Механизмы освоения и воспроизводства культуры личностью
Определение культуры. Культура происходит от латинского слова colere, что означает культивировать или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых. А в 18 и 19 веках его стали употреблять и по отношению к людям. И если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали культурным. Современное научное определение культуры имеет другое содержание. Культура — это специфическая, генетически не наследуемая совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования. Культура имеет социальную природу и выражает социальные отношения, направленные на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Выделяют материальную и духовную культуру. Материальная культура включает в себя физические объекты, созданные человеческими руками (их называют артефактами) — орудия труда, дома, одежда и т.д. Духовная культура также является результатом деятельности людей, но сотворенной их разумом и чувствами — нормы, ценности, ритуалы, идеи, традиции, язык, мифы, знания и т.д.
Культура как предмет социологического анализа. Культура порождается материальными потребностями людей, а также их интеллектуальными, нравственными, эстетическими запросами и практическими интересами различных социальных общностей и систем. В центре внимания исследователей на современном этапе развития оказываются проблемы изменения личностных и групповых характеристик членов общества в динамичной социокультурной среде. Отсюда объектом социологического анализа являются:
1. Конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры. 2. Устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни. 3. Анализ конкретного вклада определенной общности или системы в развитие культуры. 4. Изучение общих социальных закономерностей динамики культуры. 5. Изучение специфических форм культурной жизни в обществе на каждом этапе его развития. Функции социологического анализа культуры.
1. Научно‑познавательная. Благодаря этой функции обеспечивается достоверное знание о социальных факторах и механизмах, способствующих порождению, поддержанию или изменению культурных процессов. 2. Образовательная. Данная функция направлена на распространение соответствующих знаний среди членов общества с целью помочь им ориентироваться в сложных современных условиях. 3. Практическая. Цель этой функции — выработка научных оснований целенаправленных культурных изменений и культурной политики.
В отечественной социологии в культуре как социальной системе выделяются специализированные подсистемы — производство (экономика в целом), политика, право, философия, наука, искусство, религия. Каждая из них заключает в себе определенную направленность по отношению к окружающему миру, особые виды деятельности и критерии оценок ее качества и продуктов, особые функции в социальной жизни. Основные понятия социологии культуры.
Элементы культуры представляют собой внутреннее строение культуры, которое может быть классифицировано по разным основаниям. Ниже предлагаются два существующих варианта. Первый принадлежит социологу Гуденау:
1. Понятия, обозначающие способ организации человеческого опыта. Они содержатся главным образом в языке. 2. Отношения или представления о том, каким образом различные аспекты опыта людей связаны между собой.
3. Ценности или общепринятые верования. 4. Правила и нормы, регулирующие поведение людей.
Классификация элементов культуры в отечественной социологии:
1. Язык— понятийно-логический аппарат, который присущ мировосприятию того или иного народа. Язык является первоосновой культуры. 2. Знания, убеждения— основные элементы культуры. В убеждениях содержится то, чему люди в действительности привержены, чем руководствуются в повседневной деятельности. Это чувственное переживание знания как личностно-значимого, достоверного. 3. Ценности — определяющий элемент культуры, ее ядро. Культура — это способ именно ценностного освоения действительности. Культура, рассматриваемая в ценностном аспекте, представляет собой социальный механизм, который выявляет, координирует, воспроизводит, сохраняет, защищает, развивает и передает ценности. Ценности выступают как а) предпочтительное для данного социального субъекта состояние социальных связей, содержания идей и т.д.; б) критерий оценки реальных явлений; в) определяют смысл деятельности; г) регулируют социальные взаимодействия; д) внутренне побуждают к деятельности. 4. Идеология. Представляет собой системы представлений, утверждающие какие‑либо ценности и факты. Функции идеологии: а) ослабление социальной напряженности (может возникнуть, когда люди осознают, что некоторые разделяемые ими ценности не соответствуют их реальной жизни); б) выражение и защита интересов групп (придает смысл и законность действиям людей).
Культурные универсалии - своеобразные элементы культуры, которые присущи всем культурам независимо от географического положения, исторического времени и социального устройства общества. В 1959 году Мердок выделил от 60 до 70 универсалий: запрет на кровосмешение, украшения тела, танцы, изготовление орудий труда, гостеприимство, обычай дарить подарки и т.д.
Субкультура — система норм и ценностей, которая отличает группу от более широкого сообщества, однако в какой‑то степени отклоняется от нее. Выделяют, например, молодежную субкультуру, сельскую, элитную и т.д. У Т. Парсонса молодежные субкультуры несут одновременно и прогрессивные и деструктивные функции. С одной стороны, они ниспровергают традиционные системы ценностей, а с другой — являются средством, трансформирующим старые системы, приводящим их в соответствие со временем, создающим и утверждающим новые ценности. Присутствие обеих этих функций у молодежных групп порождает внутренние и внешние конфликты. Т. Парсонс считает причиной молодежных проблем масштабные исторические изменения, произошедшие в 20 веке. Поведение молодежи рассматривается в свете аномии — состояния, в котором ценности и нормы не являются более ясными указателями должного поведения или теряют свою значимость. Причиной этого в американском обществе он объявляет парадоксальность американской системы ценностей. Центральное место в этой системе занимают ценности личного успеха и его достижения, следование которым усиливает структурную дифференциацию общества, что делает неопределенными ценности более низкого порядка.
Контркультура — разновидность субкультуры, которая находится в конфликте с господствующей культурой. Примером такой контркультуры может служить движение хиппи в 60‑х годах или террористическая контркультура. Механизмы освоения и воспроизводства культуры личностью
Вопросы к семинару:
1. Предмет социологии культуры. Социальные функции культуры. 2. Основные элементы культуры. Понятие субкультуры. 3. Механизмы освоения и воспроизводства культуры личностью. 4. Соотношение социологии культуры и социологии науки и религии.
Литература: 1. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983. 2. Смелзер Н. Социология. М., 1994., гл.2. 3. Социология. М., 1990., гл. 2.4; 5.4. 4. Современная западная социология. Словарь. М.,1990., с.150. 5. Жабский М.И. Социология кино: истоки, предмет, перспективы. М.,1989. 6. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. Раздел “Ценности, смысл и культура”. М., 1991. 7. Основы социологии. Курс лекций. Часть 1., М.,1994. с. 136- 189. 8. Кравченко А.И. Введение в социологию. М., 1995. с. 32- 91.
Вопросы для повторения: 1. В чем сущность социологического подхода к культуре? 2. Что такое культурный прогресс? Соотношение социального и культурного прогресса. 3. Культура общества и субкультуры. Специфика молодежной субкультуры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|