Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Создание и изменение энергосистем.

Чтобы человек «работал» на терапии и, в результате этого, менялся, ему требуется энергия. Как правило, у него достаточно энергии, чтобы придти ко мне в офис или на группу выходного дня, но это не гарантия того, что у него есть энергия работать над собой. Часто его энергия заперта в мышечной (или соматической) замороженности структуры характера, или, как большинство людей называют это, в его «сопротивлениях». На самом деле, между застывшим характером и сопротивлениями не существует функциональной или структурной разницы. Сопротивление - то, что ощущает на себе терапевт. А клиент - просто человек, который хочет жить. Он просто заботится о себе. Поэтому он может не осознавать свою энергию и то, на чем она сфокусирована (2ткег, 1972). Она может переживаться негативно. То есть человек может осознавать оцепенение в коленях или, скажем, боль в груди.

Задача терапевта - локализовать, мобилизовать и модифицировать эту энергию для службы новому, более адаптивному, более подвижному поведению.

В случае с Роном я не ощущал большую энергию в его сне. Более актуальным в тот момент был его румянец и напряженное выражение лица. Именно эта энергия, локализованная в лице, повлекла за собой большую часть работы и большую часть изменений в его поведении. Часто бывает, что в высказываниях клиента очень мало энергии. Это привычный набор слов, которые хорошо отрепетированы и малопонятны. Терапевт часто попадает в ловушку обмена с клиентом истощающими энергию, бесплодными словами, в результате чего, у них обоих возникает ощущение тяжести и даже депрессии. (Как часто я сам, по-прежнему, попадаю в эту ловушку). Клиент делает то, что ему проще всего, но терапевт не может себе позволить эту «роскошь», просто потому, что он все больше и больше удаляется от того места, где клиент воспрянул духом и где действие находится на арене терапевтического изменения.

Я говорю с Бетти. Она чувствует себя вялой и неподвижной. Чувствует, что не может существовать в этом конкурентном мире. Она продолжает и продолжает говорить в том же духе. Я чувствую себя истощенным. Истощение моей энергии говорит о том, что ее энергетическая система заморожена и что она высасывает энергию из меня. На этой стадии я перестаю слушать ее слова и наблюдаю за ее телом. Ее руки и ноги выглядят обрюзгшими и, одновременно, окостеневшими. Я обращаю ее внимание на ее тело. Она говорит: «Я ощущаю тяжесть в ногах и в руках». Здесь я прошу представить ее, что она могла бы сделать с ощущением окостенелости - как она могла бы использовать неэластичные мышцы. У нее возник образ бега. Я прошу ее закрыть глаза, вернуться в прошлое и визуализировать бег. Возникает такая история: Бетти 10 лет. Она в летнем


 




спортивном лагере, и там проводятся соревнования по бегу. Все соседи по палатке думают, что она станет победителем, и значит, ее палатка выиграет. Она чувствует возрастающее давление и страх неудачи. В результате она проигрывает соревнования за честь своей палатки. Рассказав эту историю, Бетти вступает в контакт со своей злостью на детей из лагеря, которые давили на нее. Я прошу ее посмотреть, может ли она использовать свои руки и ноги (где застыла энергия), чтобы выместить свою злость на больших подушках. Бетти на этом этапе проявляет себя - она готова выразить свою злость. Видно, что внутри нее течет энергия. Она многократно пинает подушки и бьет их кулаками. Она кричит на детей, и ее голос обретает силу. Она возвращается в кресло, тяжело дыша: «Я чувствую себя настолько свободной и сильной! Чувствую, что могу выйти отсюда сделать все, что мне самой нужно. Я не намерена позволять людям задевать меня». Замороженная энергия Бетти была высвобождена и мобилизована на службу адаптации, поведенческому потоку и хорошему самочувствию.

Моей наградой в этом процессе стало не только то, что я спас ее из сложного положения, но и то, что я сам стал бодрее и моя усталость прошла.

Если энергии нет в самом человеке, то ее можно «накачать». В другом, очень похожем случае, я попросил человека побегать кругами по моей комнате. Он сказал, что это глупо. Тогда я предложил побегать вместе. Мы бегали вместе около десяти минут. Я обессилено рухнул в свое кресло, но мой клиент ожил и принялся работать над серьезной проблемой, касающейся его сексуальности. Вероятно, бег стимулировал сексуальные ощущения и страхи, с ними связанные.

Для создания нового требуется «сок», и если сока нет в чувственной жизни человека, или в его речи, тогда он обязательно есть где-то в его теле. Восстановление телесной энергии подпитывает аффект человека и придает яркость содержанию его речи (Ро1з1ег & Ро1з1ег, 1973).

Новая интеграция.

Частью творческого процесса в гештальт-терапии является интеграция полярностей внутри личности клиента (Рашг, 1973). Человек часто идентифицирует себя с одним из качеств, но не с противоположным. То есть, он считает себя мирным и не агрессивным, скупым и не щедрым. Или честным, и не наоборот. И так далее.

Обычно нетрудно исследовать и поставить под сомнение это восприятие себя, задавая вопросы или побуждая клиента думать в другом ракурсе. Этот вербальный обмен готовит когнитивную основу для изменений ограниченной Я-концепции клиента. Но эти изменения должны быть подкреплены и доведены до сознания путем экспериментов. Эксперимент призван не только преувеличить поляризованное поведение клиента, но, что наиболее важно, он нужен для творческой интеграции полярностей и для более целостного опыта и экспрессии.

После многих месяцев терапии Миссис Миллер, профессиональная певица, призналась мне, что уже на протяжении семи лет своего замужества не испытывает оргазм. Я начал фантазировать об оргастических ощущениях, которые она должна испытывать, когда поет в качестве солистки большого хора в


сопровождении целого симфонического оркестра. После предварительных расспросов с моей стороны она предлагает спеть для меня. Таким образом, в течение нескольких сессий мы работаем над ее телесным осознаванием во время пения. В процессе пения она обнаруживает чрезвычайно сильные ощущения в брюшной полости и вагине. Я предлагаю ей, в то время как она поет, закрыть глаза и представить сексуальный контакт со своим мужем. Она почувствовала смущение, поэтому я предложил отвернуться от нее. Эксперимент стал для нее более комфортным, и она продолжила. В конце сессии она сообщила мне: «Я почти кончила, когда пела сегодня и думала про Джона». Несколько месяцев спустя она пришла ко мне на сессию со своим мужем Джоном. Они принесли бутылку вина, чтобы отпраздновать первый оргазм Сандры за весь период отношений. Прошли годы с тех пор, как я в последний раз видел Миллеров, и я иногда задаюсь вопросом, испытывает ли она оргазм, когда поёт. Если да - то не думаю, что это высокая плата за более счастливую сексуальную жизнь и крепкий брак.

Хочу рассказать вам о другом примере интеграции. Клиентом в данном случае был священник. Он не хотел, чтобы его называли «отец»: «Из-за этого я чувствую себя импотентом. Из-за этого я чувствую себя так, будто у меня нет яиц». Я попросил, чтобы он правой рукой благословил каждого участника группы, а левую руку в это время держал на своей промежности! Он начинает входить в контакт со своей потенцией. Его благословения становятся все более и более вдохновенными и красивыми. Благословение, даваемое каждому следующему человеку, становится более чутким, выражая понимание потребностей другого человека. Священник становится более энергичным, на лице появляется румянец. Благословения похожи на духовные вспышки. И, когда он подошел к последнему участнику, я заметил, что несколько человек плачут.

То, что вначале выглядело как оскорбительный и вульгарный эксперимент, обернулось для этого прекрасного мужчины глубоким, достигающим самой сути, опытом. Когда он завершил эксперимент, в группе стояла долгая тишина. Он оглянулся, тепло и пристально вглядываясь в наши лица. «Думаю, было бы здорово, если бы вы иногда называли меня «отец», - сказал он.

Ему удалось совместить свою сексуальную потенцию с религиозной ролью «отца». Произошедшее может выглядеть очень легким и простым, но для этого священника данный опыт был одним из самых сильных и интегрирующих в его жизни.

10. Творчество как обучение Дао.

Обучение Дао происходит во всем организме, когда организм чувствует свою собственную силу движения и свои собственные исследовательские возможности. В отличие от обучения из-за дефицита, которое происходит на вербально-концептуальном уровне, обучение Дао начато самим человеком. И человеку позволено изящно двигаться от одного короткого шага в своем процессе - к следующему, своему собственному шагу. Это постепенное движение совокупности мысленных образов, мышечного напряжения, вербализации и


 




разрядки дает человеку ощущение непрерывного сотворения своей судьбы. Он постепенно начинает ценить свой собственный процесс ради самого процесса, а не избегание чувств на пути к запутанной и неясной цели - цели, которая часто воспринимается как принадлежащая «им», другим: родителям или терапевту. Очень важным является то, что человек учится ценить и ценить и получать удовольствие от собственной гибкости внутри траектории своей работы. И также важно, что он воспринимает терапевта (или учителя) скорее не как источник своего знания, а как смазочный материал. Многие месяцы драгоценного времени растрачиваются попусту, когда терапевт и клиент сговариваются сделать терапевта источником знаний, а клиента - ребенком-калекой, который слушает наставления мудрого человека.

От терапевта требуется безупречная дисциплина (и приносящее радость любопытство), чтобы оставаться с процессом другого. Чтобы не «пришпоривать» процесс не до конца оформленными утверждениями, исходя из желания истолковать и добавить ясность. Эти преждевременные действия, как правило, берут начало в собственном стремлении терапевта утвердить себя в роли помощника и мудрого человека, вместо того чтобы почтительно сопровождать эстетическую сущность клиента, которая движется через время и пространство в верном направлении. Когда терапевт склоняется к эстетической оценке, он становится «натуралистом» - ценителем «человеческой природы».

Позволяя процессу развиваться, я не отказываюсь от своей собственной силы. Я все время здесь: подталкиваю, усиливаю, наслаждаюсь, смеюсь, а также изумляюсь и очаровываюсь. Такая позиция дает мне свободу быть еще и учеником, студентом, создавать внутренние гипотезы по поводу каждого клиента и не находиться под давлением избитых «вечных» истин и шаблонной самоуверенности.

Безупречность.

Злейшие враги творческого терапевта - его жажда угодить и помочь, его эксгибиционизм и нечестность. Прогуляйтесь вниз по улицам Гринвич Вилидж или другого курортного поселка и вы увидите тысячи картин, которые являют собой поверхностные попытки понравиться и найти покупателя. Как социальное существо, терапевт/художник всегда находится под влиянием своей культуры и своих друзей. У него непростая задача: превратить свою потребность понравиться, или объяснить, или получить похвалу - во внутреннюю энергосистему, которая питает его бескомпромиссные высокопрофессиональные стандарты. Я называю такую позицию «безупречностью». Только художник может судить о своей честности. У него есть глубоко внутреннее знание об этом. Он знает, когда разыгрывает театральную постановку. Он знает, когда просто хочет заставить других смеяться, плакать, произвести на них впечатление. В тот момент, когда он теряет связь со своей честностью, он теряет свой безупречный, бескомпромиссный стержень. Например, когда я пишу эти слова, я иногда очаровываюсь этими словами и тем, как они звучат для читателя. Я подозреваю самого себя. Нужно всегда подозревать себя, но не делать себя больным


(Саз1апейа, 1968). Например, я не могу объяснить, почему использовал выше слово «стержень». Оно не является необходимым. Оно придает драматизм моему произведению и, возможно, делает его более романтичным и сентиментальным, но не добавляет точности. Я стремлюсь к безупречности, к чистоте побуждений и самого процесса работы.

Другой способ опереться на безупречность - помнить о дисциплине. Следует развивать метод работы, имеющий структуру и непрерывность. Следует доверять собственному процессу. Нужно стремиться быть мастером и учеником одновременно. Нужно быть требовательным, любя, а не наказывая, потому что у художника есть только он сам, и он не может укусить руку, которая делает его счастливым.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...