Принципы способа высокой печати. Печатание с форм высокой печати.
Высокая печать. Флексография Высокая печать, к которой принадлежат собственно высокая печать с металлических печатных форм, а также флексография, является древнейшим способом печати. Как уже видно из самого ее названия, печатный процесс осуществляется возвышающимися над поверхностью печатной формы печатающими элементами. Высокая печать, главным образом книжная, является машинным видом печати. Перенос высоковязких, пастообразных красок на бумагу осуществляется посредством твердых (преимущественно металлических) печатающих элементов (рис. 2.3-1). В хронологии развития высокой печати печатные станки и машины разделялись в соответствии с различными принципами давления на ручные прессы и тигельные станки, плоскопечатные и ротационные машины. На протяжении многих столетий высокая печать, охватив весь мир, являлась доминирующей. Она выполнялась с твёрдых печатных форм, изготавливаемых преимущественно из сплава свинца, сурьмы и цинка. Так как этот способ в основном служил для печати книг, он получил, по крайней мере в немецком языке, название «Buchdruck» («книжная печать»). В настоящее время офсетная печать по техническим и коммерческим причинам повсеместно вытеснила высокую печать, которая находит себе применение только в определённой нише (например, для качественного изготовления такой непритязательной продукции, как карманные и телефонные справочники или отдельные виды ежедневных газет). Косвенный способ высокой печати, в котором печатное изображение передаётся с формы на запечатываемый материал через резиновый цилиндр, ещё можно найти в определённых областях – особенно при печати упаковки.
Высокая печать с металлических форм применяется преимущественно для печати книг. В течение четырех столетий она была доминирующим способом печати для изготовления плакатов, визиток, церковных, ведомственных и служебных бумаг, одно- и двусторонних листовок с местными новостями, ежедневных и еженедельных газет, а также простой акциденции. Сначала процесс печати базировался на принципе тигельного пресса. Изобретение Фридрихом Кёнигом в 1812 г. плоскопечатных машин привело к повышению производительности и существенному прогрессу высокой печати. Предпосылкой для создания рулонных ротационных печатных машин явилось открытие в 1854 г. стереотипных полукруглых форм. Это позволяло печатать, в частности, газеты большими тиражами, а на различных специальных машинах стало возможным изготавливать высококачественную многокрасочную печатную продукцию. Для печати обоев применялись специальные рулонные машины высокой печати с планетарным расположением цилиндров (большой опорный цилиндр и до 20 формных валиков со своими красочными аппаратами), а для изготовления другой печатной продукции были предложены другие разнообразные машины. Примером может служить тигельная машина фирмы Гейдельберг – самая распространенная в мире машина высокой печати. Существенными недостатками печатных форм высокой печати по сравнению с офсетными являются их высокая стоимость, сложность приладки, ограничения качества печати и невысокие производственные скорости. Высокая печать находит сегодня применение в печати формуляров, этикеток, лотерейных билетов, ценных бумаг, телефонных справочников и обыкновенных карманных книг, правда, с тенденцией к снижению ее доли в их производстве. Способ высокой печати применяется также в ротационной газетной печати с красочными аппаратами, показанными на рис. 2.3-1 (например, модель «Курьер» (Courier) фирмы Koenig & Bauer). Между тем в эксплуатации находятся ещё некоторые газетные ротационные машины, а также машины для прямой и косвенной печати (с резиновым офсетным цилиндром). Последние газетные машины высокой печати были выпущены в 80-х годах XX века.
В качестве печатной формы сегодня служат в основном вымывные фотополимеризующиеся пластины, причем предлагаются различные вымывные системы и различная глубина вымывания, связанные с различными материалами-основами. На примере формных пластин фирмы BASF показан способ изготовления печатных форм. Изготовление печатной формы «Nyloprint» включает следующие этапы: · удаление защитной фольги; · засветка полимеризующегося слоя через негатив (засвеченные места задубливаются; чем меньше площадь экспонируемых участков, тем меньше впоследствии глубина рельефа; для записи используются фотовыводные устройства (ФВУ) планшетного типа, ФВУ с внешним барабаном, а также копировальные устройства); · вымывание незадубленного фотополимера водой или спиртоводной смесью; · сушка печатного рельефа после вымывания; · последующая общая УФ-засветка для того, чтобы произошла полная полимеризация и затвердение печатного рельефа. При этом способе обеспечивается воспроизведение тонких линий шириной не менее 50 мкм и маленьких отдельно расположенных точек диаметром 200 мкм. Формы высокой печати на стальной основе могут простым способом закрепляться на магнитном формном цилиндре (рис. 2.3-5).
8 (14). Схема флексографской печати. Основные преимущества флексопечати при использовании упаковки и этикетки. (Флексографская печать как прогрессивный вариант печати.) На протяжении нескольких последних десятилетий был внедрён модифицированный принцип высокой печати, а именно флексография (рис. 2.3-2). Чаще всего он используется в упаковочной промышленности для печати на различных материалах. Название «флексографская печать» (флексография) было введено в начале 50-х годов XX века (до этого называлась «анилиновая печать»). В противоположность высокой печати флексография работает с жидкими красками и эластичными, т.е. мягкими и гибкими печатными формами (клише), а также с незначительным давлением между формным цилиндром и запечатываемым материалом («kissprinting»). Гибкие печатные формы (ранее их изготавливали исключительно из резины, а в настоящее время в основном из фотополимеризующихся материалов) дают возможность запечатывать материалы с очень шероховатой поверхностью и даже ткани.
Флексография является единственным способом печати, которым могут запечатываться очень тонкая, гибкая и жёсткая фольга, почти все виды бумаги, толстый картон, упаковочные материалы с шероховатой поверхностью и ткани. Достигаемое качество флексографской печати ниже, чем в офсетной печати. Максимальное разрешение флексографии соответствует области низколиниатурных структур (линиатура 48 лин/см, в то время как в офсетной печати обычно используют линиатуры от 60 до 120 лин/см). Современные печатные формы, в основном изготовленные способом «Компьютер – печатная форма», улучшают качество печати. Становится возможной печать с линиатурой 60 лин/см (также до 120 лин/см). Новые печатные формы в совокупности с соответствующими печатными красками и развитием машинной техники, в особенности в части нанесения красок (красочный аппарат), существенно улучшают качество флексографской печати. Процессы Эластичность форм флексографской печати в сочетании с красками низкой вязкости позволяет печатать на невпитывающих и шероховатых поверхностях, что является типичным в производстве упаковки. Более того, флексографская печать особенно пригодна для запечатывания гибких материалов (например, пленки). Печатный процесс требует небольшого давления, при этом обеспечивается надежная передача красок с печатной формы на запечатываемый материал. Давление должно быть равномерно распределено по всем печатным элементам как в зоне контакта, так и по всей длине печати. Отклонения размеров цилиндра и радиальное биение устраняются за счет первоначального небольшого избыточного натиска. Предпосылкой для равномерного распределения давления по всему запечатанному изображению является постоянное давление печати при его незначительных колебаниях. Мягкие эластичные печатные формы позволяют получить хороший результат при незначительном натиске, причём можно, например, печатать на гофрокартоне без разрушения его структуры.
Следует обратить внимание на то, что слишком сильная деформация гибкой печатной формы приводит к значительному растискиванию растровых точек. В особенности это заметно на светлых участках, где находятся маленькие, тонкие и поэтому легко деформируемые печатные элементы. Так как при этом речь может идти в основном о случайных ошибках, то корректура градаций на стадии допечатных процессов практически невозможна. Износ печатной формы, который увеличивается с числом отпечатанных оттисков, также приводит к увеличению размеров растровых точек, т.е. растискиванию. Печатные формы Печатные формы, также называемые «клише», изготавливаются из резины или фотополимеризующихся материалов. Их твёрдость и толщина должны соответствовать используемому в данный момент запечатываемому материалу и сюжету. В качестве запечатываемых материалов широко используются: гофрокартон, бумага, полимерные пленки и фольга и др. К ним могут предъявляться специальные требования (например, к упаковке для промышленных товаров или пищевых продуктов). Поэтому во флексографской печати применяются разнообразные виды печатных красок. Это могут быть краски на водной основе, спиртоустойчивые, бензиноустойчивые, устойчивые к эфирам, УФ-краски и т.д. Материал для печатных форм нужно выбирать так, чтобы он не набухал, не становился хрупким, не растворялся под воздействием красок. Клише имеют либо плоскую форму и закрепляются на формном цилиндре с помощью клея или двусторонней липкой ленты, либо уже изготовлены в цилиндрической форме (например, по гильзовой технологии «Компьютер – печатная гильза»). Резиновые клише. Они изготавливаются путем матрицирования (тиснением отливных форм) с использованием сырой резины с последующей ее вулканизацией. Равномерность по толщине обеспечивается шлифовкой оборотной стороны клише.
Резиновые, а точнее эластомерные, клише обладают лучшим качеством, если нанести на всю их поверхность эластомер и вслед за этим лазерным гравированием получить на ней печатный рельеф. Печатающие элементы (в отличие от фотохимического способа) имеют боковые грани, скошенные к основанию, в то время как верхняя поверхность имеет прямые вертикальные боковые грани. Это существенно повышает устойчивость клише к износу во время печати тиража и уменьшает связанное с этим растаскивание растровых точек (рис. 2.3-6). Гравированные лазером клише ещё мало распространены, их линиатура растра составляет 40 лин/см, что существенно ниже, чем у фотополимерных печатных форм (где она составляет приблизительно 60 лин/см).
Фотополимерные печатные формы. Фотополимеризующиеся материалы, из которых изготавливаются флексографские печатные формы, могут быть жидкими (системы Liquid) или твёрдыми (система Solid), причём твёрдая их форма используется чаще. Сырьём для фотополимеризующихся материалов служат эластомерное связующее вещество, ненасыщенные мономеры и УФ-фотоинициаторы. Они растворимы в воде или в органических растворителях. При засветке УФ-лучами происходит реакция полимеризации или «сшивание». Образованные путем этой реакции фотополимеры становятся нерастворимыми. При частичной засветке фотополимеры могут частично задубливаться, в то время как незасвеченные участки можно растворить, т.е. они сохраняют способность к вымыванию. Это свойство используется при изготовлении рельефных печатных форм. Твёрдые фотополимеризующиеся пластины поставляются в готовом для экспонирования виде такими фирмами, как BASF (например, формные пластины Nyloflex) или DuPont (пластины Cyrel). Они бывают одно- и многослойными. Однослойные пластины состоят из рельефного слоя (не «сшитого» фотополимера), покрытого защитной фольгой. Разделительный слой обеспечивает лёгкое отделение защитной фольги. Лавсановая основа на оборотной стороне пластины служит для ее стабилизации. На рис. 2.3-7,а представлено строение однослойной печатной формы. При обработке однослойных формных материалов сначала равномерно засвечивается оборотная сторона без копировального оригинала. Засветка оборотной стороны обеспечивает равномерное по всей площади «сшивание» фотополимеризующегося слоя и ограничивает глубину вымывания. Кроме того, она повышает светочувствительность слоя, обеспечивает стабильную структуру боковых граней и возможность образования промежуточного рельефа в тонких структурах, например, на растровых площадях (рис. 2.3-8). Основное экспонирование производится под вакуумом после отделения защитной пленки с лицевой стороны пластины и размещения на лицевой поверхности пластины негатива (копируемого оригинала). Рельеф образуется путём фотополимеризации. Продолжительность и интенсивность основной экспозиции влияют на образование точек, углов боковых граней и глубину рельефа в тонких структурах (например, растрированные участки на рис. 2.3-8). После основного экспонирования производится вымывание. Посредством растворителя неполимеризированные (незасвеченные) участки печатной формы вымываются. При этом используется механическая обработка щеткой. После вымывания печатная форма должна быть основательно высушена для того, чтобы проникший в рельефный слой растворитель полностью испарился. Далее следует равномерная засветка пластины по всей площади без фотоформы, чтобы все области рельефа были полностью полимеризованы. Флексографская печатная форма в этом состоянии имеет клейкую верхнюю поверхность, к которой прилипают пыль и грязь. При засветке УФ-лучами или при погружении в раствор брома клеящая способность теряется. Клише для флексографской печати полностью готово. Однослойные печатные формы изготавливаются толщиной от 0,76 мм (например, для печати на пакетах, плёнках, тонком картоне) до 6,35 мм (например, для печати на гофрокартоне, мешках из бумаги или пластика). При работе на пластинах толщиной до 3,2 мм могут использоваться линиатуры до 60 лин/см. Возможный диапазон градаций составляет при этом от 2 до 95%. Более толстые печатные формы (от 4 до 5 мм) используются с линиатурами до 24 лин/см, они обеспечивают градационный диапазон от 3 до 90%. Многослойные пластины, предназначенные для качественной растровой печати, имеют строение, показанное на рис. 2.3-7,б. Они комбинируют в своей структуре принцип относительно твёрдых тонкослойных пластин со сжимаемой основой. Подложка сама образует сжимаемую основу для рельефного слоя и принимает на себя деформацию при печати. При этом сохраняется печатный рельеф (рис. 2.3-9). Стабилизирующий слой обеспечивает почти полное отсутствие продольной деформации вследствие изгиба плоской печатной формы при монтаже на формный цилиндр. Достигаемый эффект повышения качества печати имеет место в том случае, когда тонкие однослойные печатные формы со сжимаемым пористым слоем приклеиваются на формный цилиндр. Структура формной пластины для системы «Компьютер - печатная форма» схематично представлена на рис. 2.3-7,в (например, цифровые флексографские формные пластины фирмы BASF). При удалении защитной фольги освобождается «чёрный» слой, на который, например, с помощью луча лазера (с длиной волны 1064 нм) можно осуществлять запись путем разрушения слоя (абляции). Лазерный луч разрушает чёрный абсорбирующий энергию слой. При этом на формной пластине осуществляется запись точка за точкой. Чёрный слой выполняет задачу копируемого оригинала (негатива). После завершения записи пластина засвечивается по всей ее площади (предварительная и основная экспозиции) и дальше обрабатывается так же, как однослойная формная пластина для получения рельефа (здесь нет никакого «лазерного гравирования», как пояснялось в случае изготовления резиновых клише). Монтаж печатных форм. Плоские клише фиксируются на формном цилиндре двусторонней липкой лентой. Увеличение размеров печатающих элементов, обнаруживаемое в направлении печати, следует компенсировать на допечатной стадии методом продольного сжатия. Печатный аппарат Печатные аппараты состоят, как представлено на рис. 2.3-2, из красочного аппарата, формного цилиндра и печатного цилиндра. В настоящее время применяется два различных типа красочных аппаратов: · система с дозировкой краски через зону контакта (рис. 2.3-11) между растрированным валиком и дукторным цилиндром; · красочный ракельный аппарат с растрированным валиком и с камерным ракелем (рис. 2.3-12). Красочный аппарат с дукторным цилиндром (трёхваликовый красочный аппарат) является исходной, простой, приемлемой по цене системой, которая, однако, сегодня редко применяется на новых машинах. Дозировка краски с точки зрения ее подачи имеет ограничения. Если подаётся слишком много краски, то при больших тиражах промежутки между растровыми точками на печатных формах залипают и печатное изображение смазывается. При незначительной подаче краски не обеспечивается полный ее перенос на формную пластину и на печатном изображении возникают непропечатанные места. Такая система дозирования красок, однако, находит частое применение совместно с лакировальными устройствами в офсетной печати при сплошном и выборочном лакировании. При возрастании требований к качеству печати становится необходимым улучшение красочных систем. На современных флексографских печатных машинах устанавливаются красочные аппараты с растрированными валиками и закрытой камерной ракельной системой. Ракельное устройство обеспечивает заполнение углублений краской, т.е. заданный объем ее переноса на клише. Объем захвата краски ячейками валика и извлечение ее из углублений, реологические свойства красок, а также рабочие характеристики процесса и согласование поверхностных свойств печатной формы и запечатываемого материала влияют на качество печати (равномерность, толщина красочного слоя, муарообразование и т.д.). Сегодня широко распространены валики с хромированной или керамической поверхностью (данные табл. 2.3-1). Рабочие значения линиатуры растров составляют от 150 до 300 лин/см при объеме ячеек 10 см3/м2. Для выбора растрированных валиков имеют значение следующие практические правила: 1) При толщине наносимого красочного слоя 2 мкм на запечатываемый материал (что соответствует величине 2 см3/м2) объём ячеек растрированного валика должен аккумулировать 4 см3/м2 (во флексографии, как и в офсетной печати, в первом приближении переносится на запечатываемый материал половина краски). Линиатура растра на валике в отличие от растрового клише должна в среднем быть в 5,5 раз больше (при растре 48 лин/см на форме линиатура растрированного валика в среднем - 260 лин/см). Клише с низкими линиатурами должны заменяться клише с более высокой линиатурой. Если линиатура растрированного валика незначительно отличается от линиатуры печатной формы, то возможна непропечатка элементов и образование муара. 2) Угол гравирования в 60° при шестиугольной форме растровой ячейки предпочтителен во многих случаях (но это не обязательное требование). Концепции построения машин для многокрасочной печати Для флексографской печати изготавливаются преимущественно рулонные машины по следующим схемам построения: · планетарная система (рис. 2.3-14,а); · секционная система горизонтального построения (рис. 2.3-14,б); · секционная система вертикального построения (рис. 2.3-14,в). Машины планетарного построения имеют по сравнению с секционными машинами преимущества в точности продольной приводки, что обусловлено большим углом охвата запечатываемого материала (особенно при печати на гибких синтетических материалах). Машины секционного построения очень распространены и обладают гибкостью относительно количества устанавливаемых печатных секций, а также применения способов печати (комбинации различных способов). Планетарная система, напротив, накладывает ограничения на количество печатных секций и возможности использования различных способов печати. Применение флексографского способа в листовой печати возможно обычно с использованием его в лакировальных устройствах листовой офсетной машины. Для специализированного применения (например, высококачественная печать металлизированными красками на упаковочном материале, запечатывание синтетических материалов) используются многокрасочные листовые флексографские машины. Планетарные машины. Они были разработаны первоначально для того, чтобы можно было выполнять печать с точным совмещением красок на эластичном материале (рис. 2.3-14,а). Запечатываемый материал лежит во время печатного процесса на печатном цилиндре и обеспечивает, таким образом, высокие возможности стабильности положения. От 4 до 10 красочных аппаратов могут располагаться вокруг центрального печатного цилиндра (диаметром от 2 м и шириной от 300 до 3000 мм). Для того чтобы достичь необходимости равномерности давления печати, печатный цилиндр должен быть изготовлен с высокой точностью с минимальным биением по окружности цилиндра в пределах 5 мкм. Он должен быть оборудован системой термостатирования с отклонениями ±1 °С (разница в 1 °С у стального цилиндра диаметром от 1,80 м дает изменение радиуса около 10 мкм). Печатные аппараты обслуживаются двигателями с винтовой регулировкой или вручную. Современные машины работают с использованием цифрового NCуправления (NC-Numerical Control), которое, учитывая такие параметры заказа, как толщина клише, длина и свойства запечатываемого материала, устанавливает печатные аппараты относительно печатного цилиндра с допуском в 1мкм, что обеспечивает высокую точность совмещения красок. Стандартные печатные машины имеют ширину печати от 1300 мм, длину печати до 1000 мм при производственной скорости до 6,7 м/с. Машины секционного построения. У таких машин одинаковые печатные аппараты расположены один за другим в ряд (рис. 2.3-14,6). Рулон с материалом обычно проходит через печатные аппараты таким образом, чтобы в соответствующем сушильном устройстве размещались механизмы натяжения полотна и проводки. Расположение аппаратов в ряд использовалось первоначально в узкорулонных машинах (ширина полотна около 500 мм) для печати этикеток. Между тем тенденция на рынке направлена в сторону увеличения ширины полотна вплоть до 1500 мм. Производственные скорости составляют до 4 м/с. Индивидуальные приводы отдельных печатных секций обеспечивают многосекционное построение агрегатов и высокую точность совмещения красок в сочетании с высококачественным контролем движения полотна. Флексографские печатные аппараты могут и комбинироваться, например, с печатными аппаратами для офсетной и глубокой печати, образуя гибридные печатные системы. Секционные машины вертикального построения. Из-за плохого совмещения они используются только для печати простых печатных изделий (продольное несовмещение составляет приблизительно ±0,2 мм), например, для изготовления сумок (рис. 2.3-14,в). Преимущество такого построения в отличие от планетарного заключается в том, что в подобранных машинах могут запечатываться две стороны.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|