В чем значимость изучения лексики?
Тема 2.8. Значение, задачи и место изучения лексики и фразеологии в курсе русского языка.
Лексика и фразеология изучаются в школе с 1970 года. Их включение в качестве самостоятельных разделов в школьную программу по русскому языку повысило познавательно-практическую направленность курса, способствовало повышению интереса учащихся к русскому языку как учебному предмету, оживило внеклассную работу, обеспечило условия для проведения факультатива по лексике и фразеологии. За сравнительно короткий срок изучения названных разделов сложилась новая область методики преподавания русского языка — методика лексики и фразеологии.
Лексика – совокупность слов, входящих в состав языка. Лексикология – раздел науки о языке, который изучает семантическую сторону языка (словарный состав языка, лексическое значение слова). Лексическое значение слова – это то, что обозначает отдельное слово. Фразеология – раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов. Лексикография – раздел науки о языке, изучающий правила составления словарей. Толковый – дается толкование того или иного слова, описывается его значение. Словарь антонимов - содержит антонимические пары слов. Фразеологический словарь – содержит список всех известных фразеологизмов и дает им толкование. Орфографический – показывает правильное написание слов. Этимологический словарь – объясняет происхождение слов. Орфоэпический – объясняет правильное произношение слов, постановку ударения.
Разделы лексики и фразеологии имеют свою систему понятий. Лексические понятия, подлежащие усвоению: «слово», «значение слова», «прямое и переносное значения слова», «многозначные слова», «синонимы», «антонимы».
Лексикографические понятия: «словарь», «словарная статья». Фразеологические понятия: «поговорка», «крылатое выражение», «фразеологизм».
Многозначное слово – слово, имеющееся несколько лексических значений. (ключ – скрипичный, родник, дверной, гаечный) Синонимы – это разные слова одной части речи, одинаковые или близкие по значению (пурга – сильная снежная буря, буран – снежная буря в степи) Синонимы составляют ряд слов – синонимический ряд. Антонимы - это слова одной и той же части речи, противоположные по значению. Антонимы составляют антонимические пары. Антонимы многозначных слов: Свежий хлеб – черствый хлеб, свежий журнал – старый журнал, свежий воротничок – грязный воротничок Прямое значение имеют слова, обозначающие предметы, признаки, действия, количество. При переносе признаков, действий одного предмета на другой у слова образуется новое значение (переносное). (золотой слиток – золотое сердце) Словарная статья: в ней описываются основные свойства слова. Словарные статьи даются в алфавитном порядке. В чем значимость изучения лексики? Лексика пронизывает язык во всех направлениях. В основе каждого раздела языка лежит слово. - звуки, морфемы рассматриваются в слове, так как вне слов они не существуют; - морфологические категории рассматриваются только в слове; - предложения наполнены словами.
Основные направления лексической работы: 1. Обогащение словаря, т.е. усвоение новых слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в словарном запасе. 2. Уточнение словаря - это работа по развитию гибкости словаря, его точности и выразительности, которая включает в себя: ü наполнение содержанием тех слов, которые усвоены не вполне точно, что обеспечивается включением их в контекст, сопоставлением и сравнением с другими словами;
ü усвоение лексической сочетаемости слов; ü усвоение переносных значений слова, многозначности слов; ü усвоение оттенков смысловых значений синонимов. 3. Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный. 4. Устранение нелитературных слов: диалектов, просторечий, жаргонов, которые дети усвоили под влиянием речевой среды.
Все направления словарной работы возможны в начальных классах лишь на практической основе, главным образом с опорой на текст, без теоретических сведений и даже, как правило, без терминов (исключения: переносное значение, многозначные слова, синонимы, антонимы). Основными источниками обогащения и совершенствования словаря являются произведения художественной литературы, тексты учебника, речь учителя. Наилучший толкователь значений слова - контекст. Не случайно в толковых словарях приводятся цитаты-иллюстрации. Задачи урока, включающего лексический материал: - Обучение уместному употреблению слов в речи. - Развитие языкового чутья. - Воспитание внимания к слову. Умения, формируемые у учащихся при изучении лексики и фразеологии: – объяснять значения слов, прямые и переносные; – отличать лексическое значение от грамматического; – обнаруживать в тексте синонимы, антонимы, фразеологизмы; объяснять их значения; –подбирать синонимы, антонимы, фразеологизмы в несложных случаях; – группировать лексические и фразеологические явления (слова в прямом и переносном значении, синонимы, антонимы, многозначные и однозначные слова, фразеологизмы); – составлять словосочетания и предложения с данными лексическими или фразеологическими явлениями; – понимать значение новых слов из контекста (на основе антиципации); – обнаруживать в тексте старинные слова, объяснять их значения; – пользоваться словарями для начальной школы.
Формы контроля и оценки знаний по лексике и фразеологии не могут быть такими же жесткими, как, например, в орфографии. Текущая проверка знаний и лексических умений реализуется при опросе и при выполнении лексических упражнений. Для устной проверки целесообразно ставить вопросы следующих типов:
Какие слова называются, например, антонимами? Как называются слова, обозначающие противоположные предметы (признаки, действия)? По каким признакам мы определяем, что слова являются, например, синонимами? Что общего и чем различаются однозначные и многозначные слова? И т. п. Следует иметь в виду, что первый вопрос ставится преимущественно на первоначальном этапе усвоения изучаемого лексического явления. В дальнейшем желательно ставить вопросы, направленные на выяснение осознанности понимания изученного лексического явления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|