Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современный этап (середина XIX — начало XX1 века)




Современный этап отличается от предшествующего тем, что европейское общество окончательно и бесповоротно вступает на путь капиталистического развития. Два первых из рассматриваемых нами мыслителей, а именно О.Конт и К.Маркс, застали начальную стадию капитализма, а два других (Э.Дюркгейм и М.Вебер) — последующую. Между ними качественная разница. Естественно, что первые и вторые описывали совершенно разные общества.

Огюст Конт (1798-1857), давший имя социологии, на­чал творить чуть раньше Маркса. Поэтому он выразил в своем творчестве идеалы прогресса, политической и эко­номической свободы, надежду на то, что с помощью на­уки можно решить все социальные проблемы. На вопрос о том, как вылечить больное общество, Конт отвечал про­сто: надо создать такую же точную и объективную науку об обществе, какой является естествознание. Новая наука называется "социология". Открытые наукой законы об­щества надо преподавать в школах и университетах, дабы просветить людей в отношении того, как следует правильно и разумно строить свои взаимоотношения.

О.Конт настолько уверовал в свое детище, что во всеоб­щей классификации наук поставил социологию на самую вершину — выше математики, физики и биологии, а преоб­разующую роль социологии в обществе (она должна произ­вести революцию в умах людей) считал столь же важной, как и роль религии. Социология призвана открывать уни­версальные законы развития и функционирования общества, неотделимые от законов природы. Свои открытия она совер­шает при помощи четырех методов: наблюдение, эксперимент, сравнение и исторический метод. Причем применяться они должны объективно и независимо от оценочных сужде­ний исследователя. Такой подход с тех пор называют пози­тивизмом.

Конт определил предмет и метод социологии. По его мнению, наука должна раз и навсегда отказаться от не решаемых вопросов. К ним Конт относил те, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты. Прежде всего к ним относятся философские суж­дения, оторванные от жизни.

Конт преклонялся не только перед созданной им со­циологией, но и перед человеческим обществом, которое она призвана описывать. Для него отдельный индивид — почти ничто, а точнее — абстракция. Общество же есть высшая реальность. Под ним подразумевалось все челове­чество или какая-то его часть, связанная консенсусом (все­общим согласием). Учение Конта состояло из двух частей — социальной статики, описывающей законы существо­вания, и социальной динамики, описывающей законы и этапы изменения общества.

Карл Маркс (1818-1883) куда более пессимистично смотрел на возможности капитализма, нежели Конт. Он воочию наблюдал "зверства первоначального накопления": рост преступности и нищеты в городах, разорение крес­тьянства, сказочное обогащение кучки буржуа, продажу детей в рабство и т.п. Поэтому Маркс выдвинул совер­шенно иной подход к пониманию общества. Его считают изобретателем теории социального конфликта. Если для Конта и Дюркгейма главное — стабилизация общества, то для Маркса — его уничтожение и замена новым, более справедливым. Считается, что вся мировая социология возникла и сформировалась чуть ли не как реакция на мар­ксизм, как стремление средствами теории опровергнуть его. В самом деле, Маркс выступал за революционный путь из­менения общества, а все другие социологи — за реформист­ский.

В отличие от Конта и Дюркгейма, Маркс придавал ано­малиям, т.е. негативным сторонам капитализма, а именно эксплуатации, обнищанию, преступности не относительное, а абсолютное значение. Их нельзя устранить полностью или частично в рамках капитализма. Это такой же антагонистический строй, как рабовладение и феодализм. Антагонизм — непримиримое противоречие основных классов любого общества. Всюду, где есть классы, существует антагонизм, ибо один класс всегда эксплуатирует другой, т.е. живет за его счет, присваивает неоплачиваемый труд. Рабовладение и фе­одализм все больше накапливают такой антагонизм, а капи­тализм доводит его до логической точки. Антагонизм нельзя разрешить в рамках существующего строя, ибо эксплуатато­ры добровольно не отдадут награбленное и не поменяются местами с теми, кого они эксплуатируют. Даже если два класса поменяются местами, эксплуатация как явление, как социальный институт не исчезнет. Эксплуатацию нельзя ре­формировать, ее можно только уничтожить, заменив клас­совое общество на бесклассовое.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917). как и О.Конт, был фран­цузом. Но, в отличие то последнего, он застал свою стра­ну на качественно ином этапе развития. Капитализм пре­вратился в мировую систему, охватившую все континен­ты. Крупные банки, предприятия и офисы, машинная индустрия, пароходы, автомобили и аэропланы опреде­ляли лицо европейского общества рубежа XX века.

Дюркгейм предлагал опираться на социальные факты и изучать их статистически. Под социальными фактами он понимал коллективные привычки, традиции, обычаи, правила поведения, обряды. Считать их фактами, доступ­ными объективному изучению наряду с магнетизмом или гравитацией, было по тем временам революционным ша­гом. Но Дюркгейм был уверен, что они существуют неза­висимо от индивида, наподобие природных фактов. Со­брав обширный фактический материал, он доказал, что число самоубийств в разных социальных группах неоди­наково: у католиков их меньше, чем у протестантов, а у горожан больше, чем у сельчан. Почему так происходит? Дело в том, что чем выше уровень интеграции (сплочен­ности, солидарности) социальной группы, тем ниже уро­вень самоубийств. Горожане и протестанты более разоб­щены и индивидуалистичны, нежели сельчане и католи­ки.

Как видим, одни социальные факты (самоубийства) Дюркгейм объяснял при помощи других социальных фактов (интеграция), не прибегая к психологическим или фи­зическим причинам, например к расстройству памяти или росту человека. И это еще одно достижение француз­ского социолога. По существу, Дюркгейм дал новую ме­тодологию современной социологии.

Немало заслуг у Дюркгейма и перед научной теорией. Главным в человеческом обществе, что цементирует и сплачивает его, он считал социальную солидарность, а си­лой, создающей общественное целое, полагал разделение труда, т.е. специализацию и распределение людей по про­фессиям. Солидарность покоится на коллективном созна­нии — совокупности общих верований и чувств, которые разделяют члены одной группы или общества. Коллектив­ное сознание отражает характер народа, его идеалы и тра­диции.

Разделение труда вносит разнообразие, и чем оно боль­ше, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену. Символом обмена, его юридической формой выступает договор. Обмен предполагает, что два человека берут на себя взаимные обязательства. Из этого проистекают со­трудничество и кооперация. Кооперироваться — значит по­делить между собой общее занятие. Договор покупателя с продавцом или предпринимателя с рабочим — форма со­циального взаимодействия. Их отношения регламентируются правами и законами, на которых покоятся социальные институты общества.

В примитивных обществах, основанных на механичес­кой солидарности, личность не принадлежит себе и погло­щается коллективом. Напротив, в развитом обществе, ос­нованном на органической солидарности, оба дополняют друг друга. Чем примитивнее общество, тем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровень принуждения и наси­лия, ниже ступень разделения труда и разнообразия индиви­дов. Чем больше в обществе разнообразие, тем выше терпи­мость людей друг к другу, шире базис демократии. Чем глубже разделение труда, тем больше появляется новых профессий.

Макс Вебер (1864-1920) — соотечественник К.Маркса — жил в одно время с Э. Дюркгеймом, тем не менее, взгляды их существенно различались. Дюркгейм и Маркс отдавали при­оритет обществу. Маркс, главным для прогресса считал эко­номические факторы, верил в историческую миссию пролетариата. Вебер превыше всего ставил индивида, причиной раз­вития общества называл культурные ценности, верил в ин­теллигенцию. Согласно Веберу, только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием. Коллективное со­знание — скорее метафора, нежели точное понятие. "Класс", "государство", "общество" — собирательные понятия. Мы говорим о "капиталисте", "предпринимателе", "рабочем" или "короле" как о среднетипичном представителе данного слоя. Но предпринимателя или рабочего "вообще" не существует. Это абстракция, придуманная учеными для того, чтобы од­ним именем обозначать целые совокупности фактов, лю­дей, явлений. Иначе их можно назвать "идеальными типа­ми".

Говоря о методах исследования, Вебер подчеркивал, что уповать только на социальную статистику неправиль­но. Это первый, но далеко не последний шаг ученого. Вто­рой и более главный шаг — поиск мотивов, которые могут раскрыть содержательную связь явлений. Статистика и изу­чение мотивов, которые игнорировали Конт, Маркс и Дюркгейм, — взаимодополнительные части социологичес­кого исследования. Таково ядро научного метода.

Но как выяснить мотивы? Ведь мы их не видим. Учено­му надо мысленно поставить себя на место того, кого он изучает, "и разобраться, почему он поступил так, а не иначе, что им руководило, какие цели он преследовал. Наблюдая цепочку реальных действий, например, забас­товку, социолог должен сконструировать правдоподобное объяснение на основе внутренних мотивов ее участников. Мотивы других людей мы раскрываем благодаря знанию того, что в схожих ситуациях большинство людей посту­пают одинаково. Так Вебер подошел к теории социального действия, выделив четыре его типа: целерациональное; ценно­стно-рациональное; традиционное; аффективное. Два после­дних не входят в предмет социологии, так как человек вы­полняет их либо автоматически, сообразуясь с тради­циями, либо бессознательно, подчиняясь чувствам (аф­фектам). Только первые два он относил к социологии и назы­вал их рациональными (осознанными).

Идеи Вебера пронизывают все здание современной соци­ологии, составляя его фундамент. Творческое наследие Ве­бера огромно. Он внес вклад в теорию и методологию, заложил основы отраслевых направлений социологии: бюрокра­тии, религии, города и труда.

Выводы: развитие социологических представ­лений об обществе все время шло по нарастающей — от Платона и Аристотеля к Макиавелли и Гоббсу, а от них к Конту и Марксу. Наивысшим выражением стали идеи Дюркгейма и Вебера. Они не только создали самую сложную теорию общества в рассматриваемый исторический период, но и заложили методологичес­кий фундамент современной социологии. Дюркгейма принято считать пионером социальной статистики в социоло­гии, а Вебера — самым крупным теоретиком среди всех когда-либо живших социологов.

 

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

 

Абсолютная бедность – уровень бедности, определенный с точки зрения обеспечения минимальных условий, необходимых для физического выживания.

Агенты социализации – группы или социальные контексты, в рамках которых осуществляются важнейшие процессы социализации.

Аномия – впервые понятие введено в социологию Дюркгеймом. Это ситуация, при которой социальные нормы более не определяют поведение индивида.

Бюрократия – тип организации, которой присущи четкая иерархия власти, предписания и инструкции, определяющие поведение, штат чиновников, работающих полный рабочий день за плату.

Вертикальная мобильность – перемещение вверх и вниз в иерархической системе социальной стратификации.

Включенное наблюдение (полевая работа) – исследовательский метод, широко применяемый в социологии и антропологии, предполагающий, что социолог сам принимает участие в деятельности групп или сообществ, которые он изучает.

Вторичная группа – обозначение всех больших социальных групп или социальных организаций, где отношения между людьми носят формально-служебный характер.

 

Выборка – определенная доля индивидов или случаев, взятых из большой группы, которые в исследовании представляют группу в целом.

Гипотеза – идея или предположение, выдвигаемые в качестве основы для эмпирического исследования.

Горизонтальная мобильность – передвижение индивидов из одного региона страны в другой или из одной страны в другую.

Город-штаб-квартира – город, исполняющий роль координатора в международном разделении труда, штаб-квартира мировой финансовой и торговой системы.

Город пенсионеров – город, как правило, с благоприятным климатом, в который переезжают люди, вышедшие на пенсию.

Государство всеобщего благосостояния – политическая система, обеспечивающая большой набор льгот и пособий своим гражданам.

Девиация – отклонение в поведении человека от общепринятых норм.

Депривация – лишение или недостаточность условий, необходимых для нормальной жизни.

Дифференциация – развитие органических систем или обществ в сторону увеличивающегося усложнения.

Документальное исследование – исследование, основанное на изучении документов, таких, как архивные материалы или официальная статистика.

Жизненный цикл – совокупность различных стадий в жизни индивида: рождение, юность, зрелость и старость.

Идентификация – признание тождественности, опознание, в социологии процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образом.

Имперское сознание – характерные для восточных деспотий, авторитарных и тоталитарных режимов притязания высших эшелонов власти и части простого населения на исключительность, непогрешимость, повелевание другими; сложный комплекс социально-психологических установок.

Инновационный центр – город, процветающий за счет того, что он является центром технологических новаций.

Институт (социальный) – приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

Интеракционизм – одно из главных направлений в зарубежной социологии, сводящее сущность общества к межличностному взаимодействию.

Интеракция – взаимодействие людей в группе, обществе.

Инцест – сексуальные отношения между близкими родственниками; во всех обществах инцест находится под запретом.

Каста – одна из форм стратификации, в которой социальная позиция индивида жестко фиксирована от рождения и не может меняться на протяжении жизни. Между индивидами, принадлежащим различным кастам, практически не бывает браков.

Киббуцизм – израильские коммуны, производство в которых организовано на принципах кооперации, а неравенство благосостояния и доходов сведено к минимуму.

Киберпространство – электронные сети, позволяющие взаимодействовать индивидам, находящимся за удаленными компьютерными терминалами.

Клан – родственная группа, выходящая за пределы одной семьи; типичная для доиндустриальных обществ.

Конвенциональный (договор, соглашение, сделка) – общепринятый, покоящийся только на договоренности между людьми, на условных правилах и ни на чем более.

Конструкт – искусственно созданное нечто, в котором части связаны в единое целое.

Конурбация – агломерация больших и малых городов, объединенных в единую целостную среду.

 

Конформность – приспособленность, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующего мнения, некритическое следование чужим образцам.

Концепция – определенный способ понимания, трактовки явлений, основная точка зрения, ведущий замысел.

Корпоративность – чувство принадлежности к единой группе, в которой индивиды имеют общие взгляды и убеждения.

Корреляция – взаимная связь, взаимозависимость эмпирических признаков, свойств, черт, показателей (в социологии).

Культурные универсалии – ценности или способы поведения, характерные для всех культур.

Латентные – скрытые.

Легитимность – убеждение в том, что принятый политический порядок справедлив и законен.

Материалистическое понимание истории – взгляд на историю, разработанный К. Марксом, согласно которому материальные, или экономические, факторы играли главную роль в определении исторических перемен.

Матернальная депривация – ситуация в которой маленькие дети лишены тесного контакта с матерью в течении нескольких недель и более.

Мегаполис – «город всех городов» в древней Греции, сегодня употребляется в значении высокого уровня конурбации.

Метапотребности – сверхпотребности, стоящие над обычными.

Мировой информационный порядок – глобальная система коммуникаций, действующая через спутники, телевизионную, радио, телефонную и компьютерную связь.

Мультилинейная эволюция – интерпретация социальной эволюции, допускающая множественность путей эволюционного развития для разных обществ.

Нарциссизм – любовь, влюбленное отношение к своему собственному Я.

Невербальная коммуникация – коммуникация между индивидами, основанная на мимике лица, жестах, позах тела, без использования речи и языка вообще.

Нигилизм – отрицание общепринятых ценностей и форм общественной жизни.

Нуклеарная семья – семья состоящая из родителей и детей, т.е. социального и биологического ядра, достаточного для воспроизводства потомства и общественных связей.

Обследование (опрос) – метод социологического исследования, использующий анкеты для изучения населения.

Остракизм – в древней Греции изгнание отдельных граждан из города по решению народного собрания, гонение, преследование.

Относительная бедность – бедность, определяемая по отношению к жизненному стандарту большинства в данном обществе.

Ошибка репрезентативности – расхождение между генеральной и выборочной совокупностями, отклонение одной от другой.

Пацифизм – убеждение, что война нравственно неоправданна.

Первичная группа – группа индивидов, находящихся в личных взаимоотношениях друг с другом.

Позитивизм – философское течение, согласно которому существуют тесные связи между социальными и естественными науками, оперирующими в рамках общей логической системы.

Предикат – то же, что и свойство.

Престиж – уважение к индивиду или группе, основанное на их статусе.

Проекция – приписывание другим людям чувств, которые индивид испытывает сам.

Промискуитет – беспорядочные половые сношения.

Проституция – продажа сексуальных услуг.

 

Протообщество – период человеческого стада.

Регламентированный – жестко связанный правилами.

Репрезентативность – свойство выборки отражать характеристики изучаемой (генеральной) совокупности.

Референтная группа – группа, к которой хотел бы принадлежать человек или на которую он равняется как на эталонную.

Рефлексия - процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения, самопознание.

Ретреатизм – отвержение культурных целей и институциональных средств, уход от реального мира в свой внутренний болезненный мир (бродяги, хронические алкоголики и наркоманы, психически ненормальные люди).

Ритуал – вид обряда, форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий, выражающая определенные социальные и культурные ценности.

Роль – модель поведения, часть статуса.

Сленг – то же, что жаргон, вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой литературного языка.

Статус – социальная позиция (положение) индивида в группе или обществе.

Стратификация – расположение социальных слоев (групп) сверху вниз по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти, профессиональном престиже.

Структура – совокупность жестко закрепленных и взаимосвязанных элементов.

Субкультур а – ценности и нормы, отличные от общепринятых в обществе, разделяемые отдельными группами.

Субурбанизация – развитие пригородов, районов, находящимися за пределами городского ядра.

Теория ярлыков – подход при изучении отклонения, в котором предполагается, что люди становятся девиантами из-за навешивания определенных ярлыков со стороны политических властей и т. д.

Традиционные государства – государства, в которых основу производства составляют земледелие и разведение скота. Традиционные государства также называют «ранними цивилизациями».

Урбанизация – развитие малых и больших городов.

Флуктуации - случайные отклонения от средних значений.

Фрустрация – тревожность, чувство безысходности, подавленность.

Эгалитаризм – стремление всех уровнять.

Эмпирический – опытный, основанный на фактах.

Экзогамия – система, при которой индивид может жениться или выйти замуж только за человека, не принадлежащего к тому же роду, что и он сам.

Эндогамия – система, в которой индивид может жениться или выйти замуж только за человека, принадлежащего к тому же роду.

Ядро мировой системы – ведущие индустриально развитые страны, занимающие центральные позиции в мировой экономике.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...