на тему: «Электронное правительство».
Кафедры Государственного управления Литвиновой Анастасии Сергеевны на тему: «Электронное правительство». Электронное правительство – интернет-технологии, обеспечивающие информационное взаимодействие между органами власти и населением, институтами гражданского общества. государством услуг населению и эффективность его функционирования. В целом, «электронное правительство» можно определить как специализированную комплексную информационную систему взаимодействия структур исполнительной власти между собой, а также с гражданами, организациями гражданского общества и бизнес-структурами посредством Интернета.
Процесс становления электронного правительства как системы можно условно разделить на три основные стадии-направления: «публичность», «участие» и «онлайн-транзакции»:
Публичность – использование новейших коммуникационных технологий для расширения доступа граждан и институтов гражданского общества к интересующей их информации органов власти и местного самоуправления. Участие – расширение возможностей участия граждан в управлении государственными и общественными делами на всех уровнях власти и на протяжении цикла подготовки и принятия политических решений. Предполагает публикацию на соответствующих сайтах государственных и муниципальных структур контактных адресов электронной почты и организацию обратной связи. Онлайн-транзакции обеспечивают предоставление услуг государственных и муниципальных учреждений через Интернет: оплату коммунальных платежей, заполнение налоговых деклараций и сбор налогов, регистрацию общественных объединений, предприятий малого бизнеса и др.
К преимуществам электронного правительства можно отнести:
- упрощение бюрократических процедур - рост доверия граждан к институтам власти
Электронное правительство можно рассматривать как социально ответственный и информационно открытый институт с обратной связью. То есть концепция электронного правительства предполагает достаточно открытую, информационно прозрачную деятельность учреждения. Гражданское общество может и должно быть информационным. Эффективность электронного общества, электронного госуправления проявляется в создании электронных информационно-коммуникативных технологий, в их эффективности реализации во взаимоотношениях различных органов. И ключевая задача, в основе совей, электронного государства - это явление собой важного и востребованного элемента системы госуправления, позволяющего максимально повысить эффективность государства и общества в решении актуальных задач.
Проблемы электронного правительства.
Несмотря на значительные возможности осуществления инициатив электронного госуправления есть целый ряд проблем, способных помешать реализации ожидаемых преимуществ. Некоторые из них, такие как проблема доступа к компьютерам (цифровой разрыв (цифровое неравенство) - отсутствие равного доступа к компьютерам из-за недостатка финансовых ресурсов или необходимой квалификации), являются существенными, поскольку порождают более значимые проблемы в области политических конфликтов.
Перед нами стоит задача решения по ликвидации различных возможностей в доступе к компьютерам. Как правила, это два основных вопроса: «цифровое неравенство» и доступ для людей с физическими недостатками. В случае с цифровым неравенством не все граждане имеют одинаковый доступ к компьютерам. Не смотря на то, что компьютерами оснащаются школы, общественные организации и иные учреждения, далеко не все имеют возможность воспользоваться компьютером, так как обеспечение доступа пока находится в стадии развития. Значительная часть того, что представляет собой электронное правительство, предполагает также взаимодействие с людьми, доступ которым получить сложнее, чем среднестатистическому пользователю, который входит в вышеупомянутые 49%: инвалиды, люди с физическими недостатками, пожилые люди. И люди, которые не имеют достаточной подготовки, образования для понимания и участия в деятельности электронного правительства. Для слепых и граждан с физическими недостатками должны быть созданы новые технологии, преодолевающие информационный барьер для этих людей: терминалы или компьютеры стоит обеспечить специальными устройствами, а для этого потребуется, чтобы информационные ресурсы были снабжены различными инструментами, обеспечивающими доступ к ним для всех людей. Ведь электронное правительство предполагает равенство граждан в принятие решений и доступность информации о действиях электронного правительства. Такие вопросы, как финансирование и проблемы развития на муниципальном уровне, возникли вследствие усилий по интеграции информационной технологии в органы государственного управления.
Электронное правительство в России.
Директивное начало процессу внедрения в деятельность органов государственной власти России современных информационно-коммуникационных технологий положило принятие в 2002 г. федеральной целевой программы (ФЦП) «Электронная Россия (2002–2010 гг.)». «Электронную Россию» можно рассматривать как ключевое направление на пути к созданию «электронного правительства».Основная идея проекта заключается в том, что, обладая разветвленным и инерционным, бюрократическим (далеко не во всем достаточно профессиональным и эффективно-функциональным) управленческим аппаратом, государство может, применив информационные технологии, решить определенные насущные проблемы оптимизации управления. Среди них: введение электронного документооборота, что позволит уменьшить бюрократические проволочки и ускорить принятие решений; перевод в электронную форму взаимодействия граждан с властью; осуществление более прозрачного и доступного государственного и муниципального управления; дебюрократизация государственных организаций и поддержка развития гражданского общества в России.
В соответствии с программой «Электронная Россия» все основные государственные службы открыли свои сайты, дающие необходимую и обычно оперативную информацию по соответст- вующим вопросам. «Электронная Россия» представляет собой единый сервер органов государственной власти Российской Федерации (htpp://www.gov.ru) и предлагает широкий круг оперативной и архивной информации о деятельности обозначенных органов.
«В Российской Федерации уровень развития интерактивной формы связи пока ниже, чем в экономически развитых государствах. По индексу непрозрачности Российская Федерация занимает 40-е место среди 48 крупнейших стран (рядом с Китаем)».[2] Формирование «электронного правительства» находится в неразрывной связи со всем процессом российских реформ, особенно с повышением эффективности государственной службы на основе современных методов управления. Очевиден недостаточный уровень развития компьютерных сетей в России во многих сферах государственной и общественной жизни, отсутствие соответствующих навыков.
Реализация программы «электронного правительства» неразрывно связана с общим состоянием государственного управления в стране, характера бюрократии и роли элит в обществе, состоянием правовых институтов, менталитетом чиновников. Электронное правительство может функционировать как в русле демократических, так и авторитарно-корпоративных преобразований. Утверждение, что информационные технологии чудесным образом оптимизируют качество государственного управления, неверен. Необходимо, чтобы проекты административного реинжиниринга сопровождались обязательной коррекцией законодательства, а также содержали технические задания не только от держателя соответствующего бюджета, но и от высшего руководства страны и граждан, заинтересованных в правильности использования информационных технологий для повышения прозрачности, подконтрольности и оперативности. Для контроля трансформации и функционирования «электронного прави-
тельства» необходимо постоянно использовать как специальный (профессиональный), так и общественный аудит. Оценка эффективности программы развития электронного правительства может проводиться по следующим параметрам: снижение трудовых затрат органов власти на обмен информацией, уменьшение административной нагрузки на граждан в организациях, сокращение времени ожидания ответа на запросы и сокращение количества персональных обращений граждан, повышение открытости органов государственной власти, повышение оперативности принимаемых решений и т. д.
[1] ЭЛЕКТРОННОЕ ГРАЖДАНСТВО И ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ Карлсон К.Н.Международный форум по информации. 2007. Т. 32. № 1. С. 26-31. [2] «ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО» КАК ФОРМА ИНТЕРАКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ И ГРАЖДАНАМИ Ирхин Ю.В., Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2009. № 1. С. 160-174.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|