Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

и их психологическая характеристика

Темперамент — это врожденные характеристики человека со

стороны динамических особенностей его психической деятель-

ности, т.е темпа, быстроты, ритма, интенсивности деятельности

психических процессов и состояний, степени эмоциональности.

Можно выделить следующие признаки свойств темперамен-

та: 1) их обусловленность свойствами нервной системы; 2) пси-

хологические признаки: постоянные индивидуальные особенно-

сти эмоциональной сферы:

— сила, скорость эмоций, эмоциональная возбудимость;

— устойчивость или изменчивость, плавность или резкость

изменения эмоций;

— регуляция динамики психических процессов и психичес-

кой деятельности в целом (скорость, темп реагирования).

Типы темперамента

и их психологическая характеристика

Холерик — это человек, нервная система (н/с) которого опре-

деляется преобладанием возбуждения над торможением, вслед-

ствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не ус-

певает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, по-

рывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность,

несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы пре-

допределяет цикличность в смене его активности и бодрости:

увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей

работает, на сил ему хватает ненадолго, и, как только они исто-

щаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. По-

является раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил

и вялость («все падает из рук»). Чередование положительных

циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными

циклами спада, депрессии, обусловливают неровность поведе-

ния и самочувствия, его повышенную подверженность к появле-

нию невротических срывов и конфликтов с людьми.

Сангвиник — человек с сильной, уравновешенной, подвиж-

ной н/с, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки об-

думанны, жизнерадостен, благодаря чему его характеризует

высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его

н/с обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, инте-

ресов, взглядов, высокую приспособляемость к новым услови-

ям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людь-

ми и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не

отличается постоянством в общении и привязанности. Он про-

дуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел,

т. е. при постоянном возбуждении, в противном случае он стано-

вится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации про-

являет «реакцию льва», т. е. активно, обдуманно защищает себя,

борется за нормализацию обстановки.

Флегматик — человек с сильной, уравновешенной, но инерт-

ной н/с, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмо-

ции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить};

обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется

сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но

не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуаци-

ях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от

выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привыч-

ки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и замедленно при-

спосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ров-

ное. При серьезных неприятностях флегматик остается внешне

спокойным.

Меланхолик — человек со слабой н/с, обладающий повышен-

ной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а силь-

ный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», расте-

рянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях

(экзамен, соревнования, опасность и т. п.) могут ухудшиться ре-

зультаты деятельности меланхолика по сравнению со спокой-

ной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность при-

водит к быстрому утомлению и падению работоспособности (тре-

буется более длительный отдых). Незначительный повод может

вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно

меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чув-

ства, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень скло-

нен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуве-

рен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические

расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью н/с,

они часто имеют выраженные художественные и интеллекту-

альные способности.

Психосоциотип личности является врожденной психиче-

ской структурой, определяющей конкретный вид информа-

ционного обмена личности со средой в зависимости от уровня

развития таких психических функций, как эмоции, ощуще-

ния, интуиция и мышление и специфики предпочтений: экст-

раверсии или интроверсии. В основе выделения психосоциоти-

пов лежит типология личности, разработанная известным пси-

хологом ЮнгоМо

Юнг утверждал, что очевидная разница в поведении людей

определяется разными предпочтениями, которые выявляются

очень рано, формируя основу нашей особой индивидуальности,

Существуют четыре основных предпочтения:

— первое имеет отношение к тому, откуда вы черпаете свою

энергию — из внешнего мира (экстравертный) или внутри

себя (интровертный);

— второе связано с тем, как вы собираете информацию о мире

— дословно и последовательно, опираясь на текущие реаль-

ные ощущения (сенсорно-ощущающий) или более произволь-

но, доверяя своей интуиции (интуитивный);

— третье относится к тому, как вы принимаете решения — объек-

тивно и беспристрастно, тщательно все продумывая, анализи-

руя и планируя (мыслительно-логический) или субъективно

и межличностно, по велению чувств (эмоционально-чувству-

ющий);

— четвертое имеет отношение к нашему образу жизни — спо-

собны ли вы быть решительным и методичным (решающий,

рациональный тип) или уступчивым, гибким, непосредствен-

ным, несколько стихийным (воспринимающий, иррациональ-

ный тип).

Согласно типологии Юнга, людей можно разделить на типы

по следующим характеристикам:

1) экстраверсия — интроверсия; 2) рациональный — ирраци-

ональный; 3) мыслительный тип (логик) — эмоциональный тип

(этик); 4) ощущающий тип (сенсорик) — интуитивный тип (ин-

туит).

Экстраверт заряжается энергией от людей и действий, по-

этому направлен к внешнему миру, к общению (экстраверта обо-

значим буквой Е). Интроверт черпает энергию внутри себя, на-

правлен внутрь себя, сконцентрирован на своем внутреннем мире,

малообщителен (после разговора с собеседником ему хочется ос-

таться наедине с самим собой и своими мыслями, как бы «пере-

зарядиться) (интроверта обозначим буквой I).

Оба типа поведения абсолютно нормальны, они просто по-сво-

ему черпают силу и энергию. Они не должны надолго выходить

за рамки своих предпочтений, хотя и в школе, и на работе по-

ощряют экстравертов, заявляя «Ваша оценка будет зависеть от

того, как вы работаете в классе». Следует помнить, что интро-

верту необходимо предоставлять личное время для размышле-

ний — это объективно необходимо для них. Экстравертов мы

видим выплескивающими свои мысли и чувства, а интроверты

внешне проявляют себя лишь частично, они начинают раскры-

ваться не сразу, а лишь при доверии окружающим или в ис-

ключительных обстоятельствах,

Для мыслительного, логического типа характерно стрем-

ление понять, объяснить существенные черты, закономерности

событий, жизни (логический тип обозначим Л). Для эмоцио-

нального типа — главное выражение отношения к событию,

оценка события, «принятие или непринятие события», приня-

тие решения в соответствии с чувствами, учитывая как это ре-

шение повлияет на других, на межличностные отношения (эмо-

циональный тип обозначим 3). Шкала Л-Э единственная, по ко-

торой отмечены половые различия. Шесть из десяти мужчин —

Л-люди, среди женщин соотношение прямо противоположное:

60% относят себя к Э-категории.

Сенсорному (ощущающему) типу присуще принятие собы-

тий как реальность, как факт, как чувственный опыт (ощуще-

ния, восприятие), присуще умение воспринимать реальность,

сенсорики предпочитают конкретную информацию, то, что мож-

но увидеть, услышать, потрогать, фокусируя внимание на фак-

тах и деталях, критерием для принятий решения им служит

здравый смысл и опыт окружающих, им чуждо фантазерство,

они предпочитают «синицу в руках журавлю в небе» (сенсор-

ный тип обозначим С). Интуитивному типу свойственна способ-

ность прогнозировать будущее развитие событий, присуще вооб-

ражение, склонность собирать информацию произвольным пу-

тем, иногда «скачками», ища в ней свой смысл и взаимосвязи

между различными явлениями, доверяя интуиции и предчув-

ствиям, при принятии решений опираются на внутренний го-

лос, собственную интуицию вне зависимости от того, каклгосту-

пают в подобных ситуациях окружающие люди (интуитивный

тип обозначим И). Когда два человека по-разному собирают ин-

формацию, то их отношения могут быть поставлены под угрозу:

например, человек сенсорного типа спрашивает: «Который час?»

и ожидает услышать точный ответ, а ответ человека интуитив-

ного типа обычно иной: «Уже поздно и пора идти». Сенсорик,

теряя терпение, повторяет вопрос: «Скажи конкретно, который

час?», на что интуит, уверенный в своей правоте, может отве-

тить: «Нельзя быть таким капризным. Я ведь сказал, пора идти,

уже больше трех».

Рациональный тип — это человек решительный, способный

принимать решение с минимальным напряжением, четко пони-

мая, почему именно такое решение принято, последовательно и

настойчиво осуществляющий свое решение, не меняя его, склон-

ный четко планировать и контролировать свою жизнь и даже

жизнь окружающих. Люди решающего типа имеют тенденцию

к тому, чтобы быстро выносить решение вместо того, чтобы учесть

новую информацию, даже если эта информация говорит, что

следует изменить их решение (рационально-решающий тип обо-

значим Р). Иррациональный, или воспринимающий тип скло-

нен накапливать информацию вместо того, чтобы торопиться с

решением, принятое решение может неоднократно меняться в

зависимости от различных обстоятельств, причем часто человек

сам не может объяснить, почему изменил решение, такая гиб-

кость, спонтанность, некоторая стихийность жизни и поведения

не всегда понимается адекватно окружающими людьми (ирра-

ционально-воспринимающий тип обозначим В).

Людей с преобладающей сферой ощущений или интуиции

относят к иррациональному типу, поскольку они способны гиб-

ко изменять свое решение и поведение в зависимости от теку-

щих ощущений или интуитивных предчувствий. Людей с пре-

обладанием логики либо эмоций относят к рациональному типу,

они склонны принимать четкие решения, для них «суждения

важнее, чем ощущения».

В зависимости от психосоциотипа обучающиеся по-разному

воспринимают информацию, по-разному мыслят, своеобразно

принимают решения, склонны к различному стилю обучения и

усвоения, специфически ведут себя в конфликтных отношени-

ях, склонны к специфическим видам взаимодействий с партне-

рами различных психосоциотипов. В педагогической практике

все острее встает необходимость более полного учета особеннос-

тей психосоциотипов обучающихся при выборе педагогом мето-

дов обучения и воспитания.

Наряду с врожденными особенностями темперамента и пси-

хосоциотипа ученика, большую роль играют его устойчивые при-

обретенные качества характера, которые постоянно влияют на

поведение, реакции, учебную и трудовую деятельность, обще-

ние. Не встречаются дети или взрослые с идентичными харак-

терами.

Характер — это каркас личности, в который входят только

наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личнос-

ти, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности.

Характер — индивидуальное сочетание наиболее устойчи-

вых, существенных, приобретенных особенностей личности,

проявляющихся в поведении человека, в определенном от-

ношении: 1) к себе (степень требовательности, критичности, са-

мооценки); 2) к другим людям (индивидуализм или коллекти-

визм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безраз-

личие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или

правдивость и т. п.); 3) к порученному делу (лень или трудолю-

бие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пас-

сивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или

безответственность, организованность и т. п.); 4) в характере от-

ражаются волевые качества: готовность преодолевать препят-

ствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости,

самостоятельности, решительности, дисциплинированности.

Какова связь темперамента с характером? Существуют раз-

личные подходы к оценке взаимоотношения темперамента и ха-

рактера: 1) отождествление темперамента и характера (Креч-

мер); 2) противопоставление, установление антагонистических

отношений между ними, указание на то, что характер может

входить в конфликт с темпераментом (Вирениус, Викторов, Ле-

витов); 3) признание темперамента элементом характера; 4) при-

знание темперамента основой формирования характера, как врож-

денную основу характера (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн,

Б.Г. Ананьев).

Характер человека — это сплав врожденных свойств высшей

нервной деятельности с приобретенными в течение жизни ин-

дивидуальными чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными

или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с лю-

бым типом темперамента. Однако при определенном темпера-

менте одни черты приобретаются легче, другие — труднее. На-

пример, организованность, дисциплинированность легче выра-

ботать флегматику, чем холерику; доброту, отзывчивость —

меланхолику. Быть хорошим организатором, общительным че-

ловеком проще сангвинику и холерику. Однако недопустимо

оправдывать дефекты своего характера врожденными свойства-

ми, темпераментом. Отзывчивым, добрым, тактичным, выдер-

жанным можно быть при любом темпераменте.

Среди свойств характера принято различать общие (глобаль-

ные) и частные. Глобальные свойства характера оказывают свое

действие на широкую сферу поведенческих проявлений. При-

нято выделять 5 глобальных черт характера (А.Г. Шмелев,

М.В. Бодунов, У. Норман и др.):

самоуверенность — неуверенность;

согласие, дружелюбие — враждебность;

сознательность — импульсивность;

эмоциональная стабильность — тревожность;

интеллектуальная гибкость — ригидность.

Такие черты, как экстраверсия — интроверсия, сопоставля-

ются с глобальными чертами характера, как уверенность и не-

уверенность; так, общительность, экстравертированность склон-

ны проявлять уверенные в себе люди, а неуверенные в себе про-

являют замкнутость, интровертированность.

Среди локальных, частных свойств характера, которые влия-

ют на частные, узкие ситуации, можно выделить следующие:

общительность — замкнутость, доминантность (лидерство) — подг,

чиненность, оптимизм — уныние, совестливость — бессовест-

ность, смелость — осторожность, впечатлительность — толсто-

кожесть, доверчивость — подозрительность, мечтательность —

практицизм, тревожная ранимость — спокойная безмятежность,

деликатность — грубость, самостоятельность — конформизм (за-

висимость от группы), самоконтроль — импульсивность, страст-

ная увлеченность — апатичная вялость, миролюбивость — аг-

рессивность, деятельная активность — пассивность, гибкость —

ригидность, демонстративность — скромность, честолюбие —

непритязательность, оригинальность — стереотипность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...