Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Решение проблемы занятости




коммуникация вербальный речь коррекция занятость

В настоящее время семья (в своей работе под семьей мы понимаем одного или двух родителей с ребенком или детьми) сталкивается с рядом проблем социального, экономического, психологического характера. И зачастую поиск выхода из затруднительных ситуаций отодвигает воспитание детей на второй план, или же ответственность за воспитание и развитие ребенка перекладывается на сотрудников разного рода служб, реже - на ближайших родственников. Здесь стоит отметить ряд изменений в самом институте семьи в контексте воспитания детей:

· увеличение числа разводов и количества неполных семей;

· формирование детоцентризма (культа ребенка у части населения);

· усиление полярности в материальном благополучии, снижение качества жизни у значительной части семей;

· неспособность многих родителей обеспечить условия для развития, отдыха и досуга детей;

· разрушение традиционных устоев семьи;

· трансформация семейных функций, в т.ч. и воспитательной.

Появление ребенка кардинально меняет жизнь родителей, в первую очередь матери. В данной работе не заостряется внимание на проблемах материального благополучия, перераспределения семейных обязанностей, ролевого конфликта и т.п. Мы рассмотрим социально-психологический аспект.

Чувство постоянной привязанности, посвящение практически всего своего времени малышу, зачастую отсутствие необходимой поддержки и помощи, личностные изменения матери - вот далеко не полный перечень возможных трудностей. Большая удача для родителей и счастье для ребенка, если рядом есть мудрая, добрая, любящая бабушка. Почему именно бабушка?

Издавна в многопоколенной семье бабушка являлась хранительницей домашнего очага и кладезем знаний, традиций, сказок, былин, трудовых навыков. Бабушка была способна успокоить, подсказать и направить молодую маму; бабушка умела воспитать, научить, приобщить ребенка к труду.

Изменения последних десятилетий отразились и на «бабушке». Многие молодые бабушки даже после рождения внуков вовлечены в профессионально-трудовую деятельность, имеют свои интересы и занятия, т.е. остаются самостоятельными и активными членами общества.

С другой стороны, отмечается склонность к автономизации у современных семей, нежелание проживать совместно, что также делает сложным общение ребенка с бабушкой. У ребенка не складывается полного представления о поколенном составе семьи. Он не видится с бабушкой и не наблюдает, как родители взаимодействуют с нею. Следовательно, не происходит понимания семейной роли бабушки и связи ее с другими ролями.

Таким образом, исходя из актуальности проблем социально-психологической и практической помощи матери и полноценного развития ребенка, мы предлагаем идею создания центра «В гостях у бабушки».

На сегодняшний день в Красноярске существует достаточно большое количество педагогических, психологических, психолого-педагогических услуг, ориентированных на детей и их родителей (развивающие, корректирующие, просветительские центры и т.д.). Родители могут определить ребенка в секцию, кружок, центр дополнительного образования или подготовки к школе. Если маме понадобилось сходить в магазин, она может на пару часов оставить ребенка в детской комнате или на детской площадке при торговом комплексе.

Так в чем же состоит специфика предлагаемой нами услуги? Основные идеи планируемого центра:

· возможность для родителей оставить ребенка как на полный день, так и на несколько часов в любое удобное для них время в течение дня;

· бабушка - ключевая фигура: встречает на входе, угощает ребенка гостинцем, читает сказки и т.д.;

· наличие педагогов, воспитателей, специалиста-психолога (т.е. многоуровневое и разностороннее воздействие и взаимодействие с ребенком);

· внешние условия, лишенные асоциальных образов (интерьер, игрушки, персонажи).

Нами была проведена беседа с 4-5-летними воспитанниками детского сада. Общее число респондентов составило 15 человек. В ходе общения были заданы следующие вопросы: есть ли у ребенка бабушка, как часто они видятся, чем занимаются при встречах, а также ребенку предлагалось смоделировать образ идеальной бабушки и их совместных занятий. Результаты оказались следующими.

Бабушки есть у 13 детей, из них двое видятся с бабушкой редко, шестеро часто и пять детей живут вместе с бабушкой. Дети считают, что бабушка должна быть: старой - 2 человека, доброй - 5 человек, красивой - 4 человека, молодой - 1 человек, чтобы не кричала и не ругалась - 1 человек, чтобы делала подарки - 1человек, чтобы вкусно готовила (блины, пельмени) - 3 человека.

Вместе с бабушкой дети хотели бы: играть - 9 человек, читать и рассказывать стихи, сказки - 8 человек, рисовать - 6, учиться читать и писать -3, лепить - 1, вязать - 1 человек.

Из тринадцати детей, у которых есть бабушки, семеро ответили, что идеальная, самая лучшая бабушка именно у них.

Проведенная беседа помогла составить представление об образе бабушки глазами детей. Для наглядности приводим диаграммы полученных данных (см. рисунки 1, 2).

Данные подтверждают большую значимость бабушки для ребенка, для его развития, воспитания, досуга. Даже у детей, не имеющих бабушек, существует довольно яркое, эмоционально наполненное представление о том, какой она должна быть (доброй, хорошей...).

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, мы считаем важным попытаться возобновить преемственность поколений, особое внимание уделить духовно-нравственному развитию ребенка, создать для него условия, лишенные продуктов современного мира, негативно влияющих на его психику (различные кино- и мультперсонажи и т.п.), окружить атмосферой любви и заботы (добрые мягкие игрушки, соответствующие возрасту и интересам развивающие игры, сказки в прочтении бабушки), наблюдение за детьми квалифицированных специалистов с последующим консультированием родителей - вот цель новой услуги для нашего города.

Ценностные ориентации и притязания личности не могут быть субъектом одобрения или неодобрения. Крайне важным является акцент на осознание индивидуальности каждого из членов общества. Адекватная акцептация человеком комплиментов, критики в его адрес и пр., безусловно, необходима, но определять свою значимость только на основании этих суждений было бы неправильным. Членам Общества предлагается проработать примерно такую установку: «Кем бы ни были эти другие, они не живут внутри Вашего сознания и не ходят в Ваших башмаках. У них нет достоверных данных, позволяющих судить о Вас, даже если они занимают позицию, позволяющую, с их точки зрения, высказывать эти суждения».

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Дружинин, В.Н. Психология семьи: 3-е изд / В.Н.Дружинин. - СПб: Питер, 2009.

2. Андреева, Т.В. Психология современной семьи / Т.В.Андреева. - СПб.: Речь, 2009.

3. Крюкова, Т.Л. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними / Т.Л.Крюкова, М.В.Сапоровская, Е.В.Куфтяк. - СПб., Речь, 2007.

4. Гамезо, М.В. Возрастная психология: личность от молодости до старости: учебное пособие / М.В.Гамезо, В.С.Герасимова, Г.Г.Горенова, Л.М.Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2010.

.   Чернобай, В.А. Сдаем социальную психологию / В.А.Чернобай. - Ростов н/Д Деникс, 2009.

.   Семаго, Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психологического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н.Я.Семаго, М.М. Семаго. - СПб.: Речь, 2005.

7. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: хрестоматия /учеб. пособие для студ. пед. вузов / сост. и науч. ред. В.С.Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Академия, 2011.

8. Битти, М. Алкоголик в семье, или Преодоление созависимости / М.Битти; // перевод с англ. - М., Физкультура и спорт, 2007.

9. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учеб. пособие / И.В.Вачков; 2 - е изд., перераб. и доп. - М., Ось 89, 2009.

.   Виш, И.М. Практическая психотерапия / И.М.Виш. - Воронеж, 2009.

.   Волков, В.Т. Личность пациента и болезнь / В.Т.Волков. - Томск, 2009.

.   Дмитриева, Н.В. Психосинергетика: монография / Н.В.Дмитриева. - Новосибирск: НГПУ, 2008.

13. Короленко, ЦП. Психосоциальная аддиктология / Ц.ПКороленко, Н.В.Дмитриева. -Новосибирск, 2010.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...