Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные категории проблемы

Введение

 

Развивающимся обществом востребованы образованные и нравственно предприимчивые люди, которые могут принять ответственное решение в ситуации выбора и прогнозировать его результат. Задачей современного образования является не только усвоение определенной суммы знаний, но и накопление обучающимися опыта самостоятельной деятельности и личностной ответственности, формирования новых жизненных установок личности.

Стимулирование профессионального самоопределения, поиск его новых форм является одним из действенных средств решения данных задач. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования предполагает введение качественно нового способа профессионализации. Предполагается создание условий для более полного учета склонностей и способностей обучающихся в образовательном процессе в соответствии с их интересами и намерениями в отношении продолжения образования.


СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВ

 

Следует подчеркнуть, что профильное обучение выступает не как узкая специализация старшеклассников с целью получения сугубо профессиональных знаний, а как процесс освоения обучающимися на основе самостоятельно принятого решения определенной сферы общественной практики, итогом чего к окончанию школы должен выступить осознанный и самостоятельный выбор профессии и способа получения профессионального образования. Предшествующая профильному обучению предпрофильная подготовка рассматривается как ориентация не только в отношении выбора «профиля вообще», но и выбора конкретного места и формы продолжения образования. Она является одним из аспектов профориентации, способствуя созданию условий для повышения подготовленности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.

В психологической науке и практике до недавнего времени традиционной была идея о том, что объективная необходимость задуматься над выбором профессии и строить профессиональные планы возникает в период ранней юности (Л.И. Божович, Е.А. Шумилин и др.). Однако на рубеже 90-х годов прошлого века произошла трансформация социальной ситуации развития подростка под влиянием изменившихся общественных условий, условий обучения и воспитания. Как показывают исследования Т.Н. Бостанджиевой, В.С. Мухиной, Н.Н. Толстых и др., уже у подростков складываются жизненные, в том числе профессиональные, планы, которые начинают существенно влиять на учебную деятельность. У большинства подростков представления о себе связаны именно с профессиональным самоопределением. Е.А. Климов включает подростковый возраст, наряду с ранней юностью, в стадию оптации, когда происходит осознанная подготовка к жизни, к труду, а также планирование, проектирование профессионального жизненного пути.

Таким образом, проблема осознанного и ответственного выбора профиля обучения в старшей школе может быть введена в круг важнейших психологических новообразований развития современного подростка. Она связана с общей потребностью подросткового возраста найти свое место в жизни.

 

Основные категории проблемы

 

Анализ и обобщение современных научно-теоретических подходов к проблеме развития субъекта труда позволил выделить ряд идей, в контексте которых выбор профиля обучения в старшей школе может быть рассмотрен как этап профессионального самоопределения и как важная социокультурная проблема подросткового возраста.

1. Профессиональное и личностное развитие имеют сложные взаимосвязи, составляют диалектическое единство (Е.М.Борисова, А.К.Маркова, Л.М.Митина, Ю.П.Поваренков, А.Р.Фонарев и др.). Готовность к выбору профессии и профессиональному труду складывается наряду с другими социально ценными свойствами личности. Профессиональное развитие неотделимо от личностного. Их основу составляет саморазвитие - процесс превращения человеком собственной жизнедеятельности в предмет практического преобразования. Саморазвитие, в свою очередь, приводит к высшей форме жизнедеятельности личности - творческой самореализации.

2. Профессионализация выступает как одна из сторон социализации (А.К.Маркова, Ю.П.Поваренков и др.). Выбор профессии - это значимый аспект приобщения к сообществу взрослых, в терминологии Е.А.Климова -«факт построения судьбы». Помощь подростку в профессиональном самоопределении обеспечивает процесс, который Д.И.Фельдштейн определяет как освоение, присвоение и реализация взрослости, то есть взросление.

3. Профессионализация рассматривается как один из аспектов индивидуализации. Реальный процесс психического развития является конкретным индивидуальным процессом, то есть подчиняется влиянию специфических для каждого человека внутренних детерминант, которые, в свою очередь, складываются при взаимодействии человека со средой (С.Л.Рубинштейн). Психическое развитие есть не что иное, как индивидуализированная онтогенетическая эволюция (Б.Г.Ананьев). Человек имеет значительные возможности в овладении разными профессиями ввиду многозначности индивидуальных черт. К проявлениям индивидуальности в профессиональной сфере следует отнести способности, склонности, интересы, характер, темперамент, стиль деятельности, поведения, отношение к различным видам труда. Они формируются в зависимости от особенностей личности, условий жизни и воспитания и (или) обусловлены типологически. Врожденные особенности, выступая условиями успешного выполнения деятельности, развиваются под влиянием сильной мотивации, в зависимости от требований, которые предъявляет та или иная деятельность. Способности могут быть поняты только с точки зрения социально культивируемой природы (Т.И.Артемьева, В.В.Давыдов и В.П.Зинченко, В.С.Мерлин, Б.М.Теплов).

4. Профессиональное самоопределение является сложным и длительным процессом, который не завершается выбором профессии, однако этот выбор является наиболее ответственным моментом данного процесса (Л.А.Головей, Е.А.Климов, Н.С.Пряжников и др.). Профессиональное самоопределение является системообразующим центром всей системы всевозможных самоопределений подрастающего человека как субъекта деятельности и гражданина (Е.А.Климов), важным аспектом личностного самоопределения (М.Р.Гинзбург). Профессиональное самоопределение выступает как поиск смысла в выборе профессии и в самом процессе самоопределения (Н.С.Пряжников). Согласно Е.А.Климову, самоопределение протекает на двух уровнях: гностическом (перестройка сознания и самосознания) и практическом (реальное изменение социального статуса человека).

5.Гарантией успешного профессионального самоопределения является субъектная активность. Субъектность характеризуется через произвольность в поступках, поведении, деятельности, через свободу самовыражения, через возможность выбора своего пути не только в соответствии с обстоятельствами, но и вопреки им. Субъектность проявляется в самостоятельном и осознанном построении человеком перспективы своего развития, в осмыслении своей жизнедеятельности, которая составляет контекст для конкретной профессии и для развития человека в этой профессии (К.А.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский, В.Н.Панферов, А.К.Осницкий и др.). Таким образом, развитие субъекта труда характеризуется прежде всего становлением способности к самостоятельному осмыслению своей деятельности, нахождению ее смыслов и путей самосовершенствования в ней на основе осознанного и ответственного выбора.

6. Выбор профессии является первым и наиболее важным этапом профессионального самоопределения. От того, как он протекал и какими мотивами определялся, зависит успешность профессионального обучения, профессиональной адаптации, приобретение профессионального мастерства и, в конечном итоге, достижение человеком вершин своего развития (А.А.Бодалев, А.К. Маркова, М.К. Тутушкина и др.). Профессиональный выбор как аспект личностного выбора протекает под влиянием осознаваемых и неосознаваемых факторов. Его особенность состоит в том, что он протекает в ситуации неопределенности, но в то же время ограниченным моментом принятия решения об одной из неограниченного числа альтернатив (В.И.Крюкова).

7. Выбор протекает согласно вектору «мотив-цель», который Б.Ф.Ломов назвал основной сферой проявления направленности личности. Мотивационная сфера образует побудительные силы любой деятельности, создает личностные факторы регуляции поведения, определяет его нравственные аспекты (В.Г.Асеев, Е.П.Ильин, Д.А.Леонтьев, С.Б.Каверин, А.К.Маркова и др.). Мотивационная система определяет не только реально выполняемую в настоящем деятельность, но и область желаемого, то есть перспективу дальнейшего развития личности и деятельности. Залогом развития положительной мотивации выступают соответствующие эмоции и чувства, отражающие отношение субъекта к перспективе своего самоопределения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...