Онтология – наука о бытии.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Философия как социокультурный феномен. Предмет, структура и функции философии. 2. Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия. Философия и основные формообразования культуры: наука, искусство, мораль, религия. Философские категории и универсалии культуры. 4. Древнеиндийская философия. Философия Древнего Китая. 6. Философия Античности: проблемы, школы, эволюция. Философия Платона и ее значение в европейской культуре. 8. Философия Аристотеля и ее значение в становлении классической философии. Принципы средневекового философского мышления и исторические этапы развития средневековой философии. Соотношение разума и веры в период патристики (А. Блаженный). 10. Дискуссия номиналистов и реалистов о проблеме универсалий в позднесредневековой философии. Систематизация схоластики Ф. Аквинским. Гуманизм философии эпохи Возрождения. Натурфилософские системы и новая картина мира. 12. Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени. Борьба эмпиризма и рационализма (Ф. Бэкон, Р. Декарт). Учения о субстанции и становление механистической картины мира в философии Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза). 14. Социально-исторические и мировоззренческие основания философской мысли эпохи Просвещения. Особенности и достижения немецкой классической философии. Проблемы познания в критической философии И. Канта. 16. Диалектическая философия Г. Гегеля. Антропологический материализм Л. Фейербаха. 18. Классика и неклассика в развитии европейской философии. Иррационализация философии в творчестве А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше.
Философия марксизма: проблемы и эволюция. 20. Философия позитивизма и его исторические формы. Аналитика человеческого существования в философии экзистенциализма. 22. Современная неклассическая философия Запада. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. 24. Русская философия XIX–XX вв. Онтология как философское учение о бытии. Проблема бытия в философии. 26. Проблема материи в философии и науке. Структурные уровни организации материи и проблема единства мира. Пространство и время как формы существования неживой и живой материи. 28. Движение и развитие. Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи. Принцип глобального эволюционизма. Диалектика как философская теория развития: принципы, законы, категории. 30. Исторические формы диалектики. Диалектика и метафизика. Материалистическая диалектика как теоретическая система. Современные теории развития. Диалектика и синергетика. Детерминизм и индетерминизм. 32. Философия природы. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации. Проблема человека в философии и науке. Концепции антропогенеза. 34. Индивид, индивидуальность, личность. Социокультурное измерение личности. Круги бытия человека. Проблема духовности и смысла жизни. 36. Понятие сознания и его структура. Уровни и компоненты. Сознание и бессознательное. Проблема происхождения и развития сознания. Сознание и психика. 38. Сознание и язык. Проблема искусственного интеллекта. Проблема познаваемости мира в философии. Скептицизм и агностицизм. 40. Формы чувственного и логического познания. Философские концепции истины. Специфика научной истины. 42. Наука как высшая форма познания. Наука как деятельность, социальный институт и система знания. Уровни, формы и методы научного познания.
44. Наука в системе социальных ценностей. Идеалы и нормы науки. Социальная философия, ее предмет и проблемы. Эволюция представлений об обществе в истории философии. 46. Марксистская концепция социума. Сущность материалистического понимания истории (по работе К. Маркса «К критике политической экономии. Предисловие»). Общество как система. Материальные процессы жизни общества. 48. Социальные структуры и процессы. Типы социальных структур. Философия и политика. Политическая организация общества и политические процессы жизни общества. 50. Духовная жизнь общества и общественное сознание. Структура общественного сознания: уровни и формы. Общество как саморазвивающаяся система. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории. 52. Философия социального действия. Основные факторы социальной динамики. Спонтанность и целеполагание в обществе. Техника и ее роль в истории цивилизации. Философия техники и ее проблемы. 54. Научно-технический прогресс и перспективы постиндустриальной цивилизации. Феномен информационного общества. Глобализация как предмет социально-философского анализа. Глобальные проблемы современности и возможные пути их преодоления. 56. Понятие культуры. Основные подходы философского анализа культуры. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса в контексте глобализации. 58. Философия и мораль. Нравственный кодекс БГУИР: цели и ценностные приоритеты. Философия и искусство. Специфика эстетического отношения человека к миру. 60. Философия и религия. Особенности религиозного сознания. Ф-я как социокультурный феномен. Предмет, структура и функции философии. Ф-я возникла вVI в. до н.э. в Др.Индии,Др.Китае,Др.Греции.Имеет своим предметом: мир↔человек. Изучает чел-ка в аспектах: 1.Онтологическом(онтология-т-я мира) 2.Гносиологическом(гносиология-т.знания) 3.аксиологическом(аксиология-т-я ценностей) 4проксиологическом(соц-я фил-я)→ →это разделы ф-ии. Онтология – наука о бытии. Два основных подхода к решению проблем онтологии: Материализм – первичной реальностью является материя, а дух вторичен, т. е. возникает из материи.
Этапы материализма: -Древнегреческий (античная Греция: Гераклит). -Новое время (17-18 в.; Бэкон, Гоббс, Локк, Спиноза, Ломентрий). -Диалектический материализм Маркса и Энгельса. Мир – это непрерывно развивающаяся реальность. Во время древнегреческого этапа развития материализма он был наивным: реальность объясняли через ту или иную первооснову, атомы и т. д. Идеализм – первоосновой всего является дух, который порождает материю – весь природный мир. Виды идеализма: Объективный (духовная первооснова (первоначало) существует объективно, т. е. независимо от человека. Представители: Платон, Гегель). · Субъективный (принимает в качестве первоначала сознание субъекта (одного человека), мир понимается как представление человека о мире. Представители: Беркли, Юм, Кант). Гносеология – учение о познании. Праксиология – учение о человеке, о его практических действиях и о социальной реальности. Аксиология – учение о ценностях. · Мир нельзя познать: a) Скептицизм (Пиррон). b) Иррационализм (отрицание возможности разума в познании действительности, провозглашение примата неразумного начала) – Шопенгауэр(Воля), Ницше (Жизнь). Агностицизм (нельзя познать сущности вещей): Юм, Кант. · Познаваемость мира: a) Рационализм (мир познается с помощью разума). b) Сенсуализм (мир познается с помощью чувств и ощущений). Интуитивизм (мир познается с помощью интуиции). Функции философии Выделяют, например, функции экспликации (выявления интеллектуальных, нравственно-эмоциональных и других обобщенных образов бытия человека в конкретно-историческом типе культуры), рационализации – перевода логическую, понятийную форму, а также систематизации, теоретического выражения суммарных результатов человеческого опыта во всех его формах. Часто указывают две основные функции философии: мировоззренческую и методологическую. Упоминают также интегрирующую, эвристическую, интерпретаторскую, культурно-воспитательную и другие функции философии
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|