Роль лексических явлений в языке (подготовка к заданию С2)
Приёмы сжатия(компрессии) текста
| Исключение
| Обобщение
| Замена
|
| вводных слов;
однородных членов предложения;
повторов;
однотипных примеров;
риторическихвопросов и восклицаний;
цитат;
деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
пояснений;
рассуждений;
описаний;
слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
| парцеллированных предложений;
ряда предложений, связанных одной мыслью;
частей предложений;
конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
| однородных членов обобщающим словом;
сложного предложения – простым;
части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
прямой речи – косвенной;
части текста одним предложением;
части предложения местоимением и т.д.
|
!!! Объём изложения - не менее 70 слов (3 абзаца)!
Пишите текст разборчивым почерком!
Критерии оценивания сжатого изложения
| ИК1 Содержание изложения
| Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив всеважные для его восприятия микротемы, перечисленные в таблице 1
|
|
| | Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но
упустил или добавил 1 микротему
|
|
| | Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но
упустил или добавил более 1 микротемы
|
|
| ИК2 Сжатие исходного текста
| Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста
|
|
| | Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста
|
|
| | Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста
|
|
| | Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста
|
|
| ИК3 Смысловая цельность, речевая связность и
последовательность изложения
| Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текста
|
|
| | Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или
в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста
|
|
| | В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но
допущено более 1 логической ошибки, и/или
имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста
|
|
№ Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого
| ГК1 Соблюдение орфографических норм
| Орфографических ошибок нет, илидопущено не более
1 ошибки
|
|
| | Допущено 2–3 ошибки
|
|
| | Допущено 4 и более ошибки
|
|
| ГК2Соблюдениепунктуационных норм
| Пунктуационных ошибок нет, илидопущено не более 2 ошибок
|
|
| | Допущено 3–4 ошибки
|
|
| | Допущено 5 и более ошибок
|
|
| ГК3 Соблюдение грамматически норм
| Грамматических ошибок нет, илидопущена 1 ошибка
|
|
| | Допущено 2 ошибки
|
|
| | Допущено 3 и более ошибок
|
|
| ГК4 Соблюдение речевых норм
| Речевых ошибок нет, илидопущено не более 2 ошибок
|
|
| | Допущено 3–4 ошибки
|
|
| | Допущено 5 и более ошибок
|
|
| ФК1 Фактическая точность письменной речи
| Фактических ошибок в изложении материала, а также в
понимании и употреблении терминов нет
|
|
| | Допущена 1 ошибка в изложении материала или в
употреблении терминов
|
|
|
| Допущено 2 и более ошибо в изложении материала или в употреблении терминов
|
|
| | | | |
Роль лексических явлений в языке (подготовка к заданию С2)
АНТОНИМЫ:
· позволяют увидеть, что в жизни есть контрасты, подчёркивают их,
· помогают высказать мысль с большей точностью,
· делают речь яркой и убедительной.
СИНОНИМЫ:
· помогают избежать однообразия изложения,
· разнообразят нашу речь, делая её живой и выразительной,
· позволяют всесторонне охарактеризовать образ,
· позволяют выразить самые тонкие смысловые оттенки,
· позволяют тонко и красочно описывать явления,
· способствуют точности и ясности высказывания,
УСТАРЕВШИЕ СЛОВА:
· служат для передачи точного смысла в письменной и устной речи,
· служат для передачи торжественности момента,
· служат для воссоздания исторической обстановки,
· служат средством речевой характеристики персонажа,
· используются для создания комического эффекта, иронии;
· подчёркивают достоверность сказанного,
· служат названиями реалий прошлых лет.
ДИАЛЕКТИЗМЫ:
· помогают передать местный колорит, особенности речи героев.
СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА:
· используется писателями как языковая основа произведения,
· употребляется в любых условиях общения,
· служит бесстрастному, объективному обозначению понятий, предметов, действий, признаков, явлений и отношений между ними.
РАЗГОВОРНАЯ И ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА:
· одна из отличительных черт разговорной лексики - конкретность (обозначение конкретных предметов, действий, признаков);
· используется для словесной характеристики героя.
ЭПИТЕТЫ:
· усиливают выразительность, образность языка произведения;
· придают художественную, поэтическую яркость речи;
· выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;
· создают живое представление о предмете;
· оценивают предмет или явление;
· вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;
· помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ:
· придают речи особую выразительность, образность, эмоциональность, точность,
· характеризуют все стороны жизни человека.
МЕТАФОРА
· помогает автору создать образ
· скрыто сравнить предметы, явления
СЛОВА С ОЦЕНОЧНЫМИ СУФФИКСАМИ (уменьшительно-ласкательными, увеличительно – неодобрительными)
· вносят разнообразные оттенки значений слов
· выражают авторское отношение к герою
· помогают понять идейный смысл текста
· придают ироничную характеристику героям, предметам, явлениям
Воспользуйтесь поиском по сайту: