Раздел 1 «Введение в дисциплину Безопасность жизнедеятельности»
Тема 1. Введение в дисциплину. Цель, задачи, основные понятия. Классификация опасных и вредных факторов Безопасность жизнедеятельности представляет собой область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания. Эта дисциплина решает следующие основные задачи: - идентификация (распознавание и количественная оценка) негативных воздействий среды обитания; - защита от опасностей или предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека; - ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов; - создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека. Интегральным показателем безопасности жизнедеятельности является продолжительность жизни. На ранних этапах антропогенеза (для первобытного человека) она составляла приблизительно 25 лет. На человека воздействовали, в основном, опасности природного характера: зависимость от климатических условий, низкий уровень белкового питания и др. Развитие цивилизации, под которой мы понимаем прогресс науки, техники, экономики, индустриализацию сельского хозяйства, использование различных видов энергии, вплоть до ядерной, создание машин, механизмов, применение различных видов удобрений и средств для борьбы с вредителями, значительно увеличивает количество вредных факторов, негативно воздействующих на человека. Важным элементом в обеспечении жизнедеятельности человека становится защита от этих факторов. Курс «Безопасность жизнедеятельности» предусматривает процесс познания сложных связей человеческого организма и среды обитания. Воздействие человека на среду, согласно законам физики, вызывает ответные противодействия всех ее компонентов. Организм человека безболезненно переносит те или иные воздействия до тех пор, пока они не превышают пределы адаптации. Безопасность жизнедеятельности» рассматривает:
— безопасность в бытовой среде; —безопасность в производственной сфере; —безопасность жизнедеятельности в городской среде (селитебной зоне); —безопасность в окружающей природной среде; —чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Бытовая среда — это вся сумма факторов, воздействующих на человека в быту. Реакцию организма на бытовые факторы изучают такие разделы науки, как коммунальная гигиена, гигиена питания, гигиена детей и подростов. Производственная среда — это совокупность факторов, воздействующих на человека в процессе трудовой деятельности. Безопасность в природной среде — это одна из отраслей экологии. Экология изучает закономерности взаимодействия организмов с окружающей средой обитания. Среда обитания неразрывно связана с понятием «биосфера». Термин «биосфера» введен австралийским геологом Зюссом в 1875 году. Биосфера — природная область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу, верхний слой литосферы. С именем русское ученого Вернадского связано создание учения о биосфере и ее переходе в ноосферу. Основным в учении о ноосфере является единство биосферы и человечества. Одним из главных понятий безопасности жизнедеятельности является так называемая «аксиома о потенциальной опасности». Анализ общественной практической деятельности дает основание для утверждения о том, что любая деятельность потенциально опасна. Потенциальная опасность заключается в скрытом, неявном характере проявления опасностей.
Потенциальная опасность как явление — это возможность воздействия на человека неблагоприятных или несовместимых с жизнью факторов. По степени и характеру действия на организм все факторы условно делят на вредные и опасные. К вредным относятся такие факторы, которые становятся в определенных условиях причиной заболеваний или снижения работоспособности. При этом имеется в виду снижение работоспособности, исчезающее после отдыха или перерыва в активной деятельности. Опасными называют такие факторы, которые приводят в определенных условиях к травматическим повреждениям или внезапным и резким нарушениям здоровья. Аксиома о потенциальной опасности предусматривает количественную оценку негативного воздействия, которое оценивается риском нанесения того или иного ущерба здоровью и жизни. Риск определяется как отношение тех и ли иных нежелательных последствий в единицу времени к возможному числу событий. В мировой практике находит признание концепция приемлемого риска, т. е. риска, при котором защитные мероприятия позволяют поддерживать достигнутый уровень безопасности. Степень риска оценивается в мировой практике для различных видов деятельности вероятностью смертельных случаев. Условия, при которых создается возможность возникновения несчастного случая, называют опасной ситуацией. Важно уметь предупредить переход опасной ситуации в несчастный случай. Если систематизировать все сказанное, то безопасность жизнедеятельности можно определить, как такое состояние окружающей среды, при котором исключена возможность повреждения организма человека в процессе его разнообразной деятельности. Человеческий опыт накопил определенные приемы» методы для обеспечения безопасного взаимодействия со средой обитания, особенно в производственной среде. Безопасность труда — это такое состояние его условий, при котором исключено негативное воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов. Техника безопасности — система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов. Для каждого вида работ существуют определенные правила техники безопасности, человек допускается к работе только после их изучения. В паспорте любого технического устройства изложены правила эксплуатации, выполнение которых делает безопасной работу с этом устройством.
Обеспечение безопасных условий на рабочих местах является обязанностью администрации. Охрана труда — система законодательных актов, социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда. Производственная санитария — система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов. Эффективность мероприятий по охране труда может быть снижена неблагоприятной экологической обстановкой в промышленной зоне или городской среде. Задачу идентификации негативного воздействия производства и технических средств на биосферу и техносферу, разработки и применения средств для снижения этого воздействия решает промышленная экология. Промышленная экология разрабатывает нормативные показатели экологичности предприятий, оборудования и транспорта, определяет порядок экологической экспертизы при подготовке новых производств и при переходе на новые виды продукции. Тема 2. Анатомо-физиологические механизмы обеспечения безопасности и защиты человека от негативных воздействий. Основные физиологические механизмы, обеспечивающие работоспособность и трудовую деятельность. В ходе эволюции в организме человека сформировались механизмы, обеспечивающие приспособление к различным условиям жизни и стабилизацию органов и систем организма в определенных функциональных диапазонах. Возможности реагировать на внешние и внутренние возмущающие влияния относительно ограничены, но комбинация различных реакций расширяет возможности организма при взаимодействии с внешней средой.
Негативные воздействия на организм могут оказывать различные чрезвычайные раздражители (факторы внешней среды) — физические, химические, биологические, психофизиологические. Способность организма отвечать на воздействия факторов окружающей среды называется реактивностью. Реактивность — свойство организма как целого отвечать изменениями жизнедеятельности на воздействия окружающей среды. Реактивность обеспечивается защитно-компенсаторными системами и механизмами, решающая роль, в осуществлении которых принадлежит нервной системе. Функции и строение нервной системы Нервная система выполняет следующие важнейшие функции: осуществляет взаимодействие организма с окружающей средой, обеспечивая приспособление организма к постоянно меняющимся условиям среды; объединяет органы и системы тела: в единое целое и согласует их деятельность; на высшем этапе развития нервная система осуществляет психическую деятельность на основе физиологических процессов ощущения, восприятия и мышления. Нервная система условно делится на две части: соматическая, управляющая мускулатурой скелета и некоторых внутренних органов (язык, гортань, глотка); вегетативная — иннервирующая все мышцы кожи, сосуды. Условность такого деления; явствует из того, что вегетативная нервная система имеет отношение к иннервация всех органов, а также определяет тонус скелетной мускулатуры. Кроме такой классификации, соответствующей строению организма, нервную систему делят по топографическому принципу на центральный и периферический отделы или системы. Под центральной нервной системой разумеется спинной и головной мозг, под периферической — нервные корешки, узлы, сплетения, нервы и периферические нервные окончания. Как в центральной, так и в периферических отделах нервной системы содержатся элементы соматической и вегетативной частей, чем достигается единство нервной системы. Структурной и функциональной единицей нервной системы является нейрон — нервная клетка. Нервные клетки, которыми снабжены все органы и ткани организма, имеют несколько коротких, ветвящихся отростков-дендритов, по которым импульсы поступают в тело клетки, и один длинный отросток — аксон, по которому импульсы идут от тела клетки (рис. 1). Механизм передачи нервного импульса обеспечивается наличием разности потенциалов внутри нервной клетки и на наружной поверхности ее мембраны.
Рис. 1.1 Строение нейрона
Функции нервной системы осуществляются по механизму рефлекса.
Рефлекс— это реакция организма на раздражение из внешней или внутренней среды, осуществляемая при посредничестве центральной нервной системы. Путь, по которому проходят нервные импульсы (возбуждение) от рецепторов к исполнительному органу при осуществлении всякого рефлекса, называется рефлекторной дугой рис. 1.2 Рис. 1. 2 Схема рефлекторной дуги В её состав входят рецепторы -1, воспринимающие раздражение, чувствительные нейроны - 2, чьи отростки - центростремительные нервы - несут возбуждение к центральной нервной системе, вставочные нейроны - 3, передающие возбуждение на исполнительные - двигательные нейроны - 4, чьи отростки - центробежные двигательные нервы - проводят нервные импульсы от центральной нервной системы на периферию, исполнительный орган - 5, деятельность которого изменяется в результате рефлекса. Для осуществления рефлекса необходима целостность всех звеньев рефлекторной дуги. Безусловные рефлексы — это унаследованные от предков, врожденные рефлекторные реакции, приобретенные в результате эволюционного развития. Они носят название инстинктов, протекают по врожденной рефлекторной дуге. Основными безусловными рефлексами являются сосательный, пищевой, оборонительный, половой. Безусловные рефлексы, возникающие при действии раздражителей внешней и внутренней среды, имеют огромное значение для регуляции таких функций, как кровообращение, дыхание, пищеварение, обмен веществ, выделение, терморегуляция и др., но их недостаточно для того, чтобы обеспечить приспособление организма к постоянно меняющимся условиям окружающей среды. Условные рефлексы — индивидуально приобретенные в процессе жизнедеятельности реакции, содействующие и обеспечивающие приспособление организма к изменяющимся условиям среды обитания. Условные рефлексы носят временный характер, могут исчезать при не подкреплении и снова появляться в ответ на новые раздражители. Понятие об условных рефлексах лежит в основе учения И. П. Павлова о первой и второй сигнальной системе. Сигналами называются все раздражители (звук, свет, давление, химические вещества и др.), воздействующие на рецепторы (органы чувств) и вызывающие те или иные рефлексы. Деятельность коры, связанную с восприятием непосредственных раздражителей или сигналов из внешнего мира, называют первой сигнальной системой. Эта система есть у животных и у человека. У человека пусковым механизмом рефлексов могут быть не только предметы и явления, но и их речевые обозначения, символы явлений. Деятельность коры, связанная с речью, называется второй сигнальной системой. Сигналы первой сигнальной системы являются конкретными, относящимися только к определенному раздражителю, непосредственно воздействующему на определенные органы чувств. Особенностью второй сигнальной системы является отвлечение и обобщение раздражителей первой сигнальной системы. Вторая сигнальная система является всеобъемлющей, способной обобщить и заменить все раздражители первой сигнальной системы, она представляет собой физиологическую основу речи и мышления человека. Анализаторы. Анализатор - по И.П.Павлову - совокупность нервных образований у высших позвоночных животных, обеспечивающая разложение и анализ в нервной системе раздражителей, воздействующих на организм. Анализаторы определяют целенаправленные ответные реакции всего организма. Анализатор состоит из воспринимающего образования (рецептора), проводящей части (нервного пути) и центрального отдела, расположенного в коре больших полушарий головного мозга. К анализаторам относятся все органы чувств, а также анализаторы мышц и внутренних органов. Анализаторы человека: вестибулярный анализатор; двигательный анализатор; кожный анализатор; вкусовой анализатор; зрительный анализатор; звуковой анализатор; обонятельный анализатор; интероцептивный анализатор. Вестибулярный анализатор - анализатор, обеспечивающий анализ информации о положении и перемещениях тела в пространстве. Двигательный анализатор - по И.П.Павлову - анализатор: - служащий центральным аппаратом построения движений; - воспринимающий раздражения от мышц, сухожилий и связок; - обеспечивающий формирование целенаправленных реакций в ответ на внешние раздражения. Вкусовой анализатор - совокупность сенсорных структур: - обеспечивающих, восприятие и анализ химических раздражителей и стимулов при воздействии их на рецепторы языка; и - формирующих вкусовые мультиощущения. Зрительный анализатор - совокупность нервных образований, обеспечивающих восприятие величины, формы, цвета предметов, их взаимного расположения. Интероцептивный анализатор - анализатор, обеспечивающий восприятие и анализ информации о состоянии внутренних органов. Обонятельный анализатор - совокупность сенсорных структур: - обеспечивающая восприятие и анализ информации о веществах, соприкасающихся со слизистой оболочкой носовой полости; и формирующая обонятельные ощущения. Слуховой анализатор - совокупность структур, обеспечивающих восприятие звуковой информации, преобразовывать ее в нервные импульсы, последующую ее передачу и обработку в центральной нервной системе. Основной характеристикой анализатора является чувствительность, которая выражается в способности живого организма воспринимать действие раздражителей, исходящих из внешней или внутренней среды. Она характеризуется величиной порога ощущения — чем ниже порог, тем выше чувствительность. Различают абсолютный и дифференциальный пороги ощущения. Абсолютный порог ощущения — это минимальная сила раздражения, способная вызвать ответную реакцию. Дифференциальный порог ощущения — это минимальная величина, на которую нужно изменить раздражение, чтобы вызвать изменение ответной реакции. Время, проходящее от начала воздействия раздражителя до появления ощущения, называется латентным периодом. Иммунитет (лат. immunitas — освобождение, избавление от чего-либо) — невосприимчивость, сопротивляемость организма к инфекциям и инвазиям чужеродных организмов (в том числе — болезнетворных микроорганизмов), а также воздействию чужеродных веществ, обладающих антигенными свойствами. Иммунные реакции возникают и на собственные клетки организма, измененные в антигенном отношении. Обеспечивает гомеостаз организма на клеточном и молекулярном уровне организации. Реализуется иммунной системой. Биологический смысл иммунитета — обеспечение генетической целостности организма на протяжении его индивидуальной жизни. Развитие иммунной системы обусловило возможность существования сложно организованных многоклеточных организмов. Иммунитет делится на врождённый и приобретенный. Врождённый (неспецифический, конституционный) иммунитет обусловлен анатомическими, физиологическими, клеточными или молекулярными особенностями, закрепленными наследственно. Как правило, не имеет строгой специфичности к антигенам, и не обладает памятью о первичном контакте с чужеродным агентом. Приобретенный иммунитет делится на активный и пассивный. Приобретенный активный иммунитет возникает после перенесенного заболевания или после введения вакцины. Приобретенный пассивный иммунитет развивается при введении в организм готовых антител в виде сыворотки или передаче их новорожденному с молозивом матери или внутриутробным способом. Также иммунитет делится на естественный и искусственный. Естественный иммунитет включает врожденный иммунитет и приобретенный активный (после перенесенного заболевания). А также пассивный при передаче антител ребёнку от матери. Искусственный иммунитет включает приобретенный активный после прививки (введение вакцины) и приобретенный пассивный (введение сыворотки). Основные физиологические механизмы, обеспечивающие работоспособность и трудовую деятельность. Физиология труда – это наука, изучающая изменения функционального состояния организма человека под влиянием его трудовой деятельности и обосновывающая методы и средства организации трудового процесса, направленные на поддержание высокой работоспособности и сохранение здоровья работающих. Основными задачами физиологии труда являются: 1.изучение физиологических закономерностей трудовой деятельности; 2. исследование физиологических параметров организма при различных видах работ; 3. разработка практических рекомендаций и мероприятий, направленных на оптимизацию трудового процесса, снижение утомляемости, сохранение здоровья т работоспособности в течении продолжительного времени. В процессе трудовой деятельности человек приходится выполнять различные виды работ. Физический и умственный труд с физиологической точки зрения условно. Различие трудовых процессов проявляется в лишь в преобладание деятельности проявлениях мышечной системы или центральной нервной системы. В настоящие время, в связи с механизацией и автоматизацией производственных процессов, физическое напряжение в трудовой деятельности играет всё меньшую роль и значительную возрастает роль высшей нервной системы. В основе любого трудового действия лежит целевая установка, на базе которой в центральной нервной системы создается определённая программа действий, реализующая в системно организационном поведенческой акте. Такие запрограммированные действия динамического стереотипа. Сущность динамического стереотипа заключается в том, что в ЦНС формируется длительно текущие нервные процессы, соответствующие пространственным, временным и порядковыми особенностями воздействия и организм внешних и внутренних раздражителей. При этом обеспечиваются точное и своевременное реакции организма на привычные раздражители, что особенно важно в формировании различных трудовых навыков. В физиологии труда важнейшими являться понятия работоспособности и утомления. Под работоспособностью понимают потенциальную возможность человека выполнять на протяжение заданного времени и с достаточной эффективностью работу определённого объёма и качества. Работоспособность изменяются во времени и условно подразделяться на следующие фразы; 1 фаза – фаза врабатываемости, в этот период повышается активность центральной нервной системы, возрастает уровень обменных процессов, усиливается деятельность сердечно-сосудистой системы, что приводит к нарастанию работоспособности; 2 фаза – фаза относительно устойчивой работоспособности, в это период отмечается оптимальный уровень функционирования ЦНС, эффективность труда максимальная; 3 фаза – фаза снижение работоспособности, связанная с развитием утомления. Утомление - это снижение работоспособности наступающая в процессе работы. Переутомление – это патологическое состояние, болезнь, которая не исчезает после обычного отдыха требует специального лечения. Важное место в процессах физиологии труда занимает понятия тяжести и напряжение труда. Понятие тяжесть чаще всего относят к работам, при выполнении которых преобладают мышечные усилия. Критериям тяжести труда при динамической нагрузке являются: мощность внешней механической работы; максимальная величина поднимаемых вручную грузов; величина ручного грузооборота за смену; частота шагов в одну минуту. Понятие напряженность труда чаше относят к работам с преобладанием нервно-эмоционального напряжения. Критериями напряженности труда являются: напряжение внимания; эмоциональное напряжение; напряжение анализаторов; объём оперативной памяти; интеллектуальное напряжение; монотонность работы. Напряженность труда в каждом конкретной случае зависит как от тяжести, так и от индивидуальных особенностей работающего
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|