Экономические аспекты интернет-вещания
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Затраты для организации интернет-вещания минимальны: для того чтобы передавать видеоинформацию по Сети, не нужно приобретать передатчики и лицензии или строить ретрансляторы. Все, что необходимо для предоставления такого рода услуг – купить относительно дешевое оборудование для кодирования/декодирования сигнала – и, конечно, решить, что именно телекомпания предложит своим потенциальным зрителям. Однако руководители крупных теле- и радиокомпаний чаще всего утверждают, что даже эти минимальные затраты не окупаются. Причину этого они видят в том, что интернет-вещатели обращаются к мизерной аудитории, которая состоит в основном из энтузиастов. Действительно, технические возможности Интернета сейчас ограничивает количество зрителей, которые могут одновременно получать одну и ту же программу. Видимо, именно поэтому 90 % «телевизионных» сайтов предлагают пользователям лишь информацию о «материнской» телекомпании и, в лучшем случае, оцифрованные фрагменты наиболее популярных передач. В рамках этой статьи нас интересуют оставшиеся 10% сайтов. Именно их создатели пытаются определить, как можно заинтересовать аудиторию новым форматом передачи информации и что лучше всего «продается» в Интернете. Сфера интересов таких вещателей широка. В нее входят реклама, распространение готовых программ и создание оригинальных пакетов, электронная торговля, коммерческое использование баз данных, поставка информации по заказу или по подписке. Экономическая эффективность таких сайтов пока низка. Лишь три из них, в том числе и www.broadcast.com, объявили о получении пусть и небольшой, но прибыли. Остальные же не смогли даже окупить первоначальные инвестиции. Такие результаты разочаровывают, и неудивительно, что все чаще раздаются призывы использовать Интернет только для рекламы эфирных программ. Более того, телевещатели зачастую утверждают, что существенные перемены в их бизнесе пока что не нужны и ссылаются на опыт радио, которому с появлением телевидения многие пророчили скорую гибель. И все же, видимо, такое мнение не вполне верно. Мы уже отмечали технические детали, связанные с шириной пропускания каналов и цветовыми характеристиками изображения в Сети, но обратим внимание на те изменения, которые Интернет вызывает в психологии телезрителей. Современное общество часто называют «социумом мгновенного удовольствия». Мы привыкли к тому, что время сжимается, и хотим получать больше информации за меньший срок. Телевещателям придется удовлетворить эту постоянно растущую потребность. У них просто нет иного выхода. С появлением новых средств массовой информации доходы и прибыли старых обычно снижаются. Это произошло, когда радио начало конкурировать с печатной прессой, так было в момент появления телевидения, то же самое происходит и сейчас. Единственный выход для медиа-менеджеров – попытаться приспособиться к новым требованиям, которые выдвигает Интернет. При этом они должны четко представлять себе, что на возврат вложений в ближайшем будущем им рассчитывать не придется.
Попробуем составить приблизительный список того, на чем СМИ могут зарабатывать в Интернете. Реклама. Уже сейчас объемы рекламы в Интернете весьма значительны. Компания Interactive Advertising Bureau (IAB) опубликовала результаты исследования, проведенного по ее заказу аудиторской компанией PricewaterhouseCooper (PwC). По оценкам специалистов, в 2003 году доход мировой индустрии интернет-рекламы достиг 1,745 миллиарда долларов – это самый высокий показатель, продемонстрированный этим рынком с 2001 года (1,773 млрд. долл.). При этом следует отметить, что, в отличие от традиционных способов распространения рекламной информации, Интернет ставит доходы рекламодателя в прямую зависимость от того, насколько активно пользователи реагируют на коммерческие объявления. Владелец страницы получает доходы не от того, сколь долго на его сайте находится то или иное объявление, а от того, как часто пользователь щелкает по нему мышкой. Следует признать, что, учитывая в 2004 году стадию становления интернет-вещания в России, достигнуть окупаемости новых проектов за счет рекламы будет невозможно.
Ретрансляция программ. Все большее число эфирных вещателей заключают контракты о представлении своих интересов с хозяевами интернет-сайтов. Продукт такого слияния называется порталом. Среди таких порталов – AudioNet, Pointcast, Timecast, Microsoft и проч. Их прибыль зависит от количества ретранслируемых программ и от того, насколько обширную информационную поддержку вещатели получат на портале. Отдельно следует отметить, что, по данным аналитической компании «C/Net», количество компаний, которые покупают права на ретрансляцию фильмов через Интернет, каждый год увеличивается на 5-7 процентов. Так, компания «Trimark Holdings» в феврале 2000 года приобрела у группы «Universal Pictures» права на ретрансляцию 50 голливудских кинокартин. Электронная коммерция. Все большее количество интернет-вещателей организуют на своих сайтах торговлю программным обеспечением, информацией, компьютерами. Объем такой торговли в 1999 году превысил 12 миллиардов долларов. Создание интерактивных баз данных с частично платным доступом. Доходность такого рода бизнеса зависит, в первую очередь, от информационного наполнения баз и во вторую – от глубины дизайнерской проработки. Распространение видео- и аудиовещания в Интернете. Текущие программы чаще всего распространяются бесплатно; доходы вещатели получают от продажи права доступа к архивам. Распространение видео по запросу. Уже в скором будущем пользователи интернет-телевидения смогут сами выбирать, что и когда им смотреть. Технически возможно составить отдельную программную сетку для каждого пользователя. Параллельно подписчики смогут получать текстовую информацию, сведения из баз данных и проч. У интернет-вещателей именно сейчас есть то, что в экономической теории называется «окном возможностей». Оно начнет закрываться достаточно быстро, и скорость этого процесса будет напрямую зависеть от количества конкурентов на рынке. Цель любого интернет-вещателя – перетянуть на свою сторону как можно больше пользователей, удовлетворяя любое их желание в любой точке мира.
Бизнес-модель интернет-вещания. Остановимся кратко на возможных вариантах бизнес-моделей интернет-вещания. Это весьма разноплановая проблема, поэтому здесь мы рассмотрим только один вопрос – определение наиболее заинтересованной стороны, которая может выступить в качестве заказчика услуг интернет-вещания. Наиболее очевидные варианты следующие: вещатель (например, эфирная радиостанция или телевизионный канал), владелец контента, пользователь (слушатель/зритель) и рекламодатель. В отношении платного интернет-вещания нужно отметить, что подавляющее большинство пользователей не готовы платить за эту услугу. Тем не менее, незначительная плата – около пяти долл. за месяц – для четверти принявших участие в анкетировании вполне приемлема [5]. Возможно, что эта бизнес-модель окажется жизнеспособной, но с учетом общемировых тенденций развития Интернета и ряда проблем, связанных с организацией системы оплаты и соблюдением авторских прав, это маловероятно. В ближайшей перспективе, на наш взгляд, наиболее вероятно, что будет работать бизнес-модель, в которой заказчиком выступает вещатель или владелец контента. С развитием интернет-вещания, возможно, будет осуществлен переход от этой модели к заказу от рекламодателя или некоему симбиозу этих моделей. Продвижение компании-издателя, той или иной торговой марки является одним из двигателей сетевого телевидения в то время, когда инфраструктура еще не готова позволить 100 % пользователей смотреть видео в Интернете в достойном качестве. Промоушн остается наиболее популярной мотивацией для компаний и вливания денег в сетевое телевидение.
Извлечение коммерческой прибыли является пока наименее популярной формой развития сетевого телевидения. Причина в малой величине аудитории, способной «принимать» интернет-видео, а следовательно, малой заинтересованности рекламодателей в интернет-вещании в качестве рекламоносителя. Однако стремительное развитие интернет-сетей как в качественном, так и в количественном вариантах позволяет утверждать, что аудитория интернет-вещания увеличивается прямо пропорционально росту новых скоростных интернет-подключений. Имеются в виду такие виды подключений (ASDL, ISDN), которые позволяют беспрепятственно и без задержек принимать видеопотоки. Неразвитость технической инфраструктуры влияет на активность рекламного рынка в Интернете. Таким образом, в сложившихся условиях развитие интернет-вещания возможно лишь за счет инвестиций крупных телекомпаний или за счет сторонних инвесторов, заинтересованных в продвижении своей торговой марки и развитии новых технологий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|