Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие рынка и причины его возникновения




РЫНОК И ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА

 

Понятие «рынок» многогранно, поэтому достаточно трудно охарактеризовать его однозначно. По мере развития общественного производства и обращения это понятие неоднократно менялось.

Рынок является экономической категорией и тесно связан с обменом, обращением, торговлей, торговыми услугами. Зародившись много тысяч лет назад на стадии разложения первобытно-общинного строя, как результат цивилизации, он находится в развитии.

По словам Н. Бухарина, рынок – это обратная сторона товарного производства,основы рыночного хозяйства. Объективная необходимость рынкаобусловлена теми же причинами, которые вызывают необходимость существования товарного производства. Однако в развитом виде рынок сформировался только к середине XIX в. в эпоху промышленного капитализма, когда товарный рынок дополнился рынком рабочей силы, рынком денег (ценных бумаг), рынком земли. В совокупности эти рынки образуют сложную структуру современного рынка.

Таким образом, важнейшими историческими условиями возникновения рынка являются следующие:

1) общественное разделение труда и специализация;

2) экономическая обособленность производителей, полностью независимых, автономных в принятии хозяйственных решений (что производить, как производить, кому продавать произведенную продукцию). Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности и затем распространяется на коллективную собственность (кооперативы, акционерные существа, государственные предприятия и т. д.);

3) оптимизация трансакционных издержек – издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности;

4) самостоятельность производителя, свобода предпринимательства, свободный обмен ресурсов.

Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. Объясняется это тем, что рынок появился еще в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами только становился более или менее регулярным, приобретал форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и в определенное время.

По мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства понятие «рынок» приобретает все более сложное толкование.

Как указывал французский экономист-математик А. О. Курно (1801–1876), «экономисты подразумевают под термином „рынок” не какую-либо конкретную рыночную площадь, на которой покупаются и продаются предметы, а в целом всякий район, где сношения покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться». Такое определение рынка не исчерпывается его территориальной характеристикой, а дополняется новыми признаками – свободой обмена и установления цен.

С дальнейшим развитием товарного обмена, появлением денег, товарно-денежных отношений возникает возможность разрыва купли-продажи во времени и пространстве, формируется новая структура общественного производства – сфера обращения, которая характеризуется обособлением материальных и трудовых ресурсов, с целью выполнения специфических для обращения функций. В результате возникает новое понимание рынка как формы товарного и товарно-денежного обмена (обращения).

Весьма важен воспроизводственный аспект характеристики рынка. Понятие рынка расширяется до понимания его как элемента воспроизводства совокупного общественного продукта.

В российской экономической литературе наибольшее распространение получило определение рынка как системы экономических отношений и связей между продавцами и покупателям, которая отражает экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивает обмен продуктами труда. Рынок включает не только отношения по купле-продаже, но и социально-экономические отношения (собственности, производства, распределения, потребления и т. д.), а также организационно-экономичес-кие отношения (различные конкретные формы организации рынка).

В современной экономической науке сформировался институциональный подход к определению рынка. В данном случае рынок рассматривается как результат социального взаимодействия субъектов, как институциональное соглашение. Для связи и регулирования экономических действий рыночных субъектов необходима институциональная структура, под которой понимается совокупность рыночных институтов, регулирующих поведение рыночных субъектов на основе эффективных правил, и объединяющих рыночных субъектов в рамках одного рынка. К основным рыночным институтам относятся контрактное право, банковская система, институт имущественного права, институт защиты конкуренции и др.

Между определением рынка как сферы обращения и как совокупности экономических отношений есть принципиальная разница: в первом случае акцент делается на объект рыночных отношений – товарно-мате-риальные ценности и деньги; во втором – на отношения, выражающие сущность категории «рынок».

Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также к удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности. Именно это и составляет родовые, сущностные черты рынка. Материальную основу рыночных отношений образует движение товаров и денег.

Основными субъектами рыночных отношений выступают сфера бизнеса и сфера домашнего хозяйства. Кроме них участниками рыночных отношений в большей илименьшей мере являются государство (в форме государственного предпринимательства и правительственных органов) и различного рода зарубежные субъекты, поскольку рыночная экономика является открытой.

Роль и функциональная нагрузка основных субъектов рыночных отношений отличаются своей спецификой. Термин «бизнес» имеет в целом многоаспектное содержание. В рассматриваемом смысле под бизнесом понимается любая организационная форма капитала, производящая товары и услуги в целях извлечения прибыли. Иначе говоря, это совокупность различного рода фирм (от гигантских акционерных компаний до индивидуальных предприятий), занятых в самых различных отраслях национальной экономики – в промышленности, транспорте, строительстве, торговле и т. д. Поставляя на рынок произведенные товары и оказывая услуги, субъекты бизнеса формируют и обеспечивают рыночное предложение. Но в то же время для осуществления процесса производства сфера бизнеса закупает необходимые для этого факторы производства, выступая таким образом одновременно и на стороне спроса.

Такая же двоякая роль присуща и другим субъектам рыночных отношений. Так, домохозяйства, являясь собственниками таких факторов производства, как земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность, выступают поставщиками этих факторов (ресурсов) для бизнеса, т. е. также обеспечивают рыночное предложение. Но, с другой стороны, домашние хозяйства (и это для нынешней российской реальности пока более понятно) – это совокупность потребителей, охватывающая все слои общества. Поэтому домохозяйства формируют и представляют спрос на рынке.

Рассматривая субъекты рыночных отношений, необходимо сказать о государстве. Чаще всего в качестве субъекта рыночных отношений отмечают лишь правительственные учреждения, не выделяя государственного предпринимательства. Подобный подход обоснован только в том случае, если функционирование государственных предприятий отнесено к сфере бизнеса. Пренебрегать же государственным предпринимательством неправомерно. Как свидетельствует мировая статистика, оно занимает достаточно прочные позиции в отраслях, имеющих важное значение для национальной экономики, в том числе и требующих огромных капиталовложений, что не всегда под силу и не всегда выгодно частному предпринимательству.

В целом и в условиях приватизации сохраняет свою актуальность утверждение многих западных специалистов, что в обозримом будущем государственное предпринимательство останется ощутимым фактором рыночной экономики, а значит, и важнейшим ее субъектом. Однако следует учитывать одну особенность: государственный бизнес выступает в странах с развитым рыночным хозяйством, как правило, не в форме ведомственных предприятий, а в форме публичных корпораций или смешанных акционерных обществ. Кроме того, надо выделить еще один аспект участия государства в рыночных отношениях. Он обусловлен тем, что государство, выступая на рынке как покупатель, приобретает определенную часть созданной в обществе продукции. Это военная продукция и продукция, которая направляется на пополнение и образование государственных резервов (страхового, экспортного и иного назначения).

Иная роль у такого субъекта рыночных отношений, как правительственные учреждения, обладающие властными полномочиями. Их основная функциональная роль в системе рыночных отношений заключается в том, чтобы создавать наилучшую среду, регулировать «правила игры» всех субъектов хозяйственной жизни общества. Это реализуется с помощью налоговой системы, норм амортизационных отчислений, санитарных нормативов, технологических стандартов, защиты здоровья и окружающей среды. Любой производитель должен соблюдать множество нормативов, которые устанавливаются и жестко контролируются государством. В данном смысле современный рынок – это регулируемый рынок, функционирование которого невозможно без отработанного и совершенствующегося государственно-правового механизма.

Все субъекты рыночных отношений связаны и взаимодействуют друг с другом, формируя поток доходов и расходов, который находится в постоянном движении и отражает результаты общественного производства, в том числе общий объем производства, общий доход, занятость (рис.1).


Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступают производимая продукция, услуги, факторы производства (труд, земля, капитал).

 

 

Рис. 1. Кругооборот благ и доходов

 

Доходы
Факторы
Издержки
Факторы
Сущность рынка проявляется в его главных экономических функциях. В экономической теории различают следующие функции рынка:

1) регулирующая функция заключается в воздействии рынка на все сферы экономики, согласовании производства и потребления в ассортименте продукции, сбалансировании спроса и предложения по цене, объему, структуре;

2) стимулирующая функция рынка состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции с низкими затратами путем внедрения достижений научно-технического прогресса;

3) информационная функция заключается в предоставлении участникам рынка объективной информации о спросе и предложении товаров и услуг на рынке. Носителями информации выступают рыночные цены;

4) посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей;

5) санирующая функция заключается в том, что рынок «очищает» экономику от нерентабельных, убыточных предприятий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...