Пример работы с высказыванием
Критерии оценивания.
№
| Критерии оценивания ответа на задание по мини-сочинению
| Баллы
|
К1
| Раскрытие смысла высказывания
|
|
| Смысл высказывания раскрыт
Или содержание ответа дает представление о его понимании
|
|
| Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании
|
|
К2
| Характер и уровень теоретической аргументации
|
|
| Наличие ошибочных с т.з. научного обществознания положений ведет к снижению оценки по этому критерию на 1 балл
|
| Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения, рассуждения и выводы
|
|
| В ответе приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами аргументации, понятия и положения
|
|
| Аргументация на теоретическом уровне отсутствует или используются понятия, не связанные непосредственно с раскрываемой темой
|
|
К3
| Качество фактической аргументации
|
|
| Аргументы, содержащие фактические или смысловые ошибки не засчитываются при оценивании
|
| Факты и примеры, относящиеся к обосновываемым тезисам, подчерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (история, литература, география и т.д.), факты личного социального опыта. Приведено не менее двух примеров из различных источников.
|
|
| - Фактическая аргументация дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления
- приведены примеры только из источника одного типа
- приведен только один пример.
|
|
| Фактическая аргументация отсутствует или
Приведенные факты не соответствуют обосновываемому тезису
|
|
| Максимальный балл
|
|
Важные рекомендации при написании мини-сочинения
1. Начинать работу над сочинением нужно только после того, как выполнены другие, более простые задания из части 1 и 2.
2. Это должно занимать не более 90 минут.
3. Работая с черновиком, нужно оставлять широкие поля для возможных дополнений и исправлений.
4. Нужно четко следовать структуре сочинения.
5. Строго отслеживать качество приводимой аргументации и следить за тем, чтобы не уйти в сторону от выбранной темы и доказываемых тезисов.
6. Нужно правильно выбрать цитату для сочинения. Лучше выбирать тему из того раздела, который лучше всего освоен, вы владеете терминологией, можете привести примеры из этой области и т.д.
7. Начните работу с написания цитаты, имени цитируемого и номера задания. Например: 29.3 – социология, социальная психология. «Гениальность может оказаться лишь мимолетным шансом. Только работа и воля могут дать ей жизнь и обратиться в славу». (Альбер Камю).
Работа с черновиком
1. Цитата
|
|
2. Проблема, поднятая автором, ее актуальность
|
|
3. Смысл высказывания
| Перефраз
|
4. Собственная точка зрения
|
|
5. Теоретическая аргументация
| 6. Фактическая аргументация
Два примера из разных областей (СМИ, учебные предметы (история, география, музыка, литература), личный опыт.
|
Вывод
|
Алгоритм написания мини-сочинения
1. Вы выбираете цитату.
2. В графу 2 впишите сформулированную проблему. Выявление проблемы осуществляется методом обобщения. За частным мнением нужно увидеть общий вопрос, на который он отвечает. Указываете актуальность в современных условиях.
3. В графу три выписываем основную мысль автора. Ее не нужно повторять дословно, нужно раскрыть смысл высказывания.
4. Определяем свою позицию в отношении высказывания автора. Можно согласиться, можно согласиться частично, можно опровергнуть (но лучше – согласиться). Записываем в графу 4.
5. Вспоминаем основные термины, теоретические положения, записи в тетради, схемы и т.д. Выписываем их в графу 5. Они должны подтверждать и раскрывать выбранную позицию.
6. Вспоминаем примеры из жизни, СМИ, литературы, истории, музыки, географии. Должно быть не менее двух примеров из разных источников.
7. Мысленно ответьте на вопросы:
1) Подтверждают ли они моё мнение?
2) Не могут ли они быть истолкованы по-другому?
3) Не противоречат ли они указанному мною термину?
4) Убедительны ли они?
Если – да, записываем в графу 6.
8. Формулируем вывод. Он не должен совпадать с суждением, он сводит воедино в одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждения.
Объем сочинения
Примерно полторы-две страницы, точно фиксированного объема нет, нужно просто выполнить все пункты и критерии.
Фразы-клише
Элементы сочинения
| Фразы-клише
|
Формулирование проблемы, темы высказывания, актуальность проблемы
| В данном высказывании автор рассуждает на тему…
Автор поднимает проблему…
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Данная проблема является в условиях…
… глобализации общественных отношений;
… формировании единого информационного, образовательного, экономического пространства;
… обострения глобальных проблем современности;
… особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;
… развития международной интеграции;
… современной рыночной экономики;
… развития и преодоления мирового кризиса;
… жесткой дифференциации общества;
… открытой социальной структуры современного общества;
… формирования правового государства;
… преодоления духовного, нравственного кризиса;
… диалога культур;
… необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.
|
Раскрытие смысла высказывания автора
| Автор убежден в том, что…
Автор хотел донести до нас то, что…
Мысль автора состоит в том, что…
В своем высказывании автор имел в виду то, что
|
Формулирование собственной позиции
| Я согласен с автором в том, что…
Нельзя не согласиться с автором данного высказывания, потому что…
Автор был прав, так как…
На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании (картину современной России/ситуацию, сложившуюся в обществе/одну из проблем современности)
Действительно…
Позволю себе не согласиться с мнением автора в том, что…
Отчасти придерживаюсь точки зрения автора по поводу…, но не могу согласиться…
|
Теоретическая аргументация
| Рассмотрим высказывание с точки зрения (философии/социологии/экономической/ политической науки).
Обратимся к теоретическому смыслу высказывания…
Данное высказывание может быть теоретически обосновано как…
Определим сущность… как ключевого понятия в данном высказывании…
В курсе обществознания данное социальное явление рассматривается как…
|
Фактическая аргументация
| Множество примеров из истории нашей страны подтверждают мысль автора…
Данное теоретическое положение я могу подтвердить фактом из собственной жизни…
Факты общественной жизни подтверждают (опровергают) мысль автора…
Приведу примеры социальных реалий, подтверждающих мысль автора…
Обратимся к примерам из произведений русской литературы…
Средства массовой информации представляют множество доказательств соответствия точки зрения автора действительности…
|
Вывод
| Таким образом, можно сделать вывод, что
На основании своих рассуждений подведу итог…
В заключении можно утверждать, что
|
|
|
Пример работы с высказыванием
1. Цитата
| «Культура есть необратимый путь человека и человечества». (Н. Бердяев)
|
2. Проблема, поднятая автором, ее актуальность
|
|
3. Смысл высказывания
|
|
4. Собственная точка зрения
|
|
5. Теоретическая аргументация
| 6. Фактическая аргументация
|
7. Вывод
|
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: