Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Список использованных источников и литературы

Титульный лист

J

(1) Отечественная социологическая наука является сравнительно молодой и потому пока не до конца изученной, хотя и имеет богатую историю. В частности, вниманием исследователей обойден ряд теорий, которые могут рассматриваться в качестве попытки разработки отечественной политической науки, и это, на наш взгляд, не вполне справедливо, поскольку хотя отечественные социологические теории и складывались под влиянием западной социологии, пронизанной духом позитивизма, они существенно отличаются от них оригинальностью подходов. Одним из первых развивать в России социологическую науку в весьма оригинальном ключе начал народник Н.К. Михайловский.

(2) Прежде чем охарактеризовать социологию Н.К. Михайловского, стоит, на наш взгляд, обратиться к биографии мыслителя, несомненно, оказавшей влияние на его социологические взгляды и потому позволяющей понять их подоплеку.

Н.К. Михайловский родился в 1842 г. в мелкопоместной дворянской семье. Оставшись сиротой на четвертом году обучения в гимназии, он был отправлен опекунами в Санкт-Петербург для продолжения обучения в институте горных инженеров, где прекрасно учился, получив в результате серьезное физико-математическое и естественноисторическое образование, но, не закончив институт, вынужден был его покинуть из-за участия в студенческих волнениях, случившихся в 1863 г. Тогда же он начал литературную деятельность, через некоторое время став профессиональным литератором-публицистом, а затем – и редактором передового журнала «Отечественные записки». Работа редактором известного журнала, имевшего явную демократическую направленность, позволяла ему транслировать свои убеждения в широкие массы. Он был властителем умов, кумиром молодежи, популярность его в дореволюционной России в конце XIX – начале XX в. была огромна[1]. В 1882 г., после закрытия «Отечественных записок», Н.К. Михайловский был выслан из Санкт-Петербурга, хотя и не было революционером, веря в возможность либеральных реформ и выступая категорически против распространявшегося марксизма. Умер он в 1904 г., будучи широко известен и уважаем прогрессивной частью общества (как писал В.Г. Короленко, похоронная процессия растянулась очень далеко, чего не было со времени похорон И.С. Тургенева).

(3) Несмотря на то, что Н.К. Михайловский был широко известен и уважаем прогрессивной частью общества, поскольку ориентировался на актуальные российские проблемы, занимался поиском их решения и т.д., его имя редко упоминается в ряду мыслителей, внесших значительный вклад в развитие социологии – П.Л. Лаврова, М.М. Ковалевского, П.Н. Ткачева, М.А. Бакунина, П.А. Кропоткина и т.д. (4) В то же время его социологические идеи получили, если можно так выразиться, «негласное» признание, будучи заимствованными Л. Уордом, Г. Тардом и т.д. и положенными ими в основу западной социологии. Как заметил по этому поводу писатель П. Мокиевский, «…мы можем указать имена некоторых весьма известных ученых западной Европы и Америки, ученых, которые позднее Михайловского развили взгляды, весьма сходные или даже тождественные со взглядами Михайловского, и учения которых пользуются теперь громкою известностью»[2].

(5) Говоря о социологии Н.К. Михайловского, следует заметить, что мысль о необходимости разработки новой науки, которая служила бы связующим звеном между теорией и практической жизнью людей, пришла к нему в конце 1860-х. Свои идеи по этому поводу он изложил в ряде публикаций, к которым можно отнести статьи «Что такое прогресс?» (1866 г.), «Аналитический метод в общественной науке» (1869 г.), «Теория Дарвина и общественная наука» (1870 г.), «Борьба за индивидуальность» (1875 г.) и т.д. Примечательно при этом то, что сформулированное в указанных публикациях представление о цели, задачах и методах социологии в последующих трудах Н.К. Михайловского не изменялось.

(6) Теоретической основой социологии Н.К. Михайловского можно считать социологические идеи Н.Г. Чернышевского, революционно-демократические идеи Н.А. Добролюбова, индивидуалистические идеи А.И. Герцена, субъективистские идеи П.Л. Лаврова, а также идеи «целостной правды» В.Г. Белинского. Иными словами, теоретическую основу социологии Н.К. Михайловского составляли отечественные социалистические идеи, которые он, тем не менее, сочетал с разного рода зарубежными идеями. В числе таких идей можно назвать позитивистские идеи О. Конта, органические идеи Г. Спенсера, социалистические идеи П. Прудона, утилитарные идеи И. Бентама и Дж. Ст. Милля, теорию борьбы за существование Ч. Дарвина и т.д. Иными словами, Н.К. Михайловский, осознавая научную уязвимость отечественных социалистических идей, стремился к построению социологической науки с учетом всех ошибок отечественной и западной науки[3].

(7) Методологической основой социологии Н.К. Михайловского можно считать позитивистскую философию, (8) которая, тем не менее, неоднократно подвергалась критике с его стороны в связи с присущим ей фатализмом, призывающим к примирению с действительностью, в то время как по мнению Н.К. Михайловского социология, напротив, призвана активизировать деятельность человека. Человек, по его мнению, принимает активное участие в процессе общественного развития, дает ему нравственную оценку, формирует идеал и субъективно способствует его реализации[4]. Иными словами, он искренне верил, что наука об обществе не только должна дать ответ на вопрос о том, что представляет собой действительность, но и определить пути ее совершенствования, повышения качества жизни народа и т.д., что позволяет заключить, что Н.К. Михайловский «…был позитивистом в понимании социологии, но как человек творческий, ориентированный на решение конкретных, реальных проблем русской жизни, не мог не интерпретировать позитивистское понимание предмета социологии, не приспособить его к специфическим задачам, к решению «проклятых» вопросов русской жизни»[5].

(9) Исходя из этого, критиковал он и дарвинизм, искажающий, по его мнению, реальность, а также обосновывающий неизбежность капиталистического пути развития, а вместе с ним и конкуренцию в обществе, разрушающую целостность личности, в то время как наука об обществе должна создавать нравственный идеал, транслировать полезные изобретения, давать научные рекомендации по решению существующих в обществе проблем и т.д.

(10) Вполне очевидно, таким образом, что Н.К. Михайловский считал социологию своего рода «венцом всех наук», что, в частности, становится очевидным из следующих его идей, касающихся ее природы:

1. возникновение социологии связано с переходом общества к стадии развития человека, когда он перестает оперировать абстрактными сущностями;

2. практическая значимость социологии заключается в выработке знания, способного помочь в преобразовании существующей действительности;

3. целью социологии является разработка единой и целостной системы правды, т.е. примирение объективных и субъективных знаний об обществе[6].

(11) Что же касается задач социологии, то их Н.К. Михайловский видел в изучении социально-психологической природы человека, особенностей социального взаимодействия, истории, социальных групп и их влияния, общественно-политических институтов и т.д. Иными словами, социология Н.К. Михайловского является универсальной, пользующейся достижениями других наук – математики, физики, биологии, медицины и т.д.

(12) С указанной особенностью социологии Н.К. Михайловского связано также то, что он провозгласил приоритет «двуединой правды» – разрабатываемая им социология должна была руководствоваться сочетанием правды-истины и правды-справедливости. Правда-истина в понимании мыслителя – это научное знание, получаемое в результате исследования объективного мира, а правда-справедливость – это представление о нравственном идеале общественного устройства. Указанные понятия являлись для него синонимами истины, которая тогда только подлинна, когда она не только научна, но и нравственна, справедлива[7]. Иными словами, социология, в отличие от других наук, по мнению Михайловского, не может ограничиться только объективной картиной мира. Объективная картина мира в данном случае должна быть дополнена нравственной оценкой действительности[8].

Говоря о вопросах, разрабатываемых Н.К. Михайловским в рамках его социологии, следует отметить следующее:

1. (13) он уделял особое внимание проблеме прогресса, понимая под ним, прежде всего, прогресс личности. Исходя из этого, более прогрессивным Н.К. Михайловский считал общество, в котором личность может свободно и разносторонне развиваться. При этом конфликт между личностью и обществом он усматривал в разделении труда, приводя в качестве примера средневековое индийское общество с его разделением на касты, препятствовавшим гармоничному развитию личности. Тем не менее, отмечал Н.К. Михайловский и положительную роль общества в развитии личности, проистекающую из «сочувственного опыта» и «кооперации» между людьми[9];

2. (14) немалое внимание он уделял и проблеме политического лидерства, рассматривая ее в контексте взаимодействия героя и толпы. Данное взаимодействие, по мнению Н.К. Михайловского, основано на подражании, то есть первое не может существовать без второго[10]. При этом причины подражания могут быть не только психологическими, включая бессознательные, но и социологическими, включая экономические, политические, нравственные, историко-культурные[11]. «Герой – человек, увлекающий своим примером массу на хорошее или дурное, благородное или подлейшее, разумное или бессмысленное дело <…> Великих людей создает та же среда, которая выдвигает и толпу, только концентрируя и воплощая в них разрозненно бродящие в толпе силы, чувства, инстинкты, мысли, желания»[12], – пишет он. В связи с этим, в качестве героя может оказаться как злодей, так и гений, и т.д.

(15) Таким образом, Н.К. Михайловского по праву можно считать одним из основоположников отечественной социологической науки. Социология Н.К. Михайловского в большой степени основывалась на социалистических идеях, широко высказываемых во второй половине XIX в., а также, что немаловажно, на целом комплексе зарубежных идей – от античного гуманизма до дарвинизма, утилитаризма и т.д. Исходя из этого, в понимании Н.К. Михайловского социология представляла собой «венец всех наук», науку, отвечающую на вопрос о том, что представляет собой действительность, и определяющую пути ее совершенствования, в связи с чем в рамках нее он обращался к проблеме прогресса, проблеме политического лидерства и иным насущным проблемам, имеющим практический потенциал.

 

Список использованных источников и литературы

Источники

1. Михайловский Н.К. Избранные труды по социологии в двух томах / Отв. ред. А.О. Бороноев. URL: http://dbs-win.rub.de/personalitaet/pdf/152.pdf (дата обращения: 04.04.2017).

Литература

2. Бурмакина А.Л. Генезис понятия «политическое лидерство» в русской классической социологии // Вестник ВЭГУ. 2017. № 1 (87). С. 136-142.

3. Вязинкин А.Ю. Субъективный метод в социологии как источник философской антропологии Н.К. Михайловского // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 7 (111). С. 243-248.

4. Гнатюк О.Л. Исследование природы социальной коммуникации, социальной связи и механизмов общения в истории русской социологии // Коммуникология. 2015. № 1. С. 13-28.

5. Голосеева А.А. Критика позитивизма в работах Н.К. Михайловского // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2010. № 3 (46). С. 44-58.

6. Дягилева Ю.А. «Общественная наука» Н.К. Михайловского как исторический опыт синтеза русской политической науки. URL: http://izvestia.asu.ru/2012/4-2/pols/TheNewsOfASU-2012-4-2-pols-04.pdf (дата обращения: 04.04.2017).

7. Петренко А.Н. Теория прогресса в общественно-политической мысли России второй половины XIX в. // Вестник Томского государственного университета. История. 2015. № 2 (34). С. 120-124.

8. Юдин А.И. Н.К. Михайловский о предмете социологии // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 1 (129). С. 106-113.

 


[1] См.: Голосеева А.А. Критика позитивизма в работах Н.К. Михайловского // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2010. № 3 (46). С. 44.

[2] См.: Дягилева Ю.А. «Общественная наука» Н.К. Михайловского как исторический опыт синтеза русской политической науки. URL: http://izvestia.asu.ru/2012/4-2/pols/TheNewsOfASU-2012-4-2-pols-04.pdf (дата обращения: 04.04.2017).

[3] См.: Дягилева Ю.А. «Общественная наука» Н.К. Михайловского как исторический опыт синтеза русской политической науки. URL: http://izvestia.asu.ru/2012/4-2/pols/TheNewsOfASU-2012-4-2-pols-04.pdf (дата обращения: 04.04.2017).

[4] См.: Юдин А.И. Н.К. Михайловский о предмете социологии // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 1 (129). С. 107.

[5] Юдин А.И. Н.К. Михайловский о предмете социологии // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 1 (129). С. 106.

[6] См.: Дягилева Ю.А. «Общественная наука» Н.К. Михайловского как исторический опыт синтеза русской политической науки. URL: http://izvestia.asu.ru/2012/4-2/pols/TheNewsOfASU-2012-4-2-pols-04.pdf (дата обращения: 04.04.2017).

[7] См.: Вязинкин А.Ю. Субъективный метод в социологии как источник философской антропологии Н.К. Михайловского // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 7 (111). С. 244.

[8] См.: Юдин А.И. Н.К. Михайловский о предмете социологии // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 1 (129). С. 111.

[9] См.: Петренко А.Н. Теория прогресса в общественно-политической мысли России второй половины XIX в. // Вестник Томского государственного университета. История. 2015. № 2 (34). С. 120.

[10] См.: Бурмакина А.Л. Генезис понятия «политическое лидерство» в русской классической социологии // Вестник ВЭГУ. 2017. № 1 (87). С. 138.

[11] См.: Гнатюк О.Л. Исследование природы социальной коммуникации, социальной связи и механизмов общения в истории русской социологии // Коммуникология. 2015. № 1. С. 16.

[12] Михайловский Н.К. Избранные труды по социологии в двух томах / Отв. ред. А.О. Бороноев. URL: http://dbs-win.rub.de/personalitaet/pdf/152.pdf (дата обращения: 04.04.2017).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...