Тяглые люди и нетяглое население Московского государства
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Разобраться в вопросе с данными категориями людей мы можем с помощью работ Василия Осиповича Ключевского. В его работе "История сословий в России" можно найти подробнейшее описание. Люди тяглые - разделялись на два разряда: на людей посадских и уездных, т.е. городских и сельских. Люди посадские подразделялись на чины столичные и городовые или провинциальные. Чины посадские столичные были: гости, люди гостиной сотни, люди суконной сотни, люди московских черных сотен и дворцовых слобод. Продолжим перечень тяглых чинов. За чинами посадскими московскими следовали чины посадские провинциальные или посадские люди городовые. По торговой состоятельности или размерам оборотного капитала они так же разделялись на разряды, соответствовавшие нашим гильдиям и носившие название людей лучших, середних и молодших. Каждый из этих экономических разрядов составлял особый чин, политически отличавшийся от других размером общего посадского тягла, на него падавшего, и тяжестью служб или казенных поручений, на него возлагавшихся. Со двора "лучшего" посадского человека шло тягло вдвое тяжелее, чем со двора "середнего", а с послед него вдвое тяжелее, чем со двора "молодшого" человека. "Лучший" или "середний" человек обыкновенно служил по выбору либо верным головой на кружечном дворе в селе своего уезда, либо в таможне своего города; но неверным головой, а только целовальником, т.е. присяжным помощником верного таможенного головы. Так распределялись между городовыми посадскими чинами и тяжесть тягла, и степень ответственности по исполнению казенных поручений. Теперь перейдём к перечню чинов второго разряда тяглых людей - людей тяглых уездных (сельских).
Люди тяглые уездные. В их среде существовало двоякое деление - по юридическому положению обрабатываемых ими земель и по размерам их рабочих сельскохозяйственных сил или средств. По юридическому положению земель различались: ) крестьяне черные и дворцовые, жившие на казенной государевой земле, прикрепленные к своим участкам или, точнее, к своим сельским обществам, но лично свободные; ) крестьяне крепостные, поселившиеся на землях частных владельцев обыкновенно со ссудой на сельскохозяйственное обзаведение и состоявшие в личной крепостной зависимости от них, но не прикрепленные ни к своим земельным участкам, ни к сельским обществам. Крестьяне черные и дворцовые. Крестьяне крепостные. По рабочим средствам тяглые сельские обыватели также делились на два разряда. То были: ) крестьяне собственно, обрабатывавшие полные или нормальные наделы, какие были приняты в известной местности по качеству почвы и по густоте населения, и платившие с них полные оклады поземельного тягла; ) бобыли (маломочные крестьяне), подразделявшиеся также на два разряда: одни обрабатывали участки меньшего размера сравнительно с крестьянскими, другие совсем не имели средств пахать, владели только дворовыми усадьбами и жили сельскими промыслами или ремесленным трудом. Соответственно тому и крестьянское тягло падало на них в уменьшенном размере. Люди нетяглые. Этот отдел составляли люди нетяглые. Они отличались от других классов тем, что не несли ни государевой службы, ни податного тягла. Они разделялись на два класса - на людей вольных и на холопей, как говорили в старину, или на холопов. Люди вольные. Вольные или гулящие люди составляли класс чрезвычайно пестрый по своему экономическому составу. Одни из них жили за чужим тяглом. То были люди, не имевшие своих хозяйств и вступавшие в товарищества с тяглыми людьми. Они обыкновенно помогали последним в их работах, но не принимали на себя податного тягла. То были или сторонние, чужие для хозяев лица, или их родственники - отцы, потерявшие способность к работе, дети, еще не севшие на отдельные участки, и т.п. Те и другие - и чужие лица и родственники - носили название захребетников, соседей или подсоседников. Другие вольные люди не имели определенных занятий и постоянного местожительства, промышляли подвижными перехожими занятиями, "кормились, походя" по старинному выражению. Наконец, третьи совсем не работали, а жили Христовым именем, просили милостыню. Вольные люди жили в городах и селах, но не приписывались ни к городским, ни к сельским обществам.
Холопы. В положении холопства XVI и XVII веков встречаем явление, противоположное тому, какое мы видели в холопстве удельного времени. В то время холопство, составляя однородный в юридическом отношении класс холопов полных, дробилось на мелкие хозяйственные разряды. Теперь, напротив, холопство, сохраняя установившиеся в удельные времена экономические со стояния, чрезвычайно мелко дробилось на различные юридические разряды. Все эти разряды различались между собою степенью и условиями личной неволи, которая и составляла особенность всего этого класса, отличавшую его от людей служилых, тяглых и вольных. Перечислим эти разряды, начиная с наиболее тяжелых видов неволи и кончая наиболее легкими. ) Холопство полное. До XVII века оно возникало из тех же источников, которые действовали во времена Русской Правды и в удельные века. Холопство полное было, во-первых, безусловным и бессрочным; во-вторых, потомственным и наследственным. Как неволя переходила от холопа на его потомство, так и право на невольника передавалось господином его наследнику. Письменная крепость, которою укреплялось холопство полное, носила название полной грамоты. ) Холопство докладное. Источник, из которого оно возникало, был один из тех, которым создавалось холопство полное - продажа лица в рабство. Но эта продажа устанавливала зависимость условную и временную. Условность этой зависимости выражалась в том, что докладной холоп отдавался не на всякую работу, а только на службу в должности сельского ключника. В сделках это выражалось формулой, которая гласила, что холоп "отдавал я" за столько-то рублей "на ключ в село, а по ключу и в холопы". Временный характер невольно выражался в том, что "докладной" холоп холопил господину только до смерти последнего, после которой по закону выходил на волю, не платя долга. Это холопство получило свое название от юридической формальности - доклада, которым оно укреплялось. Письменная крепость, заключавшая в себе сделку, докладывалась наместнику, который проверял ее допросом холопа и скреплял ее своей печатью. Поэтому и эта письменная крепость, укреплявшая докладное холопство, носила название докладной грамоты.
) Холопство кабальное. В разные времена оно возникало из разных источников. В XVI веке таким источником служил заем, обеспеченный личным закладом должника и соединенный с обязательством последнего "за рост служити", т.е. работать на заимодавца в его доме вместо уплаты процентов. В XVII веке источником кабального холопства был простой уговор холопа служить во дворе господина без всякого займа и без выговоренного ясно вознаграждения за эту службу. Холопство кабальное, подобно докладному, было временным: оно продолжалось только до смерти господина, после которой кабальный холоп по закону выходил на волю. Письменный акт, которым укреплялось холопство кабальное, носил на звание служилой кабалы, которую надобно отличать от "кабалы заемной" - простой долговой расписки, не создававшей личной зависимости и не соединенной с обязательной работой. ) Холопство жилое. Оно развилось из кабального с тех пор, как последнее перестало возникать из займа, соединенного с обязательной работой. Холопство жилое отличалось от кабального разнообразием источников и условий неволи. Оно возникало из займа, соединенного с обязательной работой за рост, из найма, соединенного с условной платой по окончании работы, и, наконец, из прокорма, т.е. из обязательства со стороны хозяина одевать и кормить работника. Холопство жилое было не только временным, но и срочным. Смотря по соглашению, оно продолжалось определенное в крепости число лет ("урочные лета") или до смерти господина, или до смерти его детей; обыкновенно это значило - до смерти холопа. Оно отличалось от кабального еще тем, что неволя возникала не только из свободного договора лица, отдавшегося в неволю, с господином, но также и из договора родителей и старших родственников невольника или мужа невольницы. В такую неволю отдавали родители своих детей, дяди - племянников, старшие братья - младших, мужья - своих жен. Выражение Минина: "Заложим своих жен!" не было ораторской фразой, а самой деловой юридической формулой, выражавшей простые, ежедневные сделки. Акт, которым укреплялось это холопство, носил название жилой или житейский записи.
Заключение
Социальная структура русского общества 16 века вполне соответствовала феодальным отношениям, устоявшимися в данное время на Руси. Одним из главных, важных и знатных сословий в русском обществе 16 века было боярство. Бояре - были потомками бывших великих и удельных князей. Боярские семьи служили царю, и занимали руководящие должности в государстве, бояре владели большими земельными участками - вотчинами. Дворяне, занимали более привилегированное положение в русском обществе 16 века. Они составляли высший уровень государевых людей, служивших отечеству. Дворяне владели поместьями, которые передавались по наследству, при условии продолжения службы наследника государю. К середине 16 века, дворяне стали главной опорой царской власти в России. Стоит отметить, что единственным дворянским титулом, переходящим по наследству был титул князя. Остальные чины не наследовались, а присваивались, и в первую очередь, они означали должность, однако постепенно они утратили своё служебное значение. Наиболее четкая иерархия, отражающая служебное значение была в чинах стрелецкого войска. Командирами полков были полковники, командиры отдельных отрядов полуполковники, далее шли головы и сотники. В 16 веке в русском обществе, большинство чинов не имело четкого разделения по роду деятельности. Высшими считались думные чины, люди которые были близки к царю: думный дьяк, думный дворянин, окольничий, боярин. Ниже думных чинов находились чины дворцовые или придворные. К ним относились: стольник, стряпчий, военачальник, дипломаты, составители писцовых книг, жильцы, дворянин московский, дворянин выборный, дворянин дворовой. К низшим слоям служивых людей относились служилые люди по набору. Это были стрельцы, пушкари, служилые казаки.
Крестьянство в русском обществе 16 века состояло из двух категорий - владельческой и государственной. Владельческими были крестьяне, жившие в вотчинах или поместьях. Они работали на своего феодала. Государственные крестьяне проживали на окраинах России, они несли тяготы в пользу государства. Их жизнь была несколько лучше, чем у крестьян не государственных. Еще была одна каста крестьян, о которой стоит сказать. Это Дворцовые крестьяне, они имели собственное самоуправление и подчинялись только дворцовым приказчикам. Городское население общества 16 века, называлось - посадскими людьми. В основном это были торговцы и ремесленники. Ремесленники объединялись в слободы, по профессиональному признаку. Ремесленник, как и крестьяне 16 века несли тягло в пользу государства. Были и в обществе 16 века простые, вольные люди. Это, прежде всего казаки, а так же дети священников, служилых и посадских людей. В русском обществе 16 века резко увеличилось численность сословия служивых феодалов землевладельцев. Феодальное сословие стало унифицированным, увеличилось число землевладельцев. Тяжелое положение низших слоев населения в русском обществе 16 века привело к усилению социальной нестабильности, и народных бунтов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|