Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 1 «Введение в дисциплину Безопасность жизнедеятельности»

Тема 1. Введение в дисциплину. Цель, задачи, основные понятия. Классификация опасных и вредных факторов

Безопасность жизнедеятельности представляет собой область научных знаний, охватывающих тео­рию и практику защиты человека от опасных и вред­ных факторов во всех сферах человеческой деятель­ности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания. Эта дисциплина решает следующие ос­новные задачи:

- идентификация (распознавание и количествен­ная оценка) негативных воздействий среды обитания;

- защита от опасностей или предупреждение воз­действия тех или иных негативных факторов на че­ловека;

- ликвидация отрицательных последствий воз­действия опасных и вредных факторов;

- создание нормального, то есть комфортного со­стояния среды обитания человека.

Интегральным показателем безопасности жизне­деятельности является продолжительность жизни. На ранних этапах антропогенеза (для первобытного человека) она составляла приблизительно 25 лет. На человека воздействовали, в основном, опасности при­родного характера: зависимость от климатических условий, низкий уровень белкового питания и др.

Развитие цивилизации, под которой мы понима­ем прогресс науки, техники, экономики, индустри­ализацию сельского хозяйства, использование раз­личных видов энергии, вплоть до ядерной, создание машин, механизмов, применение различных видов удобрений и средств для борьбы с вредителями, зна­чительно увеличивает количество вредных факто­ров, негативно воздействующих на человека. Важ­ным элементом в обеспечении жизнедеятельности человека становится защита от этих факторов.

Курс «Безопасность жизнедеятельности» предус­матривает процесс познания сложных связей чело­веческого организма и среды обитания. Воздействие человека на среду, согласно законам физики, вызы­вает ответные противодействия всех ее компонен­тов. Организм человека безболезненно переносит те или иные воздействия до тех пор, пока они не пре­вышают пределы адаптации. Безопасность жизне­деятельности» рассматривает:

безопасность в бытовой среде;

—безопасность в производственной сфере;

—безопасность жизнедеятельности в городской среде (селитебной зоне);

—безопасность в окружающей природной среде;

—чрезвычайные ситуации мирного и военного времени.

Бытовая среда — это вся сумма факторов, воздействующих на человека в быту. Реакцию орга­низма на бытовые факторы изучают такие разделы науки, как коммунальная гигиена, гигиена пита­ния, гигиена детей и подростов.

Производственная среда — это совокупность фак­торов, воздействующих на человека в процессе тру­довой деятельности.

Безопасность в природной среде — это одна из от­раслей экологии. Экология изучает закономернос­ти взаимодействия организмов с окружающей сре­дой обитания. Среда обитания неразрывно связана с понятием «биосфера».

Термин «биосфера» введен австралийским геоло­гом Зюссом в 1875 году. Биосфера — природная об­ласть распространения жизни на Земле, включаю­щая нижний слой атмосферы, гидросферу, верхний слой литосферы. С именем русское ученого Вернад­ского связано создание учения о биосфере и ее пере­ходе в ноосферу. Основным в учении о ноосфере яв­ляется единство биосферы и человечества.

Одним из главных понятий безопасности жизне­деятельности является так называемая «аксиома о потенциальной опасности».

Анализ общественной практической деятельно­сти дает основание для утверждения о том, что лю­бая деятельность потенциально опасна.

Потенциальная опасность заключается в скрытом, неявном характере проявления опасностей.

Потенциальная опасность как явление — это воз­можность воздействия на человека неблагоприят­ных или несовместимых с жизнью факторов. По сте­пени и характеру действия на организм все факто­ры условно делят на вредные и опасные.

К вредным относятся такие факторы, которые становятся в определенных условиях причиной за­болеваний или снижения работоспособности. При этом имеется в виду снижение работоспособности, исчезающее после отдыха или перерыва в активной деятельности.

Опасными называют такие факторы, которые приводят в определенных условиях к травматичес­ким повреждениям или внезапным и резким нару­шениям здоровья.

Аксиома о потенциальной опасности предусмат­ривает количественную оценку негативного воздей­ствия, которое оценивается риском нанесения того или иного ущерба здоровью и жизни. Риск опреде­ляется как отношение тех и ли иных нежелательных последствий в единицу времени к возможному чис­лу событий.

В мировой практике находит признание концеп­ция приемлемого риска, т. е. риска, при котором за­щитные мероприятия позволяют поддерживать дос­тигнутый уровень безопасности. Степень риска оценивается в мировой практике для различных видов деятельности вероятностью смертельных случаев.

Условия, при которых создается возможность возникновения несчастного случая, называют опас­ной ситуацией. Важно уметь предупредить переход опасной ситуации в несчастный случай.

Если систематизировать все сказанное, то безопас­ность жизнедеятельности можно определить, как такое состояние окружающей среды, при котором исключена возможность повреждения организма че­ловека в процессе его разнообразной деятельности.

Человеческий опыт накопил определенные при­емы» методы для обеспечения безопасного взаимодей­ствия со средой обитания, особенно в производствен­ной среде.

Безопасность труда — это такое состояние его условий, при котором исключено негатив­ное воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов.

Техника безопасности — система организацион­ных мероприятий и технических средств, предотв­ращающих воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов. Для каждо­го вида работ существуют определенные правила техники безопасности, человек допускается к рабо­те только после их изучения. В паспорте любого тех­нического устройства изложены правила эксплуа­тации, выполнение которых делает безопасной ра­боту с этом устройством.

Обеспечение безопасных условий на рабочих ме­стах является обязанностью администрации.

Охрана труда — система законодательных актов, социально-экономических, организационных, тех­нических, гигиенических и лечебно-профилакти­ческих мероприятий и средств, обеспечивающих бе­зопасность, сохранение здоровья и работоспособно­сти человека в процессе труда.

Производственная санитария — система органи­зационных мероприятий и технических средств, пре­дотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов.

Эффективность мероприятий по охране труда мо­жет быть снижена неблагоприятной экологической обстановкой в промышленной зоне или городской среде.

Задачу идентификации негативного воздействия производства и технических средств на биосферу и техносферу, разработки и применения средств для снижения этого воздействия решает промышленная экология. Промышленная экология разрабатывает нормативные показатели экологичности предприя­тий, оборудования и транспорта, определяет поря­док экологической экспертизы при подготовке но­вых производств и при переходе на новые виды продукции.

Тема 2. Анатомо-физиологические механизмы обеспечения безопасности и защиты человека от негативных воздействий. Основные физиологические механизмы, обеспечивающие работоспособность и трудовую деятельность.

В ходе эволюции в организме человека сформировались механизмы, обеспечивающие приспособление к различным условиям жизни и стабилизацию органов и систем организма в определенных функциональных диапазонах. Возможности реагировать на внешние и внутренние возмущающие влияния относительно ограничены, но комбинация различных реакций расширяет возможности организма при взаимодействии с внешней средой.

Негативные воздействия на организм могут оказывать различные чрезвычайные раздражители (факторы внешней среды) — физические, химические, биологические, психофизиологические. Способность организма отвечать на воздействия факторов окружающей среды называется реактив­ностью.

Реактивность — свойство организма как целого отвечать изменениями жизнедеятельности на воз­действия окружающей среды.

Реактивность обеспечивается защитно-компенсаторными системами и механизмами, решающая роль, в осуществлении ко­торых принадлежит нервной системе. Функции и строение нервной системы

Нервная система выполняет следующие важней­шие функции: осуществляет взаимодействие организма с окру­жающей средой, обеспечивая приспособление орга­низма к постоянно меняющимся условиям среды; объединяет органы и системы тела: в единое целое и согласует их деятельность; на высшем этапе развития нервная система осуществляет психическую деятельность на основе физиологических процессов ощущения, восприятия и мышления.

Нервная система условно делится на две части: соматическая, управляющая мускулатурой скеле­та и некоторых внутренних органов (язык, гортань, глотка); вегетативная — иннервирующая все мыш­цы кожи, сосуды. Условность такого деления; явствует из того, что вегетативная нервная система имеет отношение к иннервация всех органов, а так­же определяет тонус скелетной мускулатуры. Кроме такой классификации, соответствующей строению организма, нервную систему делят по то­пографическому принципу на центральный и периферический отделы или системы.

Под центральной нервной системой разумеется спинной и головной мозг, под периферической — нервные корешки, узлы, сплетения, нервы и периферические нервные окончания. Как в центральной, так и в перифери­ческих отделах нервной системы содержатся эле­менты соматической и вегетативной частей, чем до­стигается единство нервной системы.

Структурной и функциональной единицей не­рвной системы является нейрон — нервная клетка.

Нервные клетки, кото­рыми снабжены все орга­ны и ткани организма, имеют несколько корот­ких, ветвящихся отростков-дендритов, по кото­рым импульсы поступа­ют в тело клетки, и один длинный отросток — ак­сон, по которому импуль­сы идут от тела клетки (рис. 1).

Механизм пере­дачи нервного импульса обеспечивается наличи­ем разности потенциалов внутри нервной клетки и на наружной поверхности ее мембраны.

 

Рис. 1.1 Строение нейрона

 

Функции нервной системы осуществляются по механизму рефлекса.

Рефлекс— это реакция организма на раздраже­ние из внешней или внутренней среды, осуществ­ляемая при посредничестве центральной нервной системы.

Путь, по которому проходят нервные импульсы (возбуждение) от рецепторов к исполнительному органу при осуществлении всякого рефлекса, называется рефлекторной дугой рис. 1.2

Рис. 1. 2 Схема рефлекторной дуги

В её состав входят рецепторы -1, воспринимающие раздражение, чувствительные нейроны - 2, чьи отростки - центростремительные нервы - несут возбуждение к центральной нервной системе, вставочные нейроны - 3, передающие возбуждение на исполнительные - двигательные нейроны - 4, чьи отростки - центробежные двигательные нервы - проводят нервные импульсы от центральной нервной системы на периферию, исполнительный орган - 5, деятельность которого изменяется в результате рефлекса.

Для осуществления рефлекса необходима целостность всех звеньев рефлекторной дуги.

Безусловные рефлексы — это унаследованные от предков, врожденные рефлекторные реакции, приобретенные в результате эволюционного разви­тия. Они носят название инстинктов, протекают по врожденной рефлекторной дуге. Основными безус­ловными рефлексами являются сосательный, пище­вой, оборонительный, половой. Безусловные реф­лексы, возникающие при действии раздражителей внешней и внутренней среды, имеют огромное зна­чение для регуляции таких функций, как кровооб­ращение, дыхание, пищеварение, обмен веществ, выделение, терморегуляция и др., но их недостаточ­но для того, чтобы обеспечить приспособление орга­низма к постоянно меняющимся условиям окружа­ющей среды.

Условные рефлексы — индивидуально приобре­тенные в процессе жизнедеятельности реакции, со­действующие и обеспечивающие приспособление организма к изменяющимся условиям среды обита­ния. Условные рефлексы носят временный харак­тер, могут исчезать при не подкреплении и снова по­являться в ответ на новые раздражители.

Понятие об условных рефлексах лежит в основе учения И. П. Павлова о первой и второй сигнальной системе. Сигналами называются все раздражители (звук, свет, давление, химические вещества и др.), воздействующие на рецепторы (органы чувств) и вызывающие те или иные рефлексы. Деятельность коры, связанную с восприятием непосредственных раздражителей или сигналов из внешнего мира, на­зывают первой сигнальной системой. Эта система есть у животных и у человека.

У человека пусковым механизмом рефлексов мо­гут быть не только предметы и явления, но и их ре­чевые обозначения, символы явлений. Деятельность коры, связанная с речью, называется второй сигнальной системой.

Сигналы первой сигнальной системы являются конкретными, относящимися только к определенно­му раздражителю, непосредственно воздействующе­му на определенные органы чувств. Особенностью второй сигнальной системы является отвлечение и обобщение раздражителей первой сигнальной системы. Вторая сигнальная система является всеобъ­емлющей, способной обобщить и заменить все раз­дражители первой сигнальной системы, она представляет собой физиологическую основу речи и мышления человека.

Анализаторы.

Анализатор - по И.П.Павлову - совокупность нервных образований у высших позвоночных животных, обеспечивающая разложение и анализ в нервной системе раздражителей, воздействующих на организм.

Анализаторы определяют целенаправленные ответные реакции всего организма.

Анализатор состоит из воспринимающего образования (рецептора), проводящей части (нервного пути) и центрального отдела, расположенного в коре больших полушарий головного мозга. К анализаторам относятся все органы чувств, а также анализаторы мышц и внутренних органов.

Анализаторы человека: вестибулярный анализатор; двигательный анализатор; кожный анализатор; вкусовой анализатор; зрительный анализатор; звуковой анализатор; обонятельный анализатор; интероцептивный анализатор.

Вестибулярный анализатор - анализатор, обеспечивающий анализ информации о положении и перемещениях тела в пространстве.

Двигательный анализатор - по И.П.Павлову - анализатор:

- служащий центральным аппаратом построения движений;

- воспринимающий раздражения от мышц, сухожилий и связок;

- обеспечивающий формирование целенаправленных реакций в ответ на внешние раздражения.

Вкусовой анализатор - совокупность сенсорных структур:

- обеспечивающих, восприятие и анализ химических раздражителей и стимулов при воздействии их на рецепторы языка; и

- формирующих вкусовые мультиощущения.

Зрительный анализатор - совокупность нервных образований, обеспечивающих восприятие величины, формы, цвета предметов, их взаимного расположения.

Интероцептивный анализатор - анализатор, обеспечивающий восприятие и анализ информации о состоянии внутренних органов.

Обонятельный анализатор - совокупность сенсорных структур:

- обеспечивающая восприятие и анализ информации о веществах, соприкасающихся со слизистой оболочкой носовой полости; и формирующая обонятельные ощущения.

Слуховой анализатор - совокупность структур, обеспечивающих восприятие звуковой информации, преобразовывать ее в нервные импульсы, последующую ее передачу и обработку в центральной нервной системе.

Основной характеристикой анализатора являет­ся чувствительность, которая выражается в способ­ности живого организма воспринимать действие раздражителей, исходящих из внешней или внут­ренней среды. Она характеризуется величиной по­рога ощущения — чем ниже порог, тем выше чув­ствительность. Различают абсолютный и дифферен­циальный пороги ощущения. Абсолютный порог ощущения — это минимальная сила раздражения, способная вызвать ответную реакцию. Дифференци­альный порог ощущения — это минимальная вели­чина, на которую нужно изменить раздражение, чтобы вызвать изменение ответной реакции. Время, проходящее от начала воздействия раздражителя до появления ощущения, называется латентным пери­одом.

Иммунитет (лат. immunitas — освобождение, избавление от чего-либо) — невосприимчивость, сопротивляемость организма к инфекциям и инвазиям чужеродных организмов (в том числе — болезнетворных микроорганизмов), а также воздействию чужеродных веществ, обладающих антигенными свойствами. Иммунные реакции возникают и на собственные клетки организма, измененные в антигенном отношении.

Обеспечивает гомеостаз организма на клеточном и молекулярном уровне организации. Реализуется иммунной системой.

Биологический смысл иммунитета — обеспечение генетической целостности организма на протяжении его индивидуальной жизни. Развитие иммунной системы обусловило возможность существования сложно организованных многоклеточных организмов.

Иммунитет делится на врождённый и приобретенный.

Врождённый (неспецифический, конституционный) иммунитет обусловлен анатомическими, физиологическими, клеточными или молекулярными особенностями, закрепленными наследственно. Как правило, не имеет строгой специфичности к антигенам, и не обладает памятью о первичном контакте с чужеродным агентом.

Приобретенный иммунитет делится на активный и пассивный.

Приобретенный активный иммунитет возникает после перенесенного заболевания или после введения вакцины.

Приобретенный пассивный иммунитет развивается при введении в организм готовых антител в виде сыворотки или передаче их новорожденному с молозивом матери или внутриутробным способом.

Также иммунитет делится на естественный и искусственный.

Естественный иммунитет включает врожденный иммунитет и приобретенный активный (после перенесенного заболевания). А также пассивный при передаче антител ребёнку от матери.

Искусственный иммунитет включает приобретенный активный после прививки (введение вакцины) и приобретенный пассивный (введение сыворотки).

Основные физиологические механизмы, обеспечивающие работоспособность и трудовую деятельность.

Физиология труда – это наука, изучающая изменения функционального состояния организма человека под влиянием его трудовой деятельности и обосновывающая методы и средства организации трудового процесса, направленные на поддержание высокой работоспособности и сохранение здоровья работающих.

Основными задачами физиологии труда являются:

1.изучение физиологических закономерностей трудовой деятельности;

2. исследование физиологических параметров организма при различных видах работ;

3. разработка практических рекомендаций и мероприятий, направленных на оптимизацию трудового процесса, снижение утомляемости, сохранение здоровья т работоспособности в течении продолжительного времени.

В процессе трудовой деятельности человек приходится выполнять различные виды работ.

Физический и умственный труд с физиологической точки зрения условно. Различие трудовых процессов проявляется в лишь в преобладание деятельности проявлениях мышечной системы или центральной нервной системы. В настоящие время, в связи с механизацией и автоматизацией производственных процессов, физическое напряжение в трудовой деятельности играет всё меньшую роль и значительную возрастает роль высшей нервной системы.

В основе любого трудового действия лежит целевая установка, на базе которой в центральной нервной системы создается определённая программа действий, реализующая в системно организационном поведенческой акте. Такие запрограммированные действия динамического стереотипа. Сущность динамического стереотипа заключается в том, что в ЦНС формируется длительно текущие нервные процессы, соответствующие пространственным, временным и порядковыми особенностями воздействия и организм внешних и внутренних раздражителей. При этом обеспечиваются точное и своевременное реакции организма на привычные раздражители, что особенно важно в формировании различных трудовых навыков.

В физиологии труда важнейшими являться понятия работоспособности и утомления.

Под работоспособностью понимают потенциальную возможность человека выполнять на протяжение заданного времени и с достаточной эффективностью работу определённого объёма и качества.

Работоспособность изменяются во времени и условно подразделяться на следующие фразы;

1 фаза – фаза врабатываемости, в этот период повышается активность центральной нервной системы, возрастает уровень обменных процессов, усиливается деятельность сердечно-сосудистой системы, что приводит к нарастанию работоспособности;

2 фаза – фаза относительно устойчивой работоспособности, в это период отмечается оптимальный уровень функционирования ЦНС, эффективность труда максимальная;

3 фаза – фаза снижение работоспособности, связанная с развитием утомления.

Утомление - это снижение работоспособности наступающая в процессе работы.

Переутомление – это патологическое состояние, болезнь, которая не исчезает после обычного отдыха требует специального лечения.

Важное место в процессах физиологии труда занимает понятия тяжести и напряжение труда.

Понятие тяжесть чаще всего относят к работам, при выполнении которых преобладают мышечные усилия. Критериям тяжести труда при динамической нагрузке являются: мощность внешней механической работы; максимальная величина поднимаемых вручную грузов; величина ручного грузооборота за смену; частота шагов в одну минуту.

Понятие напряженность труда чаше относят к работам с преобладанием нервно-эмоционального напряжения. Критериями напряженности труда являются: напряжение внимания; эмоциональное напряжение; напряжение анализаторов; объём оперативной памяти; интеллектуальное напряжение; монотонность работы.

Напряженность труда в каждом конкретной случае зависит как от тяжести, так и от индивидуальных особенностей работающего

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...