и их психологическая характеристика
Темперамент — это врожденные характеристики человека со стороны динамических особенностей его психической деятель- ности, т.е темпа, быстроты, ритма, интенсивности деятельности психических процессов и состояний, степени эмоциональности. Можно выделить следующие признаки свойств темперамен- та: 1) их обусловленность свойствами нервной системы; 2) пси- хологические признаки: постоянные индивидуальные особенно- сти эмоциональной сферы: — сила, скорость эмоций, эмоциональная возбудимость; — устойчивость или изменчивость, плавность или резкость изменения эмоций; — регуляция динамики психических процессов и психичес- кой деятельности в целом (скорость, темп реагирования). Типы темперамента и их психологическая характеристика Холерик — это человек, нервная система (н/с) которого опре- деляется преобладанием возбуждения над торможением, вслед- ствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не ус- певает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, по- рывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы пре- допределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, на сил ему хватает ненадолго, и, как только они исто- щаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. По- является раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость («все падает из рук»). Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии, обусловливают неровность поведе- ния и самочувствия, его повышенную подверженность к появле-
нию невротических срывов и конфликтов с людьми. Сангвиник — человек с сильной, уравновешенной, подвиж- ной н/с, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки об- думанны, жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его н/с обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, инте- ресов, взглядов, высокую приспособляемость к новым услови- ям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людь- ми и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанности. Он про- дуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т. е. при постоянном возбуждении, в противном случае он стано- вится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации про- являет «реакцию льва», т. е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки. Флегматик — человек с сильной, уравновешенной, но инерт- ной н/с, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмо- ции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить}; обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуаци- ях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привыч- ки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и замедленно при- спосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ров- ное. При серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным. Меланхолик — человек со слабой н/с, обладающий повышен- ной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а силь- ный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», расте- рянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т. п.) могут ухудшиться ре-
зультаты деятельности меланхолика по сравнению со спокой- ной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность при- водит к быстрому утомлению и падению работоспособности (тре- буется более длительный отдых). Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чув- ства, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень скло- нен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуве- рен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью н/с, они часто имеют выраженные художественные и интеллекту- альные способности. Психосоциотип личности является врожденной психиче- ской структурой, определяющей конкретный вид информа- ционного обмена личности со средой в зависимости от уровня развития таких психических функций, как эмоции, ощуще- ния, интуиция и мышление и специфики предпочтений: экст- раверсии или интроверсии. В основе выделения психосоциоти- пов лежит типология личности, разработанная известным пси- хологом ЮнгоМо Юнг утверждал, что очевидная разница в поведении людей определяется разными предпочтениями, которые выявляются очень рано, формируя основу нашей особой индивидуальности, Существуют четыре основных предпочтения: — первое имеет отношение к тому, откуда вы черпаете свою энергию — из внешнего мира (экстравертный) или внутри себя (интровертный); — второе связано с тем, как вы собираете информацию о мире — дословно и последовательно, опираясь на текущие реаль- ные ощущения (сенсорно-ощущающий) или более произволь- но, доверяя своей интуиции (интуитивный); — третье относится к тому, как вы принимаете решения — объек- тивно и беспристрастно, тщательно все продумывая, анализи- руя и планируя (мыслительно-логический) или субъективно и межличностно, по велению чувств (эмоционально-чувству- ющий); — четвертое имеет отношение к нашему образу жизни — спо- собны ли вы быть решительным и методичным (решающий, рациональный тип) или уступчивым, гибким, непосредствен- ным, несколько стихийным (воспринимающий, иррациональ-
ный тип). Согласно типологии Юнга, людей можно разделить на типы по следующим характеристикам: 1) экстраверсия — интроверсия; 2) рациональный — ирраци- ональный; 3) мыслительный тип (логик) — эмоциональный тип (этик); 4) ощущающий тип (сенсорик) — интуитивный тип (ин- туит). Экстраверт заряжается энергией от людей и действий, по- этому направлен к внешнему миру, к общению (экстраверта обо- значим буквой Е). Интроверт черпает энергию внутри себя, на- правлен внутрь себя, сконцентрирован на своем внутреннем мире, малообщителен (после разговора с собеседником ему хочется ос- таться наедине с самим собой и своими мыслями, как бы «пере- зарядиться) (интроверта обозначим буквой I). Оба типа поведения абсолютно нормальны, они просто по-сво- ему черпают силу и энергию. Они не должны надолго выходить за рамки своих предпочтений, хотя и в школе, и на работе по- ощряют экстравертов, заявляя «Ваша оценка будет зависеть от того, как вы работаете в классе». Следует помнить, что интро- верту необходимо предоставлять личное время для размышле- ний — это объективно необходимо для них. Экстравертов мы видим выплескивающими свои мысли и чувства, а интроверты внешне проявляют себя лишь частично, они начинают раскры- ваться не сразу, а лишь при доверии окружающим или в ис- ключительных обстоятельствах, Для мыслительного, логического типа характерно стрем- ление понять, объяснить существенные черты, закономерности событий, жизни (логический тип обозначим Л). Для эмоцио- нального типа — главное выражение отношения к событию, оценка события, «принятие или непринятие события», приня- тие решения в соответствии с чувствами, учитывая как это ре- шение повлияет на других, на межличностные отношения (эмо- циональный тип обозначим 3). Шкала Л-Э единственная, по ко- торой отмечены половые различия. Шесть из десяти мужчин — Л-люди, среди женщин соотношение прямо противоположное: 60% относят себя к Э-категории. Сенсорному (ощущающему) типу присуще принятие собы-
тий как реальность, как факт, как чувственный опыт (ощуще- ния, восприятие), присуще умение воспринимать реальность, сенсорики предпочитают конкретную информацию, то, что мож- но увидеть, услышать, потрогать, фокусируя внимание на фак- тах и деталях, критерием для принятий решения им служит здравый смысл и опыт окружающих, им чуждо фантазерство, они предпочитают «синицу в руках журавлю в небе» (сенсор- ный тип обозначим С). Интуитивному типу свойственна способ- ность прогнозировать будущее развитие событий, присуще вооб- ражение, склонность собирать информацию произвольным пу- тем, иногда «скачками», ища в ней свой смысл и взаимосвязи между различными явлениями, доверяя интуиции и предчув- ствиям, при принятии решений опираются на внутренний го- лос, собственную интуицию вне зависимости от того, каклгосту- пают в подобных ситуациях окружающие люди (интуитивный тип обозначим И). Когда два человека по-разному собирают ин- формацию, то их отношения могут быть поставлены под угрозу: например, человек сенсорного типа спрашивает: «Который час?» и ожидает услышать точный ответ, а ответ человека интуитив- ного типа обычно иной: «Уже поздно и пора идти». Сенсорик, теряя терпение, повторяет вопрос: «Скажи конкретно, который час?», на что интуит, уверенный в своей правоте, может отве- тить: «Нельзя быть таким капризным. Я ведь сказал, пора идти, уже больше трех». Рациональный тип — это человек решительный, способный принимать решение с минимальным напряжением, четко пони- мая, почему именно такое решение принято, последовательно и настойчиво осуществляющий свое решение, не меняя его, склон- ный четко планировать и контролировать свою жизнь и даже жизнь окружающих. Люди решающего типа имеют тенденцию к тому, чтобы быстро выносить решение вместо того, чтобы учесть новую информацию, даже если эта информация говорит, что следует изменить их решение (рационально-решающий тип обо- значим Р). Иррациональный, или воспринимающий тип скло- нен накапливать информацию вместо того, чтобы торопиться с решением, принятое решение может неоднократно меняться в зависимости от различных обстоятельств, причем часто человек сам не может объяснить, почему изменил решение, такая гиб- кость, спонтанность, некоторая стихийность жизни и поведения не всегда понимается адекватно окружающими людьми (ирра- ционально-воспринимающий тип обозначим В). Людей с преобладающей сферой ощущений или интуиции относят к иррациональному типу, поскольку они способны гиб- ко изменять свое решение и поведение в зависимости от теку-
щих ощущений или интуитивных предчувствий. Людей с пре- обладанием логики либо эмоций относят к рациональному типу, они склонны принимать четкие решения, для них «суждения важнее, чем ощущения». В зависимости от психосоциотипа обучающиеся по-разному воспринимают информацию, по-разному мыслят, своеобразно принимают решения, склонны к различному стилю обучения и усвоения, специфически ведут себя в конфликтных отношени- ях, склонны к специфическим видам взаимодействий с партне- рами различных психосоциотипов. В педагогической практике все острее встает необходимость более полного учета особеннос- тей психосоциотипов обучающихся при выборе педагогом мето- дов обучения и воспитания. Наряду с врожденными особенностями темперамента и пси- хосоциотипа ученика, большую роль играют его устойчивые при- обретенные качества характера, которые постоянно влияют на поведение, реакции, учебную и трудовую деятельность, обще- ние. Не встречаются дети или взрослые с идентичными харак- терами. Характер — это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личнос- ти, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Характер — индивидуальное сочетание наиболее устойчи- вых, существенных, приобретенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном от- ношении: 1) к себе (степень требовательности, критичности, са- мооценки); 2) к другим людям (индивидуализм или коллекти- визм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безраз- личие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т. п.); 3) к порученному делу (лень или трудолю- бие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пас- сивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность и т. п.); 4) в характере от- ражаются волевые качества: готовность преодолевать препят- ствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности. Какова связь темперамента с характером? Существуют раз- личные подходы к оценке взаимоотношения темперамента и ха- рактера: 1) отождествление темперамента и характера (Креч- мер); 2) противопоставление, установление антагонистических отношений между ними, указание на то, что характер может входить в конфликт с темпераментом (Вирениус, Викторов, Ле- витов); 3) признание темперамента элементом характера; 4) при- знание темперамента основой формирования характера, как врож- денную основу характера (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев). Характер человека — это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни ин- дивидуальными чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с лю- бым типом темперамента. Однако при определенном темпера- менте одни черты приобретаются легче, другие — труднее. На- пример, организованность, дисциплинированность легче выра- ботать флегматику, чем холерику; доброту, отзывчивость — меланхолику. Быть хорошим организатором, общительным че- ловеком проще сангвинику и холерику. Однако недопустимо оправдывать дефекты своего характера врожденными свойства- ми, темпераментом. Отзывчивым, добрым, тактичным, выдер- жанным можно быть при любом темпераменте. Среди свойств характера принято различать общие (глобаль- ные) и частные. Глобальные свойства характера оказывают свое действие на широкую сферу поведенческих проявлений. При- нято выделять 5 глобальных черт характера (А.Г. Шмелев, М.В. Бодунов, У. Норман и др.): самоуверенность — неуверенность; согласие, дружелюбие — враждебность; сознательность — импульсивность; эмоциональная стабильность — тревожность; интеллектуальная гибкость — ригидность. Такие черты, как экстраверсия — интроверсия, сопоставля- ются с глобальными чертами характера, как уверенность и не- уверенность; так, общительность, экстравертированность склон- ны проявлять уверенные в себе люди, а неуверенные в себе про- являют замкнутость, интровертированность. Среди локальных, частных свойств характера, которые влия- ют на частные, узкие ситуации, можно выделить следующие: общительность — замкнутость, доминантность (лидерство) — подг, чиненность, оптимизм — уныние, совестливость — бессовест- ность, смелость — осторожность, впечатлительность — толсто- кожесть, доверчивость — подозрительность, мечтательность — практицизм, тревожная ранимость — спокойная безмятежность, деликатность — грубость, самостоятельность — конформизм (за- висимость от группы), самоконтроль — импульсивность, страст- ная увлеченность — апатичная вялость, миролюбивость — аг- рессивность, деятельная активность — пассивность, гибкость — ригидность, демонстративность — скромность, честолюбие — непритязательность, оригинальность — стереотипность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|