Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

для конкурса «Формула успеха».

Обучение истории в старших классах требует многообразия и вариативности форм организации учебного процесса и методов обучения, использования всех видов самостоятельной работы учащихся, переход к диалогу и сотрудничеству учителя и учащихся. Мне приемлема трактовка - обучать истории – это «значит учить думать и разбираться в исторических событиях, учить делать выводы и обобщения на изученном историческом материале, учить мыслить исторически, сознательно усваивать материал всей темы и ведущих вопросов курса…»

Разработка данного урока соответствует стандартам единого образовательного пространства. В тематическом планировании по учебнику рассматривается в разделе «Восточные славяне», как складывания государства у восточных славян VII – IX вв.

Представленный урок (урок – диспут) является эвристической формой занятия, позволяет использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности как репродуктивный, так и продуктивный (проблемного изложения, исследовательский, объяснительно – иллюстративный, индивидуальная работа, комментирование своей точки зрения, работа с источником и таблицей ).

Так как у старшеклассников имеется фундамент знаний по данному периоду, поэтому планирую цель урока на основе альтернативной ситуации – выбора вариантов исторического развития реально существовавших в истории на основе научного подхода.

Из опыта своей работы скажу, что такая форма проведения урока плодотворна, эффективность таких уроков высока. Все задачи, поставленные на уроке, успешно выполняются. Действительно активизируется изучение предмета, ученики ждут следующих такой формы уроков. За один такой урок – диспут можно освоить, причем, что очень важно, благодаря усилиям мыслительной деятельности большой объем материала.

Еще одно преимущество такого урока заключается в том, что на нем можно оценить практически каждого учащегося. Конечно, нельзя описать все нюансы урока, но считаю это очень продуктивным видом деятельности, так как учащиеся не заучивают материал, а осознают, практически добывая знания самостоятельно. На таких уроках ученики чувствуют себя более уверено, раскрываются в диалоге.

Тип урока: урок - диспут (требуемое время – 2 урока)

ЦЕЛЬ УРОКА: создать условия для понимания исторических спорных проблем в истории нашего государства на основе «исторических взглядов» Нестора и различных взглядов (концепций) отечественных историков.

Задачи урока:

 
истории России на примере углубленного изучения исторических сюжетов. " width="308" height="111" class=""/>

Оборудование урока:

ü портреты историков

ü карта «Образование государства у восточных славян»

ü плакат «Генеалогическое дерево Рюриковичей»

ü схемы, таблицы

ü памятки – алгоритмы

ü фрагменты «ПВЛ», исследовательской и энциклопедической литературы

ü раздаточный материал

Методы: репродуктивный объяснительно – иллюстративный

продуктивный проблемного изложения

исследовательский

ДЕВИЗ УРОКА: Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом.

(Анатоль Франс,, французский критик, поэт)

Оформление доски:

 
 
 
ДВА ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ ВЗГЛЯДА ПРИЗВАНИЕ ВАРЯГОВ ОСНОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА «НОРМАННСКАЯ ТЕОРИЯ» «АНТИНОРМАННСКАЯ ТЕОРИЯ» ? ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАТЬ!!! · Фрагменты источника «ПВЛ» Нестора. · Исследовательская литература:,, ,,. · Журнал «Сатирикон» · Энциклопедическая литература @ ВЫВОД:

 

Структура урока:

@ Организационный момент.

Задачи урока на доске активизация внимания учащихся

2 Изучение нового материала:

Подготовительный этап.

Опережающее творческое задание:

При подготовке к уроку учитель заблаговременно раздает учащимся фрагменты «ПВЛ» и исследовательской литературы для изучения, рекомендует и объясняет схему построения доклада с помощью памяток – алгоритмов (№ 3).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент: (Приветствие, сообщение темы, целей уроков.)

Вступительное слово учителя:

Во вступительном слове учитель говорит, что образование государства явилось итогом длительных и сложных процессов, происходивших на огромных пространствах Восточно - Европейской равнины во второй половине I тыс. н.э. (используется карта «Образование государства у восточных славян»)

Получить полный текст

 

Подписаться на рассылку!

К VII в. на ее просторах расселились восточнославянские племенные союзы, названия и местоположение которых известны историкам из древнейшей русской летописи «ПВЛ» преподобного Нестора. Это поляне (вдоль западного берега Днепра), древляне (к северо – западу от них), ильменские словене (по берегам озера Ильмень и реки Волхов), кривичи (в верховьях Днепра. Волги и Зап. Двины), вятичи (по берегам Оки), северяне (по Десне), и другие (используется карта). Большое значение в их ранней истории имели торговые пути, один из которых соединял Скандинавию и Византию (путь «из варяг в греки» от Финского залива по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, озеру Ильмень к Днепру и Черному морю).

Летописец – монах Киево - Печерского монастыря приводит знаменитый рассказ о призвании ильменскими словенами варяжских (скандинавских) князей Рюрика, Синеуса и Трувора: «Земля наша велика и обильна, нопорядка в ней нет: идите княжить и владеть нами». Рюрик предложение принял и в 862 году сел в Новгороде. Вот почему памятник «Тысячелетие России» возведен именно в Новгороде в 1862 году. (используется плакат «Генеалогическое дерево Рюриковичей»).

Многие историки XVIII – XIX вв были склоны понимать эти события как свидетельство того, что государственность на Русь была принесена из вне и восточные славяне не смогли создать своё государство самостоятельно - норманнская теория. Современные исследователи признают её несостоятельной. Давайте мы с вами попробуем на уроке разрешить эту спорную проблему. Но чтобы быть в курсе всех исторических событий заслушаем историческую справку.

Учащиеся зачитывают поочередно исторические справки и отвечают на вопросы.

I Кто такие варяги?

I Где они проживали до того, как, были приглашены в славянские земли?

I Когда прошло «призвание варягов» на Русь?

I Какова главная цель призвания варяжских князей?

I Какой исторический первоисточник знакомит нас с варягами (норманнами)?

I Кого мы можем назвать современником Рюрика?

II. Работа с источником – ПВЛ проводится внешняя и внутренняя критика источника (умение реконструировать исторические взгляды автора, умение проводить критику источника исследовательская работа)

I Какой теории придерживается автор «ПВЛ»?

I В чем причина недостатка информации источников?

I Какое значение по «ПВЛ» имели в русской истории Рюрик и Кий?

III. Знакомство с исторической разноголосицей.

Учащиеся выступают с краткими докладами, в которых отражают портрет представляемого историка и его концепцию на спорную проблему + самостоятельно заполняют таблицы (умение подготовки краткого конспекта – доклада + выступление в роли докладчика + самостоятельное заполнение таблицы).

Историки Даты жизни. Какие источники использует? Концепция на проблему. Какой теории придерживается?
         
         
         
         
         
Журнал «Сатирикон»        

IV. @ ВЫВОД: после прослушивания докладов ребятам предлагается записать сначала вывод самостоятельно, затем они заслушиваются, и подводится итог совместно с учителем (индивидуальная работа при решении проблемной ситуации + комментирование своей точки зрения).

В: Проведя, исследование поставленной проблемы мы пришли к выводу: что на становление государственности на Руси влияло много факторов, и имеет множество подходов к изучению этой спорной проблемы. Какова же роль варягов в формировании Древнерусского государства?

@ Да, историки XVIII – XIX вв (,) рассматривали происхождение Древнерусского государства придерживаясь норманнской теории о том, что варяги – русь, призванные на княжение в Новгород, были этническими германцами (норманнами). Они основали правящую династию в России, им принадлежит и ведущая роль в оформлении государства у восточных славян. Следовательно, роль варягов – руси является в русской истории определяющей.

@ Современные историки (,, Журнал «Сатирикон»)

придерживаются другой позиции, что роль варягов не значительна, объясняя это тем, что

• рассказ Нестора доказывает, что у восточных славян к середине IX в. существовали органы, являвшиеся прообразом государственных ин­ститутов (князь, дружина, собрание представителей племен — буду­щее вече);

• варяжское происхождение Рюрика, а также Олега, Игоря, Ольги, Аскольда, Дира бесспорно, но приглашение иноплеменника в качестве правителя является важным показателем зрелости предпосылок к фор­мированию государства. Племенной союз осознает свои общие интере­сы и пытается разрешить противоречия между отдельными племенами призванием стоящего над местными разногласиями князя. Варяжские князья, окруженные сильной и боеспособной дружиной, возглавили и завершили процессы, ведшие к образованию государства;

• крупные племенные суперсоюзы, включавшие несколько союзов племен, у восточных славян сложились уже в VIII—IX вв. — вокруг Новгорода и вокруг Киева;

• в формировании. Древнерусского государства важную роль сыграли
внешние факторы: исходившие извне (Скандинавия, Хазарский ка­
ганат) угрозы подталкивали к сплочению;

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...