Первый период: (сентябрь, октябрь, ноябрь).
С ОНР и ФФНР
2010 – 2011 учебный год
Список детей:
№
| Ф.И.О. ребенка
| Дата рождения
| Адрес
| Речевое заключение
|
Пояснительная записка
Настоящий план составлен в соответствии с программой Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Часть 2. второй год обучения (подготовительная группа)». Фронтальные занятия проводятся с учетом методических рекомендаций Смирновой Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с ОНР.»
Коррекционную работу, рассчитанную на 30 недель, условно можно разделить на 3 периода.
Первый период: (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Проводится 2 фронтальных занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, по формированию звукопроизношения.
Содержание коррекционного обучения включает в себя:
* Развитие фонематического слуха с опорой на зрительное восприятие собственной артикуляции, артикуляции логопеда и речедвигательный анализ.
* Постановка отсутствующих звуков.
* Воспитание направленности внимания к изменению грамматических форм путем сравнения и сопоставления существительных, глаголов, прилагательных, местоимений.
* Составление простых распространенных предложений: по картинке, по демонстрации действия, по вопросам, объединение их в небольшие рассказы, заучивание текстов наизусть.
* На всех этапах коррекционного обучения: работа над дикцией, темпом, голосом, работа по устранению затруднений в произношении слов сложного звукослогового состава, развитие мелкой моторики, координации речи с движением
* Обучение грамоте: знакомство с буквами: Чтение слогов.
* Развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления, используя элементы кинезиологии.
* Постановка и закрепление звуков: У, А, И, Э, О, Ы, П, ПЬ, К, КЬ, Т, ЛЬ, Х, ХЬ, Й, С.
* Дифференциация звуков на слух и в произношении всех гласных звуков, согласных на слух: П-Б-ПЬ, Т-Д-К, К-Г-Т-Х, Л-ЛЬ-РЬ, Х-К, С-Ц-З, Ш-Ч-Щ; В произношении: К-Х, ЛЬ-Т.
* Подготовка к анализу звукового состава слова. Выделение ударного гласного звука в начале слова (утка, Алик). Анализ и синтез ряда гласных: а-у-и, а-у… Анализ и синтез обратных слогов типа: ап, уп… Выделение согласного звука из конца слова (мак, кот). Выделение начального согласного звука и гласного в односложных словах. Анализ прямых слогов типа: па, са… Полный звуковой анализ и синтез слов типа: мак…
Второй период обучения.: (декабрь, январь, февраль).
Содержание коррекционного обучения включает в себя:
* Развитие грамматического строя речи: изменение формы слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени.
* Составление и распространение предложений по картинкам, по вопросам, по демонстрации действий, по опорным словам.
* Составление и заучивание коротких рассказов, стихотворений, потешек.
* Знакомство и усвоение терминов: слог, слово, гласные, согласные, звонкие, глухие, мягкие, твердые звуки, предложение.
* Расширение и активизация словаря (предметный, глагольный, словарь признаков – исходя из речевого уровня группы).
* Постановка и закрепление звуков: С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, ТЬ, Б, БЬ, Д, ДЬ, Г, ГЬ, Ш, Л, Ж, Р, РЬ.
* Дифференциация звуков на слух и в произношении на слух: С-СЬ, З-ЗЬ-С-СЬ-Ж, Ц-Т-С, Б-БЬ-П-ПЬ, ТЬ-ДЬ, Д-ДЬ-Т-ТЬ, Г-ГЬ-К-КЬ, С-Ш-Ж-Щ, Л-ЛЬ-Р-РЬ, З-Ж-Щ;
В произношении: С-СЬ, З-ЗЬ, Ц-С, Б-П, Д-Т, Г-К, С-Ш, З-Ж, С-Ш-З-Ж, Л-Р, Р-РЬ-Л-ЛЬ.
* Анализ и синтез звукового состава слова: (работа со схемой слова), деление слов на слоги, звуко-слоговой анализ односложных слов, двусложных (зубы), односложных со стечением согласных в начале слова (стол), двусложных слов с закрытыми слогами (кошка, каток…).
* Грамматический строй речи: употребление существительных в различных падежах единственного и множественного числа, согласование с прилагательными в роде, числе, падеже. Спряжение глаголов. Согласование числительных с существительными, некоторые способы словообразования: прилагательные от существительных, суффиксальный, префиксальный. Подбор однокоренных слов. Составление предложений: по вопросам, по демонстрации действий, по опорным словам. Распространение предложений по вопросам. Составление рассказа по вопросам, по картине, по серии картин. Заучивание наизусть стихотворений, потешек, текстов.
* Преодоление затруднений в произношении трудных по структуре слов.
* Знакомство с буквами: Чтение слогов, слов.
Третий период обучения: (март, апрель, май)
Проводится 1 фронтальных занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, 1 занятия по формированию произношения и по обучению грамоте.
Содержание коррекционного обучения включает в себя:
* Коррекция звукопроизношения (по индивидуальным тетрадям – планам).
* Закрепление правильного произношения звуков Ч, Щ и ранее поставленных звуков.
* Дифференциация звуков: на слух (Ч-ТЬ-СЬ-Щ, Щ-Ч-СЬ-Ш) и в произношении (Ч-ТЬ, Ч-СЬ, Щ-Ш, Щ-Ч, Щ-СЬ).
* Развитие фонематического восприятия: речевой слух, слуховая память, фонематический слух.
* Анализ и синтез звукового состава слова: закрепление навыков работы со схемой слова. Анализ и синтез трехсложных слов.
* Совершенствование практических навыков употребления и преобразования грамматических форм: категория числа существительных, глаголов, согласование прилагательных и числительных с существительными.
* Развитие связной речи: составление сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Составление разных типов рассказов.
* Обучение грамоте: знакомство с буквами:
* Воспитание навыков осознанного слитного с правильным произнесением каждого звука чтения слов, предложений. Работа с кассой букв. Усвоение некоторых правил правописания: раздельное написание слов, постановка точки в конце предложения, употребление заглавной буквы в именах собственных и начале предложения.
Месяц
| Лексическая
тема
| Формирование
фонетической стороны речи
| Лексико-грамматический строй речи
| Связная речь
|
Сентябрь
| Осень
| Уточнение артикуляции и произношения звука [а]
| Буква А
| Усвоение употребления в речи глаголов в разных временных формах, в единственном и множественном числе. Формирование номинативного словаря (словарь существительных) по теме
| Составление связного рассказа «Осень» по первым словам в предложении
|
Овощи
| Уточнение артикуляции и произношения звука [у]
| Буква У
| Закрепление категории родительного падежа множественного числа. Усвоение употребления в речи предложений со значением противопоставления. Согласование прилагатель-ных с существ-ми мужского и женского рода.
| Составление описательного рассказа «Помидор» по картинкам символам
|
Октябрь
| Фрукты
| Уточнение артикуляции и произношения звука [и]
| Буква И
| Употребление в речи предложных конструкций и категорий творительного падежа, усвоение употребления в речи предлога возле. Усвоение существительных в родительном падеже, употребление в речи сложных предложений. Развитие логического мышления. Закрепление относительных прилагательных по теме
| Составление рассказа -описание «Апельсин» по вопросам логопеда
|
Сад - огород
| Уточнение артикуляции и произношения звука [м]
| Буква М
| Составление сложных предложений со значением представления. Составление сложных предложений с союзом потому что. Усвоение категории родительного падежа с предлогом да
| Рассказ – сравнение «Огурец и персик». Учить детей самостоятельно составлять рассказ, используя накопленный речевой материал
|
Лес
| Уточнение артикуляции и произношения звука [о]
| Буква О
| Согласование числительных с существительными. Развитие слухового восприятия и логического мышления. Формирование навыка словоизменения и словообразования
| Рассматривание иллюстраций «Лес» и составление рассказа по ней
|
Грибы и ягоды
| Уточнение артикуляции и произношения звука [ы]
| Буква Ы
| Образование относительных прилагательных от существительных. Употребление распространённых предложений и предлогов в, за,из
| Составление рассказа «Грибы и ягоды»
|
Ноябрь
| Перелётные птицы
| Уточнение артикуляции и произношения звука [п]
| Буква П
| Формирование у детей обобщающего понятия «насекомоядные». Усвоение знаний детей о частях тела птицы. Уметь связывать изменения в живой и неживой природе с изменениями внешних условий: постепенное замирание жизни растений вызвано похолоданием; отлет птиц связан с исчезновением насекомых
| Составление рассказа «Ласточка и ястреб» по опорным предметным картинкам
|
Зимующие птицы
| Уточнение артикуляции и произношения звука [т]
| Буква Т
| Образование слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Активизация глаголов по теме. Закрепление знаний детей о частях тела птицы
| Составление рассказа – описания «Воробей» по опорным предметным картинкам
|
Части тела
| Уточнение артикуляции и произношения звука [к]
| Буква К
| Составление и употребление в речи сложных предложений с предлогом для. Употребление грамматических категорий дательного падежа. Согласование существительных с числительными
| Сказка «Великан и Гномик». Образование слов с увеличитель-ными и ласкательными оттенками
|
Посуда
| Уточнение артикуляции и произношения звука [х]
| Буква Х
| Усвоение категории родительного падежа. Составление сложных предложений со значением противопоставления. Уточнить значение слов названий предметов посуды
| «Сказка о чайнике». Выучить и придумать аналогичную о каком-либо предмете посуды
|
Декабрь
| Продукты питания
| Уточнение артикуляции и произношения звука [с]
| Буква С
| Образование относительных прилагательных от существительных. Составление предложений со значением противопоставления. Употребление глаголов будущего времени. Усвоение употребления предлога для. Составление предложений с однородными членами. Развитие слухового внимания.
| Пересказ рассказа «Что вкуснее?»
|
Одежда, обувь, головные уборы
| Уточнение артикуляции и произношения звука [б]
| Буква Б
| Усвоение словаря по изучаемой теме, усвоение глагола надеть, подбор прилагательных к слову одежда. Знакомство с деталями одежды, обуви, головных уборов. Усвоение категории родительного падежа. Усвоение конструкций с предлогом с.
| Составление описательных рассказов
|
Зима
| Уточнение артикуляции и произношения звука [в]
| Буква В
| Подбор однородных определений к слову зима, образование новых слов. Усвоение категории родительного падежа. Составление сложных предложений со значением противопоставления.. Привлечение внимания детей к предстоящим изменениям в природе: день стал короче чем осенью, солнце греет мало, земля покрывается снегом, а водоемы — льдом, часто бывают морозы, деревья и кустарники стоят без листьев; насекомых нет, птиц мало, выпал снег.
| Пересказ рассказа «Гостья - зима» с опорой на вопросы логопеда. Усвоение переносного значения слов.
|
Новогодний праздник
| Уточнение артикуляции и произношения звука [г]
| Буква Г
| Согласование числительных с существительными. Употребление глаголов в форме будущего простого и сложного времени с частицей ся и без неё.
| «Что будет после этого?» Составление предложений по сюжетным картинкам. Развитие воображения
|
Январь
| Домашние животные
| Уточнение артикуляции и произношения звука [д]
| Буква Д
| Усвоение категории творительного падежа. Усвоение названий детёнышей животных. Составление сложных предложений со значением противопоставления. Употребление глаголов в единственном и множественном числе. Употребление притяжательных прилагательных.
| Составление рассказа «Лошадь» по опорным картинкам
|
Дикие животные наших лесов
| Уточнение артикуляции и произношения звука [з]
| Буква З
| Подбор прилагательных к слову животные. Усвоение категории творительного и родительного падежа. Усвоение притяжательных прилагательных, падежных окончаний. Употребление конструкций с предлогом с.
| Составление рассказа – описания «Лиса»
|
Февраль
| Дикие животные холодных и жарких стран
| Уточнение артикуляции и произношения звука [ш]
| Буква Ш
| Составление сложных предложений со значением противопоставления по двум опорным картинкам. Составление сложноподчиненных предложений с союзом потому что. Усвоение категории творительного падежа с предлогом за. Дифференциация животных севера и юга
| Составление рассказа – сравнения «Белый медведь и жираф»
|
Рыбы
| Уточнение артикуляции и произношения звука [н]
| Буква Н
| Подбор глаголов к слову рыба, формирование обобщающих понятий у детей. Усвоение притяжательных прилагательных. Расширение лексического запаса по изучаемой теме. Формирование навыка словообразования, употребление существительных с увеличительными суффиксами –ище, -ища.
| Составление по картинке рассказа – описания «Щука»
|
Наш город
| Уточнение артикуляции и произношения звука [ж]
| Буква Ж
| Составление распространённых предложений, работа с деформированными предложениями. Усвоение степеней сравнения прилагательных
| Составление рассказа – описания «Городок» по опорным предметным картинкам
|
Наша улица
| Уточнение артикуляции и произношения звука [л]
| Буква Л
| Усвоение антонимов. Усвоение степеней сравнения прилагательных. Озеленение нашей улицы. Парк, сквер, клумбы, газон. Знать, что деревья и цветы специально сажают и ухаживают за ними. Воспитание бережного отношения к посадкам.
| Рассказ «Дети на улице»
|
Март
| Дом и его части
| Уточнение артикуляции и произношения звука [ф]
| Буква Ф
| Подбор однородных сказуемых к слову дом. Усвоение категории творительного падежа с предлогами с и со. Образование отыменных прилагательных
| Рассказ «Как дом родился?».Употребление существительных в родительном падеже множественного числа
|
Мебель
| Уточнение артикуляции и произношения звука [ц]
| Буква Ц
| Подбор определений к слову мебель. Усвоение категории творительного падежа с предлогом с. Употребление предлогов: для, из, со, из-за, из-под, с.
| Выполнение многоступенчатых инструкций логопеда.
|
Моя семья
| Уточнение артикуляции и произношения звука [ч’]
| Буква Ч
| Составление предложений с предлогом с. Составление предложений со значением противопоставления. Усвоение прилагательных в сравнительной степени. Формирование понятия о старших и младших членах семьи
| «Расскажи о себе». Составление рассказа о своей семье, опираясь на картинки подсказки
|
Профессии
| Уточнение артикуляции и произношения звука [щ’]
| Буква Щ
| Образование существительных от глаголов. Подбор подходящих по смыслу определений. Формирование навыка словообразования. Закрепление названий профессий
| Составление рассказа о профессиях родителей по вопросам логопеда
|
Апрель
| Хлеб
| Уточнение артикуляции и произношения звука [р]
| Буква Р
| Подбор прилагательных и образование родственных слов к слову хлеб. Составление предложений с предлогом за. Закрепление обоб-щающих понятий хлебоизделия, хлебопродукты
| Рассказ «Батон»
|
Транспорт
| Дифференциация звуков [л] и [р]. Уточнение артикуляции и произношения звука [й]
| Буква Й
| Словообразование существительных путём сложения основ. Составление предложений с предлогом над по двум опорным словам и картинкам. Усвоение глаголов с разными приставками. Подбор антонимов.
| Составление рассказа – описания «Папа купил автомобиль»
|
Весна
| Дифференциация звуков [с] и [ш]
| Буква Е
| Подбор прилагательных к слову весна. Употребление сложных предложений с союзом потому что. Установление причинно – следственных связей.
| Составление рассказа «Пришла весна» с опорой на картинки - символы
|
Насекомые
| Уточнение артикуляции и произношения звука [э]
| Буква Э
| Подбор глаголов к слову насекомые. Составление сложных предложений со значением противопоставления. Употребление словс увеличительными оттенками. Согласование существительных с числительными
| Рассказ «Как бабочка летала». Формирование усвоения предлогов под, из-под
|
Май
| Школа
| Закрепление пройденных звуков
| Закрепление пройденных букв
| Согласование числительных с существительными. Образование существительных женского рода. Подбор родственных слов. Образование сравнительной степени прилагательных от наречий.
| Чтение и пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Филиппок»
|
Лето
| Закрепление пройденных звуков
| Закрепление пройденных букв
| Подбор прилагательных к слову лето. Составление предложений с предлогами над, между, из-за, около. Усвоение категории родительного падежа множественного числа
| Составление предложений о дружбе по двум опорным предметным картинкам
|
Список литературы:
1. Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи: пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей.» (М.: «Мозаика-Синтез», 2005.)
2. Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР» (СПб.: «Детство-пресс», 2001.)
3. Волкова Л.С. и др. «Логопедия.» (М.: Просвещение, Владос, 1995.)
4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. II. Второй год обучения (подготовительная группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей.» (М.: Альфа, 1993.)
5. Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В.,Туманова Т.В.и др. «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.» (М.: Просвещение, 2008)
Воспользуйтесь поиском по сайту: