Литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству
В.С. ВЫСОЦКОГО «В.ВЫСОЦКИЙ: О ВРЕМЕНИ И О СЕБЕ…»
В углу сцены – стул с наброшенной кожаной курткой, гитара. Повествование начинает ведущий, а затем каждый отдельный блок (по абзацам, театрализовано) представляют обучающиеся. В течение мероприятия показывается мультимедиа презентация о жизни и творчестве В. Высоцкого.
Звучит песня «Я не люблю».
Это одно из самых известных стихотворений Владимира Высоцкого, в нем он попытался выразить свои взгляды на жизнь, на все происходящее в ней. Это стихотворение вобрало в себя убеждения поэта, от которых он не отступал ни-когда.
Есть люди, которые метеором врываются в жизнь, оставляя после себя яркий неизгладимый след. Они еще при жизни становятся легендой, одно упоминание их имени согревает нам душу, делает добрее и чище.
Таким человеком был Владимир Высоцкий – поэт, певец, артист. Его звезда, вспыхнув на творческом небосклоне, оставила Землю навсегда. Но свет ее не погас – он в стихах и песнях, в его театральных образах и киноролях, в неистовом голосе, который звучит до сих пор с пластинок, кассет и дисков…
Он написал более шестисот песен. Это неслыханно много, и как горные вершины, песни совершенно разные, непохожие одна на другую. Песни Высоцкого мгновенно понимал и чувствовал любой: рабочий и поэт, чиновник и последний пьяница, мальчишка-подросток и ветеран войны. Они с одинаковым восторгом слушали его записи, потому что все считали его своим.
Звучит песня «Парус».
Владимир Высоцкий родился в Москве, 25 января 1938 года, за три года до начала Великой Отечественной войны. После пребывания в эвакуации на Урале, семья Высоцких вновь поселяется в Москве, в Большом Каретном переулке, где и сложился дружеский круг, которому Владимир Семенович показывал свои первые песни.
Высоцкий не сразу определил, что хочет быть актером. После окончания школы он поступает в московский инженерно-строительный институт, но, проучившись в нем полгода, бросает его. Это решение он принял в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год, готовясь к экзаменам. Где-то к двум часам ночи, когда чертежи были готовы, Высоцкий встал, взял со стола баночку с тушью, и полил ею свой чертеж. «Все. Буду готовиться, есть еще полгода, попробую поступить в театральный. А это – не мое…», - сказал тогда Владимир Семенович.
И всю жизнь он пройдет именно так – прямо, не умея кривить душой и подстраиваться под выгоды времени и желания других. Именно об этом песня, которую он всегда пел на встречах со студентами.
Звучит песня «Чужая колея».
Он был настоящий мужчина. По природе своей, по героическому нутру, он должен был, вероятно, пойти в моряки, летчики, солдаты. Но для этого надо было иметь несколько жизней. А у Высоцкого была одна. Короткая, яркая, похожая на полет, трагически прерванная судьбой.
Советский поэт Роберт Рождественский сказал о нем: «Так кем же он был все-таки – Владимир Высоцкий? Кем он был больше всего? Актером? Поэтом? Певцом? Я не знаю… Знаю только, что он был личностью. Явлением. И факт этот в доказательствах уже не нуждается»
…Есть древнее слово – бард. У древних племен галлов и кельтов так называли певцов и поэтов. Они хранили ритуалы своих народов. Они пользовались доверием народа. Их творчество отличалось оригинальностью, неповторимостью и самобытностью. Они хранили традиции своего народа, народ им доверял и чтил их.
Жил талантливый человек, всем известный. Песни его ворвались в наш слух, в наши души. Он пропел много печального о времени и о себе, и он же наградил нас подлинной поэзией, страстью и мужеством, необходимым для жизни.
Лучшие песни Владимира Высоцкого – для жизни. Они – друзья людей. В песнях этих есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту, - есть неистощимая сила, непоказная нежность и размах души человеческой.
Звучит песня «Кони привередливые».
В этом, может быть, и ключ ко всему Высоцкому. Не потому ли строки его произведений бывают непривычны для читателей и слушателей, что доля правды в его стихах превысила обычную норму?
Читаем Высоцкого – и вместе с ним скользим по планете, которую окутал вечный гололед, задыхаемся в тонущей подводной лодке, выкрикивая «Спасите наши души!» и волками рвемся за флажки… Рвемся не только за жизнью – за свободой, за правдой.
Звучит песня «Охота на волков».
…А через десять лет появилось продолжение – песня «Охота с вертолетов».
Читают юноши МС-15!!!!
Словно бритва рассвет полоснул по глазам,
Отворились курки, как волшебный сезам,
Появились стрелки, на помине легки, -
И взлетели стрекозы с протухшей реки,
И потеха пошла – в две руки, в две руки!
Мы легли на живот и убрали клыки.
Даже тот, даже тот, кто нырял под флажки,
Чуял волчие ямы подушками лап,
Тот, кого даже пуля догнать не могла б, -
Тоже в страхе взопрел и прилег – и ослаб.
Чтобы жизнь улыбалась волкам – не слыхал, -
Зря мы любим ее, однолюбы.
А у смерти – красивый, широкий оскал
И здоровые, крепкие зубы.
Улыбнемся же волчьей ухмылкой врагу –
Псам еще не намылены холки!
Но – на татуированном кровью снегу
Наша роспись: мы больше не волки!
Мы ползли, по-собачьи хвосты подобрав,
К небесам удивленные морды задрав:
То ли с неба возмездье на нас пролилось,
То ли света конец – и в мозгах перекос…
Только били нас в рост из железных стрекоз.
Кровью вымокли мы под свинцовым дождем –
И смирились, решив: все равно не уйдем!
Животами горячими плавили снег.
Эту бойню затеял не Бог – человек:
Улетающих – влет, убегающих – в бег…
Свора псов, ты со стаей моей не вяжись,
В равной сваре – за нами удача.
Волки мы – хороша наша волчая жизнь,
Вы собаки – и смерть вам собачья!
Улыбнемся же волчьей ухмылкой врагу,
Чтобы в корне пресечь кривотолки.
Но – на татуированном кровью снегу
Наша роспись: мы больше не волки!
К лесу – там хоть немногих из вас сберегу!
К лесу, волки – труднее убить на бегу!
Уносите же ноги, спасайте щенков!
Я мечусь на глазах полупьяных стрелков
И скликаю заблудшие души волков.
Те, кто жив, затаились на том берегу.
Что могу я один? Ничего не могу!
Отказали глаза, притупилось чутье…
Где вы, волки, былое лесное зверье,
Где же ты, желтоглазое племя мое?!
Я живу, но теперь окружают меня
Звери, волчьих не знавшие кличей, -
Это псы, отдаленная наша родня,
Мы их раньше считали добычей.
Улыбаюсь я волчьей ухмылкой врагу,
Обнажаю гнилые осколки.
Но – на татуированном кровью снегу
Тает роспись: мы больше не волки!
Как говорил о своих стихах и песнях сам Владимир Семенович: «Расчет в авторской песне только на одно – на то, что вас беспокоят точно так же, как и меня, те же проблемы, судьбы человеческие, одни и те же мысли. И точно так же вам, как и мне, рвут душу и скребут по нервам несправедливость и горе людское…
Видимо, именно поэтому такой горячий отклик находили в сердцах люди песни Высоцкого о войне…
В июне 41-го Володе было лишь три с половиной года. С матерью Ниной Максимовной он спускался в московские бомбоубежища, а затем был в эвакуации на Урале.
Но когда слушаешь песни Высоцкого о войне, трудно представить, что они написаны человеком, не шагавшим трудными фронтовыми дорогами, не горевшим в танке, не ходившим в разведку, не хоронившим друзей, более того – ни дня не служившим в армии.
Звучит песня «Он не вернулся из боя»
Прислушаемся к фронтовикам – их письма к Высоцкому лишнее подтверждение того, как предельно точно переданы чувства и мысли воинов, победивших врага в самой жестокой и кровопролитной войне:
- Здравствуй, Володя! После того, как тебя ранило осколком мины, я воевал еще год…
- Здравствуйте! Не тот ли вы Владимир Высоцкий, с которым я выходил из окружения под Оршей?…
В своем стихотворении Высоцкий ответил писавшим:
Вот спрашивают: попадал ли в плен ты?
Нет, не бывал, не воевал ни дня.
Спасибо вам, мои корреспонденты,
Что вы неверно поняли меня.
Но как иначе можно было понять песню-иллюстрацию очередного боя?
Звучит песня «Вцепились они в высоту»
Для Владимира Высоцкого тема войны – это, прежде всего тема благодарности тем, кто не дожил до победы и тем, кто остался жив, пройдя все дороги войны. И особый трепет и крик души совершившим подвиг и оставшимся неизвестными…
Песни, написанные В.Высоцким о войне, – это, прежде всего, песни настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь, и Родину. Такие не подведут.
Сегодня, слушая военные песни, Высоцкого, понимаешь, что неважно, о какой войне и о каком конкретно бое идет речь: о Великой Отечественной, об Афганской, о чеченской, о грузинской… Ценности, открывающиеся под шквальным огнем противника, не меняются от времени. Больно лишь от того, что с каждым годом мальчишек, пополняющих братские могилы, становится всё больше…
Звучит песня «На братских могилах».
А еще в жизни Владимира Семеновича Высоцкого была любовь…
Стихотворение «Баллада о любви».
Читает учитель (женщина).
Марина Влади вошла в его жизнь в 1967 году. Высоцкий влюбился в нее после просмотра кинофильма «Колдунья». Он смотрел фильм по нескольку раз в день, мечтал о встрече многие годы. И вот, наконец, она состоялась. Первое знакомство произошло в ресторане ВТО – Высоцкий пришел туда после спектакля.
«Краешком глаза я замечаю, что к нам направляется невысокий, плохо одетый молодой человек. Я мельком смотрю на него, и только светло-серые глаза на миг привлекают мое внимание. Но возгласы в зале заставляют меня прервать рассказ, и я поворачиваюсь к нему. Он подходит, молча берет мою руку и долго не выпускает, потом целует ее, садится напротив и уже больше не сводит с меня глаз. Его молчание не стесняет меня, мы смотрим друг на друга, как будто всегда были знакомы. Я знаю, что это – ты», - так описывает свое первое знакомство с Высоцким Марина Влади.
Через несколько лет они поженились. Марина Влади была с ним рядом двенадцать лет. «Я жив, двенадцать лет тобой храним…» – успеет написать он на обратной стороне телеграфного бланка. И все эти годы Марина Влади пыталась замедлить бешеный ритм жизни Высоцкого.
Звучит песня «Лирическая».
Они не были постоянно вместе: Владимир жил в Москве, Марина, французская актриса, в Париже. Короткие встречи, телефонные переговоры, недолгие поездки за границу – такой была их супружеская жизнь.
И тем не менее больше двенадцати лет Марина старалась хранить Высоцкого. А он – срывался, словно в пропасть. И каждый раз подниматься было все труднее.
Звучит песня «Мне каждый вечер зажигает свечи».
Но знаком современникам и потомкам Высоцкий не только по песням, но и по сыгранным ролям. Владимир Высоцкий – талантливейший актер.
Апрель 1964 г. Владимир пришёл работать в Театр драмы и комедии на Таганке.
Театр был его призванием, а Высоцкий – неповторимым актёром. Он абсолютно владел залом, был хозяином сцены, обладал удивительной энергией, которая, как луч сильного прожектора, била в зал.
Драгунский офицер, Янг Сун, Галилей, Хлопуша, Свидригайлов, Лопахин… И заветная вершина творчества – Гамлет!
Гамлет – основная и любимая роль Высоцкого. Он просил, он кричал Юрию Любимову: “Дайте Гамлета! Дайте мне сыграть Гамлета!”. Любимов дал ему Гамлета и сделал с артистом роль, которая стала для Высоцкого вершиной, любимой и в которой в своё время он не знал себе равных в Европе. Шекспир – поэт, Гамлет – поэт, Высоцкий – поэт. Тут всё связалось в прочный узел.
Сам актер говорил: «Гамлет – любимая роль. Нелегко она мне далась, да и теперь выкладываешься каждый раз на пределе. Иногда кажется: ну, это в последний раз, больше не выдержу… Я не играю принца Датского. Я стараюсь показать современного человека. Да, может быть, себя»
Гамлет – тема всего творчества Высоцкого. Гамлет – это, прежде всего талант. Человек, которому дано видеть больше, чем другим. А кому много дано, с того много и спросится. Это прекрасно понимал Гамлет Высоцкого; он понимал, что невозможно играть в прятки со временем. Вот почему он не может бездействовать, хотя знает, что это приведёт к его гибели.
(Отрывок)
…Я прозревал, глупея с каждым днём,
Я прозевал домашние интриги.
Не нравился мне век, и люди в нём
Не нравились. И я зарылся в книги.
Мой мозг, до знанья жадный, как паук,
Всё постигал: недвижность и движенье,
Но толка нет от мыслей и наук,
Когда повсюду им опроверженье.
Я Гамлет, я насилье презирал,
Я наплевал на датскую корону, -
Но в из глазах – за трон я глотку рвал
И убивал соперника по трону…
Гамлета Высоцкий играл 10 лет, Гамлет был последней ролью, которую поэт играл перед смертью.
Если театр для Высоцкого был призванием, то стихи были его страстью «Пастернак, Ахматова и Высоцкий вызывали своими стихами больше, чем восхищение. Они вызывали любовь».
Люди выбирают себе певца. Кто знал, что этот выбор коснётся коренастого паренька со светлой прядкой на лбу, с поднятым воротником сутулящейся куртки?
Звучит песня «Вершина».
Песни Высоцкого – друзья людей. В песнях этих есть удивительная добрая сила, которая помогает выстоять слабым и обрести уверенность растерявшимся. На иную песню можно опереться, как на плечо, ибо есть какая – то особая человеческая надёжность в этих песнях.
Звучит «Песня о друге».
Театр очень помог Высоцкому в формировании его таланта как поэта. Это театр научил образности его песен, которые поэт так прекрасно “умел исполнять”.
Так отзывался о поэте режиссер Станислав Говорухин: «Высоцкий никогда не исполнял свои песни вполсилы. Всегда, везде – на концерте ли, дома ли перед друзьями, в палатке на леднике, переполненному ли залу или одному – единственному слушателю – он пел и играл, выкладываясь полностью, до конца, до пота».
Звучит песня «Спасите наши души».
Есть у Высоцкого и ряд сатирических песен, юмористических песен-сказок. А юмор Владимира Высоцкого бесподобный, то по-юношески бесшабашный, то сказовый и очень смешной, то – юмор непоправимой ошибки.
Звучит песня «Жираф».
Юмор Высоцкого неотделим от стихии игры, он разыгрывает свои песни. Он создал в своих песнях целый театр людей.
Звучит песня «Про дикого вепря»
Судьба и история нашего общества сложна и противоречива. Культ личности, лагеря, война, послевоенные осложнения… Судьба поэта – всё это отражать. Высоцкий, как истинный поэт пропустил время через своё сердце. Творчество поэта нравственно, потому что честно.
Настоящего поэта всегда сопровождают не только почитатели, но и отрицатели, не только ценители, но и хулители, и даже гонители. У поэзии Высоцкого и того и другого вдоволь, и это, наверное, один из главных признаков её истинности и высоты.
Владимир Высоцкий и жил, как поэт, и умер, как поэт, сорвавшись на самой высокой ноте.
Он не допел, не досказал всего,
Что било пульсом и в душе звучало,
И сердце отказало от того,
Что слишком долго отдыха не знало.
Он больше на эстраду не взойдет
Так просто, вместе с тем и так достойно.
Он умер. Да.
И всё же он поёт,
И песни не дадут нам жить спокойно.
Звучит песня «О фатальных датах и цифрах»
При жизни Высоцкому явно недодали – и официального признания, и заслуженных почестей, и просто общественного внимания. Его ни разу не пригласили выступить на телевидении.
Но феноменальность судьбы и творческого результата Высоцкого в том и со-стоит, что, испытав на себе всю мощную силу механизма торможения, поэт сумел выстоять, сказать свое слово, спеть свою песню, не поддаться ни нажиму ни страху, назло.
И снизу лед и сверху – маюсь между, -
Пробить ли верх иль пробуравить низ?
Конечно – всплыть и не терять надежду,
А там – за дело в ожиданье виз.
Лед надо мною, надломись и тресни!
Я весь в поту, как пахарь от сохи.
Вернусь к тебе, как корабли из песни,
Всё помня, даже старые стихи.
Мне меньше полувека – сорок с лишним, -
Я жив, двенадцать лет тобой храним.
Мне есть, что спеть, представ перед всевышним,
Мне есть, чем оправдаться перед ним.
По свидетельству Марины Влади, это последнее стихотворение Владимира Высоцкого. 25 июля 1980 года поэта не стало.
Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва, хотя официального сообщения о смерти не было – в это время проходила московская Олимпиада. Только над окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление: «Умер актер Владимир Высоцкий». Ни один человек не сдал обратно билет – каждый хранит его у себя как реликвию…
Высоцкий жив и сегодня, благодаря людской памяти, питавшейся и питающейся по сей день его стихотворениями, драматургическими произведениями, киноролями, песнями…
Звучит песня «Корабли».
ЛИТЕРАТУРА:
1. Влади М. «Владимир или прерванный полет».- М.: Прогресс, 2009.
2. Высоцкий В. «Нерв»: Стихи. – Алма-Ата: Онер, 1988.
3. Высоцкий В. «Четыре четверти пути»/ Сб. сост. А.Е. Крылов. – М.: Физкультура и спорт, 2008.
4. Никулин С. «Высоцкий на Таганке»; Сб.статей – переизд. – М.: Прогресс, 2009.
5. Новиков В. «Высоцкий»; М., Молодая гвардия Серия «ЖЗЛ» 2012.
6. Симакова Л. «Владимир Высоцкий: У меня гитара есть…».- М.:Вагант, 2013.
7. Высоцкий В. «Стихотворения и песни».- М.: Профиздат, 2008.
Воспользуйтесь поиском по сайту: