Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кроме косвенного регулирования рыночных цен через налоги и дотации государство иногда прибегает к директивному установлению верхнего или нижнего предела цены.

Устанавливая верхний предел цены, государство желает предоставить потребителю возможность приобретать блага по ценам ниже равновесных рыночных цен. Если на рынке, изображенном на рис.6, сложилась равновесная цена P, то установление верхнего предела цены на более низком уровне P приведет к дефициту в размере Q - Q. Из-за того, что в условиях дефицита цена спроса превышает верхний предел цены (P > P), возникает "черный" рынок, на котором осуществляются нелегальные сделки, связанные с риском подвергнуться административным или уголовным санкциям. Затраты риска вместе с дополнительными затратами по организации "черного" рынка добавляются к производственным затратам, и кривая предложения после достижения Q сдвигается влево. В результате цена, уравновешивая спрос и предложение на "черном" рынке, превышает не только верхний предел цены, установленный государством, но и рыночную цену: P > P. Покупатели, которые не смогли купить ("достать") необходимое им количество по директивной цене, вынуждены переплачивать на "черном" рынке. Но при этом общий объем сделок не достигает равновесного объема продаж на свободном рынке (Q < Q).

    

Рис.6. Директивная цена и "черный" рынок.

Другим последствием установления верхнего предела цены является снижение качества продукции. Производители, не опасаясь в условиях дефицита потерять покупателей, уменьшают затраты производства за счет ухудшения качества продукции. В результате линия предложения сдвигается вправо, как показано на рис.7 (от S к S), что на некоторое время позволяет увеличить объем продаж по фиксированной цене. Но после того как потребители обнаружат снижение качества продукции, спрос уменьшится (от D к D); рыночная цена совпадает с директивной при более низком качестве продукции.                                                                                                                                                                                                                                           

Рис.7. Директивная цена и снижение   Рис.8. Последствия установления

      качества продукции.                            нижнего предела цены.

Установление нижнего предела цены выше рыночной обычно практикуется государством как средство экономической поддержки производителей отдельных отраслей, чаще всего сельского хозяйства. Ситуация, возникающая на рынке при установлении нижнего предела цены, изображена на рис.8, где равновесие устанавливается при P,Q. При директивной цене P население снижает объем спроса до Q, а объем предложения возрастает до Q. Чтобы образовавшийся на рынке избыток не породил "черного" рынка с ценой, ниже директивной, государство должно либо закупить все избыточное предложение, что обойдется ему в P (Q - Q) ден. ед., либо выплачивать дотацию на каждую единицу продукции, проданную сверх минимального объема Q, расходуя средства в размере (P - P)(Q - Q) ден. ед., либо ограничивать объем производства на уровне Q, соглашаясь на чистые потери общества (рис.8, заштрихованный треугольник).

Т.о., директивное ценообразование, как и косвенное воздействие государства на рыночные цены через налоги и дотации, снижает экономическую эффективность использования производственных возможностей общества.

ГЛАВА Ш. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН.

Система регулирования цен в развитых странах.

Большинство стран с экономикой смешанного типа в качестве общей тактики используют правила ценообразования, которые оформляются в виде законодательных актов, регламентирующих порядок и методологию формирования цен.

В развитых странах с рыночной экономикой государственными органами выработаны общие принципы, методы и нормативы установления цен. Кроме принятия решений по стратегическим и тактическим вопросам государственные органы берут на себя функцию установления конкретных цен на товары и услуги, имеющие для национальной экономики и решающее значение.

Опыт зарубежных стран показывает, что наряду с прямым установлением и регулированием цен, государственные органы осуществляют и контроль за ценами. В развитых странах со смешанной экономикой сфера контролируемого государством ценообразования составляет от 10 ло 30% общего объема выпускаемой продукции.

Государственное регулирование цен в странах с рыночной экономикой является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т.е. через цены нивелировать циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и антиинфляционный характер.

Государственное регулирование заключается в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на эксплуатируемое сырье и топливо, монополизма производителей, способствовать созданию условий для нормальной конкуренции, ориентирующей на внедрение научно-технического прогресса. Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов.

Меры воздействия на производителей со стороны государства могут быть как прямыми (путем установления определенных правил ценообразования), так и косвенными (через такие экономические рычаги, как финансово-кредитный механизм, оплата труда, налогобложение и др.).

На способы и методы государственного регулирования цен оказывают влияние национальные и климатические факторы, сырьевые и политические условия, место страны в мировом разделении труда.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...