Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Онтология – наука о бытии.




Философия как социокультурный феномен. Предмет, структура и функции философии.

2. Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия.

Философия и основные формообразования культуры: наука, искусство, мораль, религия. Философские категории и универсалии культуры.

4. Древнеиндийская философия.

Философия Древнего Китая.

6. Философия Античности: проблемы, школы, эволюция.

Философия Платона и ее значение в европейской культуре.

8. Философия Аристотеля и ее значение в становлении классической философии.

Принципы средневекового философского мышления и исторические этапы развития средневековой философии. Соотношение разума и веры в период патристики (А. Блаженный).

10. Дискуссия номиналистов и реалистов о проблеме универсалий в позднесредневековой философии. Систематизация схоластики Ф. Аквинским.

Гуманизм философии эпохи Возрождения. Натурфилософские системы и новая картина мира.

12. Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени. Борьба эмпиризма и рационализма (Ф. Бэкон, Р. Декарт).

Учения о субстанции и становление механистической картины мира в философии Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза).

14. Социально-исторические и мировоззренческие основания философской мысли эпохи Просвещения.

Особенности и достижения немецкой классической философии. Проблемы познания в критической философии И. Канта.

16. Диалектическая философия Г. Гегеля.

Антропологический материализм Л. Фейербаха.

18. Классика и неклассика в развитии европейской философии. Иррационализация философии в творчестве А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше.

Философия марксизма: проблемы и эволюция.

20. Философия позитивизма и его исторические формы.

Аналитика человеческого существования в философии экзистенциализма.

22. Современная неклассическая философия Запада.

Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси.

24. Русская философия XIX–XX вв.

Онтология как философское учение о бытии. Проблема бытия в философии.

26. Проблема материи в философии и науке. Структурные уровни организации материи и проблема единства мира.

Пространство и время как формы существования неживой и живой материи.

28. Движение и развитие. Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи. Принцип глобального эволюционизма.

Диалектика как философская теория развития: принципы, законы, категории.

30. Исторические формы диалектики. Диалектика и метафизика. Материалистическая диалектика как теоретическая система.

Современные теории развития. Диалектика и синергетика. Детерминизм и индетерминизм.

32. Философия природы. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации.

Проблема человека в философии и науке. Концепции антропогенеза.

34. Индивид, индивидуальность, личность. Социокультурное измерение личности.

Круги бытия человека. Проблема духовности и смысла жизни.

36. Понятие сознания и его структура. Уровни и компоненты. Сознание и бессознательное.

Проблема происхождения и развития сознания. Сознание и психика.

38. Сознание и язык. Проблема искусственного интеллекта.

Проблема познаваемости мира в философии. Скептицизм и агностицизм.

40. Формы чувственного и логического познания.

Философские концепции истины. Специфика научной истины.

42. Наука как высшая форма познания. Наука как деятельность, социальный институт и система знания.

Уровни, формы и методы научного познания.

44. Наука в системе социальных ценностей. Идеалы и нормы науки.

Социальная философия, ее предмет и проблемы. Эволюция представлений об обществе в истории философии.

46. Марксистская концепция социума. Сущность материалистического понимания истории (по работе К. Маркса «К критике политической экономии. Предисловие»).

Общество как система. Материальные процессы жизни общества.

48. Социальные структуры и процессы. Типы социальных структур.

Философия и политика. Политическая организация общества и политические процессы жизни общества.

50. Духовная жизнь общества и общественное сознание. Структура общественного сознания: уровни и формы.

Общество как саморазвивающаяся система. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.

52. Философия социального действия. Основные факторы социальной динамики. Спонтанность и целеполагание в обществе.

Техника и ее роль в истории цивилизации. Философия техники и ее проблемы.

54. Научно-технический прогресс и перспективы постиндустриальной цивилизации. Феномен информационного общества.

Глобализация как предмет социально-философского анализа. Глобальные проблемы современности и возможные пути их преодоления.

56. Понятие культуры. Основные подходы философского анализа культуры.

Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса в контексте глобализации.

58. Философия и мораль. Нравственный кодекс БГУИР: цели и ценностные приоритеты.

Философия и искусство. Специфика эстетического отношения человека к миру.

60. Философия и религия. Особенности религиозного сознания.


Ф-я как социокультурный феномен. Предмет, структура и функции философии.

Ф-я возникла вVI в. до н.э. в Др.Индии,Др.Китае,Др.Греции.Имеет своим предметом: мир↔человек. Изучает чел-ка в аспектах:

1.Онтологическом(онтология-т-я мира) 2.Гносиологическом(гносиология-т.знания)

3.аксиологическом(аксиология-т-я ценностей) 4проксиологическом(соц-я фил-я)→

→это разделы ф-ии.

Онтология – наука о бытии.

Два основных подхода к решению проблем онтологии:

Материализм – первичной реальностью является материя, а дух вторичен, т. е. возникает из материи.

Этапы материализма:

-Древнегреческий (античная Греция: Гераклит).

-Новое время (17-18 в.; Бэкон, Гоббс, Локк, Спиноза, Ломентрий).

-Диалектический материализм Маркса и Энгельса. Мир – это непрерывно развивающаяся реальность.

Во время древнегреческого этапа развития материализма он был наивным: реальность объясняли через ту или иную первооснову, атомы и т. д.

Идеализм – первоосновой всего является дух, который порождает материю – весь природный мир.

Виды идеализма:

Объективный (духовная первооснова (первоначало) существует объективно, т. е. независимо от человека. Представители: Платон, Гегель).

· Субъективный (принимает в качестве первоначала сознание субъекта (одного человека), мир понимается как представление человека о мире. Представители: Беркли, Юм, Кант).

Гносеология – учение о познании.

Праксиология – учение о человеке, о его практических действиях и о социальной реальности.

Аксиология – учение о ценностях.

· Мир нельзя познать:

a) Скептицизм (Пиррон).

b) Иррационализм (отрицание возможности разума в познании действительности, провозглашение примата неразумного начала) – Шопенгауэр(Воля), Ницше (Жизнь).

Агностицизм (нельзя познать сущности вещей): Юм, Кант.

· Познаваемость мира:

a) Рационализм (мир познается с помощью разума).

b) Сенсуализм (мир познается с помощью чувств и ощущений).

Интуитивизм (мир познается с помощью интуиции).

Функции философии

Выделяют, например, функции экспликации (выявления интеллектуальных, нравственно-эмоциональных и других обобщенных образов бытия человека в конкретно-историческом типе культуры), рационализации – перевода логическую, понятийную форму, а также систематизации, теоретического выражения суммарных результатов человеческого опыта во всех его формах. Часто указывают две основные функции философии: мировоззренческую и методологическую. Упоминают также интегрирующую, эвристическую, интерпретаторскую, культурно-воспитательную и другие функции философии

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...