Разъемные соединения. Резьбовые и зажимные соединения. Детали для закрепления. Применяемый инструмент. Фиксация соединений. Возможные дефекты и контроль качества
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Виды сборочных соединений. Разъемные и неразъемные соединения
Технологический процесс сборки РЭА и изделий связан с выполнением значительного количества различных соединений. Все возможные виды соединений могут быть разделены на неподвижные и подвижные. Неподвижные соединения обеспечивают постоянство взаимного размещения соединяемых элементов конструкции. Подвижные — это такие, в которых перемещение одного элемента конструкции относительно другого происходит в заданных пределах. Эти группы соединений, в свою очередь, подразделяются на неразъемные и разъемные. Неразъемные соединения не рассчитаны на разборку частей конструкции и не могут быть разобраны без разрушения хотя бы одной из соединяемых деталей. Разъемные соединения могут быть разобраны без разрушения соединяемых деталей. Таким образом, все соединения, применяемые при сборке, можно разделить на следующие группы: неподвижные неразъемные, неподвижные разъемные, подвижные неразъемные, подвижные разъемные. Неподвижные неразъемные соединения выполняют сваркой, пайкой, посадкой с натягом, склеиванием, заливкой металлом, запрессовкой пластмассой. Неподвижные разъемные соединения выполняют винтами, болтами, шпильками, штифтами -и прессовыми посадками. Подвижные разъемные и неразъемные соединения обеспечивают посадками на цилиндрических, конических, сферических, винтовых, плоских поверхностях и т.п. Разъемные соединения. Резьбовые и зажимные соединения. Детали для закрепления. Применяемый инструмент. Фиксация соединений. Возможные дефекты и контроль качества Разъемные соединения широко используются в радиотехнической промышленности, так как позволяют быстро заменять детали и узлы при эксплуатации. Наиболее распространенным видом разъемного соединения является резьбовое, которое выполняется при помощи винтов, болтов, шпилек и гаек. С помощью резьбовых соединений закрепляют большинство узлов на шасси, устанавливают разъемы, трансформаторы, переменные резисторы и т.п. При выполнении таких соединений большое значение имеет правильный выбор инструмента. Так, размер отвертки должен строго соответствовать размеру винта, в противном случае можно не достигнуть необходимой прочности соединения или повредить шлиц винта. Затяжку гаек и болтов необходимо проводить только с помощью торцовых гаечных или накидных ключей. Применять для этой цели подручный инструмент нельзя, так как он не обеспечивает необходимой силы затяжки и приводит к повреждению головок болтов и гаек.
Широкое распространение для затяжки болтов и гаек получил тарированный инструмент с регулируемой силой затяжки. Он обеспечивает полную силу затяжки, после достижения которой происходит автоматическое расцепление головки и ключа или лезвия отвертки с ручкой. В массовом производстве применяет пневматические и электрические механизированные инструменты. Собирая резьбовое соединение, необходимо сначала рукой закрутить винт или накрутить гайку до соприкосновения с поверхностью детали, а затем провести окончательную затяжку инструментом. При сборке многовинтовых соединений, например, при установке на шасси узлов с помощью большого количества винтов или шпилек с гайками, необходимо сохранять определенную последовательность завинчивания гаек, чтобы исключить возможный перекос или перегиб деталей. Недокрученная гайка вызывает перегрузку соседних с ней соединений. Общий принцип — закручивать сначала средние гайки, потом несколько соседних справа и несколько соседних слева и т.д., постепенно приближаясь к краям по так называемому "методу спирали" Затягивать гайки надо постепенно, сначала затянуть гайки на одну треть момента затяжки, затем на две трети и, наконец, на полную затяжку. Затягивать одну гайку за другой нельзя, так как это может вызвать перекос и деформацию закрепляемой детали. Гайки, размещенные по кругу, надо затягивать крест-накрест, причем, также сначала все наполовину или треть затяжки, а потом в том же порядке до конца.
В групповых резьбовых соединениях затяжка последующих гаек вызывает самоослабление уже затянутых, при этом нередко в значительных пределах, до 20-25%. Гайки болтов, шпилек ответственных соединений желательно после затяжки немного ослабить, потом повторно затянуть. Этим достигается повышение жесткости в стыках соединяемых деталей. Если в соединении есть упругая прокладка, то через 24 и 48 ч после сборки необходимо опять затянуть гайки. При разборке резьбовых соединении рекомендуется придерживаться обратного порядка, что позволит не допустить перекосов деталей. Рекомендуется сначала по очереди слегка отпустить все гайки и после этого отвинтить их полностью. Для обеспечения герметичности, например, при установке ниппелей, штуцеров необходимо более тщательно выполнять резьбу и торцевые поверхности, а также использовать прокладки из легкодеформируемого материла. Уплотнение резьбы и заглушек осуществляют белилами, суриком или специальными мастиками. В процессе эксплуатации аппаратуры в результате саморазвинчивания под воздействием ударов и вибрации резьбовые соединения могут ослабляться. Чтобы избежать этого, применяют их стопорение. Наиболее простым стопорным приспособлением является контргайка, которая навинчивается на винт или болт после основной гайки и затягивается до полного соприкосновения с ней. Однако при сильных вибрациях этот способ ненадежен. При многоболтовом соединении самоотвинчивания болтов можно избежать, пропустив проволоку через специальные отверстия в головках. Проволоку натягивают в таком направлении, чтобы закручивание ее концов содействовало закручиванию болтов или винтов. Стопорить винтовые соединения можно также шпильками. Но наибольшее распространение при сборке РЭА поучили разрезные пружинные гайки и шайбы типа "звездочка”, которые, благодаря своей упругости, производят в резьбовом соединении натяг, который мешает отвинчиванию.
С этой же целью крепежные детали малых размеров, которые не несут больших нагрузок, закрепляют с помощью заливочной массы, состоящей из 75% нитроэмали и 25% хорошо высушенного талька. Наносят ее на резьбовое соединение кисточкой или шприцем. Перед нанесением поверхность должна* быть очищена от масел и жира. Другим видом разъемных соединений является штыковое (байонетное) соединение, предназначенное для быстрого соединения и разъема двух цилиндрических деталей. Полая деталь имеет с одной стороны две прорези в виде буквы Г в двух противоположных стенках. На другой детали этим прорезям соответствуют выступы или штифты, которые входят в прорези. Поворотом одной детали относительно другой осуществляется затяжка соединения. Такой способ применяют для закрепления разъемов, экранов пальчиковых радиоламп и других деталей. Еще одним видом разъемного соединения является цанговый зажим, который содержит разрезной корпус, обжимающий центральный стержень (вал). Сжатие корпуса осуществляется навинчиванием гайки, которая имеет специальную форму. Такие цанговые зажимы широко применяются для закрепления ротора конденсатора переменной емкости на керамической оси, а также для фиксации положения оси переменных сопротивлений. Все разъемные соединения должны быть механически прочными и не допускать относительного перемещения соединяемых деталей. Применяемые крепежные резьбовые детали (болты, винты, гайки и шайбы) должны соответствовать ГОСТам и нормалям. При сборке эти детали должны быть надежно затянуты и законрогаены. Под головки винтов при закреплении деталей из хрупких материалов, а также под эти же детали в местах прикрепления их к шасси должны быть подложены шайбы из гетинакса или текстолита.
Точность взаимного размещения соединяемых деталей при резьбовых соединениях обычно невысокая. Поэтому, в тех случаях, когда требуется повышенная точность совместного размещения соединяемых деталей, прибегают, например, к специальным фиксирующим элементам конструкции. Для соединения двух плоских деталей, в этом случае, можно использовать точно подогнанные между собой направляющий штифт и отверстие. Фиксация положения цилиндрической детали по отношению к плоской может быть получена путем точного соединения шейки цилиндрической детали с тщательно выполненной проточкой в плоской детали.
Неразъемные соединения. Сварка, пайка, склеивание, запрессовка, развальцовка, чеканка, обжимание. Используемые материалы и детали. Применяемое оборудование и инструмент. Возможные дефекты и контроль качества. Примеры неразъемных соединений Неразъемные соединения выполняют сваркой, пайкой, запрессовкой, склеиванием, а также соединением с помощью пластических деформаций: заклепывание, развальцовка, чеканка, обжимание. Технологический процесс создания неразъемного соединения деталей путем их плавления или совместной деформации называют сваркой. В результате сварки возникают сильные и надежные связи между атомами материалов, что обеспечивает высокую механическую прочность соединения. При сварке металл в месте соединения нагревают до пластичного или расплавленного состояния. В этом отличие сварки от пайки, при которой нагревание осуществляется только до температуры плавления припоя. При производстве приборов, разных деталей и их монтаже широко используют контактную сварку. Контактная сварка делится на шовную и точечную. В первом случае осуществляют сварку соединяемых поверхностей по линии, а в другом — в отдельных точках. Свариваемые листы вводят в промежуток между двумя медными электродами. При сжимании их в месте контакта с деталями выделяется наибольшее количество теплоты. Центральная часть точки контакта называется ядром. Давление, приложенное к электродам, уплотняет металл ядра и содействует получению прочного соединения (сварной точки). Этим методом можно сварить листовые детали из конструкционных сталей, цветных металлов и их сплавов с широким диапазоном их толщин — от 3-5 мм до нескольких микрометров. Для крупногабаритных конструкций из алюминиевых сплавов и нержавеющей стали применяют аргонодуговую сварку, а для изделий их малоуглеродистых сталей — электродуговую, которая является универсальной. Ее особенность заключается в том, что в процессе плавки соединяемых элементов конструкции сильно прогреваются, и в месте соединения образуется заметный шов. Электродуговой сваркой успешно пользуются для соединения корпусов, кронштейнов, каркасов, рам из конструкционной стали всех марок, а также при создании миниатюрных сварных швов в приборостроении и выполнении электромонтажных работ.
Газовую сварку применяют для сварных соединений из тонколистовой стали и соединений тонкостенных деталей из легких сплавов. Основным преимуществом ее является исключение прожога металла в момент сварки. Флюсы при газовой сварке наносят на разогретую присадочную проволоку, к которой они прилипают при соприкосновении. Холодная сварка, которая обеспечивает соединение пластичных металлов давлением, проводится при комнатной температуре. В производстве РЭА ее применяют для соединения деталей малой толщины внахлест или встык. Основным условием качественной сварки является отсутствие контактирующих жировых пленок и грязи, а основным параметром — необходимая деформация металла, которая снижается с уменьшением толщины деталей. Этот метод применяется для соединения деталей из достаточно пластичных металлов и их сплавов: алюминия, дюралюминия, сплавов меди, никеля, золота. Оборудованием для холодной сварки служат гидравлические, рычажные и эксцентриковые прессы. Контроль качества сварных соединений с целью выявления трещин, надрезов, прожига, несоответствия размеров шва, незаплавленных кратеров шва, поверхностной пористости осуществляют внешним осмотром, при котором пользуются лупой, шаблонами, щупами, эталонами сварных швов. При точечной сварке внешним осмотром могут быть выявлены выплески металла, прожигания, вогнутости электродов, следы меди на поверхности шва, трещины, несоответствие диаметра сварной точки требованиям чертежа. С целью выявления внутренних дефектов сварных соединений применяют рентгеноскопию, которая позволяет выявить раковины, неметаллические включения и другие дефекты. Пайкой называется технологический процесс создания неразъемного соединения металлических деталей нагревом (ниже температуры их автономного расплавления) и заполнения зазора между ними расплавленным припоем, который создает после кристаллизации (застывания) прочный механический сплав (шов). Соединение металла с припоем осуществляется за счет растворения поверхностного слоя металла и его диффузии в припой. В зависимости от температуры в зоне соединяемых материалов пайка подразделяется на низкотемпературную высокотемпературную. Зазор между деталями устанавливают в зависимости от соединения: для низкотемпературных припоев в границах от 0,05 до 0,08 мм, для высокотемпературных — от 0,03 до 0,05 мм. Нагрев соединяемых деталей и припоя проводят разными способами: паяльником, токами высокой частоты, в печах, горелкой, в жидких средах, ультразвуком. Название способа пайки определяется инструментом (оборудованием), или средой, которая нагревает место соединения. Кроме того, пайку различают по характеру окружающей среды: в вакууме, нейтральных газах. По способу введения припоя пайку делят на следующие разновидности: заливкой; с предварительной укладкой припоя в месте соединения (шва); с предварительным облуживанием поверхностей соединяемых деталей; с введением припоя паяльником; с применением палочных или трубчатых припоев. С помощью пайки соединяют элементы деталей таких форм, которые тяжело или нельзя соединить другими способами. Ее применяют почти для всех материалов. В качестве припоев используют цветные металлы и их сплавы. Надежность паяных соединений зависит от состояния соединяемых поверхностей и их конструкции, температуры пайки и применяемого флюса. Подготовка поверхностей деталей, которые подвергаются пайке, заключается в очищении загрязнений, ржавчины, оксидных и жировых пленок механическим или химическим способом. Непосредственно перед горячим лужением или пайкой подготовленные поверхности деталей покрывают флюсом. Флюсы образуют жидкую и газообразную защитную зону, которая защищает поверхность металла и расплавленного припоя от окисления. Технологический процесс пайки включает в себя лужение, которое предшествует пайке и заключается в покрытии поверхностей соединяемых деталей тонкой пленкой припоя. Пайка деталей проводится после их лужения. Процесс пайки заключается в нанесении припоя в месте соединения деталей, прогрева места соединения и припоя до его полного плавления и в сохранении деталей в прижатом положении до полного затвердения припоя. Дефекты паяных швов, которые наиболее часто встречаются, и основные причины, которые их вызывают, следующие: трещины в паяльном шве из-за быстрого охлаждения деталей, после теплового расширения припоя и металла; наличие пор в шве вследствие высокой температуры пайки или интенсивного выпаривания флюса; припой не смачивает поверхность деталей из-за большой загрязненности деталей. Контроль качества готовых паяных соединений обычно проводят одним из, физических способов без разрушения образца (внешний осмотр, рентгеноскопия) или с разрушением изделия (на разрыв, срез). Склеивание деталей проводят с помощью специальных веществ, которые в результате взаимодействия с поверхностью изделия и изменения своего физического состояния способны при соответствующих условиях прочно закреплять склеиваемые детали. Соединения, полученные при склеивании, особенно целесообразно применять в элементах конструкции, которые выполняются из стекла или керамики, гетинакса или текстолита, а также в малогабаритных узлах, в которых применение соединений элементов пайкой или сваркой нежелательно. В зависимости от назначения клеи делятся на конструкционные и неконструкционные. Конструкционные клеи применяются для получения прочных соединений, а неконструкционные — для соединений ненагруженных деталей. К конструкционным клеям относятся эпоксидные (ЭД-6, БФ-2, БФ-4), полиуритановые (ПУ-2), карбонильные, бакелитовые и т.д. К неконструкционным клеям относятся №88, термопреновые, савиреновые, АК-20 и т.д. Технологический процесс склеивания состоит из следующих этапов: подготовка поверхности склеиваемых деталей; нанесения клея; склеивание деталей под давлением. Для получения прочных клеевых соединений клей наносят двумя тонкими равномерными слоями с короткой промежуточной выдержкой после нанесения каждого слоя. Необходимо учитывать, что прочность клеевого соединения зависит от толщины слоя: чем она меньше, тем выше механическая прочность соединения. Недостатком клеевых соединений является сравнительно низкая прочность, невысокая теплостойкость, а также продолжительное время технологического процесса склеивания. Неразъемные соединения могут быть получены с помощью пластических деформаций, заклепыванием, развальцовкой, чеканкой, обжимкой, и т.д. При заклепывании соединяемые детали сильно сжимаются при помощи заклепок, в результате чего между деталями возникает трение, которое мешает их взаимному передвижению. При этом происходит осадка заклепок до полного соприкосновения с деталями. Замыкающую головку можно получить с помощью ударов (молотком) или давлением на прессе. Для получения качественных клепки и замыкающей головки применяют специальные обжимки и раскатчики, с помощью которых обеспечивается высокое качество клепаных соединений и возможность механизации и автоматизации этой операции. Заклепки отличают по форме головки: полукруглые, полупотайные, потайные, и д.р. В качестве материалов для заклепок применяют металлы, которые легко деформируются: алюминий и его сплавы, латунь, медь. Заклепочные соединения после сборки деталей предохраняют специальными красками, эмалями или лаками. Для выполнения работ по клепке в производстве узлов, блоков РЭА и приборов основное применение получили настольные, реечные, и винтовые прессы с ручным, пневматическим и электромагнитном приводом. При контроле клепаных соединений проверяется качество замыкающих головок, возможность прилегания и неподвижность заклепок. Характерные виды брака: выгиб стержня в отверстии, прогибание материала, смещение закладной головки, выгиб замыкающей головки, неполная замыкающая головка. Соединения деталей из твердых и малопластичных материалов осуществляются с помощью запрессовки. Деталь или ее часть вставляется в отверстие другой детали, причем для получения прочного соединения отверстия берутся меньшего размера, чем устанавливаемая деталь. Такой вид соединения называется соединением в натяг. При малых натягах небольших деталей (штифтов, клинов, втулок, заглушек) их запрессовывают ударом молотка. Чтобы избежать повреждения деталей, применяют медные прокладки или молотки с медной накладкой. При больших натягах и размерах поверхности соприкосновения деталей применяют ручные, электромеханические или пневматические прессы. Прочность неразъемного соединения запрессовкой двух деталей обеспечивается силой трения между их поверхностями и зависит от величины натяга. Поэтому при выборе посадки с натягом определяют допустимые значения наибольшего и наименьшего натягов. Когда натяг будет больше, чем допустимый, деталь может разрушиться, при очень малом натяге сила трения может оказаться недостаточной и при эксплуатации изделия может появиться сдвиг деталей относительно друг друга. В радиотехнических узлах часто применяют соединения запрессовкой металлических деталей в неметаллические. Например, запрессовка пустотелых пистонов или монтажных штырей на печатную плату. Прочность прессового соединения зависит от следующих технологических факторов: чистоты поверхности, скорости запрессовки, смазки поверхности. Зазоры и натяги при соединении двух деталей с помощью запрессовки определяют методом расчета на максимум и минимум. Соединения развальцовкой получают при помощи отдельных заклепок или цапф, которые имеются на одной из деталей и выполняют роль заклепок. При развальцовке соединяемые детали сильно сжимаются, и выступающие через отверстие цапфы (заклепки) развальцовываются, в результате чего между ними возникает трение, которое не допускает их взаимного перемещения. Качество такого соединения в значительной степени определяется заклепками, которые для него используются. Выбор формы заклепок прежде всего зависит от материала и формы соединяемых элементов конструкций. Материал заклепок выбирается исходя из обеспечения соединений необходимой прочности, а главное — из технологических соображений. Применяют стальные, латунные и алюминиевые заклепки. Для конструкций, от которых требуется повышенная точность взаимного размещения, применят соединения двумя и более заклепками. Соединение деталей может проводиться развальцовкой без применения заклепок. В этом случае роль заклепки выполняет выступ на одной из деталей, конец которого развальцовывается. Обычно развальцовку проводят на сверлильных или револьверных станках. Возможные дефекты развальцовки аналогичны дефектам при клепке, рассмотренным выше. Что касается качества соединения при развальцовке, то можно отметить следующее: качество соединений развальцовкой не всегда может быть установлено внешним видом, что часто приводит к появлению скрытых дефектов; качество соединений во многом зависит от качества выполнения технологического процесса и его сущности; точность взаимного размещения соединяемых элементов конструкции в большой степени определяется технологическим процессом выполнения и в особенности точностью используемых приспособлений; качество соединения, которое может быть обеспечено в процессе его технологического выполнения, зависит от того, насколько хорошо учитываются особенности конструкции и технологии. В некоторых конструкциях соединение можно осуществлять за счет деформации не всей поверхности детали, а только какой- нибудь ее отдельной части. Рассматриваемый вид соединений обычно выполняется чеканкой, или обжимом. Материалы, которые используются для конструкции деталей, соединяемых путем деформация их элементов, должны обладать достаточной упругостью и в то же время иметь хорошую пластичность. Часто при выполнении соединения требуется не просто деформация, а некоторое местное превышение величины упругой деформации материала, которое осуществляется за счет его придавливания. Практика показывает, что во многих случаях в процессе соединения деталей лучше создавать постепенные усилия, которые легко получить на гидравлических прессах, сверлильных и револьверных станках, чем мгновенные усилия эксцентриковых прессов или молотков. Контрольные вопросы 1. Дайте общую характеристику разъемных и неразъемных соединений. 2. Какие виды разъемных соединений вы знаете? Какая разница между резьбовыми и зажимными соединениями? 3. Каких основных правил должен придерживаться сборщик при выполнении резьбовых соединений? Приведите методы фиксации резьбовых соединений. 4. Какие виды неразъемных соединений вы знаете? Какая разница между соединениями, получаемыми сваркой и пайкой? 5. Назовите виды неразъемных соединений, которые получаются с помощью пластической деформации? Как они выполняются? 6. Назовите основные дефекты, которые могут иметь место при сварке и пайке и их причины. РАЗДЕЛ 4. ЭЛЕКТРОРАДИОМОНТАЖНЫЕ РАБОТЫ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|