Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В чем значимость изучения лексики?

Тема 2.8.

Значение, задачи и место изучения лексики и фразеологии в курсе русского языка.

 

Лексика и фразеология изучаются в школе с 1970 года. Их включение в качестве самостоятельных разделов в школьную программу по русскому языку повысило познавательно-практическую направленность курса, способствовало повышению интереса учащихся к русскому языку как учебному предмету, оживило внеклассную работу, обеспечило условия для проведения факультатива по лексике и фразеологии.

За сравнительно короткий срок изучения названных разделов сложилась новая область методики преподавания русского языка — методика лексики и фразеологии.

 

Лексика – совокупность слов, входящих в состав языка.

Лексикология – раздел науки о языке, который изучает семантическую сторону языка (словарный состав языка, лексическое значение слова).

Лексическое значение слова – это то, что обозначает отдельное слово.

Фразеология – раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.

Лексикография – раздел науки о языке, изучающий правила составления словарей.

Толковый – дается толкование того или иного слова, описывается его значение.

Словарь антонимов - содержит антонимические пары слов.

Фразеологический словарь – содержит список всех известных фразеологизмов и дает им толкование.

Орфографический – показывает правильное написание слов.

Этимологический словарь – объясняет происхождение слов.

Орфоэпический – объясняет правильное произношение слов, постановку ударения.

 

Разделы лексики и фразеологии имеют свою систему понятий.

Лексические понятия, подлежащие усвоению: «слово», «значение слова», «прямое и переносное значения слова», «многозначные слова», «синонимы», «антонимы».

Лексикографические понятия: «словарь», «словарная статья».

Фразеологические понятия: «поговорка», «крылатое выражение», «фразеологизм».

 

Многозначное слово – слово, имеющееся несколько лексических значений.

(ключ – скрипичный, родник, дверной, гаечный)

Синонимы – это разные слова одной части речи, одинаковые или близкие по значению (пурга – сильная снежная буря, буран – снежная буря в степи)

Синонимы составляют ряд слов – синонимический ряд.

Антонимы - это слова одной и той же части речи, противоположные по значению.

Антонимы составляют антонимические пары.

Антонимы многозначных слов:

Свежий хлеб – черствый хлеб, свежий журнал – старый журнал, свежий воротничок – грязный воротничок

Прямое значение имеют слова, обозначающие предметы, признаки, действия, количество.

При переносе признаков, действий одного предмета на другой у слова образуется новое значение (переносное). (золотой слиток – золотое сердце)

Словарная статья: в ней описываются основные свойства слова. Словарные статьи даются в алфавитном порядке.

В чем значимость изучения лексики?

Лексика пронизывает язык во всех направлениях. В основе каждого раздела языка лежит слово.

- звуки, морфемы рассматриваются в слове, так как вне слов они не существуют;

- морфологические категории рассматриваются только в слове;

- предложения наполнены словами.

 

Основные направления лексической работы:

1. Обогащение словаря, т.е. усвоение новых слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в словарном запасе.

2. Уточнение словаря - это работа по развитию гибкости словаря, его точности и выразительности, которая включает в себя:

ü наполнение содержанием тех слов, которые усвоены не вполне точно, что обеспечивается включением их в контекст, сопоставлением и сравнением с другими словами;

ü усвоение лексической сочетаемости слов;

ü усвоение переносных значений слова, многозначности слов;

ü усвоение оттенков смысловых значений синонимов.

3. Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный.

4. Устранение нелитературных слов: диалектов, просторечий, жаргонов, которые дети усвоили под влиянием речевой среды.

 

Все направления словарной работы возможны в начальных классах лишь на практической основе, главным образом с опорой на текст, без теоретических сведений и даже, как правило, без терминов (исключения: переносное значение, многозначные слова, синонимы, антонимы).

Основными источниками обогащения и совершенствования словаря являются произведения художественной литературы, тексты учебника, речь учителя.

Наилучший толкователь значений слова - контекст. Не случайно в толковых словарях приводятся цитаты-иллюстрации.

Задачи урока, включающего лексический материал:

- Обучение уместному употреблению слов в речи.

- Развитие языкового чутья.

- Воспитание внимания к слову.

Умения, формируемые у учащихся при изучении лексики и фразеологии:

– объяснять значения слов, прямые и переносные;

– отличать лексическое значение от грамматического;

– обнаруживать в тексте синонимы, антонимы, фразеологизмы; объяснять их значения;

–подбирать синонимы, антонимы, фразеологизмы в несложных случаях;

– группировать лексические и фразеологические явления (слова в прямом и переносном значении, синонимы, антонимы, многозначные и однозначные слова, фразеологизмы);

– составлять словосочетания и предложения с данными лексическими или фразеологическими явлениями;

– понимать значение новых слов из контекста (на основе антиципации);

– обнаруживать в тексте старинные слова, объяснять их значения;

– пользоваться словарями для начальной школы.

 

Формы контроля и оценки знаний по лексике и фразеологии не могут быть такими же жесткими, как, например, в орфографии.

Текущая проверка знаний и лексических умений реализуется при опросе и при выполнении лексических упражнений.

Для устной проверки целесообразно ставить вопросы следующих типов:

Какие слова называются, например, антонимами?

Как называются слова, обозначающие противоположные предметы (признаки, действия)?

По каким признакам мы определяем, что слова являются, например, синонимами?

Что общего и чем различаются однозначные и многозначные слова? И т. п.

Следует иметь в виду, что первый вопрос ставится преимущественно на первоначальном этапе усвоения изучаемого лексического явления. В дальнейшем желательно ставить вопросы, направленные на выяснение осознанности понимания изученного лексического явления.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...