Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Харалампиевского монастыря

ГАМАЛЕЕВСКОГО

ХАРАЛАМПИЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ

ОПИСАНИЕ

ГАМАЛЕЕВСКОГО

ХАРАЛАМПИЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ

В 30-ти верстах от города Глухова, в 6-ти от Шосткинского порохового завода – и в 3-х от местечка Воронежа, на берегу реки Шостка, равсположен Гамалеевский Харалампиев монастырь. С востока и севера монастырь ограждён лесами. За 160 лет до его открытия кругом были глухие леса. По постройкам Гамалеевский монастырь один из лучших. Главный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, с тремя приделами в честь св.муч.Варвары, св.Николая и св.Иакова исповедника. Фасад его и внутреннее расположение одинаковы с Троицким храмом Черниговского Ильинского монастыря.

Тёплый храм, также каменный – во имя священномученика Харалампия. Двухэтажный корпус настоятельских келий соединён с тёплой церковью. Другие четыре каменных корпуса назначены для прочих живущих, трапезный корпус – также обширный. Все здания построены весьма прочно, удобно и красиво. Авторы проекта храма Рождества Богородицы – професор Сарборни и Адам Зерникау. Всё это или почти всё – жертва гетмана Ивана Ильича Скоропадского и супруги его Анастасии Марковны, урождённой Маркевичевой, которая наблюдала за постройками до самой кончины своей. Портреты их, стоящие прежде в храме, ныне находятся в настоятельских кельях. Ктиторы назначили на содержание обители много имений богатых.

Это не означает однако, что Харалампиев монастырь начался с того времени, как гетман в 1714 году объявил себя ктитором обители. Такое мнение о начале обители, доселе бывшее общепринятым – ошибочно. Ошибочно писали и то, будто Харалампиев монастырь назван Гамалеевским по имени слободки Гамалеевки. Слободка Гамалеевка заселилась гораздо позже того, как основался монастырь. Первым благотворителем начинавшейся пустынки был Антон Гамалея, и его имя навсегда осталось за пустынкою. Первый пустынки в честь священномученика Харалампия основан по благословению киевского митрополита Варлаама Ясинського в 1702 году, в месяце апреле 14 дня.

Антон Андреевич Гамалея после 1702 года был генеральным есаулом. После измены гетмана Мазепы в ноябре 1708 года на старшинском совете в присутствии Петра І в Глухове был избран новый гетман Стародубский полковник Иван Ильич Скоропадский.

Пустынь Харалампия, по первоначальному назначению своему, была женскою обителью. Женскою оставалась обитель до смерти как гетмана, так и гетманши.

Гетман умер 1722 году. Естественно, что обитель с любовью, придала прах столько облагодетельствовавшего её гетмана. В журнале генерального хорунжего Николая Даниловича Ханенки подробно описано погребение гетмана. Добрый Иван Ильич накануне кончины подписал завещание: "3 июля, рано утром осветился маслом, исповедался и приобщился Святых Тайн, к обеду мысли его стали мешаться; в 12 часу на 76 году жизни приставился; 4 числа тело к обедне вынесено в Николаевскою Глуховскую церковь, с печальною музыкою, 5 числа препроводили тело в Гамалеевскую пустынь, с военными почестями, с которыми попеременно соединились по дороге молитвы церкви. "И шли первые – пишет хорунжий, - два батальона солдат от двух полков. За батальонами несён значок и хоруговь гетманская вниз к земле оберненные. Затем ехали два на конях в панцирях, масюрках и карвашах з голыми шаблями, держачи оное за конец острия. По них видено три коня убраных, а потом знову двожь в панцирях ехали подобным способом, як и прежние. За сем шли диаконы и священники парами, несена булава, бунчук с флиорами, вниз обернённые, а затем тело на марах слуги и гайдуки гетманские несли; а за телом уже пани с многими женщинами, комендант с полковниками Шарфом и Балцером, с многими офицерами, два полковника Черниговский и Любенский с генеральными особами, много народа.

За телом же везён балдахин. Как с города вышли, начали с вала стрелять из пушек, и стреляли пока тело не вывезли за задворки. Потом с мар тело сняли и под Залдахином поставили, и помалу повезли его, а солдаты идущие пешком остались.

Из сёл на тракт к Гамалеевке выходили священники процессиями, провожать тело на погребение, следовала церемония через села провожая их.

6 июля процессия с телом приблизилась к Гамалеевке, к которому вышли с монастыря на встречу монахи, также и его привелебность отец Христофор Чаркуский, игумен пустынноникольский киевский, и отец Григорий Горшкевич наместник, отец Иаков духовник, отец Левецкий, отец Елестарий Ладинский, вице-потарий святософиевский (который прибыл прежде прибытия покойного гетмана в Глухов) приехали в монастырь петропавловский навстречу новопоставленного в Киев архиерея и прочие многие иноки и светские священники. А когда тело из под балахона было поставлено на марах, то впереди все духовные пошли, а за телом понесены знаки войсковые; булаву, бунчук, значок, и музыка военная играла и так провожали тело в монастырь, и в трапезу, над которым отправили ектинию. Духовные разошлись из церкви, а в это время военные подошли к монастырю, где поодаль монастыря в надлежащем своём порядке выстроились; потом была служба Божия, которую служил его милость отец Христофор Чаркуский с прочими, а когда в третье, т.е. к "Порядному", зазвонили и в это время пошли солдаты в монастырь строем при жалобных играх на гобоях и барабанах, и когда вошли, то построились в монастыре, также две сотни казаков, глуховская и воронежская там же своим стали порядком.

По службе Божией началось погребальное отпевание, при котором имел проповедь отец Левецкий (Платон) свято-софиевский в похвалу представившегося, и окончил когда остальные со духи праведными заспевали, началась стрельба из пушек (которые в Гамалеевку из Глухова и Воронежа и из Новгородка 18 штук было привезено) потом солдаты и из упомянутых сотен казаки из ружей стреляли три раза, и пошли из монастыря строем; погребение закончилось при вложении в тела в склеп церкви трапезной по правой стороне в крыльчатом основании в который вложен камень с такой на нём выбитой надписью:

"Зде опочивает телом, раб Божий Иван Скоропадский войск запорожских гетман, сей обители фундатор, преставился в Глухове 1722 месяца июля третьего дня"

По окончанию порядка погребения прошены были мирские особы в дома гетманские на кушанье, и духовные к трапезе и там обед кушали, по обеду разъехались, только гетманша с родственниками в монастыре остались.

Гетманша, по смерти гетмана, нередко приезжала в монастырь из Глухова и проживала здесь. В некоторые дни, например в храмовые праздники, или в день её именин 29 октября, съезжались к ней туда многие гости – гетман Апостол, великороссийские чиновники: Вельминов, Наумов и прочие с супругами, малороссийские генеральные старшины и прочие.

В 1729 году гетманша Скоропадская скончалась и также похоронена в обители по её воле. Об этом происшествии представляем выписку из журнала племянника её, подскарбия генеральгого Якова Марковича.

В 1729 году декабря 19 тётка моя Анастасия Скоропадская гетманова сего утра скончалась. Перед службою Божьею панихиду представившейся отправили, и обедало духовенство всё, пани гетманова (Апостолова) и жёны. 21 рано по службе Божьей покойной тело положено в труну чёрным аксамитом золотом орнаментом обшитую и под балдахином из черного сукна, смешанным пугом лошадей в капах черных повезли публично через город.

 
При сей церемонии присутствовали гетман с гетманшою, князь Шаховской с княгинею и множество из великороссийских и малороссийских знатных лиц, также и народ. Выпровадивши гроб за город, не доходя четвертинского млина, они воротились; а мы поехали за телом и приехали в ночное время к монастырю Гамалеевскому, где все старицы со свечами, вышли против тела с плачем и воплем безмерным. Тело ввезли в монастырь и поставили в трапезе, где усмотрено, что на лице у покойной по правой стороне подбородка краснота, также правого уха конец очень красен и уши мягки, а лице не изменилось. И тут панихиду великую отправили.

 
Службу Божью служили протопоп глуховский с попами его протопопии. При обеде приехали законники мутинские.

Бок, доктор живущий в Стародубе сюда сысканный для болезни покойной тётки сказывал, что она умерла от гарячки.

 
Писал к сестре Ульяны Ивановны Толстой: (дочери покойной гетманши Скоропадской) в Москву через почту именем покойной тётки о слабости её и о приезде сюда.

По общему совете и приговору п.Михайло (Скоропадский), сотни глуховских Омельянович Кандзеровский и ходили в склеп (покойной гетманши) и взяли 2000 рублей и 1000 рублей и три мешка больших мехов осталось.

С п.Кандзеровским расписывали, что на какой монастырь на душу ясновельможной тётки отправить и вышло 1400 рублей.

 
Окончивши письма к духовенству и деньги щётчики пересчитали писем было 52, а мешков 54, из которых некоторые письма с мешками до монастирей около Березного находящихся взял брат п.Михайло (Скоропадский), для отдачи на молитвы за упокой покойной тётушки.

1730 января 10 поехал перед обедом в Ясмань, где сестру Ульяну Ивановну встретил. Уведомевшись о представлении своей матери она плакала зело. Потом приехала туда жена моя и Кандзеровский с женой. Отобедавши там поехали в Глухов и смерком уже приехали.

 
 
Сего дня рано посещали сестру Ульяну Ивановну, пани гетманова Макинина и прочие. По отъезду их службу Божью выслушавши, откушали и поехали обе сестры (то есть Толстая и Чернышова от первого мужа гетманши рождённая), а после их и в монастырь Гамалеевский или Харалампиев, где покойную тётку видел мало только изменившуюся лицом и тем, что мало почернела.

 
После обеда приехали в монастырь пани гетманова, родитель, родителька, дядя п.Фёдор, жена моя и дети.

Погребение представившейся тётки моей ясновельможной в монастыре совершалось по службе Божьей в 11 часу после прилики, при общей всех жалости; были с духовенства архимандрит новгородский Нил, который службу Божью служил и в погребении начальствовал, префект коллегиума киевского Амвросий Дубневич, который прилику пространную говорил, монастыря Петропавловского законники, пустынники мутинской (начальник с братией), протопоп Глуховский с многими попами, также священники с других городов, именно Воронежа, Новгородка и Кралевца. Из мирских лиц знатнейшие: пани гетманова, княгини Шаховская и Макинена, пани Михайлова и пани Петрова (Апостолова), тётки пани Павлова и пани Макдашевская с мужем, бригадир Арсениев, п.Фёдор Савич и прочие. Все по погребении уехали.

Положено тело покойной тётки в церкви трапезной по правой стороне промеж с телом покойного дяди гетмана Скоропадского.

Вскоре после того и последнего отрасль этой фамилии, единственная дочь гетмана и гетманши супруга Толстого присоединилась к своим родителям. В 1733 году она скончалась 13 марта в вотчине своего мужа близ Москвы в селе Яковлеве, а 31 того же месяца привезена в сопровождении детей её Александра, Ивана и Анастасии в Гамалеевский монастырь и положена вместе с телами родителей её.

В том же году последовало важное событие в Гамалеевском монастыре. Перед кончиною своею гетманша Скоропадская оставила письмо к архипастырю киевскому следующего содержания:

"Ясне к Богу преосвященный архипастырю киевский и галицкий и малая России, мне в Духе Святом милостевивший отче и добродию!

Благословением и благопоспе-шеством Бога вся премудро устрояю-щего, покойный муж мой гетман Скоропадский и я его сожительница во время жизни нашей усмотрели за благо в честь и высшее прославление имени Его Божественного, основать и устроить обитель общежительскую именуемую Харалампиева пустынь. И такое наше намерение еще при жизни покойного мужа моего по большой части, Его Божьим Всемогущщим промыслом, произошло в дело, за благосвением архипастырским блаженной памяти его к Богу, преосвященного архиепископа митрополита Киевского Иоасофа Кроковского, вашей архипастырской святыни сукцессора, эта обитель основана, устроена и многими местностями, также купленными землями (которые первым универсалом покойного мужа моего наданы были, а потом высокомонаршаго блажения и вечнодостойной памяти его императорского величества грамотами к той же обители стали принадлежать) снабжена была; и в такой же силе состоящую до ныне, и как ктиторка и фундаторка, по смерти мужа моего содержала с таким намерением, дабы мне совершивши окончевающееся оное строение, за благополучным вашой архипастырской милости так и моих свойственных советов, претворить девическую оную обитель на общежительство иноческое, чтоб в оной обители примером других, в малой России имеющихся совершенных монастырей, монастырский начальник игумен, и другое благочиние было устроено для предбудущей впредь твёрдости, и вечной в последние роки памяти, ибо инокинями весьма судим, за неприличие и неудобства, такое место с подобающим ему совершенстве содержать. Но понеже ныне Господь Бог, положивший в своих руках пределы жизни человеческой, за пресечением яко же по бессилию моему догадаются, жизни моей временной следующим, сего реченного намерения моего и такое, яко же мне угодно казалось время, исполнити не соизволил. Всего ради то, жития моего сокращение пред очима моими виде, пишу тому моему намерению последней и первой, постоянной волей моей сей предел Поставляю.

Оную обитель Харалампиевопустынскую яко мужа моего и моим коштом собственным основанную созданную, вашей архипастырской и по вас сукцессорам вашим, в архипастырскую волю и соблюдение вручаю, и с крайним упованием прошу соблаговоли ваша архипастырская милость той обители и решении моём быти милостивейшим отцем, протектором и блюстителем: и во исполнение непременной вышеупомянутого намерения моего, тамо живущих инокинь пересели в другие девически обители, якоже вашей архипастырской святыне угодно найдётся, старейших же честнейших законниц, которые во обители Харалампиевской в иноческий чин пострижены стали с некоторым своим внесением, перевести в мутинскую пустынку, где поныне законники обретаются, а ту мутинскую пустынку Харалампиевской подчинити в такой силе дабы оная пустынка с той обители приходов в пище, в питии, одеяниях и прочих потребах получала снабжение во всяко лето своё снабжение безнужно, а на место их в обитель Харалампиевопустынскую вселить иноков, игумена устроить и прочее, яко же в совершенных водится, в Мало-России водится. Всё учередит блогочиние, дабы во вечные роки хвала Божья там не уставала, а монастыря имущие быти братия должны будут, так о жалованиях монастырских, яко о собственных, многих числом купленных грунтов и других разных угодиях оставлять и оные в надлежащем содержании радети, тако дабы о всей обители Харалампиевопустынской, так со всяким приходом монастырским, яко же и с различных всяких церковных украшений, ничего никуда не было даваемо, но всё тое в радении и владении також монастыря всегда было неотъемно.

А что ваше преосвященство, сие мое по Бозе, яко же маю, намерение по званию своем архиерейством постарается совершити, не сомневаюся:

По неже дело мне памятно есть оное ваше архипастырской милости уверение в прошлом 1728 году листовне ко мне восписанное, в котором не только моление, но и сельмо, запрещение архипастырское, дабы мне оной обители Харалампиевопустынской ни к которой посторонние обители другой не подчинять и не повергать кроме вашей архипастырской святыне киевской епархии, к симу должно мне всячески повеновению.

А по кончине моей последнею моею волею, во место себе показую за патронов и ктиторей оной обители Харалампиево-пустынской брата моего родного его милость пана Андрея Марковича подскарбия генерального малороссийского и племянников моих же панов Михайла Скоропадского и Иакова Марковича, которые имееют крепости на местности и прочие всякие земли до оной обители надлежащие, вручить той обители имущему быть игумену и всей братии.

Когда уже в совершенство оное мое произведётся намерение и о сём ему брату моему особливе оставляю моё завещание с приложением копий сего моего к вашей архиепископской милости составленного писания. При чем последное вашой архиепископской милости яко отцу пастыреви во знамение благодарения сего высокого ищу благодетельства вашего, дабы о душах мужа моего и моей неуставаючие молитвы к Господу Богу приносимы были.

Вашего преосвященства моего милостивого в Дуде Святом отца приснаго молитвенника и добродея обоих благ всежелательная дщерь всенежайшая служебница Анастасия Скоропадская.

Року 1729 декабря 19 из Глухова."

Письмо гетманши к брату своему Андрею Марковичу было следующего содержания:

"Дражайший мой брат подскарбий генеральный малороссийский!

Имела издавна намерение сицевое, дабы обитель Харалампиевопустынскую девичью, которую за жизни покойного мужа моего в честь и высшее имени Божее прославления, за обополным нашим согласием начинали созидати, докончивши всего строение, и в надежитое Егож Божественным благопоспешествующим промыслом приведши совершенство, за благословением ясне в Бозе преосвященного, архипастыря нашего киевского переменить на общежительный мужской монастырь, дабы в оном по примеру других монастырей совершенных, в Малой России имеющихся устроен был игумен и прочее благочиние, ибо инокини нам тамошней обители содержат судим за неудобство и неприличие там ради благословных. Но по неже ныне Всемогущий Бог, содержащий в руках своих приделы жизни человеческой по своей милости божественной, посетил мне болезнию, в которой жадного неощучаючи облегчения, но паче в горшее приходячи безсилие и слабость, мушу и о концу жития моего помышляти и к оному себе по должности звания христианского предуготовляти: то ради то мое вишеупомянутое намерение, вам, лубезнейшему единоутробному моему брату открываю и прошу вас прижизненным моим молениям, дабы вы, аще тако воле Господа моего угодно будет, чтоб мне всей настоящей моей болезни и жизнь свою окончить той обители Харалампиевопустынной, так и родные мои племянники панове Михайло Скоропадский и Иаков Маркович, были протекторами и ктиторами, а оное намерение мое за благословением ясне в Бозе преосвященнейшего архиерея киевского непременно старались исполнить и о милосердии его архипастырскую милость, плачебно просили содействие на сие, о чем следующие пункты являют, а именно:

1. Инокинь вывести з монастыря Харалампиевопустынного поводне и во время удобное, дабы преселение их не было им з крайним озлоблением и тяжестью. А в якие обители девические оние переведины имеют быть инокини сии хоте есть в волеи в высоком рассмотрении его архипастирской святыни, однак того прилежно вас просим, дабы оние инокини по нашествии своем с монастыря Харалампиевского имели свое успокоение, а по разным не скитались местам, з чего и их душам вред и моему имени поношение и укор могли бы происходить.

2. А которые в том монастыре Харалампиевском, имеются инокини старейшие и честнейшие, подаянием от имени своего и другими трудами в том монастыре служившиеся, тем показать место в пустыне мутинской, переселивши законников оной пустынки в монастырь Харалампиевский, а инокинь в той пустынке жити имеючих снабдевать пищею, одеянием и другими потребностями, Харалампиевопустынской обители с приходом тамошних, и ежели бы так же о них заботились.

3. По преселении иноктнь с обители Харалампиевопустынной в оную обитель вселить иноков, игумена и прочее монастырское благочиние по примеру других совершенных монастырей внутрь Малороссии имеючихся устроить, якое устроение понеже во власти архипастыря нашего состоит, того ради вам тое точию, что до ктиторей, патронов и опекунов монастыря того подлежит, сохраняя просить неослабну о непременное сего всего исполнение его архипастырскую святыню.

4. На маетности и прочие грунта к тому Харалампиевскому монастырю определение крепости надлежащие вам принять к себе, и тогда уже отдать имение в оный монастырь, когда по желании моем означенное определение произойдёт в дело или як ваше будет о том рассмотрение.

5. З обители Харалампиевопустынной, ничего там из украшений церковных и монастырских, когда оние вселением иноков и устроением порядку монастырского, в своё совершенство прейдёт, никому никуда не вывозить, но быть всему при том монастыре не отменно, то едино выключаю, чтоб с тех же приходов яко выше показано, снабжение чинино было и пустынку мутинскую.

6. А ежели бы за яким нечаянием препятствием сие благое намерение и желание мое не могло произойти в дело, или в свеём происхождении безпоспешно было, то искать вам всем тщаяния на точию, и его архипастырской милости архиерейской киевского, но и у самого святейшего правительствующего синода милостивого указу и определения, а особливо у ясне в Бозе преосвящейнешего архиерея Велико-Новгородского, яко моего бывшего в жизни моей милостивейшаго отца и архипастыря, отеческого и архипастырского наставления, дабы высшее реченная моя воля не была нарушена, и для того писание мое к архипастырю нашему киевскому составленное (по неже оное в себе силу содержит уступного письма) тогда его преосвященству вручите, когда от его преосвященства получите на сие соизволение за рукою его архипастырской милости, что оно будит и впредь непременно содержано, с которого копию вам прилагаю.

7. По совершений сего его архипастырской милости архиерею нашему киевскому поданному моему намерению, имеете вручить сделанную митру, саккос и амофор.

8. Сверх сего, что усмотрите к лучшей пользе обители Харалампиевопустынной благопотребное на большую хвалу Божью, тое вы сами по своему рассмотрению, яко и полной силе оставлены от мене ктиторе и патроны оного монастыря, имеете тщаяние устроевать. При сём вас со слезами о сие благотворение прошу, дабы вы помня мою к себе истинную и крайнюю любовь и усердие, незабвенную имени память и неослабное попечение и приношение о грешной моей душе, умилостивительных к Богу молитв, за что и молитвенников снабдевать от убогого моего имения, якое по кончине моей остается, не оставляйте да и вам оный чадолюбивый Отец Небесный от своего человеколюбия возмерит. "

1729 году декабря 15 дня

Вам, единоутробному братови до конца всеблагожилательная сестра Анастасия Марковна вдовствующая гетманша Скоропадская.

Андрей Маркович препроводил письмо гетманши архиепископу.

Преосвященный прислал ответ:

"Благородный и высокопочтенный господин подскарбий генеральный малороссийский и надёжный благодетель!

С писания высокородия Вашего и с копии дексации порученной Вам от сестры вашей покойной госпожи гетмановой Скоропадской к нам пастереви присланных, познали мы весьма доброе усопшей сестры намерение, чтобы перевесть иноков мутинских в Харалампиевский монастырь, а монахинь старейших и честнейших, и как трудами так и подоянием прислужившихся в мутинский монастырь, - а иных в прочие монастыри определить.

Которое и изрядное благоволение, и протчим надеюсь дело похвальное, вашему благородию и вашим пану сыну Иакову и господину Скоропадскому коханым покойной племянников, в рассмотрение во вереное, желаю и хочу всецело действительно своим скутком произвести в дело: токмо ж сего намерение окончание было бы за повеления верховной власти святейшего правительствующего синода укончено, о чем и доношение составил в святейший правительствующий синод, особо же до преосвящениещего Великого-Новгородского писание, через приключившегося курьера, послал прошлого февраля 13числа, и на то милостивой будем ожидать резолюции. А что в писании своём высокородие ваше изволили требовать о присылке от боку нашего кого, з духовных лиц, с которыми могли бы до исполнения воли и завещания покойной вельможной разговаривать: к такому разговору определили мы всечестного отца Гавриила Лаододского, Троицкого монастыря игумена, потом посоветовавшись означили время к намеренному разговору, когда будет воля святейшего правительствующего синода

и преосвященного Велико-Новгородского архипастыря резолюция. А что нескоро до вашего високородия на писание ответствовать: непрестанне, щодевне хлопотати по скорому ответу препятствия моему смирению ученены; в том не прогневается не скорбети благородия вашего упрошаю. Советуем же и благородию вашему о таком благополезном деле до святейшего правительствующего синода, и особо до преосвященного Велико-Новгородского владыки описатися, требуючи благоводительского ответа. О сём предложим в начатом благополезном деле Божье и наше архиерейское благословение благородию вашему и целому поважному дому препосылаем пребывая:

Благородия вашего моего милостиводительского и надлежащего благодетеля всего добра усердно желающий богомолец (подпись)

Смиренный Варлаам архиепископ Киевский. "

Марта 10 дня 1730года.

Между тем для женской обители надлежало определить игуменью. Но такое смутное время каково было теперь, когда инокиням надлежало переходить в другое место и там вновь устраиваться, особенно нужно было избрать самую надёжную игумению. Новый святитель Киевский к сожалению не захотел причудливые желания вмешавшейся в это дело дочери покойной гетманши, полковницы Толстой наделали много неприятностей и оставили на время самое переселение инокинь в мутинскую обитель.

Андрей Маркович писал преосвященному Рафаилу от 8 января 1733года следующее письмо:

"Яснее в Бозе преосвященнейший архипастырю нам в Духе Святом милостевийший отче и великий добродию!

Высокоповажное вашей архипастырской святыни писание сего минувшего 1732года декабря 7числа получили мы, в котором на прошение наше о устроении в обители девической Харалампиевской совершенной игумении з честных законниц в других монастырях обретающихся к вашей святости от нас занесённое милостивую усмотрели мы резолюцию, чтобы пречестную госпожу игумению монастыря девичего Глуховского перевесть в оный монастырь Харалампиевский игумению, и о сицевой воле и благословение архипастырское прежде сего от превелебного его милости отца игумена Петро-Павловского Глуховского, а писаного листу к его превелебности от превелебнейшаго его милости отца писаря будем известны, когда уведомимся о том листовно, и госпожу полковницу Ульяну Ивановну Толстую, яко по матери её покойной ясно вельможную сущую оной обители фундаторку по ныне и выще и о что она в том прошении нашем единомысленно прибывает. Точию просят вашего преосвященства дабы пречистой госпоже игумении Глуховской в оной монастырь не переводить и игумению в том монастыре ее не устроять, а перевесть бы вместо нее пречестную госпожу новомлинского монастыря. И тако до помянутого ея госпоже полковнице прошение и мы единомысленно стосуючися заносим оное из особливою покорнистию к вашей архипастырской святыне и всемеоно просим архиерейской благоводительной резолюции, которая, когда получена нами будет, то вашему преосвященству яко верховному оной обители патрону и благому по Бозе промышленнику так реченная фундаторка завещательным достопамятной покойной матери своей приношением яко и мы поней зде оставивши от ктиторского звания служить покорнейшим благодарением нашим к усопшим. Ныне же благословению архипастырскому с подобающим благоволением предаёмся.

Вашей архипастырской святыне милостивейшего отца нашего добродея послушные в Духе Святом сыны и нижайшие слуги:

Генеральный малороссийский подскарбий Андрей Маркович."

з Глухова 1733 год января 3 дня

 

Блаженный архиепископ Рафаил ответил следующим письмом:

"Благородние и почтеннии господа генеральный малороссийский подскарбий и бунчуковые знатные товарищи наши в Духе Святом благопослушные сыны.

Прежде прошением вашим устроение в обители девичей Харалампиевской совершенной игумении, на нашу волю и благоволие нам предоставленное. Благородий ваших покорное прошение и других з ваших же персон особенное словестное о честной госпоже игумении Глуховской предложение благословили мы и глуховскую девичего манастыря игумению к доброму правлению удобную и повелели указом нашим архиепископским, до семестного отца игумена глуховского Иоиия Самойловича посланным перевесть показанный Гамалеевский монастырь и взяв поезд з Гамалеевского манастыря приехать помянутой игумении в кафедру нашу для получения патента приказали. Но тому нашему благоволению и величию благородия ваши стали противиться, не допустить изволили переведения того учинити. – На что было нас о том переводе просить? Прошение ваше исполняем, а вы нашей воле прикословны: что ж по такой наше команде? Неужели на можно игумению устроить понашему усмотрению? – Известно благородиям вашим, яже нам киевская епархия по милости монаршей для правления, церкви святые и монастыри вручены. По тому нам надлежит смотреть и усматривать вся полезная, - добрых правителей для изрядного управления наставлять без других со стороны тому не согласующих. Мы когда у вас кто в какой ранг по достоинству или по милости поставляют, не прикословим тому и не препятствуем: то и вам в определениях правителей воспрещать напрасно и не надобно. Хотели мы того, чтоб оный Гамалеевский монастырь не пошол в какое разорение, и инокини яко без начальницы жительствующие самовольно не пошли бы путём развращения и безчиния (яко уже тое может и деется). Для того такую игумению опредилили были мы, которая и строению доброму, к правлению благополезному, к постоянному сдерживанию монахинь и благочинному удобно и ускусно видимо. А что же ваше благородие отказалися, не согласились с нашим благословением, надлежалоб видиться, яко епископской воле пастыреви своему яко ктиторской архиерееви своему бытии согласным и не противным: госпожа полковница Иулиания Толстая на воление, ежели архиерейское усмотрение иметь восхотела. Того ради не по вашему изволению, но по ваших благородий желанию перевод игумении в Гамалеевский монастырь да не будет, - пока по вашему прошению на наше донесение милости высшей от святейшего правительствующеого синода не получим резолюцию о сём благородиям вашим в ответ пастырского представив, благословению Божию многолетнее здравие ваше, и на благополучное пребывание ваших благородий при молитвах наших архиерейских вручаем с усердием.

Благородием вашим нам в Духе Святом благопослушным сынам всего добра желающий архипастырь и богомолец.

Смеренный Рафаил архиепископ киевский. "

з Киева 1733 года января 25 дня

На конце преосвященный Рафаил от 21 марта 1733 года известил, что перевод инокинь в мутинскую разрешён.

Преосвященный писал:

"Благородние и почтенные господа подскарбий генеральный и бунчуковые товарищи Скоропадский и Маркович нам в Духе Святом благосклонные сыны.

Получили мы, пастырь прищнейший, указ ея Императорского Величества Самодержавици Всероссийской и от Святейшего Правительствующего Синода о переведи мутинских монахов в девичий Гамалеевский монастырь, а монанахинь Гамалеевских в мутинский монастырь, к которому определили мы пречестного отца игумена густинского свято-троицкого Гавриана Леопольского. Там он, отец игумен прибудит в Глухов для переведения показанных монахов в Гамалеевский, а монахинь в Мутинский монастыри, то иакие добра имелися и имеются в монастыре Гамалеевском, тое всё описав, оставить при том же монастыре Гамалеевском, ничего в монастырь Мутинский не взымать и чего опредилённый от нас помянутый отец игумен востребует, том бы благородиям вашим не препятствовать.

При том Божия благословения и наше архиерейское ко доброздравственному и благополучному, торжественных дней от гроба воссиявшего солнца правот Христа Бога о провождении благородиям вашим с усердием пастырским нашим препостланы.

Благородием вашим нам по в Духе Святом благосклонными сынами всего добра желающий пастырь и до усеен покорный.

Смеренный Рафаил архиепископ киевский. "

Кафедра наша Киево-Софиевская 1733 года марта 24 дня

 

 

В продолжение перевода последовало еще письмо преосвященного Рафаила следующего содержания:

"Благородние и почтенные господа генеральный малороссийский подскарбий и бунчуковые товарищи нам в Духе Святом благосклонные сыны.

Из писаний благородный ваших пастыреве присланного июля 20 дня врученного известилися мы о содействии, в ими наше было и искание пречестному отцу игумену густинскому Гавриилу в переведении из мутинского монастыря монахов в Гамалеевский монастырь и в описе имений и пожитков тех монастырей и об отдаче всех крепостей без остатка отцу игумену з запиской, за которой спомоществование вашим благородием, яко примного благородствуше, так пастырско ваших благородиев похваляем за иступное в том деле старательство и попечение, что изволили в том же своем писании нам предложить: буде бы кто о том похотел споритьи препятствовать, одолжилися яко ктиторы и опекуны полной мере от покойной фундаторки и строительки оных монастырей, оставленные отстаивать.

Ваше обстоятельство весьма похвально и благоприятно, токмо в том ваших благородив было обстоятельное старательство в тое время, когда вотчина Марчихину, Буду, Мутин, Камень, Роговку, Гирин и Пушкари со всякими угодиями с рыбными ловлями надати Гамалеевскому Харалампиевскому монастырю грамотами высокославной и высокодостойной памяти Петра І императора самодержца всероссийского утверждены в великое и повное владение, как нам известно ученино, дабы истинно нареклися ктиторы и опекуны, без всякого сомнения, стали бы тих вотчин не попускали до завладения, за яким онятием манарших грамот нарушение, а Харалампиевской пустыни привеликая обид. При том вашем благородиям предлагаем: послали мы писание до честного строителя Гамалеевского поисия с тем повелением, чтоб какого иеромонаха, честного диакона и монаха прислас с поездом в кафедру нашу для принятия новоопредилённого от нас игумена в тот Гамалеевский монастырь. Копия завещания от покойной гетманши. "

Смиренный Рафаил архиепископ Киевский.

1733 года сентября 9 дня.

С.кафедры нашей Киево-Софиевской.

Отец Герман оставил по себе ту память в Гамалеевской обители, что при нем заведен был синодик.

В помяннике написано за преподобного господина Герамана Канашевича, первого святого обители Гамалеевской – игумена,

року 1734 месяца марта 12 дня так говорит заглавия синодика.

В том же синодике замечено 1733 года монахи по указу переведены с пустыни мутинской в монастырь Гамалеевский.

Но отец Герман не понравился родственникам покойного гетмана и в обители Гамалеевской – архипастырь вынужден был учинить новое распоряжение о настоятеле - он писал:

"Вельможный пане подскарбий воисковый генеральный и благородные господа товарищи бунчуковые Скоропадский и Маркович, нам в Духе Святом благосклонные сыны и благодетели!

Писанием своим благородия ваши сего декабря 13 дня нами получены объявили нам пастыреви, что бывший игумен монастыря Гамалеевского Герман Коношевич не входя в суд о деле своём, законниками Гамалеевскими имеющимся сам просился об отставке своей от Гамалеевскеого игуменства, просил милости вашей письменно: которому ем

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...