределами и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм”[13].

 

Таким образом, российская государственная политика направлена на: трудоустройство, подготовку и переподготовку кадров; развитие гибкого рынка труда, правовое обеспечение; социальную поддержку (рис.9).

 


Государство

на рынке труда

 


Трудоустройство,          Развитие гибкого               

подготовка               рынка труда,                 Социальная

и переподготовка       правовое обеспечение         поддержка

   кадров

         
   


Рис.9 Направления государственной политики на рынке труда

 

Особое место в регулировании рынка труда занимает проблема занятости населения.

В соответствии с действующим законодательством РФ, под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Основная цель систем управления занятостью состоит в стимулировании спроса на рабочую силу и в приближении структуры предложения труда к структуре спроса на труд. Практически это означает разработку и реализацию комплекса мер по обеспечению соответствия структуры рабочей силы изменяющейся структуре рабочих мест.

Управление занятостью является важнейшей частью экономической и социальной политики страны. Эта политика осуществляется Министерством экономики, Министерством труда и социального развития, Федеральной службой занятости и другими министерствами и ведомствами.

Сформулированная в России в период становления рыночных отношений концепция занятости базируется на следующих основных принципах:

· исключительное право граждан распоряжаться способностями к производительному и творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, за исключением случаев, особенно установленных законодательством;

· ответственность государства за реализацию права граждан на труд, содействие занятости трудовой деятельностью, на которую способен человек и которую он желает осуществлять.

 

Таким образом, в рамках одной концепции можно достичь полной занятости при любом ее уровне, если спрос населения на рабочие места удовлетворяется при условии экономической целесообразности создания и использования рабочих мест. При этом подходящей считается работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом его профессиональной подготовки, опыта работы и состояния здоровья.

Применительно к сегодняшним российским условиям политика государства на рынке труда не должна замыкаться на поиске оптимальной глубины вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест.

На сегодняшний день одной из главных проблем занятости остается безработица. За период с 2002 г. по 2003 г. рост безработицы составил около 5% (табл.1), а рост регистрируемой безработицы в органах государственной службы занятости - более 16%.

 

Наиболее острой проблемой для регулирования российского рынка труда остается неэффективная занятость. Она определяет меру отставания России от развитых стран в производительности труда, безработицу, скрытую от официального наблюдения – когда фактически безработные причисляются к экономически активному населению, а также несоответствие спада производства размеру занятости (излишней рабочей силы).

Проблема кадрового потенциала и ограниченность возможностей инвестирования в современные технологии обуславливают низкий уровень производительности труда, который выступает в качестве определяющего фактора экономического развития. Уровень производительности труда в настоящее время в России в 3 раза ниже, чем в развитых странах, что приводит к недостаточным по сравнению с другими странами показателям экономического роста, низкому уровню оплаты труда, низкой конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках и слабому инвестиционному потенциалу российской экономики.

Одним из открытых проявлений неэффективной занятости остается неполная занятость. Численность работников организаций (за исключением субъектов малого предпринимательства), работавших в течение года неполное рабочее время по инициативе администрации, а также находившихся в вынужденных отпусках, в 2002 году составила около 3 млн. человек, сократившись в 1998-2001 годах почти в 4 раза.

Определенное влияние на рынок труда в России имеет миграция населения. Эмиграция из России на постоянное место жительства в страны, так называемого, дальнего зарубежья носит в значительной степени этнический характер. Она регулируется иммиграционными квотами принимающих стран и составляет около 100 тыс. человек ежегодно. Вызывает тревогу проблема "утечки умов", не в полной мере компенсируемая притоком мигрантов из зарубежья. Усложняет положение на рынке труда наличие нелегальной миграции (около 1,5 млн. мигрантов), создающей неконтролируемую ситуацию на внутреннем рынке труда и осложняющей ситуацию в области занятости населения в ряде приграничных районов Сибири и Дальнего Востока. Негативное воздействие на региональный рынок труда оказывает массовый отток населения трудоспособного возраста из северных, восточных и дальневосточных территорий, богатых сырьевыми ресурсами, что ведет к неравномерному распределению трудовых ресурсов по территории России, к концентрации излишней рабочей силы в одних регионах и нехватке трудовых ресурсов в других регионах.

В настоящее время возрастает напряженность на рынке труда в сельской местности, обусловленная ростом численности трудоспособного населения и ростом общей и регистрируемой безработицы, недостаточные темпы развития малых форм хозяйствования на селе, сдерживающие рост новых рабочих мест в аграрном секторе экономики.

Следует отметить, что проблемы регулирования рынка труда в Российской Федерации находятся под постоянным контролем и поиском путей их решения. Так в 2003 году разработали Концепцию действий на рынке труда на 2003-2005 годы, в которой были отражены основные направления действий на рынке труда.

Основные направления действий на рынке труда в Российской Федерации:

1.“ В области совершенствования действующего законодательства в сфере занятости населения:

§ обеспечение социальных гарантий граждан, потерявших работу, и усиление социальной защиты неконкурентоспособных на рынке труда групп населения;

§ повышение конкурентоспособности рабочей силы на основе адекватного требованиям рынка труда развития системы профессионального непрерывного образования, включающей базовое и дополнительное, а также профессиональную подготовку;

§ динамичное развитие системы рабочих мест и свободное перемещение рабочей силы по отраслям и территориям;

§ поддержка малого бизнеса и предпринимательства в целях создания новых рабочих мест и содействия занятости населения;

§ обеспечение регулирования привлечения иностранной рабочей силы, создание условий для легальной трудовой деятельности иммигрантов;

2. В области повышения качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда, обеспечение отраслей экономики рабочими и специалитами определенных профессий и квалификаций:

§ разработка прогноза потребности в рабочих и специалистах и увязка потребности с объемами подготовки рабочих и специалистов в системе профессионального образования в целях достижения сбалансированности спроса и предложения в отношении рабочей силы на рынке труда;

§ совершенствование профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан в целях повышения их конкурентоспособности на рынке труда и возможности скорейшего трудоустройства;

3. В области содействия занятости, стимулирования создания и сохранения рабочих мест, совершенствование форм социального партнерства на отраслевых рынках труда:

§ поддержка малого предпринимательства с целью создания новых рабочих мест и развития инфраструктуры военных городков, закрытых административно-территориальных образований, территорий с расположенными на них градообразующими организациями;

§ поддержка развития всех форм малого предпринимательства и самозанятости населения на селе, содействие созданию новых рабочих мест в агропромышленном секторе;

§ организация общественных работ в целях обеспечения временной занятости работников, высвобождаемых в условиях реструктуризации отдельных отраслей экономики;

4. В области развития региональных рынков труда:

§ разработка и реализация территориальных программ содействия занятости населения;

§ обеспечение наиболее полной сбалансированности профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы на региональных рынках труда:

§ разработка местных программ и развитие местных инициатив по поддержанию занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы

5. В области регулирования трудовой миграции:

§ совершенствование нормативной правовой базы по вопросам привлечения и использования иностранной рабочей силы, а также порядка въезда, выезда и пребывания иностранных граждан в России с учетом целей въезда и сроков нахождения на территории России;

§ создание условий для легализации мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность на территории России”[14]

Вывод: С учетом сложности формирования российского рынка труда, роль на нем государства имеет особо важное значение. Государственное регулирование рынка труда означает целый комплекс экономических, законодательных и административных мер, направленных на стимулирование роста занятости, подготовку и переподготовку кадров, содействие найму рабочей силы. В настоящее время государство столкнулось с рядом проблем регулирования рынка труда: проблемой занятости, безработицы, миграцией высококвалифицированных кадров заграницу, неэффективностью использования трудовых ресурсов и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По курсовой работе подведем обобщающие итоги:

§ Рынок труда представляет собой систему отношений между покупателем рабочей силы и ее продавцом, складывающихся по поводу купли-продажи рабочей силы под воздействием спроса и предложения.

§ Рынок труда действует по законам спроса и предложения. Закон спроса выражается в обратной зависимости между величиной заработной платы и спросом на рабочую силу: чем выше заработная плата, тем при прочих равных условиях меньше величина спроса, и наоборот. Закон предложения характеризует прямую зависимость между величиной заработной платы и численностью работников: чем выше величина заработной платы, тем при прочих равных условиях величина предложения больше и наоборот.

§ Современный российский рынок труда сформулировался в условиях реформирования рыночной экономики и продолжает испытывать негативное воздействие социально-экономического кризиса 90-х годов, обусловившего спад в промышленном секторе и сельском хозяйстве, снижение спроса на рабочую силу, рост общей и регистрируемый безработицы.

§ Решение проблем рынка труда ложится на государство. В настоящее время особенно необходимо целенаправленное и эффективное государственное регулирование рынка труда. Государственная политика регулирования рынка труда должна базироваться на активной политике, которая включает в себя мероприятия, связанные с предотвращением увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; создание новых рабочих мест; организацию новых рабочих мест через систему общественных работ.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Диаграмма 1

Занятость в государственных структурах и частом секторе экономики

Занятость в государственных структурах
Занятость в частном секторе экономики

 

 

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учеб. для вузов.-3-е изд. доп. –М.: Норма:Инфра-М, 2001.-431 с.

2. Капелюшников Р. Российская модель рынка труда: что впереди// Вопросы экономики.-2003.-№4.-с.83-100

3. Концепция действий на рынке труда на 2003-2005 г.//Российская газета.-2003.-№89.-с.9

4. Курс экономической теории: Учебник / Под ред. Чепурина М.Н.- Киров,1994.- 231 с.

5. Микроэкономика: Теория и российская практика: Учеб. для вузов/ Под ред. А.Г.Грязновой, А.Ю.Юданова.-2-е изд.-М.: КноРус, 2001.-542 с.

6. Нуреев Д.М. Курс микроэкономики: Учеб. для вузов.-М.:Норма:Инфра-М, 2000.-560 с.

7. Попов А.Д. Вакансии как характеристика современного состояния российского рынка труда // Вопросы статистики.-2004.-№3.-с.50

8. Проблемы регулирования занятости населения (по опубликованным материалам) //Экономика и учет труда.-2002.-№4.-с. 57-58

9. Россия в цифрах: Крат. стат. сб./ Госкомстат России.-М.: Б.и., 2002.-79 с.

10. Рыбаков Л.Н. Рынок труда и государственная политика занятости в регионах: Моногрфия.- Чебоксары: Руссика, 2001.-269 с.

11. Социально-экономическое положение России/ Госкомстат России.- М.: Б.и., 2003.-412 с.

12. Шуклин Н.Н. Экономика и социология труда: Учеб. пособ.-Киров, ВИТГУ, 2001.-212 с.

13. Экономика и социология труда: Учеб. для вузов/ В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина.-М.: Юнити, 1999.-407 с.

14. Экономическая теория. Курс лекций: Учеб. пособ./ Отв. ред. проф. К.И.Вахитов, доц. Т.С. Ванеркина.- Чебоксары: Руссика, 2000.-137 с.

15. Экономика России: Учеб. пособ. для вузов/ Отв. ред. Б.М. Маклярский.- М.: Международные отношения, 2001.-303 с.

16. Экономика труда: Экономическая теория труда: Учеб. пособ. Для вузов/ С.Ю. Рощин,Т.О. Разумова.-М.: Инфра-М, 2001.-398 с.


[1] Экономическая теория. Курс лекций:Учебное пособие / Отв. ред. проф. К.И. Вахитов, доц.

Т.С. Ванеркина.- Чебоксары: Руссика, 2000.-137

[2] Курс экономической теории: Учебник / Под ред. Чепурина М.Н.- Киров, 1994.- 231

[3] Экономика и социология труда: Учеб. для вузов/ В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина.-М.: Юнити, 1999.- 53 с.

[4] Экономика и социология труда: Учеб. для вузов/ В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина.-М.: Юнити, 1999.- 53 с.

 

[5] Рыбаков Л.Н. Рынок труда и государственная политика занятости в регионах: Моногрфия- Чебоксары: Руссика, 2001.-59 с.

[6] Микроэкономика: Теория и российская практика: Учеб.для вузов/ Под ред. А.Г.Грязновой, А.Ю.Юданова.-2-е изд.-М.: КноРус, 2001.-410

[7] Россия в цифрах: Крат. стат. сб./ Госкомстат России.-М.: Б.и., 2002.-79 с.

[8] Россия в цифрах: Крат. стат. сб./ Госкомстат России.-М.: Б.и., 2002.-78 с.

[9] Социально-экономическое положение России/ Госкомстат России.- М.: Б.и., 2003.-229 с.

[10] Попов А.Д. Вакансии как характеристика современного состояния российского рынка труда // Вопросы статистики.-2004.-№3.-С.50

[11] Шуклин Н.Н. Экономика и социология труда: Учеб. пособ.-Киров, ВИТГУ, 2001.-62с.

[12] Микроэкономика: Теория и российская практика: Учеб.для вузов/ Под ред. А.Г.Грязновой, А.Ю.Юданова.-2-е изд.-М.: КноРус, 2001.-412

[13] Проблемы регулирования занятости населения (по опубликованным материалам) //Экономика и учет труда.-2002.-№4.-С. 57-58

[14] Концепция действий на рынке труда на 2003-2005 г.//Российская газета.-2003.-№89.- С.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...