Понятие модели сестринского дела
Модель - это образец, по которому что-то должно быть сделано. Модель сестринского дела - это направление на достижение цели.
Значение моделей сестринского дела для развития сестринской специальности очень велико, оно помогает по-другому взглянуть на функции медицинской сестры. Если раньше она только ухаживала за тяжелобольными пациентами, то сейчас сестринский персонал совместно с другими специалистами видит главную задачу в поддержании здоровья, предупреждении заболеваний, обеспечении максимальной независимости человека в соответствии с его индивидуальными возможностями.
На развитие действующих сестринских моделей оказали влияние исследования и открытия в области физиологии, социологии, психологии.
В каждой модели по разному отражено понимание сущности пациента как объекта сестринской деятельности, цели ухода, набора сестринских вмешательств и оценки результатов сестринского ухода.
Модели сестринского ухода называют концептуальными поскольку они выстраиваются на основе различных понятий и концепций.
Велико значение теории сестринского дела для научной, образовательной и практической деятельности,
В основе теории сестринского дела лежат основополагающие понятия, которые определяют сущность сестринской практики. К ним относятся:
• пациент как один из объектов деятельности сестринского персонала;
• источник проблем пациента;
• направленность сестринского вмешательства;
• цель ухода;
• способы сестринского вмешательства;
• роль сестры;
• оценка качества и результатов ухода.
Каждое из этих понятий представлено и описано в работах теоретиков сестринского дела, и хотя эти понятия присутствуют во всех теориях сестринского дела, их толкование и способы взаимодействия между собой существенно различаются.
Разработано несколько различных моделей. Содержание каждой модели зависит как от уровня экономического развития той или иной страны, ее политики, общепризнанных ценностей, системы здравоохранения, религии, так и от философии и убеждений конкретного человека или группы людей, разрабатывающих ту или иную модель.
Сегодня не существует единой модели сестринского дела, но и единого мнения о необходимости использования одной или нескольких моделей.
В связи с вышеизложенным предлагаем обзор некоторых моделей сестринского дела.
Модель В.Хендерсон
Предложенная Вирджинией Хендерсон в 1960 году в США, а затем дополненная в 1968 году. Данная модель акцентирует внимание сестринского персонала на физиологические потребности, а затем на психологические и социальные потребности, которые могут быть удовлетворены благодаря сестринскому уходу. Главное в этой модели - участие самого пациента в планировании и осуществлении ухода.
В.Хендерсон предлагает 14 потребностей для повседневной жизни. Здоровый человек не испытывает трудностей при удовлетворении этих потребностей, в то же время, больной человек не в состоянии удовлетворить эти потребности самостоятельно.
В.Хендерсон утверждает, что сестринский уход должен быть направлен на скорейшее восстановление независимости человека.
Потребности повседневной жизни по В. Хендерсон.
1. Нормально дышать.
2. Употреблять достаточное количество пищи и жидкости.
3. Выделять из организма продукты жизнедеятельности.
4. Двигаться и поддерживать нужное положение.
5. Спать, отдыхать.
6. Самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду.
7. Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду и изменяя окружающую среду.
8. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде.
9. Обеспечивать свою безопасность и не создавать опасности для других людей.
10. Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции, мнение.
11. Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой.
12. Заниматься любимой работой.
13. Отдыхать, принимать участие в развлечениях и играх.
14. Удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться.
Таблица 3.6-6
Автор модели
| Основные положения модели
| Источник проблем пациента
| Направленность Сестринского вмешательства
|
В.Хендерсон
| Пациент имеет фундаментальные человеческие потребности, являющиеся одинаковыми для всех людей. Вне зависимости от того, болен человек или здоров, сестра всегда должна иметь виду жизненно важные потребности человека в пище, крове, одежде, в любви и доброжелательности в чувстве необходимости и взаимозависимости в условиях общественных отношений.
| Проблемы возникают в том случае, когда человек в силу определенных обстоятельств (болезнь, младенческий или старческий возраст) не в состоянии осуществить уход за собой Проблемы могут появиться во время выздоровления или длительного умирания.
| При обследовании пациенте медицинская сестра обсуждает с ним условия оказания сестринской помощи.
|
Цель ухода
| Сестринское вмешательство
| Оценка качества и результата ухода
| Роль медицинской сестры
|
Медицинская сестра должна ставить только долгосрочные цели в восстановлении независимости пациента в удовлетворении им повседневных потребностей. Краткосрочные и промежуточные цепи, только при экстренных состояниях (шок, лихорадка, кома и т.д.).
| Автор данной модели считает, что сестринский уход должен быть связан с лекарственной терапией и с процедурами, назначаемыми врачами. Для осуществления сестринских вмешательств может потребоваться участие семьи пациента.
| Оценить результат и качество ухода за пациентом можно только тогда, когда удовлетворены все повседневные потребности, в отношении которых было предпринято сестринское вмешательство.
| Роль сестры в модели представлена двояко: - это самостоятельный и независимый специалист в системе здравоохранения и выполняющий те функции, которые не может выполнить пациент, чтобы чувствовать себя независимым; - это помощник врача, выполняющий его назначения.
|
...продолжение таблицы 3.6-6
Применение модели В. Хендерсон в сестринском процессе рассмотрим на следующим примере:
Пациент находится на лечении в терапевтическом отделении, в течении трех дней у него нарушен сон.
При первичной оценке состояния пациента, медицинская сестра должна выяснить причину нарушения сна (неудобная постель, непроветриваемое помещение, храп соседа по палате, беспокойство перед обследованием или операцией).
Планирование ухода за пациентом предусматривает; обучение упражнениям по расслаблению, проветривание помещения перед сном, прогулки перед сном, перевод пациента в другую палату.
Сестринское вмешательство предполагает помощь пациенту в достижении им независимости насколько это возможно
Модель Д. Орем
Модель предложенная Доротеей Орэм в 1971 году, рассматривает человека как единое целое. Она основана на принципах самоухода. В модели уделяется большое значение личной ответственности человека за состояние собственного здоровья.
Сестринскому вмешательству уделяется большое значение в профилактике заболеваний травм и обучению пациента и его родственников.
Таблица 3.6-5
Автор модели
| Основные положения модели
| Источник проблем пациента
| Направленность Сестринского вмешательства
|
Д.Орем
| Пациент - единая функциональная система, имеющая мотивацию к самоуходу.
| Если пациент не может со хранить равновесие между своими возможностями и потребностями в самоуходе, а потребности самоухода превышают возможности самого пациента - возникает необходимость в сестринской помощи. Помощь осуществляется при активном участии пациента и его родственников.
| Направлено на выявленный дефицит самоухода и его причины: Причинами дефицита могут быть: - отсутствие знаний - неумение выполнять отдельные действия по самоуходу непонимание важности самоухода. Для решения вопроса о необходимости сестринского вмешательства сестра должна: - определить уровень требований самого пациента к самоуходу; - оценить возможности пациента удовлетворить эти требования; - оценить возможности пациента безопасно осу-ществлять самоуход; - оценить возможности восстановления самоухода в будущем.
|
Цель ухода
| Сестринское вмешательство
| Оценка качества и результата ухода
| Роль медицинской сестры
|
Выявление и обсуждение с пациентом возможности по самоуходу. Цели по Орем делятся на краткосрочные, промежуточные, долгосрочные.
| Сестринское вмешательство направлено как на расширение возможностей самоухода, так и на изменение уровня потребностей в нем. Д.Орем выделяет 6 способов сестринских вмешательств: - делать что-либо за пациента; - руководить пациентом, направлять его действия; - оказывать физическую поддержку; - оказывать психологическую поддержку; - создавать среду для обеспечения самоухода; - обучать пациента и его родственников. Пациент должен стремиться к самоуходу, хотеть и быть готовым получить сестринскую помощь.
| Возможность пациента и его семьи в последую-щем осуществить самоуход.
| Медицинская сестра помогает, обучает пациента осуществлять самоуход. Помогает пациенту сохранить здоровье, справиться с последствиями травмы или болезни.
|
Применение модели Д.Орем в сестринском процессе рассмотрим на следующим примере:
Пациент находится на лечении в травматологическом отделении с диагнозом перелом костей левой голени, пациенту наложен гипс.
При первичном обследовании пациента медицинская сестра может предположить, что пациент не в состоянии сразу передвигаться на костылях без посторонней помощи.
В данном случае, имеется нарушение равновесия между некоторыми универсальными потребностями пациента и его возможностями осуществлять самоуход (активно двигаться, посещать туалет, принимать душ), то есть пациент нуждается в посторонней помощи.
Планирование сестринского ухода будет в рамках частично компенсирующей и обучающей систем. Пациент сможет самостоятельно удовлетворить универсальные потребности в воздухе, пище, жидкости, но он нуждается в помощи при передвижении для удовлетворения других универсальных потребностей. Медицинская сестра планирует обучение пациента безопасным навыкам передвижения, чтобы предупредить риск повторной травмы.
Сестринское вмешательство направлено на восстановление равновесия между возможностями и потребностями в самоуходе. Медицинская сестра частично помогает одеваться и раздеваться пациенту, одновременно она обучает его безопасному перемещению на костылях, а также новым умениям и навыкам, позволяющим со временем одеваться и перемещаться самостоятельно.
Модель М. Ален
Модель Мойры Аллен в настоящее время считается основной теоретической моделью, которая названа по имени автора. Она появилась в начале 70-х годов, когда получила признание концепция первичной медико-санитарной помощи.
Таблица 3.6-7
Автор модели
| Основные положения модели
| Источник проблем пациента
| Направленность Сестринского вмешательства
|
М. Аллен
| Пациент – это биологическое существо, духовная и физическая сущность которого неразделимы.
| Для восполнения ограниченных возможностей человека действовать самостоятельно в ситуациях связанных со здоровьем, которое он мог бы обеспечить себе сам, если бы имел для этого силы, желания и знания.
| Создание благоприятной для обучения среды, которая бы стимулировала, привлекала и заинтересовывала семью, в качестве полноправного участника процесса обучения и укрепления здоровья пациента. Взаимоотношения медицинской сестры и пациента должны строиться на основе договоренностей, сотрудничества и координации действий.
|
...продолжение таблицы 3.6-7
Цель ухода
| Сестринское вмешательство
| Оценка качества и результата ухода
| Роль медицинской сестры
|
Направлена на достижение жизненных целей, мобилизацию и под держание на должном уровне сил и ресурсов личности или семьи.
| Помочь пациенту и семье успешно справляться с различными проблемами, связанными со здоровьем и возникающими на протяжении всего жизненного цикла семьи.
| Медицинская сестра при проведении тех или иных мероприятий плана ухода, руководствуется результатами непрерывной оценки готовности к ним как пациента так и его семьи.
| Дополняет деятельность других специалистов здравоохранения. Данная модель позволяет медицинским сестрам полностью реализовать свою роль в области здравоохранения.
|
Применение модели М.Аллен в сестринском процессе рассмотрим на следующим примере:
Пациент поступил в терапевтическое отделение с диагнозом гипертонический криз, в сопровождении жены и двух сыновей. При обследовании медицинская, сестра отмечает у пациента избыточную массу тела, пациент обеспокоен своим состоянием.
При первичной оценке состояния пациента медицинская сестра собирает сведения о пациенте и его семье. Какие проблемы со здоровьем и заболевания были в семье раньше, как семья решала эти проблемы, какими средствами при этом пользовалась, какой был вклад каждого члена семьи в решение этих проблем. Кроме этого он дает описание своей повседневной жизни, т.е. работа, питание, физические упражнения, семья.
Планирование сестринского ухода. Медицинская сестра вместе с пациентом определяет существующую у него проблему - ту, что явилась причиной его госпитализации, определить приоритеты и отношение членов семьи к определенным сферам деятельности. Данная проблема долговременная и предстоит длительный период, в течении которого придется направить все усилия на преодоление причин, вызвавших проблему.
Пациент и его семья должны это понять и осознать. Пациент должен использовать потенциальные возможности свои и своей семьи для того, чтобы разработать план действий.
Сестринское вмешательство предусматривает следующее:
- образ жизни пациента (как заболевание может отразиться на профессиональной деятельности);
- стресс (если сменить место работы не представляется возможным);
- диета и контроль за массой тела;
- физические упражнения;
- вредные привычки - курение.
Ознакомившись с несколькими моделями из множества существующих мы видим, что единой модели на сегодняшний день не существует.
Практикующие сестры во многих странах одновременно используют несколько моделей, причем выбор модели зависит от невозможности пациента удовлетворить те или иные потребности.
Осмысление уже разработанных моделей помогает выбрать те, которые пригодны для конкретного пациента.
Модель сестринского ухода помогает акцентировать внимание медицинской сестры при обследовании пациента, постановки диагноза и планирования сестринского вмешательства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: