Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Песня «Музыка – это дивная страна».

Конспект урока музыки по теме: «Такие разные танцы».

Цель. Познакомить учащихся с бальными танцами разных народов на примере музыкальных произведений. Сопоставить разные танцы, выявить сходные и различные черты в их музыке, создать свои определения музыкальных понятий. Развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять, используя разнообразные виды музыкально – практической деятельности, развивать творческое мышление, внимание, память. Способствовать формированию духовной культуры учащихся, воспитанию коммуникативных качеств личности, интереса и уважения к музыкальной культуре разных стран и народов.

Должны знать: три типа (жанра) музыки, танцы народов мира, простые музыкальные формы.

Должны уметь: определять на слух бальные танцы, выявлять сходные и различные черты в их музыке, создавать свои определения музыкальных понятий.

Тип урока: урок – путешествие.

Методы: словесный, наглядный, практический; объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Наглядность: карта путешествия, портреты композиторов, видеофрагменты танцев, музыкальный кроссворд «Танцевальная разминка», игра «Исправь мои ошибки».

Музыкальный материал: Ф. Шопен «Полонез Ля Мажор», чешская народная песня «Полька», Л. Боккерини «Менуэт», С. Рахманинов «Итальянская полька», «Вальс», «Полонез» М. Огинского, YVES MONTAND «SOUS LE CHIEL DE PARIS», песня из кинофильма «Три орешка для Золушки в исполнении Карела Готта, STRAUSS «GESCHICHTEN AUS DEM WIENER WALD, фрагменты танцев из кинофильмов.

Приветствие: Добрый день!

Учитель: Ребята, скажите, существует ли в мире язык, который понимают все люди земного шара?

Ученики: Да, это язык музыки.

Учитель: Правильно. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, как и свой разговорный, и этот музыкальный язык понятен всем другим народам без перевода.

Актуализация ранее полученных знаний.

Мы знаем, что существует три основных жанра, три типа, которые помогают понять музыку. Назовите их.

Ученики: Песня, танец, марш.

Посмотрите видео фрагмент и определите, о чем мы сегодня будем говорить.

Видео (танец «Менуэт» Луиджи Боккерини)

Ученики определяют тему урока.

Учитель: Красивы и отличительны по характеру танцы народов мира. Это зависит от страны, в которой они родились, от времени, когда это произошло, от того, кто и где их исполнял.

Цель нашего урока п ознакомиться с бальными танцами разных народов на примере музыкальных произведений. Сопоставить разные танцы, выявить сходные и различные черты в их музыке

Викторина (вопросы на нотках)

Что вы знаете о танцах?

Какие названия танцев известны вам?

Где можно услышать танцевальную музыку?

Увидеть исполнение танца?

Какие танцы вы умеете исполнять?

С какими танцами вы познакомились на прошлых уроках?

Какие танцы называют бальными?

Кроссворд «Танцевальная разминка»

В таблице находятся названия старинных танцев. Постарайтесь как можно скорее их отыскать.

 

в м г у к е р е л т п
а к а д р и л ь а п о
л л в м е н у э т о л
ь г о д о н р и к л ь
с а т г ч а р д а ш к
н е п о л о н е з к а
т а н г о л г о п а к

Учитель: Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня у нас будет необычный урок, а урок – путешествие. А отправляемся мы туда в волшебном поезде, который готов к поездке. Но прежде всего мы должны распеться.

Распевание, упражнения на дыхание.

Сядьте ровно. Сделайте глубокий вдох через нос, выдох – как спускает шарик (2-3 раза).

Упражнения на развитие артикуляции.

Упражнение «Ступеньки»

Изучение нового материала.

Учитель: Вы готовы к поездке. Мы отправляемся в путешествие по планете Разноцветной Музыки, в страны Загадочных Ритмов. В главных дворцах каждой танцевальной страны приветливо засияли огни, и зазвучала волшебная музыка.

Я – ваша подруга,

Я – ваша попутчица.

В пути без меня ничего не получится.

Со мною, друзья, вам всегда интересно.

Узнали, кто я?

Ну, конечно же, … (песня).

Чтобы нам не потерять нужное направление я предлагаю спеть песню.

Песня «Музыка – это дивная страна».

Учитель: (звучит «Полонез» М. Огинского).

Нас радушно принимает Польша.

В XV веке в Польше возник танец полонез.

Я к вам на бал не опоздал,

Ведь мною открывают бал.

Я польский танец – и давно

Такое имя мне дано.

Когда – то его называли «великим» или «пешим», так как музыка танца напоминает шествие, торжественный марш, только на три доли.

Ученик: В старину народный полонез исполняли только мужчины. Со временем величественный танец – шествие стал открывать балы: гости становились в пары и длинной вереницей шли по залу с легкими приседаниями. Так полонез стал популярным бальным танцем.

Учитель: Произведения великих польских композиторов Ф. Шопена и М.Огинского стали своеобразным музыкальным символом Польши. Музыка полонеза торжественна, величественна, блестяща.

В полонезе танцующие пары двигаются по установленными правилами геометрическим фигурам. Музыкальный размер танца 3/4.

Учитель: Нам пора продолжить путешествие. Нас ожидают в главном дворце следующей танцевальной страны. (Звучит YVES MONTAND «SOUS LE CHIEL DE PARIS».) По пути любуемся дворцом – музеем Лувр, Эйфелевой башней, лакомимся французскими булочками, пирожными и конфетами, которые очень популярны среди французов и иностранных туристов. Французы почитают старинные танцы. В XVІІ веке самым популярным танцем был менуэт (с фр. – маленький, мелкий).

Нежно играет нам кларнет.

В зале все танцуют менуэт.

Раз – два – три – отбивает такт.

Раз – два – три - знаем, он покажет нам каждый шаг.

Ученик: Старинный французский танец в трехдольном размере, который исполняли парами, плавно и грациозно. Он имеет народное происхождение, однако в 17 веке, попав в замки и дворцы, превратился в бальный танец.

Учитель: Попав в замки и дворцы, менуэт превратился в образец французского балета. Характерные черты менуэта – церемонные поклоны, торжественные проходы вперед, вбок, назад, изящные шаги и легкое скольжение.

Учитель: Менуэт был популярен во времена В. Моцарта. Наверное, поэтому Вольфганг Амадей тоже написал такой танец. А было композитору всего 6 лет!

Менуэт – торжественный, степенный, грациозный и галантный танец. Танец грации и изящества.

Учитель: Опишите характер музыки танца.

Рассмотри схемы тактирования. Какая из них соответствует движению менуэта?

 

Учитель: Мы продолжаем путешествие. За окнами вагона показались древние замки Чехии. У каждого народа есть свои национальные игрушки. В Чехии – это марионетки – куклы, которые управляются с помощью тонких веревочек. А еще здесь очень любят танцевать. На одной из улиц Чехии вы можете увидеть «танцующий» дом. Нас ожидают в главном дворце этой страны.

Звучит Полька

Учитель: -Итак, одним из любимых и модных танцев в конце 19 века была полька. Как вы думаете, какого государства этот танец, откуда он пришёл?

Дети: - Наверное, из Польши. (Самый популярный ответ)

Учитель: - Очень многие так думают. На самом деле полька появилась в Чехии, и предполагается, что название этого танца происходит от чешскогослова pulka, что означает «полшага».

Полька – это чешский народный танец, который известен всему миру. Танцуют его парами, по кругу танцевальные движения польки это полушаги и шаг с подскоком, пары прыгают подскоками весело и непринужденно в размере 2/4. Со временем стал бальным танцем. Музыка польки легкая и грациозная. Полька (с чешск. – половинка).

Может кто-то из вас уже слышал про этот танец или даже умеет его танцевать?

Учитель: Прощаемся с Чехией и в путь! Наше путешествие подходит к концу. За окнами показались Альпы. Мы в Австрии. Любимое средство передвижения австрийцев – велосипед. Здесь сочиняли свои замечательные произведения Моцарт и Штраус. Главный дворец последней, на сегодня, удивительной танцевальной страны приветливо сияет огнями и звучит волшебная музыка.

Звучит Вальс

Учитель: Как называется этот танец?

Ответы детей: Вальс.

Учитель: Как вы догадались?

Ответы учеников

Учитель: Вот уже больше 250 лет живет и пользуется неизменной любовью этот удивительный и вечно юный танец. В Германии, Австрии, Чехии крестьяне на праздничных вечеринках весело кружились парами. Это был лендлер. Со временем он превратился в вальс. Вальс (с фр. и нем. - кружиться). Почему здесь возникает желание танцевать, плавно кружась, а не маршировать? Верно, благодаря трехдольному размеру создается ощущение плавного кружения: раз – два – три.

Учитель: Так что же такое вальс?

Ответы: Парный бальный танец в размере ¾.

Прежде всего, новый танец завоевал Вену. Вальсы создавали многие композиторы.

Портрет И.Штрауса.

Ученик: «Королем» вальса называют выдающегося австрийского композитора Иоганна Штрауса (сына), который написал более 460 вальсов. Вальсы Штрауса (сына) звучали повсюду. Они покорили не только Вену, но и весь мир. Вальсы бывают очень разные – медленные, спокойные и быстрые, мятежные. Однако этот бальный танец всегда имеет трехдольный размер.

Зимний бальный сезон – важное событие в культурной жизни Вены. Он начинается накануне Нового года и длится около 7 недель.

Учитель: Ребята, представьте, что вы на балу, и пары плавно кружатся под звуки этого чарующего танца.

Бал в разгаре. Все кружится,

По паркету след ложится

От летящих легких пар.

Если ты еще не стар,

То почувствуй наслажденье

От мелодии, движенья.

Закрепление материала.

Учитель: Проверим, каквы усвоили новый материал.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...