Вид и форма промежуточной аттестации
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
доцент Л.А.Болтовская
«_____»__________________201__ г.
М.П.
Рабочая программа дисциплины
ГЕОПОЛИТИКА
Направление подготовки 081100.00 Государственное и муниципальное управление
Профиль подготовки?
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Форма обучения Очная
| Очное обучение
|
Курс
|
|
Триместр
| 2.1
|
Лекции
|
|
Практические (семинарские, лабораторные) занятия
|
|
Самостоятельная работа
|
|
Всего часов
|
|
Курсовая работа
| -
|
Зачет (триместр)
| 2.1
|
Экзамен (триместр)
| -
|
Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры
«_____»_____________ 201 г. протокол №_____
Заведующий кафедрой «Экономика и управление» _________________ ФИО
«_____»_____________ 201_г. (подпись)
Рабочая программа согласована:
Декан ФИФ __________________ ФИО
«_____»_____________ 201_г. (подпись)
Чита 2012
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки 08110.00 Государственное и муниципальное управление.
Автор (ы)
| Профессор кафедры «История и политология», доктор исторических наук
|
|
Н.В.Гордеев
|
Рецензент
|
|
|
|
Цели освоения дисциплины
Цели освоения дисциплины «Геополитика» состоят в формировании у студентов знаний по основам геополитики как науки, её теории и истории, в изучении актуальных международных проблем современности, геополитического положения России, её внешнеэкономической и внешнеполитической доктрины, в ознакомлении с практическими подходами по использованию геополитического положения и выводов при принятии решений в важнейших сферах политической жизни, а также в усвоении понятий и терминов геополитики.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Данная дисциплина относится к базовой (общеобразовательной) части профессионального цикла подготовки студентов к трудовой и общественно-политической деятельности. Объектом курса является мировая политика в условиях современной глобализации (деятельность и взаимодействие государств на международной арене, геополитическое положение Забайкальского края). Предметом – преимущественно новые геополитические факторы в их взаимодействии и взаимовлиянии в условиях глобализирующегося мира.
Данную учебную дисциплину дополняет параллельное освоение следующих дисциплин: «История» «Философия», «Политология».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций
Компетентностная карта дисциплины
Код компетенции
| Компетенция
|
ОК-1
(частично)
| Совершенствование и развитие общества на основе принципов гуманизма, свободы и демократии как главное условие сохранения и развития современной цивилизации.
|
ОК-4
(частично)
| Знание законов развития общества и умение применять эти знания в профессиональной деятельности.
|
ОК-11
(частично)
| Владение одним из иностранных языков как средством коммуникации в рамках сложившегося международного общения и в целях изучения лучшего социально-экономического мирового опыта для последующего его использования в условиях модернизации РФ.
|
ПК-9
(частично)
| Способность свободного ориентирования в правовой системе РФ
|
ПК-16
(частично)
| Умение определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции.
|
Ключевыми компетенциями, формируемыми в процессе изучения дисциплины, являются О К-4, ПК-9, ПК-16.
Уровневое описание признаков компетенции ОК-11:
Преподавание геополитики как общеобразовательной дисциплины
Уровень освоения
| Признаки проявления
|
Продвинутый
(91 – 100 баллов)
| Способен, ориентируясь на основные направления современного обучения и используя отличные предметные знания, определить технологию обучения по дисциплине в целом, использовать межпредметные связи, умеет заинтересовать учащихся, стимулировать их познавательную активность.
|
Базовый
(71 – 90 баллов)
| Имеет хорошие предметные специальные педагогические и методические знания, способен применять активные формы обучения и организовать учебную деятельность.
|
Минимальный
(41 – 70 баллов)
| Имеет представление о дидактических принципах, традиционных и активных формах обучения, может пересказать учебный материал.
|
Уровневое описание признаков компетенции ПК-9:
Участие в учебно-методической работе в сфере общего образования
Уровень освоения
| Признаки проявления
|
Продвинутый
(91 – 100 баллов)
| Способен, ориентируясь в правовой системе, принимать участие в решении учебно-методических задач, проведении исследований и представлять рекомендации по оптимизации профессиональной деятельности.
|
Базовый
(71 – 90 баллов)
| Имеет хорошее представление о правовой системе РФ, может оказывать практическую помощь в правовом и социально-экономическом решении производственных задач.
|
Минимальный
(41 – 70 баллов)
| Имеет общее представление о состоянии правовой системы РФ, владеет информацией о специфике соотношения прав и обязанностей в сфере профессиональной деятельности.
|
Уровневое описание признаков компетенции ПК-16:
Подготовка условий для участия в практических занятиях
Уровень освоения
| Признаки проявления
|
Продвинутый
(91 – 100 баллов)
| Имеет отличные знания по предмету, подбирает содержательный материал, отвечающий целям и задачам занятия. Умеет определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции. Участвует в проведении занятий в интерактивных формах.
|
Базовый
(71 – 90 баллов)
| Имеет достаточные предметные знания, обладает умением использовать умения и навыки, базирующиеся на их основе. Способен работать с информационными источниками по избранной специальности.
|
Минимальный
(41 – 70 баллов)
| Имеет представление об активных методах обучения, основных видах практических занятий. Владеет информацией о требованиях и критериях оценивания.
|
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- основные понятия и категории геополитики;
- сущность и содержание современных геополитических процессов;
- основные тенденции современной глобализации;
- геополитическое положение России, её внешнеэкономическую и внешнеполитическую доктрину;
- геополитическое положение Забайкальского края;
- основные методы стратегию, основные формы, методы обучения.
Уметь:
- планировать и организовывать учебные занятия, осуществлять методическую разработку каждого занятия;
- доступно передавать учебный материал, применять активные методы обучения;
-самостоятельно подбирать учебный материал, создавать мотивацию для его усвоения;
Владеть:
- навыками проведения занятий по геополитике и др.;
- навыками разработки рейтинговой системы оценивания знаний, использования различных форм контроля и критериев оценивания;
- различными методами и формами организации самостоятельной работы.
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы _90__часа.
Содержание разделов дисциплины
№
п/п
| Раздел и тема
дисциплины
| Семестр
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
|
Лекции
| Семинар
Лаборат. Практич.
| Самост. раб.
|
| Раздел 1. Роль и место геополитики среди учебных курсов
|
| |
1.1
| Тема 1. Введение в геополитику и международные отношения
| 2.1
|
|
|
| Устный опрос
|
| Раздел 2. Глобальные процессы современности
|
| |
2.1
| Тема 2. Проблемы современной глобализации. Россия в системе глобальных отношений.
| 2.1
|
|
|
| Обсуждение докладов. Дискуссия
|
2.2
| Тема 3.Глобализация на территории бывшего СССР
|
|
|
|
| Устные опросы
|
2.3
| Тема 4. Геополитика ведущих стран мира. США и глобализация. Интеграционные процессы в Европе
|
|
|
|
| Обсуждение докладов. Дискуссия
|
2.4
| Тема 5. Геополитика развивающихся стран
|
| -
| -
|
|
|
Раздел 3. Регионализация
|
| |
3.1
| Тема 6. Геостратегическое положение современного Китая
|
|
|
|
| Обсуждение рефератов. Устные опросы.
|
3.2
| Тема 7. АТР в системе международных отношений.
|
|
|
|
| Устные опросы
|
3.3
| Тема 8. Геополитика современной Японии
|
|
|
|
| Обсуждение докладов. Дискуссия.
|
3.4
| Тема 9. Забайкалье в системе геостратегической политики
|
|
|
|
| Обсуждение докладов. Дискуссия.
|
| ИТОГО
| |
|
|
| |
4.2.Лекционные занятия, их содержание
№
п/п
| Наименование разделов и тем
| Содержание
|
| Раздел 1. Роль и место геополитики среди учебных курсов.
|
1.1
| Введение в геополитику и международные отношения
| Цели, задачи и особенности обучения политике. Геополитика как область гуманитарного знания. Основные понятия и категории геополитики. Сущность и содержание современных геополитических процессов. «Пограничное» положение геополитики в ряду смежных дисциплин – «Истории», «Философии», «Политологии».
|
| Раздел 2. Глобальные процессы современности
|
2.1
| Проблемы современной глобализации. Россия в системе международных отношений.
| Понятие глобализации как объективного, естественно-исторического процесса. «Мир под одной крышей». Сложность создания гармоничного единого мира. Обострение противоречий в условиях современной глобализации.
Опыт России, Запада и Востока: общие проблемы теории и практики. Внешнеэкономическая и внешнеполитическая доктрина Российской Федерации.
|
2.2
| Глобализация на территории бывшего СССР.
| В.В.Путин: «Развал СССР – величайшая геополитическая катастрофа XX столетия».
СНГ: проблемы создания и функционирования. Формирование новой геостратегии на постсоветском пространстве. Интеграция или дезинтеграция?
|
2.3
| Геополитика ведущих стран мира. США и глобализация. Интеграционные процессы в Европе.
| Сложности перехода мира от биполярной системы к многополюсной модели международных отношений.ООН. Глобальные интересы США. Мировое господство или глобальное лидерство? Европа в «тисках» интеграции в условиях глобального экономического кризиса.
|
| Раздел 3. Регионализация.
|
3.1
| Геостратегическое положение современного Китая
| Китай в системе международных отношений. Опыт реформ в КНР. Россия и Китай. Московский договор 2001 г.: «Навеки друзья и никогда – враги»
|
3.2
| АТР в системе международных отношений.
| Современное социально-экономическое положение стран-членов АТР. НИС – прорыв на качественно новый исторический виток развития, эффективная альтернатива классической капиталистической системе. Перемещение центра международной экономической и политической жизни в АТР. Стратегические интересы России в АТР.
|
3.3
| Геостратегия современной Японии.
| Социально-экономическое положение современной Японии. Основная геополитическая проблема: мировой экономический «гигант» и политический «карлик». Основная проблема российско-японских отношений: отсутствие мирного договора, ситуация «ни мира, ни войны». Вопрос о «северных территориях».
|
3.4
| Забайкалье в системе геостратегической политики
| Социально - экономическое положение Забайкальского края – достижения и проблемы развития. «Окно» России в Азию, трансграничный стратегический мост в АТР. Приграничное и межрегиональное сотрудничество Забайкалья и КНР.
|
4.3. Семинарские, практические, лабораторные занятия, их содержание
№ раздела и темы
| Содержание и формы проведения
|
Раздел 1.
Тема 1.1
| Занятие 1. Введение в геополитику и международные отношения Проводится в форме семинара.
Основные понятия и категории геополитики. Сущность и содержание современных геополитических процессов. Взаимовлияние и взаимозависимость современных геополитических процессов. Взаимовлияние и взаимозависимость отношений в современном мире. Геополитика как область гуманитарного знания. Связь геополитики со смежными дисциплинами.
|
Раздел 2
Тема 2.1
| Занятие 2. Проблемы современной глобализации. Россия в системе глобальных отношений. Проводится в форме семинара по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии.
Понятие глобализации. Сложность формирования единого мира и гармоничных отношений. Обострение проблем современной глобализации. Общее и единичное в опыте России, Запада и Востока. Международное положение Российской Федерации.
|
Раздел 2
Тема 2.2
| Занятие 3. Глобализация на территории бывшего СССР. Проводится в форме семинара по обобщению и углублению знаний.
Роспуск СССР – оправданное решение или историческая ошибка? СНГ: проблемы создания и функционирования. Формирование новой геостратегии на постсоветском пространстве. Проблемы «гастарбайтеров» на территории бывшего СССР.
|
Раздел 2
Тема 2.3
| Занятие 4. Геополитика ведущих стран мира. США и глобализация. Интеграционные проблемы в Европе.
Проводится в форме семинарского занятия с обсуждением докладов и элементами дискуссии. Проблемы формирования многополюсной модели международных отношений. ООН как центр международного управления.Глобальные интересы и геостратегия США. Европа в условиях интеграционных процессов.
|
Раздел 3
Тема 3.1
| Занятие 5. Геостратегическое положение современного Китая.
Проводится в форме семинарского занятия, обсуждения рефератов с элементами дискуссии. Социально-экономическое положение современного Китая. Успех китайских реформ – прорыв Китая на новый виток исторического развития. Российско-китайские отношения. «Желтая» китайская угроза – миф или реальность? Московский договор 2001 г. Возможность повторения китайского опыта для обеспечения модернизации России.
|
Раздел 3
Тема 3.2
| Занятие 6. АТР в системе международных отношений. Проводится в форме семинарского занятия и устного опроса с целью обобщения и углубления знаний. Социально-экономические и геополитические процессы в АТР. Успешное развитие НИС как эффективное проявление альтернативы классической модели капитализма. Перемещение центра мировой экономической и политической жизни в АТР. Стратегические интересы России в АТР.
|
Раздел 3
Тема 3.3.
| Занятие 7. Геостратегия современной Японии. Проводится в форме семинара, обсуждения докладов с элементами дискуссии.
Японское «чудо» без чудес. Проблема геостратегического положения современной Японии. Российско-японские отношения. Проблема «северных территорий».
|
Раздел 3
Тема 3.4
| Занятие 8. Забайкалье в системе геостратегической политики. Проводится в форме семинарского занятия с обсуждением рефератов и элементами дискуссии.
Социально-экономическое развитие Забайкальского края: достижения и проблемы. Д.А. Медведев: Забайкалье – «окно» России в Азию. Экономическое и военно-стратегическое значение Забайкалья. Приграничное и межрегиональное сотрудничество Забайкалья и КНР.
|
Вид и форма промежуточной аттестации
Промежуточный контроль проводится в форме консультационного собеседования по разделу 1 теме 1 и тестирования по разделу 3, темам 1 и 2.
Воспользуйтесь поиском по сайту: