Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Состав рабочих документов, при аудите издержек обращения и особенности аудита издержек   обращения.

ГЛАВА 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУДИТА ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ

ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА

 

Прежде чем приступить к выполнению указанной задачи аудита издержек производства (обращения), необходимо провести предварительный обзор с целью оценки слабых и сильных сторон внутреннего контроля процесса производства и затрат. Для сбора общих данных и оценки системы внутреннего контроля целесообразно составить отдельный специальный вопросник для данной организации по форме, представленной в таблице 1.1.

Перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (утверждены постановлением Правительства РФ от 05\08\98г. №552 с последующими изменениями). Согласно этим Положениям, а также отраслевым методическим указаниям по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг), в процессе аудиторской проверки необходимо установить правильность и законность отражения затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

При проверке затрат следует документально подтвердить правильность исчисления себестоимости продукции (работ, услуг), т.к. себестоимость продукции – один из наиболее важных синтетических показателей, позволяющий оценить эффективность использования в процессе производства продукции (работ, услуг) материальных и трудовых затрат, рентабельность, прибыльность и финансовую устойчивость экономического субъекта.

До начала проведения документальной проверки аудитор обязан изучить организационные и технологические особенности экономического субъекта, определить характер, специализацию, масштабы и структуру каждого вида производственной деятельности организации – клиента.

 

 

Таблица 1. Вопросник оценки внутреннего контроля: учет процесса производства и затрат

 

№ п\п Направления и вопросы тестирования Нет ответа   Да Нет Примечание
  УСЛОВИЯ        
1 Имеет ли доступ к бланкам накладных, требованиям кто-либо, кроме ответственных лиц?        
  РЕАЛЬНОСТЬ        
2 Проверяются ли требования на товар и накладные на его отпуск после их подготовки зав. складом?        
3 Проверяются ли еженедельные отчеты об использованных материалах и отпущенных товарах после их подготовки зав. складом?        
  ПОЛНОТА        
4. Проводится ли предварительная нумерация накладных и требований и используется ли она для выявления отсутствующих или фиктивных документов?        
  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ        
5. Готовят ли накладные на товары и требования на материалы специально ответственные лица?        
  ТОЧНОСТЬ        
6. Проверяется ли расхождение между данными первичных документов на отпуск материалов и товаров и производственных отчетов        
  КЛАССИФИКАЦИЯ        
7. Правильно ли квалифицируются затраты по элементам и статьям калькуляции        
  ПЕРИОДИЗАЦИЯ        
8. Отвечает ли учет затрат принципу “Временной определенности факторов”        
  9. УЧЕТ Проверяют ли лица, ответственные за учет затрат, данные учета по сегментам и сводного учета?        

 

Следует отметить, что учет всех видов затрат, включаемых в себестоимость продукции, должен подтверждаться первичными документами. Первичные документы должны содержать обязательные реквизиты: наименование документа, код формы, дату составления, содержание хозяйственной операции, количественное и стоимостное выражение затрат, подписи ответственных лиц с расшифровкой фамилии, имени, отчества. Т.о., в сомнительных случаях подлинность первичных документов и обоснованность списания затрат нетрудно установить.

  Проверяя, правильно ли отнесены затраты на себестоимость продукции, аудитор должен знать, что они группируются по следующим элементам:

-материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

-затраты на оплату труда;

-отчисления на социальные нужды;

-амортизация основных средств;

-прочие затраты.

  Переходя непосредственно к проверке правильности учета затрат на производство продукции, аудитор должен особое внимание обратить на следующие вопросы:

- соблюдается ли принцип постоянства в учете затрат (т.е. неизменность выбранного с начала года метода учета затрат на производство и метода калькулирования себестоимости продукции, способы распределения косвенных расходов и издержек обращения в Положении об учетной политике организации);

- соответствует ли выбранный метод учета затрат отраслевым и технико-экономическим особенностям организации;

насколько верно разграничиваются производственные затраты по отчетным периодам;

- соблюдается ли выбранный метод и точность оценки материальных ресурсов, списываемых на затраты производства продукции;

- обосновано ли списываются отклонения от учетных цен по материалам;

- правильно ли начисляется износ по основным средствам. нематериальным активам и быстроизнашивающимся предметам;

насколько обоснованы суммы расходов, связанных с организацией и управлением производством, и способы их распределения на объекты учета и калькуляции;

- какова обоснованность списания издержек обращения на себестоимость реализованных товаров;

- соблюдается ли правомерность отнесения на издержки производства (обращения) фактических сумм расходов по ремонту основных средств, командировкам, рекламе, оплате информационных, консультационных и аудиторских услуг, а также представительских расходов и др.

 

1.2. МЕТОДОЛОГИЯ АУД ИТА ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ

 

Аудит издержек обращения проведен по методологии заключительного контроля, т.е. осуществлен после выполнения работ и совершения хозяйственных операций. Хотя заключительный (последующий) контроль осуществляется слишком поздно, чтобы ориентировать на проблемы в момент их возникновения, тем не менее, в аудиторской практике он выполняет важные функции. Одна из них состоит в том, что заключительный контроль дает руководству организации информацию о недостатках и ошибках, рекомендации по их устранению и недопущению в будущем.  Сравнивая фактически полученные и требовавшиеся результаты работы, руководство имеет возможность оценить, насколько реалистично и обосновано были проведены работы были проведены работы, хозяйственные операции, составлены планы и т.д. Эта процедура позволяет также получить информацию о возникших проблемах и сформулировать новые направления действий, чтобы избежать этих проблем в будущем.

  Заключительный (последующий) контроль обеспечивает также объективную оценку деятельности организации и проводится с целью подтверждения достоверности данных периодической и годовой (финансовой) отчетности организации. Заключительный (последующий) контроль для отдельных организаций обязателен (согласно законодательству), т.е. эти организации подвергаются обязательной аудиторской проверке один раз в году. Заключительный аудиторский контроль может быть проведен также по поручению органов дознания, следствия при наличии санкции прокурора, суда и арбитражного суда в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.

  Заключительный аудиторский контроль может быть проведен в необязательном порядке (инициативный аудит) по усмотрению самих организаций с целью устранения ошибок и нарушений в бухгалтерском учете, налогообложении и по другим причинам (проведение анализа финансового состояния предприятия и платежеспособности, прогнозирование развития основных видов деятельности организации и т.д.)

Отличительным свойством заключительного аудиторского контроля является полнота охвата им проверяемых объектов, возможность их более глубокого изучения. Это позволяет вскрыть не только недостатки в работе организации, но и неиспользованные резервы повышения эффективности всех видов ее деятельности, наметить и принять меры к ликвидации допущенных в организации нарушений и ошибок.

Наиболее высокая эффективность аудиторского контроля (в рамках поставленной договором цели проверки) достигается путем разумного и четкого сочетания всех форм - по времени проведения контроля и использования организационных систем обратной связи с объектами субъекта аудиторской проверки.

В зависимости от источников контрольных данных выделяют документальный и фактический контроль. В данном случае применен первый тип контроля, т.е. проверка осуществлялась по документальным данным с целью установления сущности хозяйственной операции (и хозяйственной деятельности в целом). Источниками конкретных данных являются первичные и сводные бухгалтерские документы, регистры синтетического и аналитического учета, планы и отчеты организации и другие источники (договоры, учредительные документы и другие документы внутренней регламентации организации). Специфика документального контроля состоит в том, что они могут быть как достоверными, так и недостоверными, полными и неполными, что безусловно сказывается на выборе аудитором технических приемов его осуществления, которые связаны, главным образом, с проверкой документов.

 

СОСТАВ РАБОЧИХ ДОКУМЕНТОВ, ПРИ АУДИТЕ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ АУДИТА ИЗДЕРЖЕК   ОБРАЩЕНИЯ.

В ходе проверки аудитору необходимо собрать исчерпывающие доказательства для составления объективного заключения о достоверности показателей финансовой отчетности клиента. Важнейшие аудиторские доказательства (данные аудита) должны быть документированы. При необходимости аудитор может составлять рабочие документы, необходимые для аудиторских процедур (ведомости, схемы, вопросники и т.п.).Аудиторская документация является собственностью аудитора, однако информация, содержащаяся в ней, конфиденциальна и не подлежит использованию и (или) разглашению без согласия клиента.

При проведении аудита издержек обращения ООО «Андреос» аудиторская документация состоит из: бухгалтерской (финансовой) отчетности за 1995 г.; сведений о государственной регистрации клиента, учетной политики клиента; данных об учредителях; информации о видах деятельности клиента и результатах оценки и изучения системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Эти данные отражены в форме описаний анализа сделок и остатков по счетам, информации для руководства клиента, отчета аудитора.

Проверяя состав производственных затрат организации, необходимо установить, какой способ формирования себестоимости продукции (работ, услуг) используется в организации – традиционный для отечественного учет, так называемый калькуляционный вариант или применяемый в международной практике «директ-костинг» (учет прямых затрат).

При первом (традиционном) способе исчисляют полную производственную себестоимость продукции (работ, услуг), списывая по окончании отчетного периода косвенные расходы на дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и на другие счета учета затрат (на которых учитываются издержки по другим видам деятельности организации) со счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». Суммы производственной себестоимости продукции и работ переносят с счетов 20 и 23 в дебет счетов 40 «Готовая продукция», 37 «Выпуск продукции (работ, услуг)», 45 «Товары отгруженные или 46 «Реализация продукции (работ, услуг). При этом способе необходимо обратить внимание на правильность распределения косвенных расходов между объектами производства и калькуляцией пропорционально той или иной базе (оплате труда, прямым затратам и др.).

Международный вариант учета затрат предполагает разделение всех затрат за отчетный период на производственные (переменные), обусловленные технологией производственного процесса, и периодические (условно-постоянные), более связанные с длительностью отчетного периода. Периодические затраты собираются на счетах 26 «Общехозяйственные расходы», 43 «Коммерческие расходы» и не включаются в себестоимость объектов калькуляции, а списываются в конце отчетного периода непосредственно на дебет счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)».

При проверке достоверности и объективности списания затрат на издержки обращения в организациях оптовой и розничной торговли аудитор должен убедиться в правильности списания издержек обращения на остаток товаров на складах (прилавках) и на реализованную часть товаров. Следует помнить, что распределению подлежат суммы транспортных расходов, связанных с заготовкой товаров, и суммы процентов за банковский кредит, списанных на издержки обращения согласно действующему порядку. Остальные издержки обращения носят текущий характер и подлежат отнесению общей суммой на себестоимость реализованной продукции.

При проверке учета списания и погашения стоимости МБП следует помнить, что организациям предоставляется право выбора в учетной политике одного из вариантов погашения стоимости находящихся в эксплуатации МБП.

Особое внимание необходимо уделить правильности списания МБП и их износа при выбытии за непригодностью (наличие актов списания, обоснованность данной операции), а также правильности корреспонденции счетов по учету списания и погашения стоимости МБП.

Малые предприятия, осуществляющие учет по упрощенной системе, ведут учет МБП на счете 10 «Материалы». Практика показывает, что данный подход значительно снижает степень реализации контрольной функции бухгалтерского учета и требует более подробного аудиторского контроля.

Нередки факты, когда в затраты данного отчетного периода включают расходы, произведенные в другие отчетные периоды, а также начисления и платежи, которые должны покрываться за счет других источников.

По установленным правилам на затраты производства относят представительские расходы, расходы на служебные командировки, рекламу и подготовку кадров, компенсационные выплаты за использование личного транспорта, информационные, консультационные и аудиторские расходы, проценты за кредиты банков и за бюджетные кредиты, некоторые налоги и сборы и др. Вышеперечисленные расходы списываются на издержки обращения в пределах норм установленных законодательством. Сверхнормативные расходы должны быть присоединены к прибыли организации с целью налогообложения.

При проверке достоверности амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам необходимо проверить нет ли начислений износа сверх нормативного срока их эксплуатации. Проанализировать соблюдение порядка учета затрат на ремонт основных средств и создания резервов.

При проверке начисленной арендной платы за счет затрат на производство следует иметь в виду, что арендный процент (по долгосрочно арендуемым основным средствам) должен покрываться за счет чистой прибыли организации.

Проценты по ссудам, отсроченным и просроченным, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств, приобретение основных средств и нематериальных активов после ввода их в эксплуатацию, оплачиваются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Аудиторской проверке подвергается также обоснованность отнесения на затраты производства сумм по отдельным налогам, сборам, отчислениям, платежам, т.к. зачастую здесь допускаются ошибку в корреспонденции счетов.

Проверке также подвергается достоверность показателей «незавершенного производства и правильность списания затрат на готовую продукцию.

Для того чтобы обоснованно оценить состояние учета затрат на производство, целесообразно зафиксировать все выявленные нарушения в специально разработанной ведомости, где должны быть предусмотрены следующие показатели:

содержание операции,

наименование документа,

дата составления и номер документа,

сумма,

корреспонденция счетов,

примечание.

В примечание аудитор записывает выводы и обоснованные предложения по устранению недостатков.

В процессе проверки данного объекта аудитор должен проанализировать также правильность использования выбранных способов (вариантов) учета выпуска продукции и определения выручки от реализации продукции (работ, услуг).

ГЛАВА 2.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...