Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторный анализ прибыли и рентабельности на ОАО «Хлебокомбинат Абсолют»




 

Анализ формирования прибыли на предприятии складывается из изучения финансовых результатов и анализа факторов, влияющих на величину и структуру изменений прибыли. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве следующих показателей:

¾ исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период (“горизонтальный” анализ);

¾ исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (“вертикальный” анализ).

Для оценки и анализа уровней и динамики показателей финансовых результатов деятельности предприятия составляется следующая таблица из данных предприятия:

 

Таблица 1 Финансовые результаты деятельности ОАО "Хлебокомбинат Абсолют"

Показатель 9 мес. 2012 г., тыс. руб. (1). 9 мес.2013 г., тыс. руб. (2). 2013г. к 2012 г.,% (3=(2:1)*100%)
Выручка от реализации (без НДС) 16115794 17852679 110,78
Полная себестоимость продукции 14721995 16622938 112,91
Прибыль от реализации ТП 1393799 1229741 88,23
Сальдо доходов и расходов от операционных и внереализационных операций 5958 -329905 55
Балансовая прибыль 1399757 899836 64,29
Налог на прибыль 489501 314880 71,60
Чистая прибыль 910256 584956 60,61
Нераспределенная прибыль 430095 85725 19,93

 

Анализ данных таблицы показывает, что по сравнению с аналогичным периодом 2012 года за 9 месяцев 2013 года произошло ухудшение основных финансовых показателей. Прибыль от реализации товарной продукции уменьшилась на 164058 тыс. руб., или на 11,77%; балансовая прибыль - на 499921 тыс. руб. (35,71%); чистая прибыль - на 367033 тыс. руб. (39,39%).

Наиболее отрицательным моментом явилось значительное снижение показателя чистой прибыли, так как именно ее наличие создает стимулирующие условия хозяйственного развития предприятия; а также то, что снижение величины чистой прибыли происходит гораздо более быстрыми темпами, чем уменьшение балансовой прибыли, а тем более - прибыли от реализации товарной продукции, что сигнализирует о не вполне “здоровом” финансово-производственном положении предприятия.

Вертикальный анализ демонстрирует, что в составе балансовой прибыли в 2013 году прибыль от реализации товарной продукции составила 136,66%, в 2012 году - 99,57%. При прочих равных условиях подобные структурные изменения в составе балансовой прибыли следовало бы рассматривать в целом положительно, так как они характеризуют повышение активности предприятия в производственной деятельности. Однако в данном случае столь значительный рост этого показателя объясняется вовсе не повышением производственной активности предприятия, а значительным ухудшением отдачи от операционных и внереализационных операций, что неизбежно влечет за собой снижение и других показателей прибыли. К внереализационным операциям здесь относятся данные по операциям, связанным с движением имущества предприятия - списание имущества по причине морального износа; списанная дебиторская задолженность; штрафы, пени и т.д. [21].

Дальнейший анализ должен вскрыть конкретные причины изменений по каждому фактору прибыли от реализации и определить их влияние на изменения прибыли. Подробный анализ будет основываться на ряде показателей (таблица 2). Важнейшими из них являются объем производства продукции, полная себестоимость продукции и реализация товарной продукции в базисном и отчетном годах. Вспомогательными показателями будут служить данные по реализации товарной продукции, себестоимости и прибыли от реализации товарной продукции в отчетном году в ценах базисного года.

 

Таблица 2 Данные для расчетов факторов, влияющих на прибыль

Показатель

По базису (9 мес. 2012 г.)

По базису на фактически реализованную продукцию

Фактически по отчету (9 мес. 2013 г.)

Динамика
усл. об. тыс. руб. усл. об. тыс. руб. усл. об. тыс. руб. %  
Реализация ТП(1) N0 16115794 N1 0 13600008 N1 17852679 110,2
Полная себестоимость(2) S0 14721995 S1 0 12323729 S1 16622938 112,9
Прибыль от реализации ТП(3=1-2) P0 1393799 P1 0 1176250 P1 1229741 88,2
Объем производства, т(4) Q0 6740 - - Q1 5688 84,4

 

Определяем степень влияния на прибыль отдельных факторов:

а) Одним из определяющих факторов, прямо повлиявших на уменьшение прибыли от реализации ТП на ОАО «Хлебокомбинат Абсолют», явилось значительное снижение объема производства - на 15,6%. Увеличение же выручки от реализации на 10,78% объясняется, прежде всего, изменениями отпускных цен на продукцию. Данное влияние рассчитывается следующим образом:

 

DP1 =N1 0 -N11 =17852679-13600008=4252671 тыс. руб.

 

Эта дополнительная прибыль получена, в том числе за счет инфляции, изменения отпускных цен и, отчасти, - за счет изменений в структуре товарной продукции. Более детальный анализ требует рассмотрения цен по всей номенклатуре выпускаемой продукции на основе данных бухгалтерской отчетности.

б) Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (собственно объема продукции в оценке по базовой себестоимости).

 

D P2 =P0 *K1 -P0

 

где, K1 - коэффициент роста объема продукции: K1 =S1 0 /S02 =1393799-1393799=-217587 тыс. руб.

Таким образом, влияние фактора снижения объема производства составило -217587 тыс. руб.

в) Расчет влияния на прибыль изменений в структуре продукции. Данный коэффициент сводится к определению разницы коэффициента роста объема реализации продукции в оценке по отпускным ценам и коэффициента роста объема реализации продукции по базисной себестоимости.

 

D P3 =P0 *(K2 -K1)

 

где K2 =N1 0 / N0.

DP3 =1393799*(-)=5,84 тыс. руб.

Полученная положительная величина демонстрирует, что в структуре продукции произошли положительные изменения, повлекшие за собой более медленное снижение величины выручки от реализации по сравнению с себестоимостью продукции в базисных ценах [8].

г) Расчет влияния на прибыль изменения себестоимости. Коэффициент выражается разницей между базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции и фактической себестоимостью. В данном случае это влияние составило:


 

D P4 =S1 0 -S0.4 =12423729-166229388=-4199209 тыс. руб.

 

Столь значительное изменение себестоимости поддается анализу при более подробном рассмотрении состава затрат на ОАО «Хлебокомбинат Абсолют».

 

Таблица 3 Структура себестоимости на ОАО "Хлебокомбинат Абсолют"

Показатель 9 мес. 2012 г., тыс. руб. 9 мес. 2013 г., тыс. руб. Динамика, %
Мат. затраты 9521670 10170260 106,81
Затраты на оплату труда 673294 703033 114,42
Прочие прямые затраты 4171392 5286333 126,73
Накладные расходы 355633 463311 130,28
Итого 14721995 16622938 112,91

 

Как видно из таблицы 3, в структуре себестоимости наибольший рост затрат наблюдается по статьям: прочие прямые затраты, включающие общезаводские расходы, амортизацию и др.; материальные затраты, включающие расходы на сырье и материалы, топливо и энергию на технологические цели, ТЗР и т.д. Стоит также отметить значительный рост накладных расходов (130,28%), в которые входят затраты по сбыту и реализации продукции, расходы на рекламу, упаковку и т.д. Можно предположить, что со временем доля этих затрат будет неуклонно возрастать, так как в условиях рынка недостаточно произвести продукцию, - необходимо приложить значительные усилия, иной раз превышающие в стоимостном выражении другие затраты, для успешного сбыта.

д) Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции исчисляется сравнением базисной полной себестоимости, скорректированной на коэффициент роста объема продукции с базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции.

 

D P5 =S0 *K2 -S1 0.5 =14721995*0,8438931-12423729=60 (тыс. руб.).

 

Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль перерасхода (экономии), вызванной нарушениями хозяйственной дисциплины (невыполнение плана мероприятий по охране труда, технике безопасности и т.д.) - DP6.

Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации товарной продукции за отчетный период:

 

D Pа =P1 -P0.

 

где P1 и P0 - прибыль от реализации товарной продукции за отчетный и базисный периоды соответственно; DPа - общее изменение прибыли от реализации товарной продукции.

 

DPа=1229741-1393799=-164058 (тыс. руб.).

или:б ==4252671+(-217587)+5,854+(-4199209)+60=-164059,2 (тыс. руб.).

 

Небольшое отклонение между DPа и DPб объясняется влиянием фактора DP6 - его величина равна 1,2 тыс. руб.

Для более наглядного сопоставления влияния каждого фактора на прибыль от реализации товарной продукции следует составить следующую таблицу:


 

Таблица 4 Факторы, воздействующие на прибыль

Фактор Абсолютная величина тыс. руб. Удельный вес, %
DP1 4252671,000 49,05000
D P2 217587,000 2,51000
D P3 5,854 0,00006
D P4 4199209,000 48,44000
DP5 60,000 0,00670
DP6 1,200 0,00001
Абсолютная сумма отклонений ∑ 8669534,050 100,00000

 

Данные таблицы 4 демонстрируют, что на прибыль от реализации товарной продукции наиболее значительно воздействуют три фактора, а именно - изменения отпускных цен, изменение себестоимости продукции и объем реализации, влияние же других факторов не столь заметно - менее 3%.

Качественный анализ факторов позволяет сделать вывод о том, что прибыль от реализации товарной продукции на ОАО «Хлебокомбинат Абсолют» возрастает лишь за счет фактора изменения цены, что ставит предприятие в зависимость от конъюнктуры. Внутренние же факторы - такие как влияние на прибыль изменений в объеме производства продукции и в структуре прибыли и объем реализации не задействованы вовсе. Это лишний раз подтверждает тот факт, что финансово-производственное состояние предприятия далеко от благополучного.

Однако необходимо заметить, что цены на ряд товарных позиций, выпускаемых на ОАО «Хлебокомбинат Абсолют» регулируется и, следовательно, не могут адекватно меняться вслед за изменениями себестоимости, так как предприятие приобретает сырье и материалы по свободным ценам [10].

Анализ рентабельности на ОАО «Хлебокомбинат Абсолют» будет строиться исходя из двух систем показателей: рентабельности продукции; рентабельности предприятия.

а) Показатель рентабельности продукции характеризует прибыльность продукции за определенный период. С помощью методов факторного анализа определяется влияние изменений рентабельности продукции за счет факторов изменения цены продукции и ее себестоимости.

Пусть К0 и К1 - рентабельность продукции базисного и отчетного периодов соответственно. Тогда в соответствие с методикой из 1.2:

 

D K= D KN + D KS = 8,89+(-10,65)=-1,76%

 

Таким образом, за счет изменения полной себестоимости, а точнее ее увеличения на 13,04%, рентабельность продукции снизилась на 10,65%. Вследствие же изменений цен на товарную продукцию, рентабельность продукции возросла на 8,89%. Суммарное влияние этих факторов дало общее снижение рентабельности на 1,76%. Т.е. выполняется условие, описанное в главе 1.2. о том, что при более быстром росте себестоимости по сравнению с ростом прибыли от реализации общая рентабельность продукции снижается адекватно интенсивности этих изменений.

б) Анализ факторов, влияющих на рентабельность производства будет проводиться методом цепных подстановок. В данной работе используется трехфакторная модель, позволяющая рассчитать изменение рентабельности производства по трем факторам: рентабельности продукции, фондоемкости продукции и оборачиваемости оборотных средств.

Факторный анализ будет строиться в таблице 5.

 

Таблица 5 Расчеты по факторному анализу рентабельности Хлебокомбината Абсолют

Показатель Условные обозначения 2012 г. 2013 г.
1 2 3 4
Выручка от реализации, тыс. руб.(1) N 16115794 17852679
Основные производственные фонды, тыс. руб.(2) F 7696698 7499012
Оборотные средства, тыс. руб.(3) E 2987397 3852474
Полная себестоимость товарной продукции, тыс. руб.(4) C 14721995 16622338
Прибыль от реализации товарной продукции, тыс. руб.(5) P=(1-4) 1393799 1229741
Рентабельность предприятия(6) K=5/(2+3) 0,1305 0,1083
Расчеты для трехфакторной модели:      
1. Прибыльность продукции P/ N 0,0865 0,0689
2. Фондоемкость продукции F/ N 0,4776 0,4200
3. Оборачиваемость оборотных средств E/ N 0,1854 0,2158

 

Таблица 6 (используется для расчетов с данными из таблицы 5) Расчет отклонений

Показатель Условные обозначения Отклонения  
  5 6  
  абсолют. гр.4-гр.3 относит. гр.5/гр.3 *100%  
Выручка от реализации, тыс. руб. 1736885 10,78%  
ОПФ, тыс. руб. -197686 -2,57%  
Оборотные средства, тыс. руб. 865077 28,96%  
Себестоимость, тыс. руб. 1900343 12,91%  
Прибыль от реализации ТП 164058 -11,77%  
Рентабельность капитала -0,0222 -17,01%  
Прибыльность продукции -0,0176 -20,35%  
Фондоемкость -0,0576 -12,06%  
Оборачиваемость 0,0304 16,40%  

 

Показатели, сведенные в таблицах 5 и 6 предназначены для дальнейшего использования в факторном анализе рентабельности предприятия [3].

Из таблицы 6 видно, что общий прирост рентабельности предприятия за год (D R) составил -0,0222 или -2,22%. Рассмотрим какое влияние на эти изменения оказали различные факторы.

Анализируя полученные результаты, можно сделать некоторые выводы:

¾ общая рентабельность предприятия за отчетный год снизилась на 2,22%, причем снижение рентабельности вызвано, прежде всего, значительным падением показателя рентабельности продукции (-2,66%), а также ухудшением использования оборотных средств (на 0,55%);

¾ некоторые позитивные сдвиги наблюдаются в отношении использования основных фондов - за счет уменьшения среднегодовой стоимости ОПФ при одновременном росте показателя реализации ТП, что дало небольшой прирост в общей рентабельности предприятия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...