Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

на тему: «Электронное правительство».

Кафедры Государственного управления

Литвиновой Анастасии Сергеевны

на тему: «Электронное правительство».

Электронное правительство – интернет-технологии, обеспечивающие информационное взаимодействие между органами власти и населением, институтами гражданского общества.
Реализация концепции «электронного правительства» должна повысить качество оказания

государством услуг населению и эффективность его функционирования. В целом, «электронное правительство» можно определить как специализированную комплексную информационную систему взаимодействия структур исполнительной власти между собой,

а также с гражданами, организациями гражданского общества и бизнес-структурами посредством Интернета.

 

Процесс становления электронного правительства как системы можно условно разделить на три основные стадии-направления: «публичность», «участие» и «онлайн-транзакции»:

 

Публичность – использование новейших коммуникационных технологий для расширения доступа граждан и институтов гражданского общества к интересующей их информации органов власти и местного самоуправления.

Участие – расширение возможностей участия граждан в управлении государственными и общественными делами на всех уровнях власти и на протяжении цикла подготовки и принятия

политических решений. Предполагает публикацию на соответствующих сайтах государственных и муниципальных структур контактных адресов электронной почты и организацию обратной связи.

Онлайн-транзакции обеспечивают предоставление услуг государственных и муниципальных учреждений через Интернет: оплату коммунальных платежей, заполнение налоговых деклараций и сбор налогов, регистрацию общественных объединений, предприятий малого бизнеса и др.

 

К преимуществам электронного правительства можно отнести:

 

- упрощение бюрократических процедур
- значительное сокращение сроков при оформлении документов
- обеспечение строгой налоговой подотчетности юридических и физических лиц посредством введения унифицированной системы электронного учета
- повышение уровня бюджетных поступлений
- сокращение масштабов коррупции

- рост доверия граждан к институтам власти

 

Электронное правительство можно рассматривать как социально ответственный и информационно открытый институт с обратной связью. То есть концепция электронного правительства предполагает достаточно открытую, информационно прозрачную деятельность учреждения.

Гражданское общество может и должно быть информационным. Эффективность электронного общества, электронного госуправления проявляется в создании электронных информационно-коммуникативных технологий, в их эффективности реализации во взаимоотношениях различных органов. И ключевая задача, в основе совей, электронного государства - это явление собой важного и востребованного элемента системы госуправления, позволяющего максимально повысить эффективность государства и общества в решении актуальных задач.

 

Проблемы электронного правительства.

 

Несмотря на значительные возможности осуществления инициатив электронного госуправления есть целый ряд проблем, способных помешать реализации ожидаемых преимуществ. Некоторые из них, такие как проблема доступа к компьютерам (цифровой разрыв (цифровое неравенство) - отсутствие равного доступа к компьютерам из-за недостатка финансовых ресурсов или необходимой квалификации), являются существенными, поскольку порождают более значимые проблемы в области политических конфликтов.

Перед нами стоит задача решения по ликвидации различных возможностей в доступе к компьютерам. Как правила, это два основных вопроса: «цифровое неравенство» и доступ для людей с физическими недостатками.

В случае с цифровым неравенством не все граждане имеют одинаковый доступ к компьютерам. Не смотря на то, что компьютерами оснащаются школы, общественные организации и иные учреждения, далеко не все имеют возможность воспользоваться компьютером, так как обеспечение доступа пока находится в стадии развития.
Глава Минкомсвязи РФ Игорь Щеголев рассказал, что число пользователей интернета в России в 2011 году увеличилось на 5,4% - до отметки в 70 миллионов человек. Что составляет примерно 49% от населения нашей страны. При этом 55 миллионов россиян пользуются Сетью регулярно.
"По сравнению с 2010 годом темп уменьшился, но аудитория продолжает увеличиваться", - добавил министр. Игорь Щеголев озвучил прогноз по числу пользователей интернета в РФ на 2013 год: рунетчиков, по его мнению, к тому времени станет 90 миллионов.
То есть, по самым позитивным, официальным данным, как минимум, больше половины населения страны (51% из предполагаемых, судя по цифрам, 146%) не имеют доступа к компьютерам.

Значительная часть того, что представляет собой электронное правительство, предполагает также взаимодействие с людьми, доступ которым получить сложнее, чем среднестатистическому пользователю, который входит в вышеупомянутые 49%: инвалиды, люди с физическими недостатками, пожилые люди. И люди, которые не имеют достаточной подготовки, образования для понимания и участия в деятельности электронного правительства. Для слепых и граждан с физическими недостатками должны быть созданы новые технологии, преодолевающие информационный барьер для этих людей: терминалы или компьютеры стоит обеспечить специальными устройствами, а для этого потребуется, чтобы информационные ресурсы были снабжены различными инструментами, обеспечивающими доступ к ним для всех людей. Ведь электронное правительство предполагает равенство граждан в принятие решений и доступность информации о действиях электронного правительства.

Такие вопросы, как финансирование и проблемы развития на муниципальном уровне, возникли вследствие усилий по интеграции информационной технологии в органы государственного управления.
Однако одной из наиболее существенных проблем в деле осуществления инициатив электронного правительства является компьютерная безопасность. Очевидно, что глобальное информационное общество нуждается в полной и эффективной защите персональных данных, для обеспечения доверия и конфиденциальности со стороны его участников. И это особенно справедливо в отношении электронного правительства, ведь современные концепции электронного правительства требуют, главным образом, чтобы предполагаемые электронные граждане открывали реальные объемы персональных данных в качестве цены за подтверждение их прав на электронное включение и электронное участие. Но «потенциальные преимущества в условиях повышения доверия граждан при благожелательности электронного правительства (и таким образом смягчение современной атмосферы политической неудовлетворенности) значительно перевешивают любую абстрактную угрозу государству в форме неправильного использования системы индивидуумами"[1]. Стратегии защиты персональных электронных данных должны быть значительно улучшены. Больше ресурсов должно быть направлено на ужесточение существующего законодательства, а штрафы и санкции за нарушение прав, касающихся персональных данных, - как предумышленные, так и по небрежности - должны быть усилены. Для решения проблемы конфиденциальности требуется принятие мер политического и технического характера.

 

Электронное правительство в России.

 

Директивное начало процессу внедрения в деятельность органов государственной власти России современных информационно-коммуникационных технологий положило принятие в

2002 г. федеральной целевой программы (ФЦП) «Электронная Россия (2002–2010 гг.)».

«Электронную Россию» можно рассматривать как ключевое направление на пути к созданию «электронного правительства».Основная идея проекта заключается в том, что, обладая разветвленным и инерционным, бюрократическим (далеко не во всем достаточно профессиональным и эффективно-функциональным) управленческим аппаратом, государство может, применив информационные технологии, решить определенные насущные проблемы оптимизации управления. Среди них: введение электронного документооборота, что позволит уменьшить бюрократические проволочки и ускорить принятие решений; перевод в электронную форму взаимодействия граждан с властью; осуществление более прозрачного и доступного государственного и муниципального управления; дебюрократизация государственных организаций и поддержка развития гражданского общества в России.

 

В соответствии с программой «Электронная Россия» все основные государственные службы открыли свои сайты, дающие необходимую и обычно оперативную информацию по соответст-

вующим вопросам. «Электронная Россия» представляет собой единый сервер органов государственной власти Российской Федерации (htpp://www.gov.ru) и предлагает широкий круг оперативной и архивной информации о деятельности обозначенных органов.

 

«В Российской Федерации уровень развития интерактивной формы связи пока ниже, чем в экономически развитых государствах. По индексу непрозрачности Российская Федерация занимает 40-е место среди 48 крупнейших стран (рядом с Китаем)».[2] Формирование «электронного правительства» находится в неразрывной связи со всем процессом российских реформ, особенно с повышением эффективности государственной службы на основе современных методов управления. Очевиден недостаточный уровень развития компьютерных сетей в России во многих сферах государственной и общественной жизни, отсутствие

соответствующих навыков.

 

Реализация программы «электронного правительства» неразрывно связана с общим состоянием государственного управления в стране, характера бюрократии и роли элит в обществе, состоянием правовых институтов, менталитетом чиновников. Электронное правительство может функционировать как в русле демократических, так и авторитарно-корпоративных преобразований.

Утверждение, что информационные технологии чудесным образом оптимизируют качество государственного управления, неверен. Необходимо, чтобы проекты административного реинжиниринга сопровождались обязательной коррекцией законодательства, а также содержали технические задания не только от держателя соответствующего бюджета, но и от высшего руководства страны и граждан, заинтересованных в правильности использования информационных технологий для повышения прозрачности, подконтрольности и оперативности. Для контроля трансформации и функционирования «электронного прави-

тельства» необходимо постоянно использовать как специальный

(профессиональный), так и общественный аудит. Оценка эффективности программы развития электронного правительства может проводиться по следующим параметрам: снижение трудовых затрат органов власти на обмен информацией, уменьшение административной нагрузки на граждан в организациях, сокращение времени ожидания ответа на запросы и сокращение количества персональных обращений граждан, повышение открытости органов государственной власти, повышение оперативности принимаемых решений и т. д.

 


[1] ЭЛЕКТРОННОЕ ГРАЖДАНСТВО И ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

Карлсон К.Н.Международный форум по информации. 2007. Т. 32. № 1. С. 26-31.

[2] «ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО» КАК ФОРМА ИНТЕРАКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ И ГРАЖДАНАМИ Ирхин Ю.В., Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2009. № 1. С. 160-174.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...