Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности ознакомления детей с художественной литературой




На многих занятиях, представленных в данном пособии, предусмотрена работа с произведениями художественной литературы.

Среди программных произведений особое место занимают народные песенки, потешки, стихи. И это закономерно. Литературным миниатюрам присущи четкость, ритмичность, выразительность. Они передают народный опыт и мудрость, обладают богатой мелодикой звучания, огромными возможностями для фиксированных диалогов (вопрос – ответ).

Многие народные песенки и авторские стихотворения (в том числе и переводные) отвечают потребностям маленьких детей в игре. В этих играх могут участвовать одновременно все малыши ("Наши уточки с утра…", "Заяц Егорка" – русские народные песенки; "Три веселых братца", пер. с немецкого Л. Яхнина; "Бу-бу, я рогатый…", литовская песенка, литературная обработка Ю. Григорьева и др.). Используя стихотворение, воспитатель может играть с желающими детьми (по очереди), например, педагог читает стихотворение, а дети повторяют звукоподражания, сопровождая их соответствующими движениями.

В течение года детей знакомят с русскими народными и авторскими сказками отечественных и зарубежных писателей (Л. Толстой, К. Чуковский, В. Бианки, В. Сутеев, Д. Биссет, С. Капутикян и др.).

Короткие сказки лучше рассказывать два раза подряд. Это не утомляет детей, поскольку воспитатель обеспечивает их активность во время слушания: помогает выполнять имитационные движения, использует разнообразные наглядные пособия.

Наибольший эффект достигается, если воспитатель сочетает рассказ с показом фигурок настольного театра, а при повторном рассказывании либо оперирует с этими же фигурками, либо прибегает к инсценированию сказки (при помощи фланелеграфа).

Действовать с фигурками настольного театра очень удобно: показ их не занимает много времени и не нарушает плавности изложения. Использование на занятии наглядных материалов активизирует внимание детей, обеспечивая его целенаправленность, а также помогает ребенку вспомнить текст сказки при последующей самостоятельной игре со знакомыми фигурками. (Это не означает, что вовсе исключается рассказывание сказки без показа.)

После первого рассказывания воспитатель обычно помогает детям вспомнить содержание сказки, планируя параллельно задания, которые позволяют им сменить позу, выполнить двигательное упражнение (показать, как тянули репку; попрыгать, как лягушка, и т. п.). В этой части занятия воспроизводятся отрывки, наиболее интересные в плане обогащения речи ("Лягушка в теремок… (прыгнула)", "Лисичка в теремок… (забралась)", "А волк…. (влез)").

Восприятие некоторых сказок происходит успешнее, если проводится предварительная подготовка. Например, перед тем как рассказать сказку "Козлятки и волк", воспитатель показывает иллюстрации и характеризует животных: "Козлятки маленькие, волк большой, очень страшный". Дети узнают и запоминают, что коза уходила "есть травку шелковую, пить воду студеную". А уже затем педагог предлагает послушать сказку про козу, умных и послушных маленьких козлят и страшного, большого, злого волка.

Целесообразно заканчивать занятия самостоятельной игрой детей с фигурками настольного театра, рассматриванием иллюстраций, в ходе которой дети вспоминают слова, принадлежащие тому или иному персонажу сказки. Воспитатель поощряет элементы драматизации, инсценирования.

Повторяя сказку, не всегда обязательно рассказывать ее целиком. В ряде случаев достаточно вспомнить отдельные отрывки, в частности, те, которые легче забываются или наиболее интересные в плане обогащения речи детей. Воспитатель начинает рассказывать отрывок один, а продолжает совместно с детьми. Здесь обязательны задания, направленные на воспитание интонационной выразительности речи. Например: интересуясь, кто живет в теремке, отрабатывают вопросительную интонацию ("Терем-теремок, кто в теремке живет?"); в разной тональности воспроизводят реплики трех медведей ("Кто сидел на моем стуле?") и т. д.

При повторении сказок желательно обучать детей элементам драматизации. Это доставляет малышам много радости. И, хотя охотно взяв на себя ту или иную роль, ребенок нередко забывает ее, не всегда согласует свои действия с действиями партнера, воспитателя не должны смущать эти трудности. Надо помнить, что такие упражнения требуют чуть большего такта, терпения и значительно более частого одобрения действий детей, оценки их речи (как ее содержательной, так и эмоциональной стороны).

При повторном чтении дети с удовольствием договаривают фразы, имитируют голоса и поведение животных (крякают; мычат; бодаются, как телята; ловят хвостики, как котята и т. п.).

Повторное чтение можно организовать по-разному:

• использовать те же приемы и наглядный материал, что и при первом чтении;

• читать произведение, не прибегая к наглядности;

• использовать дополнительный наглядный материал. Например, к детям в гости могут прийти игрушечные коты и попросить прочитать про них стихи ("Как у нашего кота", "Пошел кот под мосток", "Пошел котик на торжок"; В. Берестов. "Котенок");

• вставлять в текст имена присутствующих при чтении детей: "Наша Маша (Аня, Таня) маленька", "Самому ли съесть или Бореньке (Сашеньке, Оленьке, Мишеньке) снесть" и т. п.

Программные произведения неоднократно читаются в течение года: на занятиях, во время самостоятельной деятельности детей, на праздниках, на прогулке и т. п.

В настоящем пособии предусмотрена целенаправленная работа по рассматриванию с детьми рисунков к знакомым произведениям [4]. С помощью разных приемов воспитатель побуждает малышей к выбору понравившегося рисунка. На занятии педагог рассказывает ребятам о том, как внимательно они рассматривали рисунки и кому какой рисунок понравился. Затем воспитатель показывает детям рисунок, который нравится лично ему, и рассказывает о нем так, чтобы малышам захотелось его рассмотреть (что они позже и делают).

Раз от раза дети все внимательнее рассматривают иллюстрации, и педагог при случае обязательно рассказывает об их успехах.

Планы занятий

Август – сентябрь

Во многих дошкольных учреждениях первые младшие группы начинают формировать в конце августа – начале сентября.

Пока стоит хорошая погода, желательно больше гулять с детьми. На прогулке масса возможностей занять малышей, познакомить их друг с другом, помочь адаптироваться к условиям дошкольного учреждения. Приведем примеры.

"Путешествия" (по участку детского сада, по групповой комнате) приобщают детей к совместной деятельности.

Путешествие по территории участка

Цель. Приучить детей участвовать в коллективном мероприятии, слышать и понимать предложения воспитателя, охотно выполнять их (что-то проговорить или сделать).

Ход занятия

"Путешествовать так интересно! Можно узнать много нового и даже найти сокровища [5] – начинает беседу с детьми педагог. – Кто готов вместе со мной отправиться в увлекательное путешествие по красивому участку нашего детского сада?"

Воспитатель перечисляет желающих, подчеркивая свою искреннюю радость по поводу возможности отправиться в путешествие в таком приятном обществе. "И Оля со мной… И Настенька… И Алеша с нами… Мы пошли-пошли-пошли, – говорит педагог, задавая темп движения. – Мы отправились путешествовать.

Смотрите, какой красивый куст сирени. Видите его? Скажите кусту сирени: "Мы тебя знаем". А еще скажите ему, что мы отправились путешествовать. Помашите ему рукой. Вот так! И скажите: "До свидания, куст сирени. До свидания!"

Мы пошли-пошли-пошли. И березку увидели. Надо с ней поздороваться: "Здравствуй, березонька, здравствуй, красавица!" Слышишь, с тобой Аня здоровается… И Сережа… И Олег… (Индивидуальные ответы.)

Дальше пошли и обручи нашли. Хорошие обручи, зеленые, большие. Сколько их, зеленых обручей? (Два.) Вот хорошо-то! Попрыгать можно. Вот так. В обруч – прыг! И выпрыгнули. В обруч – прыг! И опять из обруча выпрыгнули (5–6 повторений). А сейчас я один обруч поставлю на землю и в него можно будет пролезть. Попробуем?

Мы вперед пошли, прямо к клену (тополю, липе и т. п.) подошли и кленовые листочки рядом с кленом нашли. Кленовые листочки – они какие? (Большие, крупные, разноцветные.) Покажите, кто какой листочек выбрал. У Саши зеленый листочек, у Оленьки – красный, у Димы – желтый. Поиграем? Поднимите вверх только зеленые листочки. Опустите их вниз. Теперь поднимите вверх желтые листочки. Поднимите вверх все листочки. Подбросьте свои листочки вверх и постарайтесь поймать их. Вот так… (3–4 повторения). Подуйте на листочки, пусть летят, а мы дальше пойдем.

Далеко пойдем, в самый дальний уголок участка. Говорят, что там спрятан клад. Хорошо было бы его отыскать!"

Дети внимательно осматривают площадку, на которую их привел воспитатель. Находят клад, например пакет с цветными воронками, через которые можно насыпать песок.

Дети возвращаются на свой участок, играют с воронками (играть можно вдвоем: один ребенок держит воронку, второй совочком насыпает песок).

Вернувшись в группу, воспитатель рассказывает своему помощнику про путешествие (или напоминает о нем детям), а малыши, как могут, помогают ему.

Примечание. Во время очередного путешествия дети могут найти колокольчик и позвонить в него, отыскать коробку с цветными мелками и нарисовать что-нибудь на асфальте или, вернувшись на веранду, "попробовать блиночки, испеченные воспитателем", под текст русской народной песенки:

Дубы, дубочки,

Пеку блиночки,

Блиночки горячи,

Не хотят сидеть в печи.

Блиночки румяные,

С маслицем, сметаною.

Дети выбирают блинок с маслом или сметаной, изъявляют желание съесть один (два, три) блина.

Путешествие по комнате

Цель. Приучить детей участвовать в коллективном мероприятии, слышать и понимать предложения воспитателя, охотно выполнять их (что-то проговорить или сделать).

Ход занятия

Передвигаясь по группе, дети запоминают, где что хранится, упражняются в наблюдательности. Например, находят новую книжку в книжном уголке; спрятавшегося медвежонка (потом он водит, а прячутся дети); зеркальце, с помощью которого в солнечный день можно ловить солнечных зайчиков; кусочки мягкого цветного провода, из которого каждому малышу взрослый делает браслет или кольцо и т. п.

Игра "Кто у нас хороший, кто у нас пригожий"

Эту игру можно проводить как на прогулке, так и в помещении.

Цель. Вызвать у детей симпатию к сверстникам, помочь им запомнить имена товарищей (в том числе произнесенные взрослым по-разному (но без сюсюканья): Саша – Сашенька – Сашуля), преодолеть застенчивость.

Ход игры

Воспитатель рассаживает детей на стульчики. Используя текст русской народной песенки, он приговаривает:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Воспитатель выводит и обнимает ребенка.

Ванечка хороший (Олечка хорошая),

Ванечка пригожий (Олечка пригожая).

"Ванюша светловолосый, с темными глазами, красивый, сильный и не плакса", – говорит педагог. ("Оленька хорошенькая, веселая, свою куклу Машу любит, песенки ей поет. А детям споешь? Я тебе, если потребуется, помогу…", "Дима хороший, Дима пригожий. Сильный, он не дерется. Умеет строить высокие башни…")

Расхвалив 5–6 детей, педагог приглашает всех малышей к себе. Просит взять себе в пару сверстника, который ребенку особенно нравится (это не сразу получается). Детям, составившим пару, воспитатель предлагает обняться.

Педагог по очереди обнимает детей, которые не сумели (не захотели) найти себе пару.

"Замечательные у меня дети, – завершает общение с малышами педагог, – красивые, умные, добрые, веселые. Я вас всех люблю".

Эту игру неоднократно проводят в течение года.

Игра-инсценировка "Про девочку Машу и Зайку – Длинное Ушко"

Цель. Помочь детям понять, что утреннее расставание переживают все малыши и все мамы; поупражнять в проговаривании фраз, которые можно произнести, прощаясь с мамой (папой, бабушкой).

Ход игры

Предлагая вниманию детей игрушки, воспитатель рассказывает им примерно такую историю: "В детский сад Машу приводила мама. Когда мама уходила, Маша иногда плакала.

Однажды к плачущей Маше подошел Зайка – Длинное Ушко.

– Ты любишь свою маму? – спросил Зайка.

– Люблю.

– А почему плачешь?

– Не хочу, чтобы мама уходила.

– Плохо! Очень плохо! – сказал Зайка.

– Что плохо? Почему плохо? – удивилась Маша и перестала плакать.

– Ты плачешь, мама огорчается. Она думает, что ты плачешь целый день. Мама нервничает, не может хорошо работать, все о тебе думает. У нее начинает болеть голова, поднимается температура. И мама тоже начинает плакать.

– Ой, – испугалась Маша. – Что же делать?

– Завтра, прощаясь с мамой, скажи ей: "До свидания, мамочка. Я не буду плакать" ("Иди, работай, я не буду плакать").

Появляется Медвежонок. Он плачет: "Э-э-э" ("О-о-о"). Дети спрашивают: "Что случилось? Почему ты плачешь?"

"Мама ушла на работу, – говорит Медвежонок. – Она не может остаться со мной. Мама лечит заболевших медвежат. Ее ждут на работе"".

Дети, как умеют, объясняют Медвежонку, что нельзя плакать и огорчать маму. Учат его прощаться с мамой.

Примечание. В следующий раз Зайка – Длинное Ушко "воспитывает" лисенка (тигренка, утенка и т. п.), рассказывает о том, как прощаются утром с мамами дети (2–3 примера), которые еще недавно горько-горько плакали, боялись, что мамы забудут их забрать из детского сада. Теперь они не плачут, а при расставании говорят: "До свидания, мамочка (мамулечка). Мне некогда плакать. Меня ждут друзья и игрушки".

Дети, как могут, повторяют фразы. Некоторые малыши иногда называют имена своих друзей, любимые игрушки, хвалятся тем, что не плачут, расставаясь утром с близкими.

В начале года с детьми рекомендуется повторять произведения художественной литературы из репертуара, предназначенного для малышей второго года жизни. Это необходимо делать, потому что многие дети впервые пришли в дошкольное учреждение, и им легче воспринять и запомнить небольшие стихи и песни.

Шагая на прогулку под текст русской народной песни "Большие ноги …", дети топают, изображая шаги больших ног, а потом изображают шаги маленьких ножек (2–3 повторения).

Под русскую песенку " Баю-бай, баю-бай…" и под стихотворение "Баиньки" И. Токмаковой легче засыпается.

"Птичку" К. Жуковского малыши не только слушают, но и изображают (внутри небольшого кружка птичка летает, играет, кружится, подлетает к детям, поет (чиви-чив, чиви-чив) и улетает за пределы круга).

"Где же ты, птичка? Где же певичка?" – вместе с воспитателем спрашивают дети.

А воспитатель поясняет:

В далеком краю

Гнездышко вьешь ты:

Там и поешь ты

Песню свою.

Отправляясь в путешествие по участку детского сада, дети могут оказаться в зоопарке, где встречают животных из цикла "Детки в клетке" С. Маршака: слона, тигренка, жирафа, верблюда (3–4 игрушки огорожены рейками или жгутами). Дети называют животных, а педагог читает стихотворение:

Эй, не стойте слишком близко -

Я тигренок, а не киска.

Октябрь – ноябрь

В октябре – ноябре в быту и на прогулке детей необходимо знакомить с программными стихотворениями, которые легко преобразуются в игры. Например, литовскую песенку ("Бу-бу, я рогатый…" обраб. Ю. Григорьева) можно обыграть следующим образом.

В руках у воспитателя появляется "рогатое, хвостатое" смешное существо (теленок, козленок), бубнящее про то, что его надо бояться:

Бу-бу, я рогатый,

Бу-бу, я хвостатый,

Бу-бу, я ушастый,

Бу-бу, очень страшный,

Бу-бу, испугаю,

Бу-бу, забодаю.

"Странное" существо пытается "забодать" стоящих около воспитателя малышей, которые разбегаются, а потом собираются вновь.

Если обнять прибежавшего к воспитателю ребенка и прочитать при этом стихотворение "Лисий хвостик" Н. Пикулевой, около педагога появятся сразу несколько "лисьих хвостиков".

Лисий хвостик

Бегал в гости.

Мосточком бежал,

Листочком дрожал,

Вернулся назад -

И рад!

Если взять в руки и побаюкать куклу, негромко читая стихотворение "Больная кукла " В. Берестова, дети с удовольствием пропоют известные им песенки: "Спойте, что ей нравится, и она поправится".

Стихотворение " Приказ " Э. Мошковской уместно, когда после прогулки появляется необходимость заставить "сдаться грязь".

" Федотка " К. Чуковского лучше всех доводов успокаивает огорченного малыша.

Для того чтобы дети запомнили новые программные стихи А. Барто ("Мишка", "Грузовик") и вспомнили произведения, с которыми их знакомили раньше ("Бычок", "Мячик", "Слон"), достаточно в разных местах групповой комнаты и раздевалки разложить игрушки (в грузовик нужно поместить кота, а бычка заставить спускаться по наклонной доске). Обходя игрушки, воспитатель будет читать стихотворения при активной помощи детей.

Укладывая детей спать, можно негромко прочитать им стихотворение С. Капутикян "Все спят" (пер. с армян. Т. Спендиаровой), называя малышей, которые засыпают медленнее остальных:

…Мишка тоже стал зевать.

Не пора ли Маше (Оле, Саше, Диме) спать.

Запомнить стихотворение Г. Лагздынь "Петушок " детям поможет игра-дразнилка, которая проводится следующим образом. Воспитатель читает стихотворение, а ребенок-петушок, возмущенный нелепой просьбой подарить свой гребешок, чтобы кто-то расчесал им свои кудряшки, сердито произносит, наступая на детей: "Ко-ко-ко, ко-ко-ко". Дети расступаются, петушок победно кукарекает. Воспитатель читает стихотворение уже с помощью детей. Игра повторяется 4–5 раз.

Петушок-петушок,

Подари мне гребешок.

Ну, пожалуйста, прошу!

Я кудряшки расчешу.

Октябрь

Занятие 1. Чтение немецкой народной песенки "Три веселых братца"

Цель. Формировать у детей умение слушать стихотворный текст, проговаривать звукоподражательные слова, выполнять движения, о которых говорится в тексте песенки.

Ход занятия

Педагог читает детям песенку "Три веселых братца" (пер. Л. Яхнина), показывает действия, которыми сопровождалась игра веселых братцев.

Воспитатель повторяет песенку, побуждая детей подражать движениям, о которых в ней говорится. При следующих повторениях текста малыши выполняют движения и договаривают за взрослым некоторые слова и звукосочетания: ник-ник-ник, чик-чик-чик, хлоп-хлоп-хлоп, топ-топ-топ.

Три веселых братца

Гуляли по двору

Три веселых братца

Затеяли игру:

Делали головками -

Ник-ник-ник,

Пальчиками ловкими -

Чик-чик-чик,

Делали ладошками -

Хлоп-хлоп-хлоп,

Топотали ножками -

Топ-топ-топ!

Воспитатель приглашает к себе трех мальчиков – трех веселых "братцев". Повторяет песенку, а "братцы" в такт выполняют соответствующие движениям и произносят нужные звукоподражания. Затем педагог приглашает других детей.

Занятие 2. Дидактическая игра "Поручения". Дидактическое упражнение "Вверх – вниз"

Цель. Совершенствовать умение детей понимать речь воспитателя; поощрять попытки детей самостоятельно осуществлять действия с предметами и называть их; помочь детям понять значение слов вверх – вниз, научить отчетливо произносить их.

Ход занятия

На столе воспитателя следующие игрушки: большой и маленький медведи, неваляшка, матрешка, красная и синяя чашки, большой и маленький кубы.

Указывая на игрушки, воспитатель предлагает назвать их, сказать, какого они размера, цвета. Далее, по очереди вызывая к себе детей (ребенок должен стоять так, чтобы выполняемые им действия были хорошо видны остальным детям), педагог предлагает им одно из перечисленных ниже заданий:

– Большого мишку угости чаем из красной чашки. (Если ребенок в чем-то ошибается, медвежонок "рычит", "отворачивается", проявляя свое неудовольствие. Аналогично ведут себя другие игрушки.)

– Поставь матрешку на маленький кубик.

– Посади маленького медведя на большой куб.

– Неваляшку напои чаем из синей чашки.

– Заставь неваляшку покачаться и позвенеть.

Затем педагог усложняет задания. Он вызывает ребенка и передает ему игрушку, например медвежонка: "Можешь напоить его чаем, познакомить с матрешкой или неваляшкой, усадить на стульчик, заставить танцевать" и т. п.

Ребенок воспроизводит действие и объясняет: "Я дал миптке меда в синей чашечке". (Выполняется 4–5 заданий. Ребенку, который охотно вышел к столу воспитателя, взял игрушку и замолчал, следует помочь: "Мы с Илюшей сейчас…")

Воспитатель убирает игрушки и строит из кубиков лесенку. По ней поднимается кукла: "Вверх – вверх – вверх… Трудно!" и спускается: "Вниз – вниз – вниз – прыг! Легко!" Упражнение повторяется 4–5 раз, дети проговаривают соответствующие слова.

Примечание. В последующие дни, поднимаясь и спускаясь по лестнице, дети проговаривают: "Вверх – вверх – вверх – наверху, вниз – вниз – вниз – и на улице".

Занятие 3. Повторение сказки "Репка". Дидактические упражнения "Кто что ест?", "Скажи "а" "

Цель. Напомнить детям сказку "Репка"; вызвать желание рассказывать ее вместе с воспитателем; уточнить представления детей о том, какое животное что ест (мышка грызет корочку сыра, собака – косточку и т. д.); активизировать в речи детей глаголы лакать, грызть, есть; учить отчетливо произносить звук а, небольшие фразы.

Ход занятия

"Посадил дед репку, – рассказывает воспитатель, – выросла репка… (большая-пребольшая). Стал дед репку из земли… (тянуть). Тянет-потянет, вытянуть… (не может). Позвал дед… (бабку). Бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть… (не могут). Кто же еще прибежал тянуть репку?"

По мере того как дети называют персонажей, воспитатель достает соответствующие игрушки (фигурки из набора для настольного театра). Он расставляет фигурки и предлагает детям вместе закончить сказку: "Мышка за… (кошку). Кошка за… (Жучку)". И так далее.

По окончании сказки воспитатель спрашивает, что дед и баба сделали с репкой. (Домой отвезли, вымыли, очистили и стали есть и нахваливать: "Сладкая репка! Сладкая!")

"Дед, бабка и внучка, – говорит воспитатель и ставит фигурки людей отдельно, – едят сладкую репку. Едят, нахваливают: "Очень-очень вкусная репка". Какая репка? (Хоровой, несколько индивидуальных ответов.)

Жучка, кошка и мышка на людей глядят, репку не едят. Им внучка другую еду приготовила. Кошке – молочка и кусочек колбаски: "Лакай, киска, молоко! Ешь колбаску!" (Хоровое и индивидуальное повторения.) Жучке – косточку: "Грызи, Жучка, косточку!" Мышке – корочку сыра: "Неси, мышка, сыр мышаткам!"" (Хоровые повторения.)

Далее воспитатель предлагает детям повторить, кто что ест: "Дед, бабка и внучка едят сладкую репку"; "Кошка ест колбаску и лакает молоко"; "Собака Жучка грызет косточку"; "Мышка лакомится корочкой сыра".

Воспитатель прячет игрушки и посуду, из которой ели Жучка и кошка. Достает куклу-врача (Айболита). Кукла "говорит": "Здравствуйте, дети! Я добрый доктор Айболит. Пришел проверить, не болят ли у вас горлышки. Валентина Ивановна, – обращается Айболит к воспитателю, – откройте пошире рот и скажите: "А-а-а-а"". "А-а-а-а", – произносит воспитатель. Затем педагог (вместе с Айболитом) подходит к каждому ребенку, предлагает широко открыть рот и громко произнести а-а-а. "Все здоровы, и все умеют произносить звук а ", – говорит Айболит и прощается с детьми.

Вторую часть этого занятия можно провести иначе. Цель этой части занятия – оживить в памяти детей сказку, заметить несоответствие текста и рисунка.

Выяснив, что дед и бабка сделали с репкой, воспитатель сообщает детям, что покажет им забавную картинку "Дедка за репку" [6].

Дети рассматривают картинку, радуясь яркому рисунку.

"Здесь все правильно? – интересуется педагог. – Дедка за репку, бабка… Где бабка? ("Нет бабки", – удивляются малыши.)

Посмотрите, может быть художник еще что-то напутал? (Вместо внучки репку тянет внук, нет Жучки. А в хвост кошки вцепился колючий еж.)

Вот какая смешная картинка, путаница-перепутаница. Даже солнышко улыбается, наблюдая, как большущую желтую репку тянут-потянут дед, внук, кошка да еж", – завершает занятие педагог.

Занятие 4. Дидактические игры "Поручения", "Лошадки"

Цель. Учить детей дослушивать задание до конца, осмысливать его и выполнять соответствующие действия; различать действия, противоположные по значению (подняться вверх – спуститься); учить отчетливо произносить звук и.

Ход занятия

На столе воспитателя лесенка из кубов. У ее основания и на верхней ступеньке стоят матрешки. Рядом с лесенкой размещаются две по-разному одетые куклы, тазик, полотенце, люлька, грузовик.

Воспитатель вызывает ребенка и просит: "Помоги матрешке спуститься с лесенки". (Ребенок должен стоять так, чтобы выполняемые им действия были видны всем.)

Педагог одобряет действия малыша, если они верны, просит детей повторить (показать рукой), как матрешка спускалась со ступеньки на ступеньку: "Вниз – вниз – вниз… и внизу!"

Затем воспитатель предлагает детям следующие задания:

– Помоги матрешке подняться по лесенке. (Педагог учит детей сопровождать движения матрешки рукой и словами: "Вверх – вверх – вверх… и наверху".)

– Попроси водичку умыть куклу в красном платье. (Ребенок находит куклу, умывает ее водой из тазика (воображаемая ситуация) и приговаривает: "Водичка, водичка, умой кукле личико". Вытирает лицо куклы полотенцем.)

– Куклу в розовом платье уложи в люлечку (кроватку) и покачай. (Дети могут при этом напевать: "Баю-баю-баю-бай!")

– Матрешку, которая стоит около лесенки, покатай на грузовике: "Вперед-назад, вперед-назад". (Дети выполняют задание и проговаривают эти слова.)

Далее задания повторяются. Воспитатель вызывает тех детей, которые еще не научились дослушивать поручение до конца и нуждаются в помощи. Им легче выполнить знакомое действие.

Педагог демонстрирует детям игрушечную лошадку. Объясняет, как кричит лошадка: "И-и-и" (2–3 хоровых повторения).

Воспитатель предлагает поиграть в "заводных лошадок". Он "заводит" ребенка-лошадку ключиком, и тот произносит: "И-и-и". Если у ребенка что-то не получатся, настаивать не следует, можно сказать детям, что игрушка сломалась.

Занятие 5. Чтение рассказа Л. Н. Толстого "Спала кошка на крыше"

Первый вариант

Цель. Приучать детей слушать рассказ без наглядного сопровождения; упражнять в отчетливом произношении гласных звуков и, а и звукосочетания ид.

Ход занятия

Воспитатель читает детям рассказ Л. Н. Толстого. Просит изобразить спящую кошечку. Уточняет, почему птичке не стоит сидеть рядом с кошкой, даже когда она спит.

Педагог читает рассказ еще два раза, поощряя попытки детей проговаривать последнюю фразу: "Не сиди близко, птичка, кошки хитры".

Воспитатель показывает детям ослика (игрушку или картинку). Малыши часто путают ослика с лошадкой, поэтому педагог объясняет: "Ослик меньше лошадки и у него длинные уши. И кричат ослик и лошадка по-разному. Лошадка кричит… (и-и-и, и-го-го), а ослик кричит: "И-a, и-a, и-а".

Воспитатель превращает детей в заводных осликов. Он заводит их "ключиком" и ослики кричат: "Иа-иа".

Второй вариант

Цель. Учить детей рассматривать картину.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку "Спала кошка на крыше" [7]. Педагог выслушивает реплики малышей, не комментируя их.

"Как я поняла, вы не одобряете поведение птички, не так ли? – начинает беседу педагог. – А почему? (Кошка не спит. У нее один глаз открыт. Птичка сидит близко.)

Кошка вам нравится? Какая она? (Очень большая. Полосатая. Выпустила когти. Хитрая.)

Почему встревожены птички, сидящие на дереве? Они во все глаза смотрят на птичку, которая слишком близко подошла к котике". (Они боятся за нее.)

Педагог дважды читает рассказ Л. Н. Толстого, а дети, обращаясь к птичке, проговаривают: "Не сиди близко, птичка, кошки хитры".

Занятие 6. Чтение рассказа Л. Н. Толстого "Был у Пети и Миши конь"

Цель. Совершенствовать умение детей слушать рассказ без наглядного сопровождения.

Ход занятия

Воспитатель рассказывает детям о двух братьях – Пете и Мише, которым мама купила игрушечного коня. "Как вы себе представляете этого коня?" – интересуется педагог и заслушивает ответы детей. "И вот однажды, – продолжает разговор воспитатель, – дети поссорились и стали вырывать коня друг у друга. Как вы думаете, чем закончилась эта история?"

Педагог читает рассказ три раза.

Затем воспитатель спрашивает: "Мама поступила правильно, забрав у драчунов коня? Как можно играть одной игрушкой вдвоем?" Заслушивает и корректирует ответы детей.

Занятие 7. Игры и упражнения на звукопроизношение (звук у). Чтение песенки "Разговоры"

Цель. Закрепить правильное произношение звука у (изолированного и в звукосочетаниях).

Ход занятия

Воспитатель показывает детям куклу доктора, напоминает, как Айболит проверял, не болят ли у детей горлышки: "Покажите, как вы открывали рот и произносили: "А-а-а"". (Хоровой и 3–4 индивидуальных ответа.)

Далее педагог рассказывает, что когда люди гуляют в лесу, собирают грибы, ягоды, они, чтобы не потеряться, кричат друг другу: "Ау-у". (Хоровые и несколько индивидуальных повторений.)

Воспитатель расставляет елочки, между которыми "ходит" кукла Аленка и собирает грибы.

"Как бы Аленка не заблудилась", – говорит педагог и предлагает покричать: "Ау! Ау!" Малыши зовут Аленку хором и индивидуально. Воспитатель следит за тем, чтобы дети достаточно громко, а главное, слитно произносили звуки (а-а-ау-у-у).

Воспитатель показывает детям игрушечный паровоз, объясняет, как он гудит (у-у-у-у – произносится достаточно громко и протяжно), и просит малышей погудеть.

Педагог организует игру "Позови паровоз".

"У-у-у-у", – гудит ребенок, и паровоз "едет" на этот звук. Если малыш гудит тихо или "песня" получается очень короткой, паровоз может "не услышать" ее. Воспитатель обращает на это внимание ребенка и предлагает погудеть погромче или подольше. К детям, которые не произносят звукосочетание, паровоз, естественно, не приезжает.

Воспитатель читает детям чувашскую песенку "Разговоры" (пер. Л. Яхнина):

Кукушка кукует:

– Ку-ку! Ку-ку!

Голубь воркует:

– Гу-гу! Гу-гу!

Петух зорюет:

– Ку-ка-ре-ку!

Филин кричит

В ночи:

– Угу!

А рыба молчит -

Ни гу-гу.

Педагог повторяет песенку (1–2 раза), побуждая детей проговаривать звукоподражательные слова.

Занятие 8. Рассматривание сюжетных картин

(по выбору воспитателя)

Цель. Учить детей понимать, что изображено на картинке; осмысливать взаимоотношения персонажей, отвечая на вопросы воспитателя; способствовать активизации речи.

Рассматривание картины "Спасаем мяч"

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину "Спасаем мяч" (автор серии Е. Батурина). Малыши перечисляют, кто (что) на ней изображен (изображено): девочка плачет, мяч упал в лужу, мальчик достает мяч и т. п.

Педагог кратко описывает картину. Затем спрашивает: "Почему плачет Таня? (Боится, что утонет мяч, – хоровой и несколько индивидуальных ответов.) Надо Таню успокоить. Скажите ей: "Тише, Танечка, не плачь! Не утонет в речке мяч!" (Хоровое и несколько индивидуальных повторений.)

Мальчик (показывает) помогает Тане достать мяч. Покажите (приглашает детей к картине) мальчика, который достает мяч. Он его веточкой достает. А теперь покажите, как мальчик веточкой достает мяч. А что делает девочка с куклой? (Смотрит, как мальчик достает мяч.) Она присела (покажите как) и смотрит".

Дети возвращаются на свои места.

Воспитатель предлагает малышам послушать рассказ о Тане и ее друзьях (он значительно подробнее первого рассказа педагога): "Дети играли в мяч и уронили его в большую лужу. "Ой!" – испугалась девочка и присела около лужи. "А-а-а! – заплакала Танюшка. – Мяч утонет, утонет в луже!" "Не плачь, не плачь! Я достану мяч", – успокоил Танечку мальчик в полосатой рубашке. Он взял веточку и стал толкать мяч к краю лужи. Еще, еще немножко, и мяч будет спасен. Хорошие у Танюши друзья. Находчивые!"

Педагог повторяет рассказ. Дети договаривают выделенные слова.

Не убирая картину, воспитатель читает стихотворение А. Барто "Мячик". Дети активно помогают педагогу читать знакомое стихотворение.

Желающие малыши рассматривают картину самостоятельно.

Рассматривание картины "Возле Большого Пня" [8]

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям рассказать, что (кто) нарисовано (нарисован) на картине "Возле Большого Пня". Педагог одобряет реплики малышей, дополняет их. Затем он кратко, не спеша, рассказывает о картинке: "Каждый день Малыш ходит гулять к Большому Пню.

Там Малыша ждут, ему рады. Он разговаривает со всеми, кто живет возле Большого Пня".

Воспитатель уточняет: "А кто же живет возле Большого Пня?" (Синички, белочка, лягушка, пчелка, улитка.)

"Покажите, – продолжает беседу педагог, – как Малыш поднял руку, приветствуя своих маленьких друзей и Большой Пень.

– Здравствуй, лягушечка, – кричит Малыш. А она в ответ… (ква-ква-ква).

– Доброе утро, птички-синички! – А они: "Чив-чив, чив-чив! Ждем тебя, ждем тебя!"

Пчелка зажужжала… белочка зацокала… Большой Пень заулыбался. Видишь его добрые глаза?

Только улитка продолжает спать, ничего не видела, ничего не слышала. Потом, когда я приглашу вас поближе, чтобы рассмотреть картинку, советую вам разбудить ее. Как вы это сделаете? Что вы скажете улитке? А вдруг это не улитка, а спрятавший голову ежик? Тогда осторожнее, не уколитесь!"

Воспитатель, похвалив детей за то, что они помогли ему рассмотреть картину, предлагает послушать рассказ о Малыше и его друзьях, живущих вблизи Большого Пня: "Каждый день Малыш ходит гулять к очень доброму Большому Пню. Там его ждут маленькие друзья. "Идет, идет, чив-чив, идет!" – радуются птички-синички. "Ква-ква-ква! Доброе утро, Малыш!" – приветствует его зеленая лягушка.

"Ж-ж-ж, – жужжит пчелка. – Сегодня чудесный день, Малыш".

"Доброе утро! Доброе утро, мой дорогой, любимый Большой Пень! – кричит Малыш. – Доброе утро, мои замечательные маленькие друзья. Будем играть?""

Педагог повторяет рассказ, предоставляя детям возможность договаривать выделенные слова.

Воспитатель приглашает детей подойти поближе к картине и рассмотреть ее. Он обращает внимание малышей на то, как красиво вокруг Большого Пня, как много здесь цветов, ягод; слушает реплики и рассуждения детей.

Рассматривание картины "В песочнице" [9]

Ход занятия

Воспитатель рассказывает о том, что все дети любят играть с песком, что песок можно копать, насыпать в ведерки, делать из него куличики и т. д.

"Хотите, я покажу вам детей, которые с удовольствием играют в песочнице", – продолжает разговор педагог и демонстрирует картинку. Воспитатель дает детям возможность рассмотреть ее и обм

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...