Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отечественная культура в условиях тоталитарного общества




 

В 1946-1950 годы были в основном восстановлены разрушенные войной учебные заведения. В короткий срок была восстановлена система всеобщего начального обучения. С 1952 года обязательным становится образование в объеме 7 классов, а уже в середине 50-х годов в столичных и крупных городах было введено обязательное десятилетнее образование.

Существенные изменения в сфере просвещения произошли в 1958 г. Вместо семилетнего вводилось всеобщее восьмилетнее образование, переход к которому был завершен к 1963 году. В эти годы в школьном образовании наблюдалась тенденция преобладания политехнических знаний над общеобразовательными, чрезмерного увеличения учебных часов на профессиональное обучение в ущерб основным наукам. В связи с этим в 1964 г. срок производственного обучения был сокращен с 3 до 2 лет. Средняя общеобразовательная школа из одиннадцатилетки превратилась в десятилетку.

В 60-е годы коренному преобразованию подверглась и система профессионально-технического образования. Школы ФЗО, ремесленные, железнодорожные, строительные и училища механизации сельского хозяйства были преобразованы в городские и сельские профессионально-технические училища с общеобразовательной подготовкой.

Следует заметить, что в советский период успехи в деле народного просвещения в основном были связаны с коллективными показателями. Несомненным достижением была ликвидация неграмотности. В 1966 г. был осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию. Следует отметить, что обучение от начального до высшего велось бесплатно. К началу 80-х годов в 488 вузах России обучалось более 3 миллионов студентов, а в 2500 средних специальных учебных заведениях - более 2.5 миллионов человек. По количеству специалистов с высшим и средним образованием страна занимала одно из первых мест в мире.

Несмотря на все это качество подготовки специалистов не соответствовало мировому уровню и требованиям научно-технического прогресса. Образование, особенно в области гуманитарных дисциплин, имело урезанный односторонний и ярко выраженный идеологический характер. Переход к среднему всеобучу привел к резкому снижению уровня знаний. Обязательность образования вырабатывала у молодежи негативное отношение к учебе, зачатки обскурантизма. Погоня за количественными показателями расширяла тиражирование псевдообразованности.

В послевоенные годы сфера науки, как и вся культура, подверглась идеологическому прессингу. Не только в гуманитарных, но и в казалось бы не имеющих ничего общего с идеологией точных и естественных науках на первый план выдвинулся принцип верности марксистско-ленинскому методу. В 1947 году в стране развернулись погромные «дискуссии» по философии, биологии, языкознанию, политэкономии. Целый ряд научных направлений в физике, математике, химии, биологии был объявлен идеологически неверным, а ученые, разрабатывавшие эти направления, подверглись преследованиям. Была окончательно разгромлена отечественная генетика, остановлено на многие годы развитие кибернетики. Это положило начало отставанию российской науки по многим базовым отраслям. Тем более, что в ряде наук, как это было особенно в биологии, насаждались лженаучные представления.

Основной упор в научной сфере партийное руководство в послевоенные годы делало на укрепление военной мощи государства. К числу приоритетных в первую очередь была отнесена физика атомного ядра и элементарных частиц. Были созданы Институт атомной энергии и Институт ядерных проблем. 29 августа 1949 г. под руководством И. Курчатова было произведено испытание атомного оружия.

Следует сказать, что заметный подъем отечественной науки наблюдался в 50-60-е годы. Общеизвестны достижения в области ядерной физики, ракетостроения и освоения космоса. Была создана водородная бомба, осуществлена реакция термоядерного синтеза, в 1957 г. произведен запуск первого искусственного спутника, а в 1961 г. - первого пилотируемого космического корабля. С этого времени берет начало активное освоение космоса. Продолжались теоретические разработки. В 1957 г. был введен в строй самый мощный в то время ускоритель элементарных частиц - синхрофазотрон. Работы, связанные с атомом, концентрируются в объединенном институте ядерных исследований в Дубне. Велись разработки мирного использования атомной энергии. Первая в мире атомная электростанция была открыта в 1954 г. в Обнинске.

Отечественная наука в 60-70-е годы в своих базовых отраслях добилась значительных успехов. Нобелевской премии за фундаментальные исследования в области электроники были удостоены академики Н. Басов и А. Прохоров. За разработку теории жидкого гелия Нобелевской премии был удостоен академик Л. Ландау. Академиком А. Логуновым разработан новый подход к проблеме множественного рождения частиц при высоких энергиях. Под его руководством был основан Институт физики высоких энергий, построен протонный синхротрон. Группой ученых под руководством Г. Флерова были синтезированы новые элементы таблицы Менделеева. В эти годы открываются новые отрасли науки - химия твердого состояния, физика твердого тела. Возобновляются исследования в области генетики и кибернетики. Развитие космонавтики связано в эти годы с переходом от единичных полетов к созданию орбитальных станций и проведению длительных околоземных экспедиций. Нужно отметить, что эта сфера отечественной науки не выдержала неофициального соревнования с США, которые первыми совершили высадку человека на поверхность Луны и перешли к использованию космических кораблей многоразового исследования.

Следует сказать, что успехи в науке во многом были обусловлены военнополитическими интересами Советского Союза, его престижа на международной арене. Открытия и изобретения отечественных ученых, не имевших выход на военно-промышленный комплекс, внедрялись очень медленно или оставались в виде теоретических разработок и проектов. Такое отношение привело к тому, что в 70-е годы в стране, первой вышедшей в космос, 40% рабочих и 75 крестьян работали вручную. Научно-технический прогресс в производство внедрялся очень медленно. Это же можно сказать и о сфере быта.

Таким образом и образование, и наука, как и вся культура, в советское время находилась под контролем государственной машины. Были достигнуты несомненные количественные успехи - значительно расширилась сеть учебных и научно-исследовательских учреждений, ликвидирована неграмотность, увеличилось число занятых в этих сферах культуры. Однако, качество и уровень знаний заметно снизился и отстал от современных требований. При известных успехах в науке результатом ее развития стало общее отставание от мирового уровня, особенно в тех отраслях знания, в которые государство и идеология усиленно вмешивались и искусственно тормозили.

По окончании войны тоталитаризм предпринимает ряд мер, направленных на искоренение ожиданий либеральных перемен в жизни общества, проявившихся в результате победоносного завершения борьбы с фашизмом. Эти меры коснулись не только политической сферы, но и культуры, в том числе и художественного творчества. В августе 1946 г. по инициативе Сталина принято постановление ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», а затем целая серия других «идеологических» постановлений: «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению»,. «О кинофильме «Большая жизнь», «Об опере Мурадели «Великая дружба» и другие. Они дали сигнал к публичной травле многих деятелей культуры: писателей А. Ахматовой, М. Зощенко, Э Казакевича, Ю. Германа, композиторов В. Мурадели, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, Д. Шостаковича, кинорежиссеров Г. Козинцева, В. Пудовкина, С. Эйзенштейна и других. Вся эта компания своей целью имела «приструнить» интеллигенцию в целом, втиснуть ее творчество в прокрустово ложе партийности и соцреализма.

Смена руководства и попытки либерализации общественной жизни в 50-е годы привнесли в художественное творчество заметное оживление. в это время рождались новые литературно-художественные журналы, что значительно расширяло возможности публикаций поэтов и писателей. Демократический характер редактируемого Твардовским журнала «Новый мир» обусловил его огромную популярность. Появились смелые произведения, разоблачавшие культ личности: «Теркин на том свете» Твардовского, «Наследники Сталина» Е. Евтушенко, «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына. Это рождало надежды на свободное развитие литературно-художественной жизни страны. Однако, несмотря на общее потепление обстановки в обществе, суть тоталитарной системы оставалась прежней, не изменилось и ее отношение к культуре. В ответ на призывы общественности, отменить сталинские постановления по вопросам культуры 1946-1948 годов, было категорически заявлено, что они «сыграли огромную роль в развитии художественного творчества по пути социалистического реализма» и в своем «основном содержании сохраняют актуальное значение».

В 50-е - первой половине 60-х годов систематической разносной критике за «идеологическую сомнительность», «недооценку руководящей роли партии», «формализм» и «ревизионистские настроения» подвергались писатели и поэты А. Вознесенский, Д. Гранин, В. Дудинцев, С. Кирсанов, скульпторы и художники Э. Неизвестный, Р. Фальк, режиссер М. Хуциев и другие. Заметную роль в этих разносах сыграл Н. Хрущев как первое лицо в государстве. За опубликованный за границей роман «Доктор Живаго», получивший Нобелевскую премию по литературе, его автор Б. Пастернак был подвергнут откровенной травле и исключен из Союза писателей.

Пожалуй главным содержанием художественного творчества в этот период было противоборство политико-культурных сил сталинистов и антисталинистов. Пьесы В. Розова, книги В. Аксенова и А. Гладилина, стихи Е. Евтушенко и А. Вознесенского, кинофильмы М. Хуциева воспринимались как нравственно-политичекая позиция, отвергавшая сталинщину. Однако эта позиция страдала наивной верой в возможность исправления и преодоления прошлых ошибок. Творчество художественной интеллигенции не было еще направлено против тоталитарной системы.

Развитие художественной культуры в 60-80-е годы проходило в обстановке неосталинизма. Противоречивость «застоя» весьма своеобразно проявилась в духовной жизни общества. Официальная культура все более склонялась к ритуалу, очищенному от какой-либо содержательности. В то же время через элементарное отрицание этого официоза значительно расширилась возможность для формирования «антистиля» в любых художественных вариантах. Здесь имеется в виду несоответствие методу и задачам социалистического реализма как они понимались идеологическим руководством страны. К «антистилю» приводила, в первую очередь, самобытность и неординарность творцов культуры, таких, как И. Глазунов, А. Тарковский, Э Неизвестный. Но нужно сказать, что разрыв действительности и официоза приводили к ситуации, когда художник, объективно отражающий жизнь вольно или невольно приходил к антистилю. Примером тому писатели-деревенщики В. Белов, В. Распутин, В. Астафьев, своим реализмом талантливо показывающие трагедию угасания основы национальной культуры - русской деревни. Вершинами неофициального направления в художественной жизни стало творчество В. Шукшина и В. Высоцкого. Если первый с идеями российской вольницы и обостренным антиурбанизмом в литературе и кинематографе был более понятен интеллигенции, то уникальность стихов и песен Высоцкого - в их доступности и популярности во всех слоях и кругах общества.

Говоря об официальной культуре, следует сказать, что помимо отказа от реальности она характеризовалась значительной «милитаризацией». Чем дальше в прошлое уходили события войны, тем больше войны было в художественном творчестве. Сюжеты сталинских беззаконий и репрессий, появившиеся в 50-60-е годы, были изгнаны и заменены тотальной «героизацией». Тема простого человека на войне постепенно преобразовалась в «лирическую фигуру для масштаба». В ранг героической активно включалась и производственная тематика.

Осуществляя тотальный контроль, государство прежде всего обращало внимание на те отрасли художественного творчества, которые имеют самую широкую аудиторию - литературу, кинематограф, телевидение. То, что по мнению чиновников не способствовало или вредило делу коммунистического воспитания, не должно было доходить до народа. Подобный подход определил рождение оригинального явления в отечественной культуре - самиздатовской литературы. Запрещенные книги распространялись в машинописном виде. Самиздат был тесно связан с общественным движением диссидентов и приобрел политическое значение. Государственная монополия на все средства культуры и невозможность реализации творческих замыслов, пропаганды своей деятельности привели к тому, что в 60-80-е годы многие деятели отечественной культуры были вынуждены уехать за границу. Некоторые были высланы из страны властями насильственно. За рубежом продолжали работать поэт И. Бродский, писатели А. Солженицын, В. Войнович, В. Максимов, В. Некрасов, режиссеры Ю. Любимов, А. Тарковский и многие другие.

Таким образом, вопреки тоталитаризму отечественная литература и искусство развивалось, постоянно стремясь вырваться из-под мелочной опеки государства. Созданные в этом случае произведения демонстрировали сохранение и развитие лучших гуманистических и реалистических традиций российской художественной культуры. Только физическое уничтожение творцов культуры могло создать иллюзию полного подчинения художественного творчества идеологическим канонам. Периоды ослабления и «затягивания гаек» в общественной жизни в советское время в равной степени стимулировали творческую активность, как порождаемыми надеждами, так и нарастающим нравственным протестом.


Заключение

В середине 80-х годов в стране стали явственными глобальный общественный кризис и неизбежность радикальных преобразований. В течение двух десятилетий, до середины 80-х гг., СССР прошел сложный исторический путь: от свертывания либеральных начинаний периода «оттепели» и стабилизации, укрепления позиций партийной и хозяйственной бюрократии до неуклонного скатывания в состояние экономической стагнации, массовой коррупции управленческих кадров, все большего отрыва официальных идеологических установок от общественной практики. Реформа 1965 г. в конечном счете, обернулась контрреформой, укрепившей планово-приказные рычаги центрального управления, позиции ведомственной бюрократии. Усугублялся разрыв в качестве и уровне жизни основной массы населения - рабочих, крестьян, интеллигенции - и привилегированных управленческих слоев, партийной и хозяйственной номенклатуры. Был ужесточен идеологический контроль со стороны партийных структур за всеми сферами общественной жизни, особенно духовной. Усилилось преследование инакомыслящих, которое, однако, обернулось зарождением диссидентского движения, ростом оппозиционных настроений в слоях интеллигенции при нарастании в целом пассивности и апатии в обществе. У брежневского руководства оказалось лишь два достижения: обеспечение военно-стратегического паритета: политика «разрядки» начала 70-х гг.; Хельсинские соглашения и первые договоры об ограничении стратегических вооружений (ПРО, ОСВ-II). Однако первое достигнуто ценой сверхусилий и сверхконцентрации ресурсов больной экономики, гипертрофирования военно-промышленного комплекса (на «оборону» работало прямо или косвенно до 80 процентов машиностроения) и деградации остальных отраслей народного хозяйства. Это создало материальную базу для жесткого внешнеполитического курса некомпетентного руководства и разорительных - с точки зрения национальных интересов - действий (поддержка просоветских диктаторских режимов, вмешательство в региональные конфликты по всему земному шару). В результате политики советского руководства, а также жесткого курса американской администрации Р. Рейгана человечество на рубеже 70-х - 80-х гг. оказалось близко к третьей мировой войне.

Внутренняя и внешняя политика, основанная на судорожном цеплянии за старые идеологические догмы, постепенно, но неуклонно вела к национальной катастрофе, к глобальному общественному кризису, чреватому потенциальным крахом государства. Неконкурентоспособность экономики пытались компенсировать экспортом нефти и газа, других видов сырья, что привело к массовой распродаже национальных богатств и к скатыванию великой державы (по характеристикам во внешней торговле) к роли слаборазвитой страны. Импорт продовольствия и потребительских товаров на основе «нефтедолларов» лишь маскировал скатывание экономики в состояние кризиса, отодвигая на время массовые конфликты. Моральное разложение кадров, рост преступности, падение авторитета власти, утрата веры частью народа в ценности системы - все это лишь дополняло общую картину разложения тоталитарно-бюрократической системы, определявшей себя как «общество развитого социализма».

Уже к концу 70-х годов для части советского руководства и миллионов рядовых граждан стала очевидной невозможность сохранения без изменений существовавших в стране порядков. Ограниченная и консервативная экономическая реформа 1979 г. не предотвратила стагнации производства, дальнейшего увеличения научно-технического разрыва с Западом. В стране обозначился кризис социальной сферы, росла апатия людей, деформировалась мораль. Во всех областях общественной жизни явственно чувствовалось загнивание. Физически немощные, увешанные всевозможными регалиями фигуры руководителей страны Л.И. Брежнева и К.У. Черненко как бы персонифицировали в себе разложение существовавшего политического режима.


Список используемой литературы

1. Ефимов Н.Н., Фролов B.C. Карибский кризис 1962 года (новые данные) // Вопросы истории. – 2005. - № 10.

2. История России. Россия в мировой цивилизации. - М.,1998.

3. История России: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2004.

4. Козлов В.А. Крамола: инакомыслие в СССР при Хрущеве и Брежневе. 1953-1982 гг. По рассекреченным документам Верховного суда и Прокуратуры СССР // Отечественная история. - 2003. - № 4.

5. Михайлова Н.В. Отечественная история: Учебное пособие / Н. В. Михайлова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002.

6. Новиков А.В.. Советская интеллигенция, Лубянка и Старая площадь в 1960-х - 1980-х годах. // Вопросы истории. – 2005. - № 9.

7. Пыжиков А.В. Проблема культа личности в годы хрущевской оттепели // Вопросы истории. - 2003. - № 4.

8. Пыжиков А.В. Советское послевоенное общество и предпосылки хрущевских реформ // Вопросы истории. - 2002. - № 2.

9. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Учебное пособие для вузов. - Брянск, 1999.

10. Федоров О.А. История России. ХХ век: учебник для вузов МВД России / О. А. Федоров. - Орел: ОЮИ МВД России, 1999.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...