Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профессиональные средства композиции объективны




Профессиональная композиция

Введение

Дизайн и архитектура представляют собой стороны единого целого окружающей человека искусственной среды. Даже суда и самолеты, так же как и другие средства транспорта, не могут существовать вне связи с портами и аэродромами, заводами и доками, т.е. вне той пред­метной среды, в которой протекают социальные процессы труда, быта и отдыха. Не случайно крупнейшие мастера дизайна называли многие объек­ты вещественного мира архитектурой. И до сих пор еще говорят об архитектуре мебели, автомобиля, судна и даже станка.

Поэтому понятие композиции искусственной среды — целостное понятие. И не правы те дизайнеры, которые говорят о композиции в ди­зайне и в архитектуре как о принципиально разных категориях. Нет и не может быть двух противоположных композиций, когда речь идет о закономерностях формирования всей предметной среды, окружающей человека, о ее ансамблевом единстве. Существуют лишь особенности и своеобразие проявления закономерностей композиции, ее средств и приемов в той или иной конкретной области деятельности человека.

Так, композиция бытовых вещей, как и композиция архитектуры жилища, имеет свои особенности, порожденные необходимостью удо­влетворения непосредственных жизненных нужд человека. Эти особенно­сти следует тщательно изучать и учитывать в композиции предметной среды интерьера.

Высшим проявлением мастерства композиции объектов архитектуры и вещной среды является умение соединить в гармоничное целое различные по назначению, часто разностильные и разновременные объекты, и не "убить" при этом скромную красоту даже, казалось бы, второстепен­ных предметов.

Сте­пень мастерства во многом зависит от уровня владения всеми тонко­стями профессионального языка. Ниже рассмотрены специфические для дизайна средства и приемы композиции.

Композиции искусственной среды созданной человеком — целостное понятие. Нет и не может быть двух противоположных композиций, когда речь идет о закономерностях формирования всей предметной среды, окружающей человека, о ее ансамблевом единстве. Существуют лишь особенности и своеобразие проявления закономерностей композиции, ее средств и приемов в той или иной конкретной области деятельности человека.

Создание единства архитектурной композиции из множества составляющих, рождение целостного образа на основе комплекса требований - главнейшая задача архитектуры.

Композиция - важнейшее средство построения целого.

Под композицией мы понимаем целенаправленное построение целого, где расположение и взаимосвязь частей обуславливаются смыслом, содержанием, назначением и гармонией целого.

Слово "композиция" происходит от латинского "Compositio" что означает - сочинение, составление, связь, сопоставление. Композиция отсутствует в хаотическом нагромождении предметов. Отсутствует и там, где содержание однородно, однозначно, элементарно.

Композиция обеспечивает логичное и красивое расположение частей, из которых состоит целое, придавая ясность и стройность форме и делая доходчивым содержание. Логика построения и красота, гармония в соотношениях частей целого присуща, как уже было замечено выше, не только творениям человека. Признаки композиции мы обнаруживаем и в природных формах, в строении растений, животных организмов, в строении вселенной. Поэтому слово "композиция" равно применимо к описанию цветка, к построению книги или ораторской речи.
По определению Н. Гончаровой "композиция является выразителем структурно-гармонической целостности объектов художественной формы, предметов и явлений окружающего мира и одновременно средством организации, построения этой целостности".

Без осмысления композиционного построения как средства организации материала невозможно ни выносить суждение о произведениях искусства, ни тем более, создавать их.

Композиция - это определенное сочетание частей изображения (соотношение их размеров - пропорции, цветов, фактур и т.д.)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ ОБЪЕКТИВНЫ

Талантливые скульпторы, дизайнеры, зодчие всегда стремились сделать объекты своего творчества органичными. Реализации этого стремления, благодаря которому в творческой практике утвердилось понятие "живой организм", помогают главным образом закономер­ности ритма, в которых ярко проявляется пульсация жизни.

Ритмическое строение свойственно всему живому, растущему, движущемуся. Системы убывающего ритма — в строении ствола дерева, его ветки, листа. Ритмически чередуются времена года, дни недели. Нельзя остаться равнодушным к красоте ритмичной мело­дии и мерному движению морских волн.

Ритмическим законам подчиняется любое движение, развитие — би­ение сердца и строение живой клетки. Само слово "ритм" (от греч. rhythmos) означает течение, и сущность всякого ритма заключается в движении.

Динамика ритма обусловливается закономерным чередованием элементов формы, их акцентированием, повторением, нарастанием, убыванием. Ритм как средство композиции, означая закономерное чередование соизмеримых и чувственно ощутимых элементов, является одним из важнейших формообразующих средств. Существенны раз­личия ритма в так называемых временных и пространственных искус­ствах. Ритм в музыке и поэзии называют активно-динамическим, так как непременным признаком его является гармонично связанное из­менение звука во времени. В пластических искусствах понятие времени играет скрытую, почти незаметную роль и заменяется понятием про­странственной протяженности, поэтому ритм в этом случае называют пассивно-динамическим или статическим. Элементом статического ритма является пространство с материальными границами, действующи­ми на наше зрительное восприятие. В пластической форме вещей ощу­щение ритма создается соотношением между одновременно существу­ющими элементами.

Закономерности ритма обусловлены повторностью форм, членений объемов, плоскостей, внутреннего пространства предмета, т.е. его фун­кциональной и конструктивной структурами.

Простейший вид повторности - метр — базируется на равномерном чередовании одного или нескольких элементов формы. Простейший метрический ряд (А + А + А...) выражает покой, равновесие, поэтому он присущ прежде всего статичной композиции. Метрический строй композиции определяется в большинстве случаев функциональными

особенностями предмета, например многократной повторяемостью его основной функциональной части. Характерна, в частности, "клет­чатая" структура шкафов или "ячеистая" структура внутреннего про­странства общественного транспорта, состоящая из одинаковых рядов-мест для пассажиров, а также повторяемость таких однородных эле­ментов, как клавиши пишущей машинки, кнопки управления телеви­зора, магнитофона.

Различные объемно-пространственные структуры предметов можно представить как результат проявления свойственных им метроритми­ческих закономерностей. Например, статичная форма упаковки явля­ется следствием движения прямых параллельных линий, а динамичная форма вазы — следствием движения кривых линий. В первом случае проявились метрические закономерности, во втором — ритмичес­кие.

Сложный ритм включает систему элементов, объединяемых пропор­циональной зависимостью нарастания или убывания: А + (А + В) = = (А + В + С) +...; А + КА + К2 А + К3 А... Он выражает динамику, вну­треннюю напряженность движения элементов. Примером динамичного, текучего ритма служит кривая, построенная по закону геометричес­кой прогрессии. Гармонизованный ее вариант, названный Гете "кривой жизни", часто используется в творческой деятельности. В основе постро­ения "кривой жизни" лежит ряд "золотого сечения": 0,146 — 0,236 — 0,382-0,618-1,00-1,618.

Динамичный ритм постоянно встречается в природе. Интересна, на­пример, траектория движения некоторых насекомых к свету, которая является результатом взаимодействия различно направленных линий полета и движения глаз, расположенных у таких насекомых с боков. Спиралевидная структура, свойственная галактике, — следствие враще­ния звезд. Спиралевидному ритму следует головка подсолнуха, сосно­вая шишка и т.д.

На закономерностях активно-динамического ритма основывается динамичная форма кузова гоночной машины. Кривизна поверхности убывает или нарастает в подъеме или падении. В форме машины выражена текучесть движения, ощущение быстрого скольжения в пространстве.

Ритмические ряды образуются при чередовании активных элементов, называемых акцентами, и пассивных элементов, называемых интерва­лами. Элементами ритма определяются эстетические свойства ритми­ческих рядов, которые могут быть контрастно или нюансно убываю­щими, способными вызвать большее или меньшее "движение" компо­зиции. Взаимосвязь ритмических акцентов и интервалов осуществляется с помощью определенных пропорциональных систем.

Арифметические (модульные) пропорции более свойственны метрическим рядам, а ге­ометрические пропорции — ритмическим рядам.

Ритмический строй проявляется и в пластике формы, и в динамичес­кой линии, и в выразительном силуэте. В сочетании с другими средства­ми композиции ритм выявляет логику строения формы.

Метр и ритм могут взаимно сочетаться. Из многообразных метрорит­мических рядов дизайнер выбирает наиболее функционально и кон­структивно обусловленные. Критерием удачного ритмического строя изделия является относительная простота и, главное, ясность движе­ния'составных элементов предмета при образовании той или иной формы.

Необходимые материалы, инструменты и рекомендации по их использованию:

Архитектура. Формы, конструкции, детали. Иллюстрированный справочник.

Геометрическая гармония И.Ш. Шевелев

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...