Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интервью с г-жой Визенталь

АННЕТТЕ ФИНК

 

 

КОНДУКТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА А.ПЕТЁ

 

 

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

 

Москва

ACADEMA


 

УДК 159.9(075.8)

ББК 88.4я73

Ф598

 

 

Издательская программа «Специальная педагогика и специальная психология за рубежом»

Научные руководители:

доктор педагогических наук, профессор Н.М.Назарова (Россия); профессор, доктор М.Я.Янн (Германия)

 

Перевели с немецкого Т.Е.Браудо, Б.А.Максимов, А.А.Михлин Научный редактор русского текста Н. М. Назарова

 

Финк А.

Ф598 Кондуктивная педагогика А. Петё: Развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Предисл. О. Шпека; Пер. с нем. Т.Е.Браудо, Б.А.Максимова, А.А.Михлина; Науч. ред. рус. текста Н. М. Назарова. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 136 с.

ISBN 5-7695-1034-Х

 

В книге представлен успешно зарекомендовавший себя лечебно-педагогический метод реабилитации детей с нарушениями движения и множественными нарушениями в развитии, разработанный венгерским врачом и педагогом Андрашем Петё. Автор рассказывает о внедрении этого метода в систему специальной помощи таким детям в Германии, о развитии важнейших функций жизнедеятельности ребенка на основе его собственной активности; подробно излагает особенности кондуктивной педагогики, приводит беседы с родителями, чьи дети достигли значительных успехов в своем развитии, занимаясь с высокопрофессиональными специалистами-кондуктологами.

Книга адресована педагогам, психологам, а также широкому кругу читателей, интересующихся данной проблемой.

 

 

УДК 159.9 (075.8)

ББК 88.4я73

 

 

ISBN 5-7695-1034-Х

© Издательский центр «Академия», 2003


СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ. 7

ОТ АВТОРА.. 8

1. ВВЕДЕНИЕ. 10

2. НА ПУТИ К МЕТОДИКЕ КОНДУКТИВНОГО РАЗВИТИЯ А. ПЕТЁ. 13

2.1. РАСПРОСТРАНЕНИЕ КОНДУКТИВНОГО РАЗВИТИЯ В ГЕРМАНИИ 13

2.2. РОДИТЕЛИ ДЕЛЯТСЯ ОПЫТОМ.. 13

3. ИСТОКИ КОНДУКТИВНОГО РАЗВИТИЯ.. 25

3.1. ОСНОВАТЕЛЬ МЕТОДИКИ И ИСТОРИЯ ЕЕ СОЗДАНИЯ.. 25

3.2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ А.ПЕТЁ. 28

4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ КОНДУКТИВНОГО РАЗВИТИЯ В ВЕНГРИИ 30

4.1. МЕСТО КОНДУКТИВНОГО РАЗВИТИЯ В ВЕНГЕРСКОЙ СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.. 30

4.2. СТРУКТУРА ИНСТИТУТА.. 30

4.3. ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУПП.. 31

5. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ КОНДУКТИВНОГО РАЗВИТИЯ.. 34

5.1. КРИТЕРИИ ПРИЕМА ПАЦИЕНТОВ.. 34

5.2. ПРОЦЕДУРА ПРИЕМА.. 36

5.3. ПОМЕЩЕНИЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА.. 37

5.4. УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ И НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ.. 41

5.5. ОДНО ЗАНЯТИЕ В ГРУППЕ В КАЧЕСТВЕ ПРИМЕРА.. 42

6. ПРИНЦИПЫ КОНДУКТИВНОГО РАЗВИТИЯ.. 52

6.1. ПРИНЦИП ГРУППЫ.. 52

6.2. ПРИНЦИП ЦЕЛОСТНОСТИ.. 53

6.3. ПРИНЦИП ФАСИЛИТАЦИИ.. 54

6.4. ПРИНЦИП «ЗАВЕДЕННОГО ПОРЯДКА». 56

6.5. ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 57

7. ЦЕЛИ КОНДУКТИВНОГО РАЗВИТИЯ.. 59

8. МЕТОДИКА КОНДУКТИВНОГО РАЗВИТИЯ.. 60

8.1. ЧЕТЫРЕ ФАЗЫ ПРОГРАММЫ.. 60

8.2. КОНДУКТИВНЫЕ ЦЕПОЧКИ ЗАДАНИЙ.. 61

8.3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. 63

8.3.1. В детском саду Петё. 63

8.3.2. В дошкольном учреждении. 67

8.3.3. В школе. 68

8.4. РИТМИЧЕСКИЙ ЗАЧИН.. 70

8.5. РАЗРАБОТКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ПО БЕГУ.. 71

9. КОНДУКТОЛОГ: ПРОФЕССИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ. 75

10. СОТРУДНИЧЕСТВО И ДОВЕРИЕ: 80

УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ.. 80

В КОНДУКТИВНОМ РАЗВИТИИ.. 80

11. УЧРЕЖДЕНИЯ КОНДУКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ВЕНГРИИ 82

11.1. ОБЗОР ПО СТРАНАМ.. 82

11.2. ПРОЕКТЫ ПЕТЁ В ГЕРМАНИИ.. 84

11.2.1. Пилотный проект в клинике Таунуса (Taunus Klinik) 84

11.2.2. Петё в «группе "ежей"». 85

11.2.3. Некоммерческое объединение «ФортШритт». 87

11.2.4. Шаг за шагом — Институт целостного развития ребенка. 89

11.2.5. Центр кондуктивного развития при Госпитале-приюте св. Николая в г. Андернахе. 90

11.2.6. Фонд «Пфеннигпараде» («Stiftung Pfennigparade») 90

11.2.7. Модель-проект в Детском центре Мюнхена. 92

12. КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИ ПЕРЕНЕСЕНИИ МЕТОДИКИ КОНДУКТИВНОГО РАЗВИТИЯ В ГЕРМАНИЮ... 94

13. УСПЕХИ КОНДУКТИВНОГО РАЗВИТИЯ.. 98

14. КОНДУКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ: КРИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД.. 101

15. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 109

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 111

ЛИТЕРАТУРА.. 124


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Легко понять стремление родителей подобрать для своих детей, имеющих нарушения опорно-двигательной системы, эффективную методику развития. В наши дни одним из наиболее популярных, но пока недостаточно используемых направлений работы с такими детьми является кондуктивная педагогика.

Автор кондуктивной педагогики — венгерский врач, доктор медицины А. Петё, гениально соединивший высокую квалификацию медика с опытом педагога. Очень рано Петё пришел к выводу, что положительные результаты дают не столько терапевтические методы, сколько, с одной стороны, целостный подход к развитию ребенка с опорой на его собственную активность, а с другой — воздействие на него привычной окружающей среды.

Петё не оставил теоретического обоснования своего метода, но созданный им в Будапеште институт — до сих пор единственный в своем роде центр, куда обращаются родители и дети со всего мира. В некоторых странах уже предпринята попытка использования системы Петё. Однако перенесение этого опыта в Германию сопряжено с немалыми трудностями, поскольку методика венгерского врача и педагога заметно отличается от применяемых в нашей стране методов специализированной коррекции и развития.

Кроме того, кондуктивная педагогика требует специальной подготовки персонала, которая осуществляется пока только в Будапеште. Попытка механически перенести данный метод на немецкую землю или судить о нем, исходя из реалий нашей страны, малоэффективна. Избежать недоразумений лучше всего поможет подробная и достоверная информация. Настоящее издание вносит существенный вклад в решение этой задачи.

 

Профессор Отто Шпек

ОТ АВТОРА

 

 

«Вы будете работать в группе детей с тяжелыми и множественными нарушениями», — сказали мне в специальном детском саду, куда я была направлена на полугодовую практику.

Так я впервые вступила в контакт с детьми, имеющими функциональные нарушения. Без какой бы то ни было подготовки я на первом же утреннем занятии стала показывать Мариусу горящие свечи и оторопела, услышав: «Он слепой».

Эти дети произвели на меня неизгладимое впечатление. В последующие годы, приступая к занятиям и разного рода тренингам, я снова и снова думала о них. В специальных детсадах их выносят из автобуса, раздевают, кормят с ложки... И когда в один прекрасный день я не стала этого делать, на меня со всех сторон посыпались жалобы воспитательниц.

Меня все больше привлекала идея воспитания в этих детях самостоятельности; сама не зная почему, я постоянно размышляла о том, как следует с ними обращаться, учитывая их особое положение. Один или два раза в неделю в группу заглядывала врач-физиотерапевт, раз в неделю заходила врач-логопед, раз в неделю — эрготерапевт. Для каждого из детей, которых врачи лечили по очереди, отводилось очень мало времени. Многие родители, забрав детей из сада, вели их к другим терапевтам или пробовали какие-то новые методики, так как считали, что их детям уделяют слишком мало врачебного и учебного внимания.

В 1994 г. я посмотрела телевизионный фильм под названием «Этот ребенок никогда не научится ходить». Фильм рассказывал об успехах кондуктивной педагогики, благодаря которой может быть пересмотрен безжалостный приговор детям с тяжелыми нарушениями двигательных функций. Причем дети испытывали удовольствие от занятий, проявляли интерес и старание, а родители вполне одобряли применяемый метод. То, что я увидела, привело меня в восхищение. Неужели, думала я, здесь открываются возможности, которые мы упускаем, даже не пытаясь о них узнать. Где же наше чувство профессионального долга?

И я решила, что обязательно поеду в Будапешт и увижу все своими глазами. Так спустя год начались мои исследования и моя работа над этой книгой. Мне хотелось представить концепцию кондуктивной педагогики конкретно, со всеми ее преимуществами и недостатками, дать подробную информацию о ней родителям и специалистам и по возможности начать диалог заинтересованных сторон.

Здесь я хотела бы выразить свою благодарность людям, оказавшим мне самую разнообразную поддержку и помощь.

Прежде всего я хочу поблагодарить Петера фон Квадта, пригласившего меня сотрудничать с некоммерческим объединением кондуктивного развития «ФортШритт».

Сердечно благодарю родителей — членов этого общества — за их долгие, искренние беседы со мной. Их фамилии и имена детей в книге изменены.

Благодарю профессора, доктора наук г-жу Вебер, которая помогла мне получить доступ к специальной литературе, в частности к архивам университета в г. Зигене.

Благодарю г-жу Гарай за профессиональную консультацию, за время, которое она мне уделила, за ее искренность и откровенность.

Сердечно благодарю моего друга Ахима Кюна за неиссякаемое терпение, которое он проявлял во время написания этой книги, за его бесчисленные поправки и готовность слушать, за предоставленные им иллюстрации.

 

Аннетте Финк Хиршберг, декабрь 1997


 

1. ВВЕДЕНИЕ

 

Обеспечить высокое качество ранней помощи детям с нарушениями в развитии — важнейшая задача специалистов, занимающихся этой проблемой в Германии. Критерии, которыми они руководствуются, определяют нормы отношения к людям с физическими недостатками и права этих людей, закрепленные в законодательстве.

Особое значение придается таким методам, которые имеют адресную направленность: они позволяют специалистам выявить нарушение на ранней стадии и заблаговременно принять необходимые меры — устранить, ослабить или смягчить его последствия. Активно используются новаторские методики, получившие положительный резонанс, поскольку общество заинтересовано в высоком уровне ранней помощи детям с нарушениями в развитии и их реабилитации.

В Венгрии систему Петё стали внедрять еще в 40-е гг. ХХ в., а в Германии она воспринимается как нечто новое даже спустя полвека. Естественно возникают вопросы: насколько она эффективна? Какова ее теоретическая база и как кондуктивная педагогика будет взаимодействовать с распространенной в Германии системой помощи детям, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата?

Кондуктивная педагогика представляет собой вид воспитательной работы, который отличается целостным подходом (от лат. conducere — сводить воедино) и направленностью на гармоничное развитие физических и умственных способностей ребенка. Различные приемы обучения находятся в руках одного человека — специально подготовленной воспитательницы-кондуктолога, которая обладает необходимыми знаниями из различных областей педагогики и медицины, сводя их в единый кондуктивный подход. Кондуктивная педагогика — это целостная программа действий для родителей и ребенка, которая не может быть приравнена лишь к физиотерапевтическим методам лечения. Эту систему специальной помощи называют также кондуктивистикой, системой Петё, кондуктивным развитием (последний термин наиболее употребим в Германии).

Развивающие и реабилитационные программы, составленные в рамках кондуктивистики, адресованы детям и взрослым с нарушениями опорно-двигательных функций. Так, в Институте им. А. Петё в Будапеште помощь оказывают прежде всего людям, имеющим церебральные нарушения моторики, поперечный миелит, грыжу спинного мозга, множественный склероз и синдром Паркинсона, а также перенесшим инсульт. Решение о применении этой методики или об отказе от нее принимается после предварительного обследования.

Кондуктивная педагогика вызывает большой интерес и у родственников больных, и у специалистов. Чтобы представить, как эта система действует в Венгрии и как она сможет работать в Германии с учетом специфики немецкого здравоохранения и детской медицины, я задала себе ряд вопросов.

Кому адресовано кондуктивное развитие как концепция действий? Какие заболевания служат критериями приема в коррекционную группу? Что побуждает родителей выбрать для своего ребенка эту мало известную у нас методику? Какие организационные формы кондуктивной педагогики используются в Венгрии? Какой теоретической базой она располагает? Как осуществляется на практике? Можно ли внедрить эту систему в Германии? Как оценивают методику Петё люди, чьи близкие испытали ее воздействие на себе?

В главе 2 представлены субъективные мнения тех, кто сделал выбор в пользу этой методики, их положительное или критическое отношение к лечению, ведь это существенно влияло на ход работы и ее результаты. В доверительных беседах матери детей с физическими недостатками рассказывают о том, как они переживают болезнь своего ребенка, как относятся к немецким методикам коррекции и развития и о том, насколько их личный опыт помог или помешал им остановить свой выбор на системе Петё.

Основы системы определяются личностью ее создателя. В главе 3, посвященной биографии Петё, я одновременно излагаю историю развития его метода.

В главе 4 читатель знакомится с внешней и внутренней организацией воспитательной работы по системе Петё, получает представление о месте кондуктивной педагогики в системе воспитательных учреждений Венгрии.

Глава 5 имеет практический характер. На конкретном примере показаны процедура приема и применяемые в ее ходе критерии отбора детей, а также отражена направленность работы.

Специально для читателей, не знакомых с методикой Петё и не видевших ее в действии, я старалась на конкретном примере как можно более точно описать ход групповых занятий.

В главах 6 и 7 разъясняются принципы и цели реабилитационной методики Петё, в главе 8 излагаются ее основные положения, глава 9 посвящена профессии воспитательницы-кондуктолога.

В последующих главах рассказывается об успехах кондуктивной педагогики в Венгрии, практическом применении системы Петё в Германии, конфликтных ситуациях, возникающих в связи с этой методикой, о ее достижениях.

Возможно, читателям будет интересно узнать, как я сама познакомилась с кондуктивной педагогикой. Это произошло летом 1995 г., когда я работала в обществе «ФортШритт» в г. Штарнберге. Я писала письма, составляла информационный отчет о летних занятиях на курсах по методике Петё, беседовала с родителями детей.

В самых разнообразных высказываниях обнаружилась общая неудовлетворенность отношением медицинских работников к молодым родителям и их больным детям. Беседы навели меня на мысль, что наблюдения родителей важны для анализа перспектив внедрения системы Петё в Германии. Этот предварительный вывод подтвердили и беседы со специалистами.

Непосредственно познакомиться с системой кондуктивного развития я смогла во время стажировки в Институте им. А. Петё в Будапеште с 16 октября по 11 декабря 1995 г.

Изучение специальной литературы помогло мне грамотно изложить свой опыт и личные наблюдения, рассказать о предыстории и становлении кондуктивистики.

Посещение занятий и беседы со специалистами расширили мои знания и позволили, на мой взгляд, дать читателю законченное представление о предмете исследования.


2. НА ПУТИ К МЕТОДИКЕ КОНДУКТИВНОГО РАЗВИТИЯ А. ПЕТЁ

 

2.1. РАСПРОСТРАНЕНИЕ КОНДУКТИВНОГО РАЗВИТИЯ В ГЕРМАНИИ

В Германии система Петё приживалась значительно труднее, чем восстановительные методики других специалистов (терапия Бобата или Войты). Когда родители узнавали от врачей о выявленных у их ребенка нарушениях, перед ними открывался спектр детских программ ранней помощи, в котором человеку неопытному разобраться было просто невозможно без специальной справочной службы. Врачи, медицинские учреждения предпочитали сначала не замечать кондуктивной педагогики, зато телевидение и печатные издания стали ее рупором, хотя и видели в ней всего лишь «альтернативную» систему помощи.

Кампания по пропаганде кондуктистики была организована объединениями родителей, общественных деятелей — тех, кто столкнулся с проблемой нарушений опорно-двигательных функций; они содействовали распространению этой методики на всей территории Германии, стремились обеспечить кондуктивной педагогике достойное место в ряду других терапий и теорий, сделать ее доступной для всех желающих.

 

2.2. РОДИТЕЛИ ДЕЛЯТСЯ ОПЫТОМ

В этой главе мы предоставим слово родителям, прежде всего матерям пациентов, прошедших реабилитацию по методу А.Петё. Познакомившись с нашими собеседницами, читатель заметит, что в обстоятельствах, которые омрачали их жизнь, прослеживаются явные параллели.

Беседы проходили в г. Штарнберге в 1995 г. во время летних курсов кондуктивного развития, организованных обществом «Форт-Шритт». Они были записаны на магнитофон. Все имена и названия населенных пунктов изменены.

 

Интервью с г-жой Эманн

Сын г-жи Эманн Бастиан родился недоношенным. Проведенное в срочном порядке обследование не выявило нарушений, и ребенка на время поместили в инкубатор. Через неделю у него были обнаружены нарушения, которые врач в беседе с матерью Бастиана объяснил нехваткой кислорода. В ходе дальнейшего обследования диагностировано двустороннее кровоизлияние в мозг, отмечены приступы судорог, динамику которых врачи не брались предсказать. Открытым оставался вопрос, сможет ли Бастиан когда-нибудь слышать, видеть, говорить и ходить. После того как Бастиана перенесли в согревающую камеру, ему была предписана физиотерапия по методике доктора Бобата; занятия проводились и после выписки ребенка из клиники. Бастиану были назначены общеразвивающие неврологические и ортопедические процедуры, а поставленный в этот период диагноз «спастический паралич» на пятом году жизни предполагалось скорректировать операционным путем. Однако г-жа Эманн полагала, что обучить ходьбе можно только через мозг, а мозг нельзя подвергать оперативному вмешательству, кроме того, она опасалась, что операция может отрицательно сказаться на здоровье Бастиана. Мальчик продолжал заниматься по методике Бобата, но и в возрасте 6 лет он практически не мог стоять. Детский врач обратил внимание г-жи Эманн на телепередачу о системе Петё. Так, летом 1995 г. Бастиан принял участие в летних курсах кондуктивного развития, организованных в г. Штарнберге обществом «ФортШритт». Мальчику выдали шины и палки (для опоры), и теперь, после неоднократного пребывания в Штарнберге и Будапеште, он может самостоятельно двигаться, опираясь на трость. Сейчас Бастиану 9 лет.

«Думаю, для каждой матери недоношенный ребенок — это серьезное потрясение. Так было и со мной. Бастиан был у меня не первым ребенком, его брат родился в срок и был абсолютно нормальным. Поэтому я уже знала, какое счастье иметь здорового ребенка, которого можно через несколько дней забрать из больницы домой. Ситуация с Бастианом меня просто подкосила. Наверное, всякая мать воспринимает это по-своему, но для меня это было катастрофой: во-первых, родить в разгар беременности, когда ни я, ни тем более ребенок не были подготовлены к родам и, во-вторых, в клинике, где ты никого не знаешь, где тебя окружают незнакомые лица, у тебя физически отбирают ребенка. Бастиан сам видит, что он не такой, как другие дети, и очень важно разъяснить ему, что придется жить иначе, чем они. Тем не менее всего, что умеют другие дети, он тоже в силах достичь. Для этого существуют разные способы, нужно только сознательно выполнять требования, которые позволят достичь поставленной цели.

Наш детский врач рассказал мне про телепередачу, которая произвела на него глубокое впечатление. Госпожа Эманн, сказал он, я вам настоятельно рекомендую проявить инициативу и побеседовать на досуге с г-ном фон Квадтом (первым председателем общества по распространению кондуктивной педагогики «ФортШритт»), думаю, что Бастиану это будет полезно. Доктор М., которая не первый год занималась с Бастианом, сказала мне:

«Вне всякого сомнения, вам следует присоединиться к тем, кто занимается по этой методике. Я и раньше об этом задумывалась, но поскольку вы мать-одиночка и, кроме того, Бастиан у вас не единственный ребенок, вы вряд ли в состоянии отправиться в Будапешт». Я ей ответила так: «И правда, на первый взгляд, кажется, что я не могу себе этого позволить, но если это принесет пользу, я пойду на это. Я сделаю все возможное, чтобы поехать в Будапешт. Пока что я не знаю, как это осуществить, но я ведь не сегодня выезжаю. В любом случае я найду выход, если Бастиану это пойдет на пользу».

В ноябре меня пригласили на встречу. На предварительном обследовании в Штарнберге было 11 или 12 детей и воспитательницы. Во время обследования я заметила, что здесь действительно работают на совесть. Сильнее всего меня поразили сами воспитательницы, их терпение, я бы сказала фантастическое терпение, с которым они ухаживают за детьми, потрясло, восхитило меня. Они не тратят времени впустую, даже если ребенок и не прочь бы отвлечься, они просто указывают ему: надо делать вот так, вот таким образом. И правда, ребенку ведь нужно видеть, что здесь от него требуют определенных вещей, что он пришел сюда не валять дурака. Я каждый день занималась со своим ребенком. Сейчас я приостановила занятия, поскольку ребенок и так постоянно находится под присмотром, он загружен на сто процентов. Здесь работают пять часов подряд. Я очень надеюсь со временем пристроить Бастиана в долгосрочную группу Петё, чтобы осталось немного времени для себя. Ведь я работала целых семь лет день и ночь, до потери сознания, чтобы получше устроить своих детей. И если бы мне удалось поместить Бастиана в группу Петё на длительный срок, например, в детский сад или позже в школу, где он проходил бы терапию по методу Петё, то сбылась бы моя заветная мечта.

Знакомство с методом Петё вернуло мне спокойствие, у меня остается больше времени на личную жизнь, да и Бастиан счастлив, когда я ему говорю: «В выходные мы, как обычно, идем с тобой в бассейн». Мы можем с ним просто так играть, без стресса, без спешки, не думая о какой-либо коррекционной работе. Сейчас я вижу, что он серьезно занимается, не зря проводит свое время, что он загружен на полную мощность всю неделю, зато выходные целиком в нашем распоряжении, и мы можем делать все, что нам заблагорассудится.

На мой взгляд, для больного ребенка, который от природы не может ходить, первый шаг означает абсолютную свободу. Наверное, каждый из нас имеет свое представление о свободе. Но мне кажется, что для ребенка, который не может ходить, абсолютная свобода заключена в словах: «Я хочу пойти туда-то, я могу встать и пойти...» Бастиан совсем не устал от занятий. Наоборот, его радует, что он уже многое может сделать самостоятельно; он с неизменным любопытством схватывает все новое. К примеру, я показываю ему, как спускаться по лестнице. Я все время стараюсь продвинуть его хотя бы на шаг вперед. В прошлый раз я принесла домой трость и показала, как можно одной рукой держаться за перила, а другой опереться на трость. И он был счастлив, он так радовался, когда ему удалось подняться на пять или шесть пролетов без моей помощи. Он всегда радуется, когда видит, что у него получилось, что он еще чему-то научился; думаю, это и есть выход».

 

Интервью с г-жой Кюн

 

Макс появился на свет на два месяца раньше срока, и вскоре родители обнаружили у него нарушение моторных функций. У них уже был ребенок, поэтому они вели методичное наблюдение за развитием Макса. Мальчик прогибался назад, он был скован в движениях, и у него отсутствовал хватательный рефлекс. Врачи, которым г-жа Кюн неоднократно об этом говорила, просили ее не спешить с выводами и запастись терпением, ибо недоношенные дети развиваются медленнее, и со временем ребенок все наверстает.

Когда Максу исполнилось 13 месяцев (ребенок к этому возрасту так и не научился хватать), г-жа Кюн показала его физиотерапевту, который обнаружил у ребенка церебральный парез. Г-жа Кюн начала заниматься с Максом терапией по методике Войты, однако через три года занятия пришлось прекратить, поскольку мальчик всеми силами сопротивлялся лечению, и его отношения с матерью портились на глазах. После короткого перерыва г-жа Кюн сделала выбор в пользу терапии Бобата, занятия продолжались еще три года. Но и эта методика не позволила Максу достичь значительного прогресса. Из сообщений средств массовой информации г-жа Кюн узнала о методике Петё и отвезла Макса в Будапешт на предварительное обследование, после которого он был зачислен в кондуктивную группу на восемь недель. Вскоре ребенок добился значительных успехов: с помощью палок и шин Макс встал на ноги. Сейчас он посещает интеграционный класс начальной школы. После терапевтических курсов в Будапеште и Штарнберге мальчик может самостоятельно передвигаться при помощи специальных приспособлений, а также свободно сидеть.

В школе Макс обучается по общей программе (с небольшими послаблениями в мануальной сфере) и в следующем году перейдет в среднюю школу. Сейчас Максу 10 лет.

«Честно говоря, диагноз мы узнали окольным путем. Сперва Макс, по утверждениям врачей, развивался нормально, разве что моторика внушала сомнения. Хотя мы длительное время обследовали его, в частности в центре детского развития в С., где есть отделение реанимации и интенсивной терапии, врачи не сумели поставить диагноз на ранней стадии заболевания. Мы говорили врачам, что с ребенком что-то не так, а в ответ слышали одно и то же: подождите, потерпите. Я все это время подозревала, что они не считаются со мной, держат за истеричку, которая на всех перекрестках твердит, что с ее ребенком не все в порядке. Мне и вправду кажется, что они считали меня тронутой. К кому бы я ни пришла, кому бы ни говорила о скованности ребенка, мои слова пропускали мимо ушей. В конце концов, я взяла инициативу в свои руки и отправилась к г-же Рауш (терапевту, работавшей по методу доктора Войты), и та мне сказала: «Господи, почему вы только сейчас привели к нам этого спастика?» И тогда я подумала: «Боже правый, я побывала, кажется, везде, повсюду обивала пороги, и вот теперь, оказывается, я не в силах помочь своему сыну». Я совсем вымоталась, такой диагноз меня просто подкосил, ведь о том, что мой мальчик ярко выраженный «спастик», мне никто до сих пор не говорил. Трудно поверить, но даже главврач детской неврологической больницы в г.К. профессор С., с которым я имела получасовой разговор, заверил меня, что у него нет ни малейших симптомов этого заболевания.

Мы занимались физическими упражнениями по методу Войты ровно три года, начиная с 13 месяцев. Это я помню точно, потому что терапевт мне тогда сказала: «Приди вы чуть пораньше, когда ребенку еще не исполнился год, и у него было бы заметно больше шансов на успешное развитие». В системе Войты ребенка ни во что не ставят — как личность его игнорируют. А Макс по своему умственному развитию — абсолютно нормальный ребенок, и он естественно изо всех сил сопротивлялся: кричал, бил меня, наконец, он не мог меня больше видеть. Он не воспринимал меня больше как мать, а этого я не могла перенести. Я чувствовала себя ужасно. Макс тоже мучился. Поэтому об успехах не могло быть и речи. И тогда я решила: пускай мы навсегда распрощаемся с гимнастикой, это не столь важно — продолжение такой терапии сведет нас всех в могилу, и я прекратила занятия. Через какое-то время я все-таки решила опробовать другой способ лечения — метод доктора Бобата. Здесь Макс действительно добился некоторых результатов, только давалось это ему с огромным трудом, например он худо-бедно начал ползать, однако дальше нескольких шагов дело не шло. На этом его развитие остановилось.

Ну ладно, допустим, они ставили перед собой иные цели. Задачей терапевта было научить Макса управляться с инвалидной коляской. Но ведь шести- или семилетнему ребенку мало просто сидеть в инвалидной коляске и умело пользоваться ею.

Случайно мои родители посмотрели по телевизору передачу о терапии Петё, которую они записали, и мы смогли тоже ее увидеть. С этого все и началось. Макс занимался на летних курсах, а в октябре мы собираемся в Будапешт. Дело в том, что за время этих летних курсов он очень многого добился, и мы хотим продолжать терапию. Максу уже восемь, он ходит в школу, в интеграционный класс, и я не могу надолго отрывать его от занятий в школе. Удивительнее всего, что он сам хочет продолжить коррекционные занятия. Здесь ключевую роль играет группа и групповые занятия. Раньше я, как и другие родители, скептически относилась к методу Петё, я не представляла, что нового там могут предложить по сравнению с немецкими врачами. Или они действительно творят чудеса? Ну ладно, съездим в Венгрию и посмотрим. Перед отъездом мы говорили с другими родителями, и эти беседы еще до лечения убедили нас в пользе терапии Петё. У моей хорошей знакомой дочка похожа на Макса, только нарушения у нее, пожалуй, еще серьезнее, однако в пять лет она пошла. Макс подружился с этой девочкой. По умственному развитию она отстает от Макса, зато опережает его в физическом, поэтому они прекрасно дополняли друг друга, и я каждый раз замечала, что общение друг с другом идет обоим на пользу. Она училась у него, он — у нее. Тогда-то я впервые осознала, что групповые занятия являются для таких детей оптимальным вариантом. А когда мы посмотрели по телевизору, как проходят занятия и как Симон (Симон фон Кадт, чье развитие отслеживается в фильме), который страдал тяжелыми нарушениями, идет, опираясь на палки, это заставило меня задуматься, и я решила: если Макса и удастся поставить на ноги, то только с помощью терапии Петё.

Макс рос замкнутым ребенком, прежде он с трудом шел на контакт, видно было, что мальчик не мог разобраться в себе. Теперь он стал совершенно другим, он смеется, он счастлив — это просто бросается в глаза. Сейчас Макс более уравновешен, доволен собой, и это положительно отразилось на нашей семье. Недавно мы установили необходимую для занятий мебель и регулярно тренируемся. Правда, недостает занятий в группе, которую я не могу ему заменить. Пускай наши тренировки не идут ни в какое сравнение с занятиями в группе, все равно они в 10 раз полезнее терапии по другим методикам, ведь ребенок по крайней мере не сопротивляется обучению. Несколько дней назад он начал ходить, опираясь на палки, для него это своеобразная веха, показывающая, что процесс идет, что все его труды приносят плоды. Мне кажется, он сам начинает это осознавать.

Следует отметить, что хотя к терапии Петё обращаются многие, помогает она лишь определенной части детей. Для иного ребенка больше подходит метод Бобата, но для нашего сына, рискну утверждать, метод Петё оказался оптимальным. Не забывайте, что в Германии родители находятся в полном неведении, никто им не помогает в выборе методики.

В каждом центре пропагандируют и применяют одну методику. Ни у кого не хватит мужества или по крайней мере профессионализма честно признать: да, наша терапия не подходит для вашего ребенка, мы не сможем его вылечить, но мы рекомендовали бы вам обратиться туда-то. Общая беда всех детских реабилитационных центров и центров спастики, или как они еще называются, состоит в том, что им нужны больные дети, это основа их существования, поэтому они с готовностью принимают всех, кого к ним привели, и, как ни прискорбно, стараются оставить у себя, невзирая на особенности ребенка. А поскольку среди детей есть такие, кому более полезна другая терапия, метод Петё с таким трудом пробивает себе дорогу в Германии. Каждый — будь то эрготерапевт, логопед или преподаватель лечебной гимнастики — боится потерять работу, каждый с опаской смотрит на нововведения, которые часто не сулят ничего хорошего. Думаю, этот страх — главная помеха на пути кондуктивной педагогики.

Вы наверняка знаете, что в докладе министерства социального обеспечения за 1992 г. утверждается, будто все замечательно, все отлично, и необходимо внедрять новые методы, а что сделало наше государство за прошедшие с тех пор годы? Ровным счетом ничего. Ничего бы и не сдвинулось, не возникни родительская группа, которая взяла инициативу в свои руки и образовала объединение «ФортШритт». И немало сделала для того, чтобы каждому родителю не приходилось ездить в Будапешт и брать на себя все тяготы, связанные с переездом. Ведь нельзя думать только о будущем собственного ребенка, нужно помогать и другим детям.

Многие вынуждены оплачивать переезд и лечение из собственного кармана, поэтому терапия Петё до сих пор доступна лишь хорошо обеспеченным людям, не каждый может себе это позволить. Но, на мой взгляд, все родители, дети которых страдают нарушениями опорно-двигательного аппарата, вправе претендовать на то, чтобы их ребенку была оказана необходимая качественная коррекционно-развивающая помощь, и вдвойне обидно, когда финансовые возможности не позволяют оплатить дорогу и работу с ребенком. Я знакома с одной семьей, у них трое детей, жена — домохозяйка, муж — рабочий, думаю, денег там не слишком много. Так вот, у них один ребенок страдает церебральным параличом. На днях его мать спросила меня: «Как тебе только удается оплачивать занятия по методу Петё? (Мы оплачивали лечение до сих пор преимущественно из собственного кармана.) У нас на это не хватило бы денег. Мы не смогли бы оплатить аренду жилья в Будапеште, не говоря уж о самих коррекционно-развивающих занятиях».

 

Интервью с г-жой Хайнрихс

 

Первые симптомы болезни у Тани были выявлены в трехмесячном возрасте в ходе планового обследования, проведенного ее лечащим врачом. Для лечения дисплазии (вывиха тазобедренного сустава) Тане прописали шины с распорками, однако стоило их убрать, и снова возникли проблемы с движением. Врачи и ортопеды, к которым обращались родители, считавшие, что у Тани не все в порядке с опорно-двигательной системой, обследовали ребенка, но не смогли ничего обнаружить. Когда Тане исполнилось 15 месяцев, родители поместили ее в детскую клинику; там ей был поставлен диагноз «гипоплезия мозжечка». Два года подряд Таня проходила лечение по методу доктора Войты, однако родители сочли нагрузку на ребенка чрезмерной и прервали курс терапии. С этого момента с Таней стали заниматься физиотерапией по методу доктора Бобата, занятия продолжаются по сей день в школе, где Таня учится. От соседей г-жа Хайнрихс услышала о методике Петё и о летних курсах кондуктивного развития, которые организует объединение «ФортШритт». Тане удалось принять участие в курсах всего один раз, поскольку семейные обстоятельства не позволяли ее родным подолгу жить в Будапеште. Сейчас Таня учится в третьем классе школы для детей с множественными нарушениями, она может ходить, опираясь на палки и при помощи посторонних. Родители охотно устроили бы Таню в школу, которая наравне с другими формами помощи проводит занятия по методике Петё. Тане 10 лет.

«Врачи, лечившие девочку распространенными у нас методами терапии Войты и Бобата, можно сказать, признали Таню безнадежной. Особых успехов от нее больше не ждут. Но меня глубоко поразило, каких результатов достигла Таня, занимаясь на курсах кондуктивного развития А.Петё. Она стала смелее, намного больше говорит, иначе стала относиться к себе как к личности. Она задает вопросы, которые прежде не рискнула бы задать. Она двигается в тех случаях, в каких раньше осталась бы сидеть на полу и просила бы о помощи.

Наши семейные обстоятельства — у меня трое детей, двое школьного возраста и один совсем маленький, он тяжело переносит поездки и отлучки — не позволяют в данный момент поехать в Будапешт, иначе говоря, летними курсами для нас все и ограничилось.

Я видела там малышей, которые добились заметных результатов, и мне стало грустно: я подумала, что и Таня, вероятно, ходила бы сейчас, если бы мы пять лет назад знали о подобных курсах. Семьям, у которых есть ребенок с отклонениями в развитии, приходится вести за все упорную борьбу. Именно таким семьям требуется поддержка, чтобы обеспечивать ребенка всем необходимым, чтобы следить за здоровьем и развитием других детей. А пока этим семьям прих<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...