Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дягилев и «Русские сезоны в Париже»

Белорусский государственный университет культуры и искусств

 

 

Реферат на тему:

«С. Дягилев и Русские сезоны в Париже»

 

Выполнила

Студентка 1 курса, 102а группы

Окулевич Мария

Преподаватель

Цобкало А.А.

 

 

Минск 2017

Дягилев и «Русские сезоны в Париже»

 

Сергей Павлович Дягилев (1872-1929) — русский театральный и художественный деятель, первый балетный импресарио 20 века, который прославил русское искусство за рубежом.

С. Дягилев происходил из обедневшего дворянского рода. В детстве он жил в Санкт-Петербурге, потом в Перми, где служил его отец. Брат отца, Иван Павлович Дягилев, был меценатом и основателем музыкального кружка. В доме, названном современниками «Пермскими Афинами», по четвергам собиралась городская интеллигенция. Здесь музицировали, пели, разыгрывали домашние спектакли. Большое влияние на него оказала его мачеха – Е. В. Панаева. В ее гостеприимном доме устраивались музыкальные вечера, ставились целые оперы. Сергей Дягилев свободно говорил по-французски и по-немецки, музицировал. У него была изысканная внешность, что-то барственное чувствовалось во всей его фигуре.

В 1890 г по окончании пермской гимназии С.Дягилев приезжает поступать в санкт-петербургский университет. Здесь через своего двоюродного брата он знакомится с группой молодых художников, некоторые из которых (А. Бенуа, Л. Бакст) разделят с ним его увлеченность театром на долгие годы.

С. П. Дягилев неоднозначная, весьма противоречивая фигура, противоречивый характер. И все же друзья его любили и многое ему прощали. Если же оценить его деятельность по пропаганде русского искусства за рубежом, в первую очередь, во Франции и благотворное влияние, которое это искусство оказало на всю театральную жизнь Франции, да и Западной Европы в целом, то его историческое значение для искусства окажется гораздо более весомым, чем все шероховатости его личности.

Не все могли выдержать «горячечный темп его работы». Но он умел добиваться того, к чему стремился. Дягилев был великим мастером «ласкового натиска», он умел «почувствовать человека» и встряхнуть своих сотрудников. С началом Первой мировой войны. С. Дягилев навсегда покинул Россию, создал за границей постоянно действующую труппу «Русский балет» Сергея Дягилева, которая просуществовала до 1929 года. В течение 20 лет в его антрепризе работали самые выдающиеся балетмейстеры своего времени — М.М. Фокин (для дягилевской антрепризы он создал свои лучшие балеты), В.Ф. Нижинский, Л.Ф. Мясин, Б.Ф. Нижинская, Дж. Баланчин, С. Лифарь. Многих воспитал сам Дягилев. Он всегда был чуток ко всему новому. К тому же, у него был «нюх» на таланты. «Удиви меня», — говорил он постановщикам, когда затевал новые проекты. Именно Дягилев привел в балет лучших художников эпохи. Его спектакли оформляли А. Н. Бенуа, Л.С. Бакст, Н.К. Рерих, А.Я. Головин, Н.С. Гончарова и др. Иногда они выступали и авторами либретто.

 

Для сотрудничества Сергей Дягилев привлек также крупнейших музыкантов и начинающую талантливую молодежь. У него работали М. Равель, К. Дебюсси, Э. Сати. Дягилев привлек начинающих русских композиторов: Игоря Стравинского, создавшего для дягилевской труппы партитуры «Жар-птицы», «Петрушки», «Весны священной», «Свадебки», «Аполлона Мусагета» и др. А так же молодого С.С. Прокофьева («Шут», «Стальной скок»).

У С. Дягилева танцевали лучшие балерины и танцовщики Мариинского и Большого театров, поначалу совмещая выступления на казенной сцене и зарубежные гастроли. Впоследствии многие из них перешли к Дягилеву, спасаясь от рутины императорской сцены. У Дягилева блистал весь цвет русского балета — А. П. Павлова, Т. П. Карсавина, Нижинские, Фокин, А. Д. Данилова, И. Рубинштейн и другие.

Сергей Дягилев умер 19 августа 1929 года в Венеции — на воде, как ему в юности предсказала цыганка. После его смерти труппа распалась, а ее репертуар сохранился лишь благодаря усилиям танцовщиков и хореографов его труппы. Хотя сам Дягилев не был художником, его смело можно назвать одним из «отцов» балета 20 века.

 

 

 

«Русские сезоны» в Париже

Медленно, нехотя уходил 19 век, «золотой век» русского искусства, открывший миру Толстого и Достоевского, Чайковского и Мусоргского, Репина и Сурикова. На смену шёл новый век, полный предчувствий перемен в социальной и художественной жизни России.

В начале ХХ века Европа была покорена самобытностью и художественным совершенством русского искусства. Триумф «Русских сезонов» стал плодом усилий талантливых художников, композиторов, хореографов, танцовщиков, объединить которых в единое целое сумел выдающийся меценат и антрепренёр, неординарная творческая личность С. П. Дягилев.

Вдохновленный успехом Осеннего салона, Дягилев не желал останавливаться и, решив основать в Париже гастроли русских деятелей искусства, он сначала отдал предпочтение музыке. Итак, в 1907 году Сергей Павлович организовывает «Исторические русские концерты», в программу которых входили 5 симфонических концертов русской классики, прошедшие в зарезервированной для «Сезонов» парижской Гранд-Опера. Высокий бас Шаляпина, хор Большого театра, дирижерское мастерство Никиша и восхитительная фортепианная игра Гофмана пленили парижскую публику. К тому же, тщательно подобранный репертуар, в который вошли отрывки из «Руслана и Людмилы» Глинки, «Ночи под Рождество», «Садко» и «Снегурочки» Римского-Корсакова, «Чародейки» Чайковского, «Хованщины» и «Бориса Годунова» Мусоргского, произвел настоящий фурор. Среди великих создателей «Сезонов» были композиторы: Н. Римский-Корсаков, С. Рахманинов, И. Стравинский и др.,

Весной 1908 г. Дягилев снова едет покорять сердца парижан: в этот раз оперой. Однако «Борис Годунов» собрал далеко не полный зал, и вырученные деньги едва покрыли расходы труппы. Необходимо было срочно что-то решать.

Первый период Русских сезонов 1909 г. в Париже, представлявшийся для многих соотечественников не более, как «сравнительно удавшейся антрепризой», — оказался на самом деле настоящим триумфом. Если не у всех участников было Сознание значительности момента, то все же труппа в целом была охвачена одним каким-то трепетом, и «последний солдат шел в бой» с сознанием долга перед некоей святыней... Еще не состоялось ни одного спектакля, и в полумраке сцены шли одни только подготовительные репетиции, которые иногда кончались нервными кризисами, ссорами и скандалами.

Зная, что нравится тогдашней публике, Дягилев пошел на компромисс с собственными принципами. Он презирал балет, считая тот примитивным развлечением для таких же примитивных умов, но в 1909 году чуткий к настроениям публики антрепренер привез 5 балетов: «Павильон Армиды», «Половецкие пляски», «Шопениана» и «Пир». Поразительный успех постановок, выполненных подающим великие надежды хореографом М. Фокиным, подтвердил правильность выбора Дягилева. Лучшие артисты балета из Москвы и Санкт-Петербурга – В. Нижинский, А. Павлова, И. Рубинштейн, М. Кшесинская, Т. Карсавина, Ф. Шаляпин и другие – составили ядро балетной труппы. Хотя уже через год Павлова покинет труппу из-за разногласий с импресарио, «Русские сезоны» станут в ее жизни тем трамплином, после которого слава балерины будет только расти. Афиша работы В. Серова, выполненная для гастролей 1909 года и содержащая изображение застывшей в грациозной позе Павловой, стала для артистки пророчеством о славе.

Второй сезон – 1910г. Париж, театр Grand Opera. Особенностью этого периода были балеты на восточные темы, демонстрация русской сказки, возвращение французам шедевров эпохи Романтизма.

Репертуар состоял из таких балетов как: «Шахерезада» муз. Римского-Корсаково, «Карнавал» на муз. Шумана, «Жизель» на муз. Адана, «Жар-птица» на муз. Стравинского и др. Лучшее этого сезона балет «Шахерезада» и выступление И. Рубенштейн, солисты Т. Карсавина и В. Нижинский в балете «Жар-птица», «Жизель» - утраченное и забытое французами.

Именно балет принес «Русским сезонам» громкую славу, и именно труппа Дягилева повлияла на историю развития данного вида искусства во всех странах, где им приходилось выступать с гастролями.

Третий сезон. С 1911 года «Русские сезоны» содержали исключительно балетные номера, труппа стала выступать в относительно стабильном составе и получила название «Русский балет Дягилева». Они выступали не только на парижских Сезонах, но и ездили на гастроли: в Монако (Монте-Карло), Англию (Лондон), США, Австрию (Вена), Германию (Берлин, Будапешт), Италию (Венеция, Рим). Репертуар был: «Призрак розы» на муз. К. Вебера, «Нарцис» на муз. Н. Черепнина, сцены из «Лебединого озера» на муз. П. Чайковского.

В центре этого периода оказался балет «Петрушка». Самая яркая психологическая роль солиста В. Нижинского произвела огромное впечатление на французскую публику.

Четвёртый сезон – 1912 г., гастроли по Европе. Особенности: обращение к античной теме, к иностранным композиторам, В. Нижинский выступает в роли хореографа. Репертуар: «Тамар» на муз. М. Балакирева, «Дафнис и Хлоя» на муз. М. Равеля, «Синий Бог» на муз. Р. Гано, «Послеполуденный отдых Фавна» и «Игры» на муз. К. Дебюсси. Балет «Послеполуденный отдых Фавна» стал первым опытом хореографа-танцовщика В. Нижинского, моноспектакль, где главная роль принадлежит мужской партии.

Стоит отметить, что публика не сразу приняла новаторство Дягилева и его команды. На премьере балета «Весна Священная» (1913г.) зрители не понимали того, что происходит на сцене: они кричали так, что заглушали оркестр. Хореографу Нижинскому приходилось отстукивать такт, чтобы артисты могли продолжать танцевать.

В дягилевских балетах с самого начала прослеживалось стремление к синтезу музыки, пения, танца и изобразительного искусства в одно целое, подчиненное общей концепции. Именно эта черта была революционной для того времени и как раз благодаря этой особенности выступления Русского балета Дягилева вызывали то бури аплодисментов, то шквалы критики. Находясь в поиске новых форм, экспериментируя с пластикой, декорациями, музыкальным оформлением, антреприза Дягилева существенно опережала свое время.

В доказательство этого можно привести тот факт, что состоявшаяся в Париже (Театр на Елисейских полях) в 1913 году премьера «Весны священной» – балета по мотивам русских языческих обрядов, – была заглушена свистами и криками возмущенной публики, а в 1929 г. в Лондоне (Театр "Ковент-Гарден") ее постановка увенчалась восторженными возгласами и неистовыми аплодисментами.

Несмотря на огромный успех «Русского балета», С.П. Дягилев часто испытывал материальные затруднения и всегда прибегал к помощи состоятельных меценатов. Свои личные средства он также тратил на новые постановки.

Именно благодаря гастролям труппы Сергея Дягилева балетное искусство пережило ренессанс. Он оказал огромное влияние на формирование всего балетного искусства 20 века, на отношение к нему серьезных художников. Созданные в его антрепризе балеты до сих пор являются украшением крупнейших балетных сцен мира. Они идут в Москве, Петербурге, Париже, Лондоне, Нью-Йорке. Многие из них сняты на кино- и видеопленку (серия балетов «Париж танцует Дягилева»). О Дягилеве пишутся романы, создаются кинофильмы, театральные представления. Он доказал, что быть импресарио — великое искусство.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...