Глава 22. Преступления в сфере экономической 7 глава
4. Изготовление поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов состоит во внесении ложных данных в подлинные карты и документы или в изготовлении полностью поддельных карт и документов. 5. Под сбытом понимается возмездная либо безвозмездная передача поддельной карты ее изготовителем другому лицу. Исходя из грамматического толкования слова "сбыт" и разъяснений, содержащихся в п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 27.12.2007 N 51, к сбыту не относится использование поддельной карты или иного платежного документа для расчетов, поскольку в этом случае карта из фактического обладания лица не выходит. 6. Сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт, а также иных платежных документов, не являющихся ценными бумагами, заведомо непригодных к использованию, образует состав мошенничества и подлежит квалификации по соответствующей части ст. 159 УК. 7. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. 8. Субъект преступления - общий. 9. О понятии совершения преступления организованной группой см. коммент. к ст. 35.
Статья 188. Утратила силу. - Федеральный закон от 07.12.2011 N 420-ФЗ.
Статья 189. Незаконные экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники
Комментарий к статье 189
1. Незаконным будет такой экспорт или передача лицом, наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, указанных в ч. ч. 1 и 3 ст. 189 УК товаров, либо выполнение работ или оказание услуг, которые осуществлены в нарушение установленного для соответствующей деятельности порядка. Такой порядок определен Федеральными законами от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (в ред. от 28.07.2012) <1>, от 18.07.1999 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (в ред. от 06.12.2011) <2>, от 19.07.1998 N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" (в ред. от 10.07.2012) <3>, в которых, в частности, приведены требования к внешнеэкономическим сделкам с контролируемыми товарами и технологиями, включая их лицензирование.
-------------------------------- <1> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 30 (ч. 2). Ст. 3128; 2006. N 6. Ст. 636; 2010. N 45. Ст. 5750; N 50. Ст. 6594; 2011. N 29. Ст. 4291; N 50. Ст. 7351; 2012. N 31. Ст. 4326. <2> СЗ РФ. 1999. N 30. Ст. 3774; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2; 2004. N 27. Ст. 2711; 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3101; 2007. N 49. Ст. 6044; 2007. N 49. Ст. 6079; 2009. N 19. Ст. 2279; 2011. N 27. Ст. 3880; РГ. 2011. N 160, 278. <3> СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3610; 2006. N 44. Ст. 4532; 2007. N 21. Ст. 2466; N 49. Ст. 6032; N 50. Ст. 6240; 2009. N 19. Ст. 2279; 2010. N 27. Ст. 3426; 2011. N 15. Ст. 2034; 2012. N 29. Ст. 3988.
Некоторые из понятий, используемых в комментируемой статье при описании признаков обсуждаемого преступления, в законодательстве и подзаконных актах в общем виде не определены, в том числе понятия сырья, материалов, оборудования, технологий, однако их конкретные виды указаны в Списках контролируемых товаров и технологий, например, в Списке оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, утвержденном Указом Президента РФ от 08.08.2001 N 1005 (в ред. от 29.04.2011) <1>, Списке товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденном Указом Президента РФ от 17.12.2011 N 1661 <2>, и др. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 2). Ст. 3441; 2004. N 8. Ст. 636; 2005. N 49. Ст. 5203; 2007. N 33. Ст. 4185; 2009. N 52 (ч. 1). Ст. 6535; 2011. N 18. Ст. 2596.
<2> СЗ РФ. 2011. N 52. Ст. 7563.
Также порядок внешнеэкономической деятельности регламентируется целым рядом подзаконных актов, например, Положением об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования и материалов двойного назначения, а также соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.06.2001 N 462 (в ред. от 28.03.2012) <1>, Правилами получения разрешения комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы иностранным государством или иностранным лицом в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо приобретаются в интересах организаций или физических лиц, причастных к террористической деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.08.2005 N 517 (в ред. от 11.10.2012) <2>, и иными документами. Данным порядком предусмотрены различные процедуры, например, порядок, основания выдачи генеральных лицензий на вывоз из Российской Федерации контролируемых оборудования и материалов. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2001. N 26. Ст. 2677; 2003. N 7. Ст. 643; 2005. N 7. Ст. 560, 562; 2008. N 46. Ст. 5332; 2009. N 25. Ст. 3067; 2010. N 42. Ст. 5396; 2011. N 35. Ст. 5095; 2012. N 3. Ст. 415; N 15. Ст. 1778. <2> СЗ РФ. 2005. N 34. Ст. 3509; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3645; 2009. N 25. Ст. 3067; 2011. N 35. Ст. 5096; 2012. N 3. Ст. 415; N 43. Ст. 5874.
Существуют прямые запреты совершения сделок, нарушение которых свидетельствует о незаконности сделки (см., в частности, ст. 20 Федерального закона "Об экспортном контроле"). 2. Поскольку в ст. 2 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" под экспортом товара понимается вывоз товара с таможенной территории РФ без обязательства об обратном ввозе, то, следовательно, под передачей лицом, наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, иностранной организации или ее представителю товаров, указанных в комментируемой статье, нужно понимать перемещение товара через таможенную границу с обязательством об обратном ввозе, например, на выставку, либо такую передачу товаров (оказание услуг, выполнение работ), которая осуществляется без перемещения через таможенную границу. В последнем случае для квалификации деяния по комментируемой статье необходимо установить, что передача материалов, технологий, выполнение работ и т.д. в рамках сотрудничества с иностранными лицами была запрещена (или предусматривала порядок, который лицо нарушило) в принципе, а не только при экспорте.
3. Как указано в Законе, комментируемая статья применяется при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных ст. ст. 226.1 и 275 УК. Это означает, что при конкуренции ст. 226.1 УК и названных норм приоритет имеют эти нормы. 4. Если незаконный экспорт перечисленных в этой статье предметов, состоящий в их незаконном вывозе с таможенной территории РФ, совершается с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжен с недекларированием или недостоверным декларированием, содеянное квалифицируется по ст. 226.1 УК. 5. Субъективная сторона - прямой умысел. 6. Специальный субъект преступления определяется в примеч. к комментируемой статье. 7. О понятии группы лиц по предварительному сговору и организованной группы см. коммент. к ст. 35. О правилах квалификации по этим признакам преступлений, субъект которых - специальный, см. коммент. к ст. 174.
Статья 190. Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран
Комментарий к статье 190
1. В Законе РФ от 15.04.1993 N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (в ред. от 06.12.2011) <1> и других нормативных актах термины "предметы художественного, исторического и археологического достояния" не используются. Однако под такими предметами принято понимать категории предметов, подпадающих под действие названного Закона (см. ст. 7 указанного Закона).
-------------------------------- <1> Ведомости РФ. 1993. N 20. Ст. 718; СЗ РФ. 2004. N 45. Ст. 4377; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 29. Ст. 3587; 2011. N 27. Ст. 3880; N 50. Ст. 7351.
2. Согласно Закону РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей" уполномоченный орган государственного контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей (в настоящее время - Минкультуры России <1>) составляет перечень культурных ценностей, подпадающих под действие этого Закона. Перечень культурных ценностей, подпадающих под действие Закона, вывоз которых осуществляется на основании свидетельств на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации, утвержден Приказом Россвязьохранкультуры от 14.03.2008 N 117 <2>. -------------------------------- <1> См.: Указ Президента РФ от 08.02.2011 N 155 "Вопросы Министерства культуры Российской Федерации" (в ред. от 21.05.2012) // СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 938; 2012. N 22. Ст. 2754; Постановление Правительства РФ от 20.07.2011 N 590 "О Министерстве культуры Российской Федерации" (в ред. от 17.09.2012) // СЗ РФ. 2011; N 31. Ст. 4758; N 44. Ст. 6272; 2012. N 6. Ст. 688; N 47. Ст. 2018; N 26. Ст. 3524; N 37. Ст. 5001; N 39. Ст. 5270. <2> БНА. 2008. N 24.
3. По ст. 190 УК может квалифицироваться неисполнение обязанности возвратить на территорию РФ только таких культурных ценностей, которые были временно вывезены за ее пределы на законном основании. Законными основаниями вывоза следует признавать не только формальное соблюдение разрешительной процедуры вывоза культурных ценностей, завершающейся выдачей соответствующего свидетельства, заключением договора. На оценку вывоза как незаконного влияет и то обстоятельство, что лицо, заключая договор, предусматривающий возвращение культурных ценностей в установленный в нем срок, не собирается ценности возвращать. В этом случае лицо использует полученные им документы для незаконного перемещения ценностей через таможенную границу обманными способами, а потому содеянное должно квалифицироваться по ст. 226.1 УК. 4. В ст. 27 Закона РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей" определены субъекты, имеющие право временного вывоза культурных ценностей, и цели вывоза. В ст. 9 этого Закона указано, какие категории культурных ценностей вывозу не подлежат. Вывоз культурных ценностей, не подпадающих под действие ст. 9 Закона, может осуществляться в соответствии с решением о возможности их вывоза, принимаемым государственными органами, определенными данным Законом (ст. 17 Закона). 5. Преступление считается оконченным по истечении срока, до наступления которого лицо, получившее разрешение на временный вывоз культурных ценностей, было обязано согласно договору возвратить ценности на территорию РФ (о предмете, субъектах и пр. такого договора см. ст. 27 Закона РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей"). Лицо несет ответственность по комментируемой статье в том случае, если объективные обстоятельства не препятствуют ему выполнить свои обязательства по возврату ценностей в означенный в договоре срок.
6. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. 7. Субъектом преступления является лицо, обязанное в соответствии с вышеназванным договором вернуть ценности в Россию. О лицах, имеющих право вывозить культурные ценности, см. ст. 36 Закона РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей". 8. Если лицо, на котором лежит обязанность возвратить на территорию РФ предметы, названные в комментируемой статье, не являясь собственником временно вывезенного имущества, совершит, находясь за границей, хищение этих предметов, то оно должно нести ответственность и по комментируемой статье, и за преступление против собственности (с учетом ч. 1 ст. 12 УК). Однако если вывоз культурных ценностей за границу по замыслу посягателя был лишь частью объективной стороны хищения, то деяние квалифицируется только как хищение, поскольку действия, являющиеся частью объективной стороны преступления, нельзя расценить как временный вывоз ценностей, совершенный на законных основаниях.
Статья 191. Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга
Комментарий к статье 191
1. Понятие предметов данного преступления дается в ст. 1 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" <1>. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1463.
2. О понятии ювелирных изделий см. Положение о порядке отнесения изделий, содержащих драгоценные металлы, к ювелирным, утвержденное Приказом Роскомдрагмета от 30.10.1996 N 146, письмо Минфина России от 06.08.2003 N 23-02-04/752 "Об отнесении изделий к ювелирным". Из этих документов, в частности, следует, что ограненные драгоценные камни являются предметом преступления, предусмотренного комментируемой статьей. 3. О понятии сделки и недействительной сделки см. коммент. к ст. 174. При разграничении сделки с драгоценными металлами и драгоценными камнями от других операций с этими предметами следует учитывать положения ст. 1 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", где названо четыре вида операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями. К первому виду относятся действия, выражающиеся в переходе права собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы и драгоценные камни (обращение драгоценных металлов и драгоценных камней), в том числе их использование в качестве залога. Таким образом, этот вид операций и является сделкой. Другие виды операций сделками не являются. 4. О понятии хранения и перевозки см. коммент. к ст. 171.1. Под пересылкой следует понимать действия лица, направленные на перемещение драгоценных металлов и драгоценных камней, например, в почтовых отправлениях, посылках, багаже с использованием средств почтовой связи, воздушного или другого вида транспорта, а также с нарочным при отсутствии осведомленности последнего о реально перемещаемом объекте или его сговора с отправителем, когда эти действия по перемещению осуществляются без непосредственного участия отправителя. Преступление в этой форме окончено с момента отправления письма, посылки, багажа и т.п. независимо от получения их адресатом. 5. При определении незаконности (нарушения правил, установленных законодательством РФ) совершения сделки, а также незаконности хранения, перевозки или пересылки следует исходить из того, что всякие действия с драгоценными металлами и природными драгоценными камнями должны соответствовать установленному для них законодателем порядку. Например, согласно п. п. 3 и 4 ст. 2 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" участки недр, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, могут быть выделены в пользование только на основании выданных в соответствии с законодательством РФ о недрах лицензий на добычу драгоценных металлов и драгоценных камней, а собственниками добытых из недр драгоценных металлов и драгоценных камней становятся субъекты добычи этих ценностей (с рядом исключений), только если ценности получены ими при добыче правомерно, собственником же незаконно добытых драгоценных металлов и драгоценных камней является Российская Федерация. Исходя из этого требования, лицо, незаконно добывшее драгоценные металлы или драгоценные камни и не ставшее потому их собственником, не может, следовательно, совершать действия, направленные на установление, изменение или прекращение прав, связанных с этими ценностями, а, значит, продав их, подарив, отдав в качестве оплаты долга и пр., данное лицо совершит с указанными ценностями сделку, не соответствующую правилам, установленным законодательством. 6. Совершенные между физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, сделки купли-продажи, дарения и т.д., если предметом такой сделки являются золото, серебро в слитках или изделия, содержащие золото и серебро и не относящиеся к ювелирным и иным бытовым изделиям, образуют состав данного преступления, поскольку указанные лица не названы в Положении о совершении сделок с драгоценными металлами на территории РФ в числе субъектов, которым разрешено такие сделки совершать. 7. Согласно примеч. к ст. 169 УК крупным является размер, превышающий 1 млн. 500 тыс. руб. Размер определяется исходя из рыночной стоимости драгоценных металлов и камней, ставших предметом преступления. 8. Субъективная сторона - прямой умысел. 9. Субъект преступления - общий. 10. О понятии группы лиц по предварительному сговору и организованной группы см. коммент. к ст. 35. 11. Незаконная добыча драгоценных каменей и драгоценных металлов не является ни хищением, ни незаконной сделкой с этими ценностями. Однако после того, как указанные ценности незаконно добыты и перешли в результате этого в собственность РФ (п. 4 ст. 2 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"), они могут стать предметом хищения.
Статья 192. Нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней
Комментарий к статье 192
1. О понятии драгоценных металлов, драгоценных камней см. коммент. к ст. 191. В ст. 2 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" даются определения добычи драгоценных металлов, добычи драгоценных камней, производства драгоценных металлов, а также тех терминов, с помощью которых раскрыто в этом Законе понятие добычи и производства этих ценностей (сортировка, первичная классификация, первичная оценка драгоценных камней, рекуперация). Драгоценные камни и металлы, полученные из вторичного сырья, это, как можно заключить из Приказа Гохрана РФ от 18.02.1997 N 44 "Об утверждении Типового договора на поставку аффинированных драгоценных металлов, полученных в результате переработки за рубежом лома и отходов, содержащих драгоценные металлы" <1> и Порядка переработки лома и отходов драгоценных металлов Госфонда России, утвержденного Приказом Минфина России от 09.09.2004 N 77н <2>, содержащие драгоценные камни и металлы лом и отходы переработки минерального сырья. -------------------------------- <1> Нормативные акты России по драгоценным металлам и драгоценным камням. М., 1997. <2> БНА. 2004. N 43.
2. Аффинаж драгоценных металлов - процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории РФ, или международным стандартам. 3. Обязательная сдача на аффинаж установлена ст. 20 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", согласно которой добытые и произведенные драгоценные металлы, за исключением самородков драгоценных металлов, после необходимой переработки должны поступать для аффинажа в организации, включенные в перечень, утвержденный Правительством РФ. Аффинированные драгоценные металлы, не подлежащие аффинажу самородки драгоценных металлов, а также драгоценные камни учитываются на балансе их владельцев и поступают в гражданский оборот в соответствии с правами владельцев, устанавливаемыми данным Законом и договорами. Порядок совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа установлен Постановлением Правительства РФ от 01.12.1998 N 1419 (в ред. от 08.05.2002) <1>. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 1998. N 49. Ст. 6058; 2002. N 20. Ст. 1859.
4. Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" аффинированные драгоценные металлы в стандартном виде, а также добытые из недр или рекуперированные драгоценные камни в рассортированном виде при продаже субъектами их добычи и производства в приоритетном порядке предлагаются: 1) специально уполномоченному федеральному органу исполнительной власти для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ; 2) уполномоченным органам исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых были добыты эти драгоценные металлы и драгоценные камни, для пополнения соответствующих государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ. Перечисленные в указанных подпунктах органы и организации пользуются преимущественным правом покупки драгоценных металлов и драгоценных камней только при условиях предварительного (по драгоценным металлам не менее чем за три месяца до предполагаемой даты покупки) заключения договоров купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней с субъектами их добычи и производства и авансирования (выдачи задатка) в счет платежей, причитающихся с этих органов и организаций по указанным договорам. Российской Федерацией и субъектам РФ принадлежит преимущественное право на заключение договоров о приобретении в собственность добытых и произведенных драгоценных металлов и драгоценных камней с субъектами их добычи и производства в целях пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, золотого запаса РФ, государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ. Согласно п. 7 Положения о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.1994 N 756 (в ред. от 24.08.2004) <1> вторичное сырье продается (поставляется) его владельцами Роскомдрагмету, предприятиям-заготовителям и скупочным предприятиям. Предприятия-заготовители и скупочные предприятия продают (поставляют) вторичное сырье Роскомдрагмету <2>, а также заключают в порядке, устанавливаемом Роскомдрагметом, договоры с аффинажными заводами на оказание услуг (выполнение работ) по переработке вторичного сырья. Продажа (поставка) предприятиями-заготовителями и скупочными предприятиями вторичного сырья другим субъектам не допускается. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 1994. N 11. Ст. 1291; 1998. N 49. Ст. 6058; 2004. N 35. Ст. 3639. Утратил силу в части, касающейся минерального сырья, содержащего драгоценные металлы. <2> Эта функция перешла к Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ (Госфонду России). См.: Перечень функций упраздненного Роскомдрагмета, переданных Минфину России в Постановлении Правительства РФ от 21.11.1996 N 1378 (в ред. от 28.07.2006) // СЗ РФ. 1996. N 49. Ст. 5555; 2006. N 32. Ст. 3575.
5. Таким образом, продажа собственником ценностей, которые он добыл, суть обязательное звено в цепи его предпринимательской деятельности, без которой он не сможет извлечь прибыль. Закон ограничивает его право, предоставляя государству преимущественную возможность заключить с собственником ценностей сделку об их покупке. И если государство выразит соответствующее желание, собственник будет обязан добытые ценности ему продать. С учетом приведенных нормативных требований об установлении приоритетного порядка предложения ценностей для продажи государству и означает наличие в законодательстве правила обязательной продажи данных ценностей государству. Отказ государства от реализации своего права преимущественного приобретения ценностей в конкретном случае не означает отсутствия в законодательстве требования обязательной продажи собственником указанных ценностей при наличии установленных в законе обстоятельств (согласия государства эти ценности купить). 6. Объективная сторона преступления, предусмотренного комментируемой статьей, состоит в неисполнении приведенных требований об обязательной сдаче минерального сырья, содержащего драгоценные металлы, на аффинаж, а также об обязательной продаже драгоценных металлов или драгоценных камней в крупном размере, который определяется по стоимости указанных ценностей. 7. Размер преступления определяется стоимостью ценностей, по которой была бы заключена сделка об их обязательной продаже. Согласно примеч. к ст. 169 УК крупный размер составляет сумма, превышающая 1 млн. 500 тыс. руб. 8. Субъективная сторона - прямой умысел. 9. Субъект преступления - специальный. Им является лицо, на которое возложена соответствующая обязанность об обязательной продаже.
Статья 193. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте
Комментарий к статье 193
1. Понятие иностранной валюты содержится в ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" <1>. Организации, о которых говорится в комментируемой статье, относятся к резидентам, понятие которых также дается в ст. 1 указанного Закона. Здесь же приведено понятие уполномоченных банков. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4859.
2. Обязанность по зачислению на счета в уполномоченных банках иностранной валюты, включая срок исполнения этой обязанности, определены в ст. 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле". В этой же статье предусмотрены исключения из изложенного правила, т.е. случаи, когда резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту РФ. Однако в ряде случаев, если иностранная валюта зачислена в соответствии с предусмотренными исключениями на счета резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории РФ, то она должна быть использована в целях исполнения резидентами своих обязательств, а в противном случае переведена на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках. 3. Преступление заключается в отказе от выполнения установленной в законе обязанности, т.е. в юридическом бездействии. Использование валютных средств до зачисления их на счет в уполномоченном банке, как правило, сопутствует бездействию, составляющему объективную сторону данного преступления, однако непосредственно в нее не входит. По смыслу Закона и согласно системному толкованию комментируемой нормы и упомянутой ст. 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", преступление состоит в умышленном непринятии мер по обеспечению получения иностранной валюты на счета в уполномоченных банках. Преступление считается оконченным с момента наступления срока, до истечения которого лицо было обязано возвратить иностранную валюту на счет в уполномоченном банке. 4. Словосочетание "невозвращение из-за границы иностранной валюты" буквально следует трактовать как "незачисление средств на счет именно на территории России". Согласно положениям п. 1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить: а) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары; б) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию РФ (неполученные на таможенной территории РФ) товары. В соответствии с письмом ФТС России от 28.01.2010 N 01-11/3425 "О квалификации преступлений по выявленным случаям невозврата в Российскую Федерацию иностранной валюты" <1> в случае нарушения срока возврата средств в иностранной валюте, предусмотренного внешнеторговым договором (контрактом), при причинении материального ущерба, указанного в комментируемой статье, наступает уголовная ответственность. При этом необходимо учитывать, что срок исполнения обязательств устанавливается отдельно для каждого внешнеторгового договора (контракта), в связи с чем неисполнение обязательств по каждому внешнеторговому договору (контракту) следует расценивать как самостоятельное, оконченное правонарушение. -------------------------------- <1> Таможенные ведомости. 2010. N 3.
5. Согласно примеч. к комментируемой статье деяние, предусмотренное данной статьей, признается совершенным в крупном размере, если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает 30 млн. руб.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|