Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управление и цели как структурные элементы социальной работы




Социальная работа немыслима без такого компонента, как управление. Оно включает в себя оценку состояния объекта, плани­рование, выработку и принятие решения, учет и контроль, коор­динацию, организационное и материально-техническое обеспечение, подбор, подготовку и воспитание кадров социальной работы. Все эти управленческие действия выполняют абсолютно все социальные работники независимо от того, относятся они к управленческим или к практическим социальным работникам.

Чтобы управление социальной работой шло успешно, соци­альным работникам надо много знать, причем не только в сфере своей непосредственной деятельности, но и во многих других областях общественной жизни, зачастую далеких от социальной работы. Нужно хорошо представлять социальную структуру об­щества, систему управления страной и конкретно социальной работой, свои собственные права и обязанности и своих клиентов, все законодательство по вопросам социального обеспечения и по­мощи, основы социологии, социальной психологии, педагогики, социальной работы. Нужно знать и уметь многое другое.

При этом необходимо особо подчеркнуть, что управление соци­альной работой имеет дело с особой категорией людей, нужда­ющихся в поддержке, не способных зачастую жить без посторонней помощи. Если в случае со здоровым человеком решение вопроса можно отложить, то в отношении больного, инвалида, человека, перенесшего тяжелый стресс, откладывание недопустимо, так как оно может стать причиной непоправимого последствия.

Перечисленные компоненты (объект, содержание, средства, управление, субъект) составляют структуру социальной работы. Но структура это еще не система. Деятельность становится системой, когда ее компоненты связываются в единое целое с помощью функций и целей. О функциях речь уже была.

Что представляют собой цели? Цель – образ предмета, кото­рый человек хочет получить в результате своей деятельности. Можно сказать еще, что цель – это желательное для человека состояние предмета его деятельности.

Каким же хочет видеть человека социальный работник, оказывая ему ту или иную помощь? Видимо, удовлетворенным в своих потребностях. Значит, общая цель социального работника – удов­летворить потребности своих клиентов. Этой цели подчиняется вся деятельность субъекта, в соответствии с ней складывается содержа­ние, организуется управление, подбираются адекватные средства, формы и методы социальной работы. Цель, как видно, связывает компоненты социальной работы в единое целое, делает их единой системой.

Ту же объединяющую роль выполняют и функции. Информа­ция, оценка, прогноз, организация, управление – все это касается буквально каждого компонента, соединяет их в единый действу­ющий организм.

Таким образом, если рассматривать социальную работу как особую систему деятельности, необходимо иметь в виду, что она состоит из субъекта, содержания, средств, управления, объекта, объединяемых в целостную систему с помощью целей и функций.

Это общее представление о системе социальной работы имеет большое практическое значение. Какой бы вид социальной работы не пришлось рассматривать (помощь больному, социальную защиту работающих или безработных, патронаж многодетной семьи и т. п.), всякий раз необходимо определить особенности объекта, подобрать особый субъект, выбрать соответствующие средства, адекватное управление, формулировать особенные цели, отдавать предпочте­ние конкретным функциям. Одним словом, обозначенный набор компонентов системы социальной работы является необходимым. Исключение одного из них ведет к нарушению, ослаблению, а то и к разрушению системы.

Многие трудности, ошибки в современной социальной работе России вызваны именно тем, что старая, далеко не совершенная система социальной работы была в значительной мере разрушена, а новая в ее полном объеме не создана. В ее объекте возникла такая новая категория людей, как безработные. Но не оказалось ни ра­ботников, способных быстро и эффективно помогать безработным в поисках работы, ни организационной структуры, которая учиты­вала бы и предлагала достаточный выбор профессий, ни системы переподготовки и переквалификации работников, ни финансовых, материальных средств, ни управления процессом регулирования безработицы. Новой системы социальной работы, которая удов­летворяла бы острые и неотложные потребности большого коли­чества людей, до сих пор не создано.

Самое главное, чего не хватает в складывающейся системе, -это подготовленных кадров социальных работников. А без них, разумеется, никакая система эффективно работать не сможет.

Рассматривая систему социальной работы, важно понимать, что она сводится к системе деятельности. Ее можно и нужно рассмат­ривать как систему и в других аспектах.

Очень важным аспектом является система учреждений и орга­низаций социальной работы в их вертикальном и горизонтальном срезах. Сейчас активно формируется такая система. Ее возглавляет Министерство труда и социального развития Российской Федерации. В республиках, входящих в Федерацию на правах ее субъектов, также имеются подобные министерства. В краях, областях, горо­дах, районах имеются соответствующие им управления и отделы. А в них – службы социального обеспечения, страхования, комис­сий социальной помощи и защиты в органах здравоохранения, народного образования, общественного порядка, спорта и т.п. Наряду с государственными органами социального обслуживания населения функционируют многочисленные общественные органи­зации и учреждения, также имеющие пронизывающую общество сверху донизу вертикальную структуру.

Все эти государственные и общественные организации на каждом горизонтальном уровне (республика, край, область, округ, город, район, село) связаны между собой, взаимодействуют друг с другом, помогают (а нередко и мешают) друг другу.

Знание этой системы учреждений и организаций позволяет со­циальному работнику строить свою работу наиболее эффективным образом. Плохое представление о ней резко снижает ее эффектив­ность, можно говорить о системе средств управления социальной работы.

Заключение

Система социальной работы, в каком бы аспекте она ни рас­сматривалась, всегда представляет собой открытую систему, самым тесным образом переплетающуюся с другими социальными систе­мами: экономикой, политикой, правом, культурой, этикой, эколо­гией, бытовым обслуживанием и т. д. Понимание, видение связей системы социальной работы с другими системами и системой об­щества в целом поднимает социальную работу на высокий уровень общественной культуры, делает общество по-настоящему гуман­ным, ставит человека в центр общественной жизни, делает людей людьми в самом высоком смысле этого слова.

Наглядно взаимодействие социальной работы с другими общест­венными системами можно представить примерно так:

Представление о социальной работе как о системе имеет кон­цептуальное, методологическое значение и для познания, и для практической организации, и для повседневного управления социальной работой. Понимание ее как системы избавляет органи­заторов от одностороннего подхода, преувеличения роли каких-то отдельных ее сторон, позволяет своевременно предвидеть и коррек­тировать возможные перекосы, ошибки в социальном обслуживании, поднимать культуру и эффективность социальной работы.

Список литературы

1. Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России: Материалы координационного совещания 12–14 октября 1992 года, Москва//Социальная работа. – 1992. – Вып. 6.

2. Основы теории и практики социальной работы. – Барнаул, 1994.

3. Павленок П.Д. Введение в профессию «Социальная работа». – М.: ИНФРА-М, 1998.

4. Панов A.M. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования//Россий-ский журнал социальной работы. – 1995. – № 1.

5. Проблемы социологии быта и социальной работы в условиях пере­хода к рынку: Материалы международной научно-практической конфе­ренции 16-18 февраля 1993 г.– М.: ГАСБУ, 1994.

6. Российская энциклопедия социальной работы: В 2 т./Под ред. A.M. Панова. Е.И. Холостовой. – М., 1997.

7. Саппс М., Уэллс К. Опыт социальной работы. Введение в профес­сию.,– М., 1994.

8. Системный подход в социальной работе: методологический семи-нар/Сост. В.В. Колков. – М., 1997.

9. Теория и методика социальной работы/Под ред. П.Д. Павленка. – М.: ГАСБУ, 1993. - Вып. 1; 1995. - Вып. 2.

10. Теория и методика социальной работы/Под ред. И.Г. Зайнышева. – Ч. 1, 2.- М.: МГСУ, 1994.

11. Теория и методика социальной работы/Под ред. С.И. Григорь­ева. – М., 1994.

12. Теория и методика социальной работы/Под ред. В.И. Жукова.– М.: Союз, 1994.

13. Теория и практика социальной работы: Межвузовский сборник научных трудов/Гл. ред. С.И. Реутов. – Пермь, 1994.

14. Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубеж­ный опыт. – Т. 1, 2. – М.; Тула, 1993.

15. Теория и практика социальной работы/Под ред. В.Н. Ярской.– Саратов, 1995.

16. Энциклопедия социальной работы: В 3 т./Пер. с англ. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993–1994.

17. Яковлев А.И. Эффективность государственной службы. – М., 1998.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...