Принципы отбора учебного материала
ЛЕКЦИЯ Содержание теоретического обучения в профессиональном училище
Профессиональное образование (также профессионально-техническое образование) - система подготовки квалифицированных рабочих кадров в профессионально-технических училищах <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%83%D1%87%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%89%D0%B5>, а также путём обучения на производстве <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE>. Начальное и среднее профессиональное образование является одним из ключевых векторов модернизации всей образовательной системы в современной России. Ускорение темпов развития экономики <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0> (в частности - промышленности, строительства, высокотехнологичных отраслей) уже сейчас вызывает определённый кадровый дефицит <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9A%D0%B0%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%B4%D0%B5%D1%84%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%82&action=edit&redlink=1>. Работодатели ощущают нехватку квалифицированных рабочих. Нивелирование кадрового дефицита - одна из задач современной модернизации системы начального и среднего профессионального образования в России <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F>. Среди основных направлений данной модернизации можно выделить: § усовершенствование материальной базы, § создание ресурсных центров, § привлечение бизнес-структур (потенциальных работодателей) в образовательный процесс, § формирование системы «социального заказа <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B7&action=edit&redlink=1>». Государственной статистикой учитываются: ) число учреждений начального профессионального образования;
) численность учащихся в них, в том числе по отделениям на базе основной школы, на базе полной средней школы и группы молодежи, не получающей среднего образования. Изучаются движения учащихся, приём и выпуск. ) численность учащихся, в том числе по полу, отраслевой специализации. Содержание образования подробно изложено в программе учебного предмета. Отбор материала - сложная процедура, которая регламентируется рядом правил. Учебная программа предмета всегда определяется стандартом. Вот некоторые правила к отбору учебного материала: 1) соответствие ГОС; 2) соответствие дидактическим принципам: 1 научность; 2 систематичность; 3 последовательность; 4 доступность. 3) учет возрастных и познавательных возможностей; 4) связь теории и практики. Цель профессионального образования (ПО) - подготовить высококвалифицированных рабочих, способных продуктивно выполнять трудовые функции по профессии, культурных и всесторонне развитых. Известно, что любая цель порождает множество задач, в свою очередь каждая эта задача порождает цель второго порядка, которая сама порождает другие задачи и т.д. В самом начале, мы отталкивались от цели профессионального образования, а пришли к содержанию подготовки (содержание - программа предмета - разбиение предмета по темам - подтемы). Своеобразное дробление приводит к формированию содержания. Отсюда вывод: по мере размельчения целей постепенно приходим к предметной структуре содержания подготовки, а затем к содержанию отдельного предмета. Предметность содержания различна. Содержание, базирующееся на четырех уровнях имеет цикловую структуру, на пяти - предметную, более глубокая цикличность это программа учебного предмета с разделами и темами.
Группы учебного материала
Формирования содержания образования на уровне учебного плана требует систематизированного вида. Ученые-педагоги смогли доказать, что все содержание может быть разбито на несколько групп (категорий).
1 группа - техники: теоретические основы устройства и работы оборудования, описание устройств, графические знания; 2 группа - технологии: теоретические основы технологии, описание технологических и трудовых приемов, вопросы техники безопасности, санитарии и пожарной безопасности; 3 группа - сырье и материалы: сведения о полученных свойствах, применение сырья и материалов; 4 группа - экономики и управления; 5 группа - например, для профессий швейного производства - вопросы конструирования и моделирования одежды. Разделение носит условный характер. Профессиональные характеристики обнаружили квалификационные требования, которые могут быть разделены на пять групп, из всего этого можно рассчитать долю, например: Техника 15% Технология 50% Сырье и материалы 15% Экономика и управление 10% Конструирование и моделирование 10%. Такое разбиение помогает при анализе и разработке учебного плана, так как соотношение объемов подготовки в профессиональной характеристике и учебном плане должны коррелировать между собой.
Уровни изучения и уровни усвоения учебного материала
Уровень изучения учебного материала зависит от значимости его в дальнейшей практической деятельности по профессии. В ГОС по профессии включены три уровня: 1) ознакомительный (узнавание); 2) репродуктивный (воспроизведение по памяти); 3) умений (применение, действие по образцу). Отечественный исследователь в области педагогики В.П.Беспалько выделял ещё один уровень - уровень трансформации, действие в необычных условиях, уровень мышления, творчество. Все эти уровни необходимы для правильного и корректного отбора учебного материала.
Принципы отбора учебного материала
Рассмотрим несколько принципов, которые применяются для отбора учебного материалов: 1. Содержание должно соответствовать ГОС. . Содержание должно отвечать дидактическим принципам. . Содержание учебного материала должно всесторонне отражать основные стороны изучаемого процесса, объекта, факта - научность. . При отборе учебного материала следует его завершать обобщением и выводами - систематичность.
. Материал необходимо отбирать в соответствии с его значением для практики (уместным - релевантным). . Отбор содержания должен быть проведен в соответствии с возрастными и познавательными возможностями, степенью сложности. Необходима переработка материала в доступную форму, сложные слова и выражения надо заменять на простые. . Содержание должно учитывать уровень знаний по остальным предметам. . При отборе содержания требуется привлекать знания из других областей без их дублирования. . Учебный материал должен побуждать учащихся применять знания на практике. 2.8. Учебный материал должен воспитывать чувство патриотизма и давать сведения о вкладе отечественных специалистов. . Для некоторых профессий учебный материал должен отбираться с учетом охраны окружающей среды, освещая природоохранные проблемы.
Литература профессиональное техническое образование училище 1. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. Учебно-методическое пособие. - М.: Высшая школа. 1980. 2. Ассоциация "Профессиональное образование". - М., 1997. . Балашов Ю.К. Рыжов В.А. Профессиональная подготовка в условиях капитализма. -М., 1987. . Батышев С.Я. Очерки истории профессионально-технического образования в СССР. - М., 1981. . Батышев С.Я. Производственная педагогика. - М., 1984. . Беляева А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки: Методическое пособие. - М., 1991.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|