Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Значение технологии электронной обработки информации при разработке управленческих решений




 

Технология электронной обработки информации, широко применяемая в последнее время при разработке управленческих решений, включает в себя человеко-машинный процесс исполнения взаимосвязанных операций, протекающих в установленной последовательности с целью преобразования исходной (первичной) информации в результатную. Операция представляет собой комплекс совершаемых технологических действий, в результате которых информация преобразуется. Технологические операции разнообразны по сложности, назначению, технике реализации, выполняются на различном оборудовании, многими исполнителями. В условиях электронной обработки данных преобладают операции, выполняемые автоматически на машинах и устройствах, которые считывают данные, выполняют операции по заданной программе в автоматическом режиме без участия человека или сохраняя за пользователем функции контроля, анализа и регулирования.

Построение технологического процесса определяется следующими факторами: особенностями обрабатываемой информации, ее объемом, требованиями к срочности и точности обработки, типами, количеством и характеристиками применяемых технических средств. Они ложатся в основу организации технологии, которая включает установление перечня, последовательности и способов выполнения операций, порядка работы специалистов и средств автоматизации, организацию рабочих мест, установление временных регламентов взаимодействия и т.п. Организация технологического процесса должна обеспечить его экономичность, комплексность, надежность функционирования, высокое качество работ. Это достигается использованием системотехнического подхода к проектированию технологии решения экономических задач. При этом имеет место комплексное взаимосвязанное рассмотрение всех факторов, путей, методов построения технологии, применение элементов типизации и стандартизации, а также унификации схем технологических процессов.

Технология автоматизированной обработки информации строится на следующих принципах: [16]

интеграции обработки данных и возможности работы пользователей в условиях эксплуатации автоматизированных систем централизованного хранения и коллективного использования данных (банков данных);

распределенной обработки данных на базе развитых систем передачи;

рационального сочетания централизованного и децентрализованного управления и организации вычислительных систем;

моделирования и формализованного описания данных, процедур их преобразования, функций и рабочих мест исполнителей;

учета конкретных особенностей объекта, в котором реализуется машинная обработка информации. Различают два основных типа организации технологических процессов: предметный и пооперационный.

Предметный тип организации технологии предполагает создание параллельно действующих технологических линий, специализирующихся на обработке информации и решении конкретных комплексов задач (учет труда и заработной платы, снабжение и сбыт, финансовые операции и т.п.) и организующих пооперационную обработку данных внутри линии.

Пооперационный (поточный) тип построения технологического процесса предусматривает последовательное преобразование обрабатываемой информации, согласно технологии, представленной в виде непрерывной последовательности сменяющих друг друга операций, выполняемых в автоматическом режиме. Такой подход к построению технологии оказался приемлемым при организации работы абонентских пунктов и автоматизированных рабочих мест.

Организация технологии на отдельных ее этапах имеет свои особенности, что дает основание для выделения внемашинной и внутримашинной технологии. Внемашинная технология (ее нередко именуют предбазовой) объединяет операции сбора и регистрации данных, запись данных на машинные носители с контролем. Внутримашинная технология связана с организацией вычислительного процесса в ЭВМ, организацией массивов данных в памяти машины и их структуризацией, что дает основание называть ее еще и внутрибазовой. Учитывая, что средствам, составляющим техническую базу внемашинного и внутримашинного преобразования информации, посвящены последующие главы учебника, кратко рассмотрим лишь особенности построения названных технологий.

Основной этап технологического процесса связан с решением функциональных задач на ЭВМ. Внутримашинная технология решения задач на ЭВМ, как правило, реализует следующие типовые процессы преобразования информации: формирование новых массивов информации; упорядочение информационных массивов; выборка из массива некоторой части записей, слияние и разделение массивов; внесение изменений в массив; выполнение арифметических действий над реквизитами в пределах записей, в пределах массивов, над записями нескольких массивов. Решение каждой отдельной задачи или комплекса задач требует выполнения следующих операций: ввод программы машинного решения задачи и размещение ее в памяти ЭВМ, ввод исходных данных, логический и арифметический контроль введенной информации, исправление ошибочных данных, компоновка входных массивов и сортировка введенной информации, вычисления по заданному алгоритму, получение выходных массивов информации, редактирование выходных форм, вывод информации на экран и на машинные носители, печать таблиц с выходными данными.

Выбор того или иного варианта технологии определяется прежде всего объемно-временными особенностями решаемых задач, периодичностью, срочностью, требованиями к быстроте обработки сообщений и зависит как от диктуемого практикой режима взаимодействия пользователя с ЭВМ, так и режимных возможностей технических средств - в первую очередь ЭВМ.

Различают следующие режимы взаимодействия пользователя с ЭВМ: пакетный и интерактивный (запросный, диалоговый). Сами же ЭВМ могут функционировать в различных режимах: одно- и многопрограммном, разделении времени, реального времени, телеобработки. При этом предусматривается цель удовлетворения потребности пользователей в максимально возможной автоматизации решения разнообразных задач.

Пакетный режим был наиболее распространен в практике централизованного решения экономических задач, когда большой удельный вес занимали задачи управленческого анализа производственно-хозяйственной деятельности экономических объектов разного уровня управления.

Организация вычислительного процесса при пакетном режиме строилась без доступа пользователя к ЭВМ. Его функции ограничивались подготовкой исходных данных по комплексу информационно-взаимосвязанных задач и передачей их в центр обработки, где формировался пакет, включающий задание для ЭВМ на обработку, программы, исходные, нормативно-расценочные и справочные данные. Пакет вводился в ЭВМ и реализовывался в автоматическом режиме без участия пользователя и оператора, что позволяло минимизировать время выполнения заданного набора задач. При этом работа ЭВМ могла проходить в однопрограммном или многопрограммном режиме, что предпочтительнее, так как обеспечивалась параллельная работа основных устройств машины. В настоящее время пакетный режим реализуется применительно к электронной почте.

Интерактивный режим предусматривает непосредственное взаимодействие пользователя с информационно-вычислительной системой, может носить характер запроса (как правило, регламентированного) или диалога с ЭВМ.

Запросный режим необходим пользователям для взаимодействия с системой через значительное число абонентских терминальных устройств, в том числе удаленных на значительное расстояние от центра обработки. Такая необходимость обусловлена решением оперативных задач, какими являются, например, маркетинговые задачи, задачи перестановки кадров, задачи стратегического характера и т.п. ЭВМ в подобных случаях реализует систему массового обслуживания, работает в режиме разделения времени, при котором несколько независимых абонентов (пользователей) с помощью устройств ввода-вывода имеют в процессе решения своих задач непосредственный и практически одновременный доступ к ЭВМ. Этот режим позволяет дифференцированно в строго установленном порядке предоставлять каждому пользователю время для общения с ЭВМ, а после окончания сеанса отключать его.

Диалоговый режим открывает пользователю возможность непосредственно взаимодействовать с вычислительной системой в допустимом для него темпе работы, реализуя повторяющийся цикл выдачи задания, получения и анализа ответа. При этом ЭВМ сама может инициировать диалог, сообщая пользователю последовательность шагов (предоставление меню) для получения искомого результата.

Обе разновидности интерактивного режима (запросный, диалоговый) основываются на работе ЭВМ в режимах реального времени и телеобработки, которые являются дальнейшим развитием режима разделения времени. Поэтому обязательными условиями функционирования системы в этих режимах являются: во-первых, постоянное хранение в запоминающих устройствах ЭВМ необходимой информации и программ и лишь в минимальном объеме поступление исходной информации от абонентов и, во-вторых, наличия у абонентов соответствующих средств связи с ЭВМ для обращения к ней в любой момент времени. [10]

Рассмотренные технологические процессы и режимы работы пользователей в системе "человек - машина" особенно четко проявляются при интегрированной обработке информации, которая характерна для современного автоматизированного решения в принятии управленческих задач.

 


Практические основы современных информационных технологий в процессе разработки управленческих решений.

    Электронное правительство как современная информационная технология разработки управленческих решений.

 

В научно-исследовательской литературе существует несколько определений электронного правительства. Но несмотря на то что в них исследователи отдают приоритетность разным аспектам электронного правительства (трансформирование внутренних и внешних отношений органов публичной власти, повышение эффективности работы, достижение лучшего эффекта от проводимой государственной политики, повышение качества предоставляемых и др. услуг на основе использования возможностей Интернета), необходимо отметить, что внедрение информационных технологий в государственный сектор сопровождается инновационными изменениями не только в деятельности государственных организаций, но и в их структуре и взаимоотношении с внешней средой.

Достаточно новыми для государственного и муниципального управления представляются проблемы эффективного управления изменениями в организации, разработки системы показателей для оценки происходящих изменений. Для того чтобы систематизировать совокупность процессов в управлении, в которых используются ИТ и Интернет, и подчеркнуть объект, на который эти процессы направлены, специалистами предложена следующая классификация электронного правительства:

взаимодействие с гражданами (Government to Citizen, G2C),

взаимодействие с коммерческим сектором (Government to Business, G2B),

внутригосударственное взаимодействие (Government to Government, G2G). [19]

Охарактеризуем каждую из подсистем отдельно.C:

Для решения вышеназванных проблем необходим целый комплекс мероприятий, однако использование информационных технологий в сфере обслуживания граждан способно кардинально изменить ситуацию. Доступ к электронным услугам государства в режиме 24/7/365 (24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году) обеспечивается функционированием, так называемых порталов органов государственной власти.

Экономия государства также ощутима. Хотя утверждение, что цена создания электронных услуг в конечном итоге ниже, чем содержание многотысячной армии чиновников, занимающихся рутинной работой, отправок миллионов писем по почте весьма спорно, но бесспорно, что ощутим качественный выигрыш государства в области хранения и многократного использования информации о гражданах и для граждан в электронном виде.B:

Сегодня невозможно представить себе даже небольшую коммерческую компанию, которая не имела бы представительства в Интернете или электронного почтового адреса. Бизнес-сообщество раньше остальных социальных страт в государстве осознало преимущества Интернета в работе с потребителями. Возросли скорости обслуживания клиентов, появилась возможность отказаться от массового производства и сосредоточиться на удовлетворении потребностей каждого отдельного клиента. Однако опыт использования ИКТ, накопленный корпорациями, нельзя в чистом виде использовать в соответствующих государственных или муниципальных проектах. Для ряда задач инициатором решений на основе ИКТ должно стать государство. Более того, специфические ИТ-решения в сфере государственного управления могут быть адаптированы в коммерческих организациях, а процесс трансферта информационных технологий приобретет отчетливую обратную направленность: от государства к бизнесу и обществу. Для того чтобы наиболее эффективно использовать опыт бизнеса в области информатизации, необходима правильная организация и последовательная политика государства при построении партнерских отношений с бизнесом на взаимовыгодных условиях.

Например, придав легитимность Интернет-транзакциям, государство под своей эгидой может организовать торговую площадку для бизнеса, на которой по тематическим разделам поставщики и покупатели смогут найти друг друга, причем реализация проекта не обязательно должна лечь на государственную организацию, важно придать значимость, законодательную обеспеченность и регулируемость подобному проекту со стороны государства.

Еще одним эффектом подобной системы является организация системы электронных закупок с целью понижения цены для поставщиков. Как следствие можно получить бюджетную экономию, повышение прозрачности бюджетных расходов, а также открытую публикацию принципов и правил, которыми руководствуются чиновники при выборе кандидатов среди поставщиков. Отметим, что подобные системы возможны только в случае политической воли руководства и реальной значимости для них проекта, так как в противном случае подобный проект станет еще одним способом для непрозрачного ведения дел.

Конечно, не все государственные проекты, как любые проекты, заканчиваются успешно. Тем важнее создание государственной базы кейсов, описывающих успешные проекты. Такая база позволит избежать выполнения заведомо фатальных проектов и определить предпосылки, сопутствующие успешным проектам. На уровне муниципальных властей бизнес поддержит и поможет создать государству виртуальную выставку местных производителей в различных промышленных отраслях и сфере услуг. В данном случае чиновникам надо лишь распределить функции компаний в проекте и осуществлять его мониторинг.

Выгодным для государства способом построения отношений с бизнесом является аутсорсинг (outsourcing).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...