Глава 29. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства
Статья 275. Государственная измена 1. Конституция закрепляет суверенную государственность России, целостность и неприкосновенность ее территории в качестве одной из основ конституционного строя (преамбула, ч. 1 и 3 ст. 4). Органы государственной власти в пределах своих полномочий осуществляют предусмотренные Конституцией и федеральными законами меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечению обороны страны и безопасности государства (ст. 71, 80, 82, 83, 87, 114 и др. Конституции). Гарантированные в ст. 29 Конституции свобода мысли и слова, право каждого свободно искать, получать, передавать производить и распространять информацию могут осуществляться любым законным способом. Эти права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо, в частности, в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства. Указанные положения определяют конституционно-правовые основания гл. 29 УК. 2. Государственная измена представляет собой враждебную деятельность гражданина России, осуществляемую совместно с иностранным государством, иностранной организацией или их представителями, направленную против внешней безопасности РФ. Общественная опасность при совершении этого преступления исходит извне, так как действия гражданина России (специального субъекта) направляются и поддерживаются силами и средствами иностранного государства или иностранных организаций, которые имеют в своем распоряжении финансовые, технические и иные ресурсы. Это своеобразная форма соучастия гражданина Российской Федерации и представителей иностранных государств или организаций в проведении враждебной деятельности против Российской Федерации.
В силу ч. 5 ст. 15 УК преступление относится к особо тяжкому, поскольку за его совершение предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет. 3. Объектом государственной измены является внешняя безопасность РФ, которая характеризуется состоянием защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних угроз. В свою очередь, жизненно важные интересы - это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам внешней безопасности страны относятся его конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность. Суверенитет - это независимость, верховенство и полная самостоятельность государства в решении своих внешних и внутренних вопросов. Территориальная неприкосновенность означает неотторжимость территории государства без разрешения его высших органов власти. Обороноспособность предполагает наличие политического, экономического, военного и морального потенциала страны, который последняя может использовать для защиты от внешнего нападения. 4. Субъектом государственной измены является гражданин Российской Федерации, достигший 16 лет. При этом субъектом выдачи государственной тайны выступает только носитель этой тайны: лицо, которому сведения доверены по службе (работе) и на котором лежит обязанность по их неразглашению. За шпионаж, совершенный иностранным гражданином или лицом без гражданства, ответственность наступает по ст. 276 УК. 5. С объективной стороны государственная измена не принадлежит к числу материальных составов преступлении и может совершаться одним из способов, исчерпывающе определенных в законе: в форме шпионажа, выдачи государственной тайны или ином оказании помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.
Так, старший научный сотрудник одного из учреждений Ф. имел доступ к секретным и совершенно секретным сведениям, составляющим государственную тайну. Будучи осведомленным о проявляемом иностранными спецслужбами интересе к тематике решаемых его учреждением вопросов, в поисках источников получения иностранной валюты для последующего выезда на постоянное жительство за границу, Ф. вошел в контакт с сотрудником посольской резидентуры ЦРУ, работавшим под прикрытием дипломатической должности. Проинформировав его о своих возможностях, Ф. получил от него официальное предложение о сотрудничестве. Выразив согласие, Ф. на одной из конспиративных встреч передал представителю иностранной разведки собранные им секретные и особо секретные сведения об интересовавшем иностранную разведку изделии и направлениях его дальнейшей разработки. Тогда же Ф. получил присвоенный ему оперативный псевдоним, инструкции об условиях и порядке связи, а также денежное вознаграждение. Действия Ф. квалифицированы по комментируемой статье как государственная измена в формах шпионажа и выдачи иностранному государству сведений, составляющих государственную тайну в ущерб внешней безопасности РФ*(670). В УК РСФСР ранее были предусмотрены не три, а семь форм измены, в том числе переход на сторону врага, бегство за границу или отказ возвратиться из-за границы, заговор с целью захвата власти. В УК эти формы государственной измены отсутствуют ввиду неконституционности*(671). 6. В целях защиты безопасности государство относит те или иные сведения в области военной, экономической и других видов деятельности к государственной тайне. В связи с этим ч. 4 ст. 29 Конституции предусмотрено, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Государство вправе также определять средства и способы охраны государственной тайны, в том числе устанавливать уголовную ответственность за ее разглашение и выдачу иностранному государству. В силу указанной конституционной нормы уголовная ответственность за выдачу государственной тайны иностранному государству правомерна лишь при условии, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, содержится в официально опубликованном для всеобщего сведения федеральном законе. Правоприменительное решение, включая приговор суда, не может основываться на неопубликованном нормативном правовом акте, что вытекает из ч. 3 ст. 15 Конституции*(672).
Реализация требований Конституции обеспечивается Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (в ред. от 19.07.2011)*(673), в котором определено понятие государственной тайны и указаны сведения, относимые к государственной тайне (включая ее военные аспекты). 7. Государственная измена в форме выдачи государственной тайны выражается в том, что передаются сведения, составляющие государственную тайну, иностранному государству, иностранной организации или их представителям специальным субъектом - гражданином Российской Федерации, которому эти сведения были доверены по службе или работе (например, секретоноситель). Государственная тайна - это защищаемые в государстве сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ (ст. 2 указанного Закона). Государственную тайну составляют сведения строго ограниченных областей жизни и деятельности любого государства (военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной); они содержатся в материальных объектах, в том числе в физических полях в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов; эти сведения подлежат засекречиванию и в Российской Федерации имеют три уровня защиты: "особой важности", "совершенно секретно", "секретно"*(674). Допуск к этим сведениям ограничен; за противоправное разглашение государственной тайны наступает уголовная ответственность.
Выдача тайны считается оконченной (независимо от способа выдачи) с момента, когда рассматриваемые сведения (как предмет преступления) становятся достоянием иностранного государства, иностранной организации или их представителей, независимо от их принадлежности к иностранной разведке. В отличие от шпионажа государственную измену в форме выдачи образуют выдача только той информации, которая входит число сведений о государственной тайне. Разглашение государственной тайны при отсутствии признаков государственной измены подлежит квалификации по ст. 283 УК. 8. Понятие, признаки шпионажа отличаются от выдачи государственной тайны, они раскрываются ст. 276 УК и тождественны шпионажу, указанному в комментируемой статье, поскольку различаются лишь кругом субъектов указанных в этих статьях преступлений. Государственная измена в форме шпионажа окончена с момента передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, либо собирания, похищения или хранения этих же сведений для передачи указанным адресатам, а также с момента передачи или собирания иных сведений по заданию иностранной разведки (подробнее см. коммент. к ст. 276). Собирание иных сведений без задания иностранной разведки не образует государственной измены. Для граждан Российской Федерации собирание таких сведений с целью их дальнейшей передачи указанным адресатам образует приготовление к государственной измене в форме оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ. 9. Шпионаж и выдача представляют собой конкретизацию способов оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям. Именно последняя форма составляет содержание и направленность государственной измены. Общим для всех способов государственной измены является адресат, который проводит враждебную деятельность, и наличие гражданина Российской Федерации, который оказывает помощь во враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ. Иное оказание помощи названным адресатам может осуществляться по заданию или по собственной инициативе. Оно может выражаться в вербовке гражданина России в качестве агента иностранного государства, иностранной организации или их представителей, в создании различных организаций, направленных в вовлечение России в вооруженные конфликты, в действиях, направленных на вмешательство в дипломатические отношения России с другими странами в целях их ухудшения или разрыва.
Рассматриваемая форма государственной измены окончена с момента фактического оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в указанных в норме целях. 10. Понятие враждебной деятельности включает любую деятельность, направленную в ущерб внешней безопасности РФ. В области внешнеполитической это может быть срыв мирных переговоров, разрыв дипломатических отношений; в области экономической - срыв выгодных деловых контактов, экономическая блокада; в области военной - поддержка незаконных формирований на территории России; в области разведки - расшифровка разведывательных операций, провал агентуры и т.п. 11. Государственная измена совершается только с прямым умыслом, а собирание сведений, составляющих государственную тайну, должно преследовать цель передачи собранных сведений адресатам шпионажа. При этом, исходя из принципа субъективного вменения (см. ст. 5 УК), лицо должно осознавать характер собираемых или выдаваемых сведений, адресата, которому они предназначены, и желать передать именно эти сведения именно этому адресату. При ином оказании помощи необходимо осознание, что помощь оказывается в осуществлении враждебной деятельности, проводимой иностранным государством, иностранной организацией или их представителями в ущерб внешней безопасности РФ. Корыстные либо иные мотивы действий субъекта преступления влияния на квалификацию не оказывают. 12. Возможные материальные последствия государственной измены находятся за пределами состава преступления и могут быть вменены лицу по правилам совокупности преступлений лишь при наличии к тому объективных и субъективных оснований (см. ст. 5, 8 17 УК). 13. В примеч. к комментируемой статье предусмотрено специальное основание освобождения от уголовной ответственности (поощрительная норма) за некоторые преступления против основ конституционного строя и безопасности государства. Лицо, совершившее государственную измену, а также шпионаж, насильственный захват власти или насильственное удержание власти, освобождается от ответственности, если оно способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам России и в его действиях не содержится иного состава преступления. Способствовать предотвращению дальнейшего ущерба лицо может добровольным и своевременным сообщением органам власти о совершенной государственной измене либо иным образом. Закон не ограничивает формы предотвращения ущерба, а делает акцент на том, чтобы тот или иной способ был направлен на предотвращение ущерба интересам РФ. Решение указанного оценочного вопроса принадлежит правоприменителю, в том числе суду.
Статья 276. Шпионаж 1. Объектом шпионажа, как и государственной измены, выступает внешняя безопасность страны. В зависимости от предмета преступления в комментируемой статье различаются два вида шпионажа: шпионаж, предметом которого являются сведения, составляющие государственную тайну, и шпионаж, предметом которого являются иные сведения, но при обязательном условии, что они собирались по заданию иностранной разведки для использования в ущерб внешней безопасности РФ. 2. С объективной стороны собирание предполагает любой способ получения сведений, кроме хищения. Похищение - это противоправное, безвозмездное изъятие сведений, составляющих государственную тайну. Хранение сведений, как и их собирание, хищение, должны преследовать цель передачи этих сведений адресатам шпионажа. Передача означает сообщение, распространение, воспроизведение сведений любым способом. Шпионаж окончен с момента совершения указанных действий независимо от того, удалось ли передать собранные сведения адресату или нет. 3. Субъектом шпионажа является только иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшее 16 лет. 4. С субъективной стороны шпионаж совершается только с прямым умыслом. При совершении второй разновидности шпионажа необходимо, чтобы субъект осознавал, что сбор и передача сведений осуществляются по заданию иностранной разведки. Согласно ч. 5 ст. 15 УК шпионаж, как и государственная измена, относится к особо тяжким преступлениям.
Статья 283. Разглашение государственной тайны 1. Объектом преступления являются отношения по надлежащей сохранности государственной тайны в целях обеспечения безопасности суверенного государства. О понятии государственной тайны см. коммент. к ст. 275. 2. Предметом преступления являются сведения, составляющие государственную тайну (см. ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне"*(685)). Перечень этих сведений определен Указом Президента РФ от 11.02.2006 N 90*(686). В соответствии с Указом Президента РФ от 06.10.2004 N 1286 "Вопросы межведомственной комиссии по защите государственной тайны" (в ред. от 26.02.2009)*(687) Правительство РФ персонально назначает лиц в эту комиссию. Под разглашением сведений, составляющих государственную тайну, следует понимать противоправное предание огласке этих сведений, в результате чего они стали достоянием других лиц. Постороннее лицо - это лицо, либо не имеющее доступа или допуска к государственной тайне, либо имеющее доступ или допуск, но не к тем сведениям, которые разглашены виновным. Состав разглашения окончен с момента, когда сведения, составляющие государственную тайну, стали известны постороннему лицу. При осуждении лица по комментируемой статье следует устанавливать и указывать, какие из разглашенных сведений составляют государственную тайну и каким образом они разглашались (определение ВС РФ N 31-О01-65*(688)). 3. Ответственность за разглашение несет специальный субъект: только достигшее 16 лет лицо, которому тайна была доверена или стала известна по службе или работе. Лицами, которым тайна доверена, следует считать лиц, имеющих допуск и доступ к государственной тайне. Допуск предполагает специально оформленное право гражданина на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. Доступ означает санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного гражданина со сведениями, составляющими государственную тайну. К числу субъектов преступления относятся также лица, которым тайна специально не доверена, но стала известна по роду деятельности, в силу специфики службы или работы (охранники, курьеры, водители, обслуживающий персонал закрытых учреждений). 4. Предусмотренное в ч. 1 комментируемой статьи преступление совершается с любой формой вины. Отношение к тяжким последствиям, указанным в ч. 2 этой статьи, может быть только неосторожным. При совершении преступления с прямым умыслом его необходимо разграничивать от измены в форме выдачи государственной тайны и шпионажа. Отличие осуществляется по содержанию умысла и его направленности на разные объекты. Совершая измену и шпионаж, субъект осознает, что передает сведения иностранному государству, иностранной организации или их представителям, и желает передать государственную тайну указанным адресатам с целью проведения враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ. При разглашении тайны виновный осознает, что передает сведения постороннему лицу (не иностранному государству, организации или их представителям). Если же виновный передает тайну фактически указанным адресатам, но субъективно не осознает и не может осознавать характера адресата, то он также будет нести ответственность за разглашение тайны, а не за государственную измену. Например, учитывая, что С., зная руководящие документы, регулирующие вопросы охраны государственной тайны, понимал, что С-ов и Ш., которые не имели соответствующего допуска для работы с секретными документами, не должны были знакомиться с "Личным планом работы командира", имеющим гриф "секретно", но вопреки закону допустил факт его восприятия посторонними лицами, безразлично относясь к последствиям своих действий, суд пришел к правильному выводу о наличии в действиях С. косвенного умысла на разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому они были доверены по службе, без признаков государственной измены*(689). 5. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает ответственность за разглашение государственной тайны, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия. Тяжесть последствий определяется органами следствия и судом в зависимости от обстоятельств совершения преступления (важности разглашенных сведений, адресата, к которому они попали, использования этих сведений адресатом, ущерба от разглашения и т.д.). Умысел к наступившим последствиям предполагает квалификацию содеянного по совокупности преступлений. 6. Деяние, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, является преступлением средней тяжести, а ч. 2 - тяжким преступлением.
Статья 284. Утрата документов, содержащих государственную тайну 1. Объект утраты документов совпадает с объектом преступления, предусмотренного ст. 283 УК. 2. С объективной стороны состав преступления сформулирован как материальный: утрата документа и наступление тяжких последствий являются обязательным последствием нарушения установленных правил обращения с документами. Между нарушением и утратой, повлекшей наступление тяжких последствий, должна быть установлена причинная связь. 3. Предмет преступления - документы, т.е. письменные акты, содержащие сведения, являющиеся государственной тайной, имеющие соответствующие реквизиты (номер, подпись, печать, гриф секретности и т.д.) и зарегистрированные в соответствующих учреждениях и организациях. Предметом преступления могут также выступать материальные носители секретов в виде образцов военной техники, оружия, топлива, оборудования, сведения о которых составляют государственную тайну. 4. Обязательным признаком объективной стороны являются последствия в виде утраты документа и наступления тяжких последствий, а также причинная связь между нарушением правил обращения с документами или предметами и утратой документов или предметов и тяжкими последствиями. Под утратой следует понимать выход документа или предмета из владения данного лица помимо воли этого лица, но в результате нарушения им установленных правил обращения с документами или предметами. 5. Преступление считается оконченным с момента утраты документа и наступления тяжких последствий, которые по своему содержанию совпадают с последствиями, указанными в ч. 2 ст. 283 УК. Если утрата не повлекла тяжких последствий, то состав данного преступления отсутствует. 6. Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, совершается только лицами, имеющими допуск к государственной тайне (т.е. процедурно оформленное право на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну). 7. Вина в данном материальном составе преступления определяется по отношению к последствиям и может быть только неосторожной (в отличие от разглашения государственной тайны). В случае умышленного предоставления документа или предмета постороннему лицу содеянное может образовывать разглашение государственной тайны. Деяния, предусмотренные этой статьей, относятся к категории преступлений средней тяжести.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|