Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Па-де-де.па-де труа, гран-па, адажио

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ

1. А’капелла (итал. А’cappella), хоровое многоголосное пение без инструментального сопровождения. Характерно для народного музыкального искусства (русского, грузинского), церковной музыки (ранней католической и православной), произведений композиторов нидерландской школы.

2. Авторская песня – песня, автором слов и музыки которой является сам исполнитель.

3. Аккомпанемент - сопровождение одним или несколькими инструментами, а также оркестром сольной партии (певца, инструменталиста, хора и др.).

4. Акт (от лат. actus – действие) - законченная часть театральной пьесы (драмы, оперы, балета и т. п.), отделенная от другой такой же части перерывом (антрактом). Количество Актов - от 2 до 5 существуют и одноактные пьесы). Нередко Акт делится на картины. В театре иногда один Акт следует за другим без антракта (подобно картинам).

5. Ансамбль - группа исполнителей, выступающая как единый художественный коллектив или музыкальное произведение для нескольких исполнителей (дуэт, трио и др.)

6. Антракт (франц. entr'acte, от entre - между и acte - действие). Инструментальное вступление к какому-либо акту (кроме 1-го) в опере, балете, драматическом спектакле.

7. Ариозо (итал. arioso, от aria) Небольшая ария свободного построения с мелодией напевно-декламационного характера. Нередко Ариозо является частью сцены речитативного характера.

8. Ария – законченный по построению эпизод (номер) в опере, оперетте, оратории или кантате. Сольное выступление героя, в котором он выражает свои чувства.

9. Арфа - многострунный щипковый музыкальный инструмент. Ранние изображения - в 3-м тыс. До н. Э. В простейшем виде встречается почти у всех народов.

10. Балет (франц. Ballet, от итал. Balletto), вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.

11. Балетмейстер (нем. Ballettmeister), автор и постановщик балетов, хореографических миниатюр, танцев.

12. Баллада - встречающийся у многих народов песенный жанр, ведущий происхождение от старинных хороводных песен-танцев. Типичные черты … - сочетание эпической повествовательности и лиризма, медленный или умеренный темп.

13. Барды - поэты и музыканты, исполнители собственных, так называемых авторских песен. А в прошлом - народные певцы древних кельтских племен. Впоследствии стали профессиональными поэтами - бродячими или живущими при княжеских дворах (главным образом Ирландии, Уэльса и Шотландии).

14. Баритон – мужской певческий голос. По тембру – между басом (низким муж. голосом) и тенором (высоким мужским голосом).

15. Баркарола песня венецианских гондольеров; типичны мягкое, качающееся движение мелодии, лирический характер. Многими композиторами созданы вокальные и инструментальные пьесы, претворяющие её черты.

16. Бас - самый низкий мужской голос

17. Бах, Иоганн Себастьян (1685-1750), немецкий композитор, органист, клавесинист. Философская глубина содержания и высокий этический смысл произведений Баха поставили его творчество в ряд шедевров мировой культуры. Обобщил достижения музыкального искусства переходного периода от барокко к классицизму. Непревзойденный мастер полифонии.

18. Бельканто - вокальный стиль (возник в Италии в 17 в.), отличающийся певучестью, легкостью, красотой звучания, совершенством кантилены, изяществом.

19. Березовский, Максим (1745 - 1777), российский композитор. Член болонской филармонической академии (1771). Создал новый тип русского хорового концерта.

20. Благовест - праздничный церковный колокольный звон, совершаемый одним колоколом.

21. Блюз (англ. Blues, сокр. От blue devils - меланхолия, уныние), первоначально сольная сельская, а затем городская лирическая песня американских негров обычно грустного содержания. Сложилась в нач. 20 в., один из источников джазовой музыки. Блюзовая традиция представлена практически во всех основных джазовых стилях.

22. Былины - русские народные эпические песни-сказания. Повествуют преимущественно о богатырях - защитниках родины.

23. Былинные наигрыши сопровождали исполнение певцом-сказителем былин, музыкальных сказов. Основной инструмент – гусли.

24. Былинный напев. Северные былины исполняются одноголосно, обычно на короткие напевы декламационно-повествовательного склада, южные былины хоровые, по музыке родственны широкораспевным донским песням.

25. Ваганты (от лат. vagantes - бродячие) (голиарды), в средневековой Зап. Европе бродячие нищие студенты, низшие клирики, школяры - исполнители пародийных, любовных, застольных песен. 12-13 вв. - время расцвета вольнодумной, антиаскетической, антицерковной литературы вагантов, в основном песенной. Преследовались официальной церковью.

26. Вариации - музыкальное произведение, в котором тема излагается несколько раз с изменениями в фактуре, тональности, мелодии, гармонии.

27. Варьирование - изменённое повторение в музыкальном произведении.

28. Величание – торжественное молитвенное песнопение в честь праздника.

29. Виртуоз -исполнитель (чаще музыкант), мастерски владеющий техникой искусства. Человек, достигший в работе высшей степени мастерства.

30. Вокализ (франц. vocalise, от лат. vocalis - гласный звук), музыкальное произведение для пения без слов на гласный звук; обычно упражнение для развития вокальной техники. Известны и вокализы для концертного исполнения (С. В. Рахманинова, М. Равеля и др.).

31.Всенощная (всенощное бдение), богослужение православной церкви, совершаемое накануне воскресных дней и отдельных праздников. Объединяет службы великой вечерни, утрени и 1-го часа. Авторы музыкальных циклов под названием "Всенощная" для хора а’капелла: П. И. Чайковский, А. А. Архангельский, А. Т. Гречанинов, П. Г. Чесноков, С. В. Рахманинов и др.

32. Вступление в музыке - раздел музыкального произведения, подготавливающий появление одной из его частей; в операх, крупных вокально-инструментальных композициях - род увертюры.

33. Гимн (греч. Hymnos), торжественная песнь. Известны гимны государственные, революционные, военные, религиозные, в честь определенных событий.

34. Гусли - русский струнный щипковый музыкальный инструмент.

35. Действие - законченная часть спектакля, пьесы (то же, что и акт).

36. Декламация (от лат. declamatio - упражнение в красноречии), искусство художественного чтения стихов или прозы.

37. Деревянные духовые инструменты -флейта, гобой, кларнет, фагот. В симфоническом оркестре – одна из двух групп духовых музыкальных инструментов (ещё есть медные духовые).

38. Джаз (англ. Jazz), вид музыки, возникший на рубеже 19 и 20 вв. В среде негритянского населения юга США в результате взаимодействия западно-африканской и европейской музыкальных культур. Оказал большое влияние на современную музыку.

39. Динамика - сила звучания музыки. Обозначается итальянскими терминами: пиано (piano, сокр. p) - тихо; форте (forte, сокр. f) - громко; крещендо (crescendo) - постепенно усиливая; диминуэндо (diminuendo) - постепенно затихая и др.

40. Диссонанс (франц. Dissonance, от лат. Dissono - нестройно звучу) - созвучие, вызывающее ощущение несогласованности и повышенное раздражение слуха.

41. Дирижёр (от франц. Diriger - управлять), музыкант, осуществляющий с помощью специальных жестов и мимики управление музыкально-исполнительским коллективом (оркестром, хором и др.) при разучивании и публичном исполнении музыкального сочинения.

42. Драматургия - это сюжетно-композиционная основа отдельного музыкально-театрального или кинематографического произведения: "драматургия оперы, балета", "драматургия фильма".

43. Дуэт (итал. duetto, от лат. duo - два), 1) ансамбль из 2 музыкантов-исполнителей. 2) Музыкальное произведение для 2 исполнителей (вокалистов, инструменталистов) с сопровождением или для одного инструмента на 2 голоса.

44. Жанры музыки. (франц. genre) - род музыкальных произведений. В широком смысле этот термин применяют к различным отраслям музыки: оперный Жанр, симфонический Жанр и т.д. Правильнее более узкое понимание этого термина, применяемое к разновидностям основных отраслей. Жанры оперы - комическая опера, большая опера, лирическая опера и т. д.; Жанры симфонической музыки - симфония, увертюра, сюита, поэма и т. д.; Жанры камерной музыки - романс, соната, квартет и т.д. Понятием Жанр определяют также тот или иной характер творчества и связанную с ним манеру исполнения, например салонный Жанр, легкий Жанр (отсюда - жанровые песни).

45. Жанры народных песен -

Ø 1). Эпос: былины, исторические песни.

Ø 2). Календарные обрядовые песни: поздравительные зимние, святочные, масленичные, весенние, летние, жатвенные.

Ø 3). Семейные обрядовые песни: обряды рождения и пестования, плачи и причитания, свадебные обряды, колыбельная песня.

Ø 4). Традиционные лирические песни.

Ø 5). Трудовые песни.

Ø 6). Рабочие, бурлацкие, ямщицкие, солдатские.

Ø 7). Удалые песни: разбойничьи, каторги и ссылки, тюремные.

Ø 8). Шуточные, сатирические, хороводные, частушки, припевки, страдания, небылицы и скоморошины.

Ø 9). Песни литературного происхождения.

Ø 10). Казачий воинский репертуар.

Ø 11). Жанровые песни, связанные с хореографией: хороводные, игровые.

46. Знаменный распев, система старинных православных культовых напевов. Название происходит от древнеславянского " знамя " - певческий знак. Знамена (или крюки) применялись для записи напевов. Знаменный распев имеет различные варианты, связанные с формами церковной службы. Текст мог быть распет разными мелодическими приемами.

47. Имитация, в многоголосной музыке точное или видоизмененное повторение в каком-либо голосе мелодии, перед этим прозвучавшей в другом голосе.

48. Импровизация (от лат. Improvisus - неожиданный, внезапный), сочинение стихов, музыки и т. П. В момент исполнения; выступление с чем-либо, не подготовленным заранее; произведение, созданное таким образом.

49. Интонация - звуковое воплощение музыкальной мысли: мельчайший мелодический оборот, выразительный интервал, исполнительный "тон" музыки. Интонация - носительница музыкального содержания.

50. Каватина (итал. cavatina, от cavare, букв. - извлекать) - небольшая оперная ария, обычно лирико-повествовательного характера, отличающаяся относительной простотой формы и песенным складом. Каватиной иногда называется также небольшая инструментальная пьеса с напевной мелодией.

51. Какофония (от греч. - дурной звук) - сумбурное, хаотичное нагромождение звуков.

52. Камерная музыка, инструментальная или вокальная музыка для небольшого состава исполнителей: сольные сочинения, различного рода ансамбли (дуэт, трио и др.), романсы и песни.

53. Кант - многоголосная бытовая песня, появилась почти 300 лет назад. Слово это в переводе с латинского означает песня, пение и созвучно итальянскому слову «кантаре» - пою.

54. Кантата (итал. Cantata, от лат. Canto - пою), крупное вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра. Состоит, как правило, из оркестрового вступления, арий, речитативов и хоров. Исполняется в концертном зале.

55. Квартет (от лат. Quartus - четвертый), музыкальный ансамбль из 4 исполнителей, а также музыкальное произведение для этого ансамбля.

56. Классика (от лат. classicus - образцовый) - образцовые, классические произведения, золотой фонд мировой музыкальной культуры. К музыкальной классике (классической музыке) относят творения выдающихся композиторов, главным образом прошлого времени (лучшие образцы музыкального наследства), но также и современности.

57. Композитор - сочинитель музыки.

58. Контраст (франц. contraste), резко выраженная противоположность.

59. Концерт (нем. Konzert, от итал. concerto, букв. - согласие, от лат. concerto - состязаюсь),

· 1). Музыкальное произведение для одного или (реже) нескольких солирующих инструментов и оркестра. Типичны виртуозная сольная партия, состязание солиста с оркестром. Обычно состоит из 3 частей (сонатный цикл). Встречаются концерты для одного инструмента без оркестра, для оркестра без солистов, концерты для хора.

· 2) Публичное исполнение музыкальных произведений по заранее объявленной программе. Бывают также концерты литературные, хореографические, эстрадные.

60. Куплет (франц. couplet), строфа в песне. Куплет часто начинается запевом и завершается припевом.

61. Лад - это согласие, мир, стройность, порядок. Музыка - искусство, в котором звуки располагаются стройно, согласованно, упорядоченно. Однако слово лад - не просто стройность и согласие. Это специальный термин, который означает взаимосвязь звуков между собой, их согласованность, слаженность. Мажор и минор - самые известные, самые распространенные лады. Но существуют кроме них и многие другие. Они распространены в народной музыке, все чаще используются и в современной профессиональной музыке.

62. Либретто (итальянское слово libretto означает книжечка) - это полный текст музыкально-сценического сочинения, то есть оперы, оперетты. Как правило, сочиняют либретто специализирующиеся на этом авторы-либреттисты. Часто в качестве первоисточника либретто служит литературное или драматическое произведение.

Лирический образ

64. Лист, Ференц (1811-86), венгерский композитор, пианист, дирижер. Создатель нового направления в пианизме. Придал фортепиано оркестровую мощь и красочность звучания, обогатил фортепианный репертуар (фантазии на оперные темы, обработки и транскрипции для фортепиано, симфонические и др. Произведения.).

65. Литургия (с греческого –«общественное, всенародное дело, обязанность») - важнейшее богослужение Православной Церкви (ещё одно название – обедня). Чин литургии содержит молитвословия, предназначенные для чтения и пения. К созданию песнопений литургии обращались П. Чесноков, П. Чайковский, С. Рахманинов, Д.Бортнянский, М. Березовский, В. Титов.

66. Марш Французское marche означает в переводе - ходьба. В музыке так называются пьесы, написанные в четком, энергичном ритме, под который удобно идти в строю. Хотя марши отличаются друг от друга мелодией, характером и содержанием, объединяет их одно: марш пишется всегда в четном размере - на две или четыре четверти, чтобы идущие не сбивались с ноги. Правда, бывают редкие исключения из этого правила. Песня А. В. Александрова «Священная война», написанная на стихи В. И. Лебедева-Кумача в самом начале Великой Отечественной войны, - трехдольная. Но это - самый настоящий марш - мужественный, суровый и грозный. Под его звуки уходили на фронт солдаты.

67. Мелодия Греческое слово «melodia» означает пение песни и происходит от двух корней - melos (песнь) и ode (пение). В музыкальной науке мелодию определяют как одноголосно выраженную музыкальную мысль. Это выразительный напев, который может передать различные образы, чувства, настроения. Есть музыкальные произведения, в частности народные песни, которые состоят из одной только мелодии.

68. Месса (позднелат. missa, итал. messa, нем. Messe), главное богослужение католической церкви. Текст мессы обычно поется, в некоторых случаях читается. с 14 в. - хоровое полифоническое многоголосие а капелла. В 18-19 вв. музыка мессы состоит из сольных вокальных, хоровых и оркестровых номеров ("Высокая месса" И. С. Баха, "Торжественная месса" Л. ван Бетховена, мессы В. А. Моцарта, Ф. Шуберта).

69. Многоголосие имеет два основных вида. Если ведущее значение имеет только один голос, в котором звучит мелодия, а остальные ему аккомпанируют мы говорим о гомофонии (греческое слово homos - означает равный, phone - звук) или гомофонно-гармоническом стиле. В таком стиле написано большинство произведений XIX века и современной музыки.

Другой вид многоголосия получил широчайшее распространение еще в XVI - XVII веках и достиг наивысшего расцвета в творчестве Иоганна Себастьяна Баха. Это полифония (греческое poly - много, phone - голос, звук). В полифонических произведениях все голоса ведут свои самостоятельные и равно важные, одинаково выразительные мелодии.

70. Музыка (от греч. musike, букв. - искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки - лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения. Принято разделение музыки на светскую и духовную. По исполнительским средствам музыка подразделяется на вокальную (пение), инструментальную (см. Музыкальные инструменты) и вокально-инструментальную. Музыка часто сочетается с хореографией, театральным искусством, кино. Различают музыку одноголосную (монодия) и многоголосную (гомофония, полифония). Музыка подразделяется: на роды и виды - театральная (опера, и т. п.), симфоническая, камерная и др.; на жанры - песня, хорал, танец, марш, симфония, сюита, соната и др.

71. Мюзикл (англ. Musical), музыкально-сценическое произведение, в котором используются различные средства эстрадной и бытовой музыки, драматического, хореографического и оперного искусств. Жанр сформировался в США в 1920-30-х гг., расцвет наступил в 1940-60-х гг. (К. Портер, ф. Лоу, л. Бернстайн и др.).

72. Набат (от араб. наубат - барабанный бой), колокольный звон особого строя, означающий тревогу.

73. Наигрыш народная инструментальная мелодия, большей частью танцевальная.

74. Напев вокальная мелодия; иногда и инструментальная мелодия, исполняемая певцом.

75. Ноктюрн (франц. Nocturne, буквально - ночной). - музыкальная пьеса певучего характера, как бы навеянная ночной тишиной, ночными образами.

76. Опера (итал. Opera, букв. - сочинение), музыкально-театральное произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки.

77. Оперетта (итал. operetta, букв. - маленькая опера), музыкально-театральный жанр, представление преимущественно комедийного характера, в котором вокальные и инструментальные музыкальные номера, а также танцы перемежаются диалогами. Оперетта сложилась в Париже к сер. 19 в. Среди мастеров оперетты: композиторы Ж. Оффенбах, И. Штраус-сын, Ф. Легар, И. Кальман; И. О. Дунаевский, Д. Д. Шостакович.

78. Орган самый большой из всех музыкальных инструментов - орган. Играют на нем, как на фортепиано, нажимая на клавиши. Но в отличие от фортепиано орган не струнный, а духовой инструмент и родственником он оказывается не клавишным инструментам, а маленькой флейте.

79. Оркестр (от орхестра), коллектив музыкантов (12 человек и более), играющих на различных инструментах и совместно исполняющих музыкальные произведения. Термин "оркестр" в 17-18 вв. Заменил распространенный в странах Европы термин "капелла". По составу различаются оркестр струнный, народных инструментов, духовой, симфонический и др.; по жанровому признаку - эстрадный, джазовый, военный. Камерный оркестр отличается небольшим числом исполнителей.

80. Паганини, Николо (1782-1840), итальянский скрипач и композитор. Один из основоположников музыкального романтизма, заложил основы современной скрипичной техники. Первый из скрипачей, игравший в концертах наизусть.

Па-де-де.па-де труа, гран-па, адажио

Ø Па-де-де (франц. pas de deux), одна из основных музыкально-танцевальных форм в балете. Состоит из выхода двух танцовщиков (антре), адажио, вариаций сольного мужского и женского танцев и совместной коды.

Ø Па-де-труа (франц. pas de trois), музыкально-танцевальная форма в балете. Повторяет построение па-де-де с вариацией третьего танцовщика.

Ø Гран-па – большой танец

Ø В балете словом Адажио называют лирический дуэт главных героев. Музыка балетных Адажио обычно отличается широкой, распевной мелодией, романтичностью характера.

82. Партесное пение. (от позднелат. partes - голоса), стиль русской и украинской многоголосной хоровой музыки 17-18 вв. Количество голосов от 3 до 12 (иногда до 24, 48).

83. Партитура (итал. partitura, букв. - разделение, распределение), нотная запись многоголосного музыкального произведения, в которой одна над другой даны в определенном порядке партии всех голосов. В партитуре для симфонического оркестра следуют партии инструментов (сверху вниз): деревянные духовые, медные духовые, ударные и струнные смычковые.

84. Пастораль (франц. pastorale, от лат. pastoralis - пастушеский) Вокальное или инструментальное произведение, рисующее картины природы или сцены сельского быта.

85. Певец-сказитель непрофессиональный певец из крестьян, исполнитель былин, исторических песен, баллад.

86. Песня наиболее простая и распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический образ с музыкальным. Музыкальная форма, как и ее поэтическая форма, обычно куплетная или строфическая.

87. Переложение, или Аранжировка (от франц. arranger, букв. - приводить в порядок),.. переложение музыкального произведения для исполнения на другом инструменте или другим голосом, другим составом инструментов или голосов...

88. Полистилистика намеренное соединение в одном музыкальном произведении различных стилистических явлений.

89. Полифония (от «поли» – «много» и греч. «фоно» - звук, голос), вид многоголосия, основан на одновременном сочетании 2 и более самостоятельных мелодий (в противоположность гомофонии).

90. Попурри. Этот музыкальный термин заимствован из... кулинарии. В самом деле: французы с давних времен пользуются репутацией лучших поваров в мире. И вот по-французски «pot-pourri» - сборное блюдо. По-другому - смесь. Что же это за «сборное блюдо» в музыке? Попурри - пьеса, довольно большая по размерам, чаще всего - оркестровая или фортепианная, составленная из заимствованных мелодий. Существуют попурри на темы известных опер и оперетт, на темы популярных песен.

91. Прелюдия (ср.-век. лат. praeludium, от лат. praeludo - играю предварительно), вступление к какому-либо музыкальному сочинению или небольшая самостоятельная пьеса, главным образом для клавесина, фортепьяно, органа. Создаются циклы прелюдий и фуг, а также одних прелюдий.

92. Припев (рефрен) - часть песни, исполняемая с одним и тем же текстом в конце каждого куплета.

93. Рапсодия Греческое слово «rhapsodia» означает народная эпическая песнь. В XIX веке название рапсодия пришло в профессиональную европейскую музыку и стало обозначать крупное одночастное произведение, как правило, - для рояля или оркестра, в котором звучат мелодии песен или танцев разных народов.

94. Регтайм (англ. Ragtime,букв. Разорванное время), стиль фортепианной игры (и связанный с ним жанр танцевальной пьесы), распространившийся в США в нач. 20 в. Основан на сочетании остросинкопированной, полуимпровизационной темы и ритмически четкого аккомпанемента. Оказал влияние на стиль раннего джаза и танцевальной культуры 1910-20-х гг. (от регтайма происходят тустеп, уанстеп, фокстрот и др.).

95. Реквием -заупокойная месса. По-латыни requiem aeternam - вечный покой. Эти слова - начало католической заупокойной молитвы. Когда-то композиторы писали на этот латинский канонический, то есть узаконенный, никогда не изменяющийся текст церковные песнопения для солистов, хора и органа или оркестра. Исполнялись эти песнопения в храмах, во время заупокойной службы. На традиционный латинский текст реквиема писали музыку многие композиторы (В. А. Моцарт, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Дж. Верди)

Часто реквиемом называются отдельные небольшие вокально-симфонические или оркестровые произведения или эпизоды внутри крупных произведений - оперы или симфонии, - когда они посвящены памяти погибших героев и носят скорбно-возвышенный, сосредоточенный характер.

96. Рефрен (по-французски refrain - припев). Так принято называть раздел музыкального произведения, который совершенно без всяких изменений повторяется не меньше трех раз. Синоним рефрена - припев в песне.

97. Речитатив. (итал. recitativo, от recitare - декламировать), род вокальной музыки, приближающийся к естественной речи при сохранении фиксированного музыкального строя и регулярной ритмики. Применяется в опере, оратории, кантате. В 17-18 вв. возникли "сухой речитатив" (в сопровождении аккордов клавесина) и "аккомпанированный речитатив" (с развитым оркестровым сопровождением). Речитативные интонации встречаются и в песнях, инструментальной музыке.

98. Ритм - временн а я организация музыкальных звуков и их сочетаний.

99. Рок-опера музыкально-драматическое произведение, стилистической основой которого является рок-музыка. Возникла в кон. 1960-х гг. в США как разновидность мюзикла. Среди рок-опер выделяются "Иисус Христос - суперзвезда" Л. Э. Уэббера, "Стена" группы "Пинк Флойд", в России рок-оперы А. Б. Журбина, А. Л. Рыбникова, А. Б. Градского и др.

100. Романс – так называют сольную песню с инструментальным сопровождением. Слово это испанское и первоначально оно обозначало песню, исполняемую по-романски, то есть по-испански. В старину романс пели под аккомпанемент гитары, лютни, клавесина, фортепиано.

101. Рондо (итал. rondo, франц. rondeau, от rond - круг), музыкальная форма, основанная на чередовании неизменной темы - рефрена и различных эпизодов.

102. Секвенция (от средневекового лат. Sequentia- последовательность), проведение мелодического оборота или многоголосного музыкального построения на определенный интервал выше или ниже первоначального или (в последующих звеньях) предыдущего.

103. Серенада. (франц. serеnade, от итал. serenata, от sera - вечер), песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, обращенная к возлюбленной. Была распространена в быту южнороманских народов. Позднее стала жанром камерной вокальной музыки. Серенадой называют также многочастное инструментальное музыкальное произведение, родственное ноктюрну.

104. Симфонический оркестр Большой коллектив музыкантов, исполняющих симфонические музыкальные произведения. Симфонический оркестр включает 3 группы инструментов: духовые, ударные, струнные смычковые.

105. Симфония (от греч. symphonia - созвучие), музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатной циклической форме; высшая форма инструментальной музыки. Обычно состоит из 4 частей. Классический тип симфонии сложился в кон. 18 - нач. 19 вв. (Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен).

Ø Первая часть симфонии - быстрая, активная, иногда предваряемая медленным вступлением. Она пишется в сонатной форме (вы прочтете о ней в рассказе о сонате).

Ø Вторая часть - медленная - обычно задумчивая, элегическая или пасторальная, то есть посвященная мирным картинам природы, спокойному отдохновению или мечтам. Бывают вторые части и скорбные, сосредоточенные, глубокие.

Ø Третья часть симфонии - менуэт, а позднее, у Бетховена, и скерцо. Это - игра, веселье, живые картинки народного быта, увлекательный хоровод...

Ø Финал - это итог всего цикла, вывод из всего, что было показано, продумано, прочувствовано в предшествующих частях. Часто финал отличается жизнеутверждением, торжественным, победным или праздничным характером.

106. Солист Сольной называются партии в произведениях для какого-то инструмента (или голоса) с оркестром - в фортепианном или скрипичном концерте есть, соответственно, сольная фортепианная или скрипичная партии. Их исполнители называются солистами.

107. Соло Итальянское слово «solo» означает один, единственный. В музыке издавна принято обозначать так произведение для одного голоса или инструмента, иногда с аккомпанементом, иногда без него.

108. Соната (итал. Sonata, от sonare - звучать), музыкальный жанр, произведение для одного или нескольких инструментов, написанное в форме сонатного цикла. Если сравнивать сонату с литературным жанром, то больше всего подойдет сравнение с романом или повестью. Подобно им, соната делится на несколько «глав» - частей. Обычно их три или четыре. Подобно роману или повести соната населена различными «героями»: музыкальными темами. Темы эти не просто следуют одна за другой, а взаимодействуют, влияют друг на друга, а иногда и вступают в конфликт.

Ø Наибольшей напряженностью и остротой отличается первая часть сонаты. Поэтому в ней и сложилась своя, особая форма, которая называется сонатной.

Развитие музыки, построенной в сонатной форме, можно сравнить с действием в драматической пьесе. Вначале композитор знакомит нас с основными действующими лицами - музыкальными темами. Это как бы завязка драмы. Затем действие развивается, обостряется, достигает вершины, после чего наступает развязка. Таким образом, сонатная форма состоит из трех разделов:

o завязки или экспозиции, в которой основные темы появляются (экспонируются) в разных тональностях,

o собственно действия - разработки

o и итога - репризы.

Разработка - средний раздел сонатной формы - раздел наиболее конфликтный, наименее устойчивый. Темы, прозвучавшие впервые в экспозиции, показываются здесь с новых, неожиданных сторон. Они расчленяются на короткие мотивы, сталкиваются, переплетаются, видоизменяются, борются одна с другой. В конце разработки состояние неустойчивости, борьбы, достигает высшей точки - кульминации - и требует разрядки, успокоения. Их приносит реприза. В репризе и происходит повторение того, что было в экспозиции, но с изменениями, вызванными событиями разработки. Все музыкальные темы сонаты в репризе появляются в одной, основной тональности. Иногда завершает первую часть сонаты кода. В ней проходят отрывки наиболее важных тем части, еще раз утверждается основная, «победившая» тональность.

Ø Вторая часть, в отличие от первой, сочинена, как правило, в медленном движении. Музыка передает неторопливое течение мысли, воспевает красоту чувств, рисует возвышенный пейзаж.

Ø Финал сонаты выдержан обычно в быстром, подчас даже стремительном движении. Это - итог, выводы из предшествующих частей: он может быть и оптимистическим, жизнеутверждающим, но иногда бывает и драматическим и даже трагедийным.

109. Сонатная форма, наиболее развитая нециклическая форма инструментальной музыки. В основе сонатной формы - контрастное сопоставление различных тем (экспозиция), их мотивное и тональное развитие (разработка), повторение основных тем чаще в главной тональности (реприза). К основным разделам сонатной формы могут присоединяться вступление и кода. Сонатная форма может применяться в любой части циклической формы (в сонате чаще в 1-й), а также в одночастных произведениях.

110. Сопрано – высокий женский голос. Высокий, светлый и серебристый, словно колокольчик, голос. Различают колоратурное сопрано, лирическое и драматическое сопрано; лирико-колоратурное или лирико-драматическое сопрано. Чуть ниже его по тембру – меццо-сопрано.

111. Спиричуэл (от англ. Spiritual - духовный), американские духовные песнопения. Возникли на юге США на основе африканских и англо-кельтских художественных традиций. Жанр спиричуэла получил широкую известность в 70-80-е гг. 19 в. Передает настроения трагического одиночества, отличается глубиной и поэтичностью.

112. Стиль, общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идейно-художественного содержания. Можно говорить о стиле отдельных произведений или жанра (напр., о стиле русского романа сер. 19 в.), об индивидуальном стиле (творческой манере) отдельного автора, а также о стиле целых эпох или крупных художественных направлений, поскольку единство общественно-исторического содержания определяет в них общность художественно-образных принципов, средств, приемов (таковы, напр., в пластическом и др. искусствах романский стиль, готика, Возрождение, барокко, рококо, классицизм).

113. Сцена (лат. scaena, от греч. skene),

1) площадка, на которой происходит представление (театральное, эстрадное, концертное и др.).

2) В пьесе, спектакле часть действия, акта. (Сцена из балета, Сцена из оперы…)

114. С юита. Первые в истории музыки многочастные инструментальные произведения возникли из танцев. Первоначально под такую музыку лишь танцевали, потом стали ее слушать. Оказалось, что и это может доставить большое удовольствие - не меньшее, чем танцы. Много веков тому назад появились произведения, состоящие из нескольких частей-танцев, но предназначенные для слушания. Эти произведения стали называть сюитами - от французского слова suite - последовательность. В более позднее время, начиная с первой половины XIX века, большое распространение получили сюиты другого типа - такие, как, например, «Карнавал» Р. Шумана - цикл разнохарактерных фортепианных миниатюр. Часто составляются сюиты из музыки к театральным спектаклям, кинофильмам, из балетных или оперных отрывков. Такова, например, сюита «Пер Гюнт» Э. Грига.

115. Т анцы:полонез,мазурка, вальс, полька.

· Самый древний танец - полонез. В старину он назывался «великим», или «пешим» танцем. Нынешнее его название французское, в переводе означает «польский». Сначала его танцевали только мужчины. Полонезом парадным шествием, в котором все гости должны были принять участие, открывались придворные балы. Под горделивое, величественное звучание музыки своеобразного торжественного марша, но в трехдольном размере, длинной вереницей выступали танцующие, изящно приседая в конце каждого такта музыки.

· Излюбленный польский танец - мазурка, точнее - мазур (от названия одной из областей Польши - Мазовии). Народная мазурка - с веселой, задорной, резко акцентированной мелодией в трехдольном размере - это парный танец, в котором нет заранее придуманных фигур. Ее импровизируют партнеры. В шляхетской, дворянской мазурке больше блеска, ее па как бы символизируют военную удаль. В XIX веке мазурка стала одним из самых популярных бальных танцев.

· Вальс. Вот уже свыше двух веков живет и пользуется неизменной любовью этот увлекательный, вечно юный танец. В Германии, Австрии, Чехии, крестьяне на праздничных вечеринках весело кружились парами (отсюда происхождение названия танца - немецкое walzen - прокатывать). Постепенно движение становилось все

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...