Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Назначение аудита кассы и его нормативная база

 

Вся деятельность предприятия, связанная с оборотом наличных денег, также является важным объектом аудиторских проверок. Целью аудита кассы и кассовых операций является проверка соблюдения предприятием действующего законодательства в сфере хранения денежной наличности, ведения и учета операций с денежной наличностью.

В практике большинства аудиторских фирм присутствует проверка кассовых операций и связанных с ними документов сплошным методом. Но вместе с этим следует отметить, что аудит кассовых операций не аналогичен ревизии кассы. Так, внезапные проверки касс являются прерогативой служб самого предприятия или ревизионных групп контролирующих органов, а не внешнего аудита (если только проведение ревизии не предусмотрено договором с предприятием). Не является целью внешнего аудита и определение лиц, виновных в выявленных нарушениях, аудиторы устанавливают только факт самого нарушения.

Наконец, еще одним отличием аудиторской проверки от ревизии является то, что аудиторы не только выявляют недостатки в деятельности предприятия, но и по возможности дают свои рекомендации по улучшению работы. Вместе с тем, аудиторские фирмы в соответствии с заключенными договорами при производстве документальных ревизий и проверок на предприятиях производят ревизию кассы и проверяют соблюдение кассовой дисциплины. При этом, особое внимание должно уделяться вопросу обеспечения сохранности денег и ценностей.

Порядок ведения кассовых операций регламентируется рядом нормативных документов:

Указом Президента РФ от 23 мая 1994 года № 1006 “Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей”;

письмом Центробанка РФ от 4 октября 1993 года № 18 “Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации”;

письмом Госналогслужбы РФ № ВГ-4-13/23н, Минфина РФ № 46, Центробанка РФ № 171 от 2 июня 1995 года “Об изменении пункта 2 порядка применения положений Указа Президента РФ от 23 мая 1994 года № 1006”;

Планом счетов (Инструкцией по применению Плана счетов);

письмом Центробанка РФ от 17 февраля 1994 года № 14-4/35 О разъяснениях по применению “Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации”;

письмом Центробанка РФ от 16 марта 1995 года № 14-4/95 О разъяснениях по отдельным вопросам “Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации” и условия работы с денежной наличностью.

Кроме того, для проведения аудита кассовых операций необходимо руководствоваться Рекомендациями по осуществлению учреждениями банков проверок соблюдения предприятиями, организациями и учреждениями “Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации” утвержденными письмом Центробанкка РФ 30 сентября 1994 года № 113.

 

МЕТОДИКА АУДИТА КАССЫ

 

Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. При проверке соблюдения порядка ведения кассовых операций рассматриваются следующие вопросы:

заключен ли договор с кассиром об индивидуальной материальной ответственности. На предприятиях где штатным расписанием не предусмотрена должность кассира, обязанности по осуществлению кассовых операций могут быть возложены на другого штатного работника с его согласия с обязательным заключением с ним договора о полной индивидуальной ответственности;

 ведение кассовой книги, ежедневный отчет кассира по произведенным кассовым операциям в соответствии с первичной приходно-расходной документацией, расчетно-платежными ведомостями, их оформление.

В ходе проверки необходимо убедиться в наличии только одной кассовой книги соответствующей валюте (рублях, долларах, марках и т.д.), которая должна быть пронумерована, прошнурована, опечатана и заверена подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия. Помимо этого следует обратить внимание на правильность ее ведения:

записи в кассовой книге должны вестись в двух экземплярах через копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой, а если на вычислительной технике, оба экземпляра листов кассовой книге должны иметь одинаковую нумерацию;

выведение остатка по кассе на конец дня, который должен совпадать с данными бухгалтерского учета по счету 50 и не превышать установленного лимита хранения денежной наличности в кассе;

все записи в кассовой книге должны подтверждаться надлежаще оформленными приходными или расходными ордерами. При проверке первичной документации следует обращать внимание на правильность оформления приходных и расходных кассовых ордеров, платежных (расчетно-платежных) ведомостей, заявлений на выдачу денег, счетов и наличие документов, являющихся основанием для их составления, так как в аудиторской практике встречаются случаи, когда на кассовых документах отсутствуют необходимые подписи или другие реквизиты, могут встречаться подчистки, поправки, несоответствие сумм в кассовой книге и первичных документах, другие неточности, которые ведут к искажениям в бухгалтерском учете и отчетности.

Приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов.

Кроме того, внимательное изучение кассовой книги с точки зрения методологии бухгалтерского учета позволяет убедиться в правильном отражении операций по счету 50 в корреспонденции с другими счетами (например, это дает возможность выявить случаи неправомерного отнесения затрат на себестоимость или неотражение на счетах реализации сумм, поступивших в оплату товаров, работ, услуг, что влияет на налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и другим налогам). В случае неоприходования (неполного оприходования) в кассу денежной наличности предприятие должно быть подвергнуто штрафу в 3-х кратном размере неоприходованной суммы.

Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением должно производиться с обязательным применением ККМ. При проверке операций с применением ККМ следует руководствоваться следующими нормативными документами:

Указом Президента РФ от 16 февраля 1993 года № 224 “Об обязательном применении контрольно-кассовых машин предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при осуществлении расчетов с населением”;

Законом РФ от 18 июня 1993 года № 5215-1 “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением”;

постановлением Правительства РФ от 30 июля 1993 года №745 “Об утверждении положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и перечня отдельных категорий предприятий,... организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты без применения контрольно-кассовых машин” (в редакции изменений и дополнений сообщенных постановлением Правительства РФ от 23 октября 1995 года № 1028) и письмом Госналогслужбы РФ от 12.02.97г. № ВК-4-16/6н;

письмом Центробанка РФ от 18 августа 1993 года № 51 “О методических рекомендациях по использованию данных учета выручки полученных с применением контрольно-кассовых машин” (вместе с методическими рекомендациями, утвержденными Госналогслужбы РФ от 18 августа 1993 года № ВЗ-6-13/272, Центробанком РФ № 51).

Этот аспект деятельности предприятия важен для аудиторов в связи с тем, что нарушение правовых норм по применению ККМ ведет к применению штрафных санкций, предусмотренных статьей 7 выше названного Закона РФ № 5215-1 (350 МРОТ).

Налоговые органы уделяют большое внимание оприходованию в кассу предприятия наличных денег, полученных в результате хозяйственной деятельности, в том числе и из банка. В связи с этим, аудиторской фирме также следует проверять полноту оприходования денежной наличности в кассу. Проверка полноты оприходования наличных денег, полученных из банка может производиться на основании корешков чеков и выписок по банковскому счету. На данном этапе проведения аудиторской проверки одновременно исследуются два важных раздела бухгалтерского учета: кассовые операции и банковские.

Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. Лимит остатка денег в кассе устанавливается обслуживающим банком всем предприятиям независимо от организационно-правовых форм и сферы их деятельности, осуществляющим налично-денежные расчеты, в размерах, необходимых для обеспечения нормальной работы предприятия с утра следующего дня с учетом среднедневной выручки и расходов наличными деньгами, особенностей деятельности предприятия. При необходимости лимиты остатков кассы могут пересматриваться. Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками. При проверке соблюдения порядка ведения кассовых операций на предприятии рассматривается соблюдение на каждый день (проверку можно осуществлять выборочно) установленного банком лимита остатка кассы, сроков и порядка сдачи денежной выручки, своевременность возврата для зачисления на банковский счет не выплаченных в срок средств на оплату труда и социально-трудовых льгот. При этом надо учитывать, что предприятие могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда и выплаты социально-трудовых льгот не свыше 3 дней (в районах Крайнего Севера не свыше 5 дней), включая день получения денег в банке, и не могут накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда.

За накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов и за несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств в соответствии с Указом Президента РФ № 1006 на предприятие налагается штраф в трехкратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности.

Таким образом, представляется необходимым наряду с соблюдением лимита остатка кассы обратить внимание также на условия хранения денег и техническую оснащенность кассового помещения. Правила хранения денежной наличности определены в разделе III упомянутого выше письма Центробанка РФ № 18, а единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий приведены в приложении №3 к этому письму. Помещение кассы должно быть изолировано; двери в кассу во время совершения операций запираются с внутренней стороны. Ключи от сейфа или железного шкафа хранятся у кассира, а дубликаты ключей в опечатанном кассиром пакете - у руководителя предприятия;

Еще одним направлением аудиторской проверки кассовых операций является выдача наличных денег под отчет и авансовые отчеты подотчетных лиц. В соответствии с письмом Центробанка РФ № 18, предприятия могут выдавать наличные деньги под отчет на хозяйственно-операционные расходы, командировочные нужды, а также на расходы экспедиций, геологоразведочных партий, филиалов и подразделений, не состоящих на самостоятельном балансе. В процессе проверки надо убедиться выполняются ли следующие условия:

деньги выдаются под отчет только после полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному авансу;

не допускается передача выданных сумм от одного подотчетного лица другому;

авансовые отчеты составляются не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который были выданы деньги или со дня возвращения подотчетных лиц из командировки.

Последний, один из наиболее важных моментов в проверке кассовых операций - это контроль за соблюдением правил расчетов наличными деньгами между юридическими лицами. Проверяется соблюдение предприятием предельных сумм налично-денежных расчетов. Телеграммой Центробанка РФ от 11 июля1997г. № 483 “О лимитах наличных расчетов” установлен предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами в сумме 2 млн. рублей. Исключением здесь являются организации потребительской кооперации: для них письмом Центробанка РФ от 18.09.95 №191 установлено, что при закупках ими у юридических лиц товаров, сельхозпродуктов и сырья предельный размер расчетов наличностью составляет 5 млн. рублей.

Указанная сумма является предельной по одному платежу. Вместе с тем, платежи, произведенные одним юридическим лицом в адрес другого юридического лица в один день по нескольким денежным документам в порядке реализации одного договора (контракта) в размере, не превышающем установленный лимит, следует рассматривать как единый суммарный платеж.

При этом под термином “один платеж” понимаются расчеты наличными деньгами одного юридического лица с другим юридическим лицом за приобретенные товарно-материальные ценности в один день по одному или нескольким денежным документам в сумме до двух миллионов рублей. Подтверждением расходования наличных денег являются: копия товарного чека, счет, накладная, отчеты подотчетных лиц о расходовании полученных наличных денег с приложением первичных документов, договор. За несоблюдение пределов расчетов наличными деньгами между юридическими лицами согласно Указу Президента РФ № 1006 взыскивается штраф в двукратном размере суммы произведенного платежа в одностороннем порядке с юридического лица, совершившего платеж (с покупателя).

Все расчеты между юридическими лицами сверх установленной суммы производятся только в безналичном порядке, за исключением случаев, предусмотренных отдельными нормативными актами РФ. Юридическим лицам заключившим долговременные договоры, в целях сокращения налично-денежного оборота следует рекомендовать осуществлять платежи в безналичном порядке.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении можно сделать вывод о том, что в общей аудиторской проверке аудит банковских и кассовых операций занимает важное место. Проверка этих разделов бухгалтерского учета помогает не только в выявлении конкретных текущих ошибок в деятельности бухгалтерии проверяемого предприятия, но и в выработке общего представления о финансовом состоянии предприятия и его производственно-хозяйственной деятельности.


    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Емельянова Ю.В. Аудит банковских и кассовых операций предприятия. Консультант бухгалтера №3 1996г.

2. Аудит предприятия. Учебное пособие/Сост. В.В. Нитецкий, Н.Н. Кудрявцев М.: Дело, 1996

3. Указ Президента РФ от 23 мая 1994 года № 1006 “Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей”;

4. Письмо Центробанка РФ от 9 июля 1992 года № 14 “Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации”;

5. Письмо Госналогслужбы РФ № ВГ-4-13/23н, Минфина РФ № 46, Центробанка РФ № 171 от 2 июня 1995 года “Об изменении пункта 2 порядка применения положений Указа Президента РФ от 23 мая 1994 года № 1006”;

6. План счетов.

7. Письмо Центробанка РФ от 4 октября 1993 года № 18 “Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации”;

8. Письмо Центробанка РФ от 17 февраля 1994 года № 14-4/35 О разъяснениях по применению “Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации”;

9. Письмо Центробанка РФ от 16 марта 1995 года № 14-4/95 О разъяснениях по отдельным вопросам “Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации” и условия работы с денежной наличностью.

10.Указ Президента РФ от 16 февраля 1993 года № 224 “Об обязательном применении контрольно-кассовых машин предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при осуществлении расчетов с населением”;

11.Закон РФ от 18 июня 1993 года № 5215-1 “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением”;

12.Постановление Правительства РФ от 30 июля 1993 года №745 “Об утверждении положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и перечня отдельных категорий предприятий,... организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты без применения контрольно-кассовых машин”

13.Письмо Госналогслужбы РФ от 12.02.97г. № ВК-4-16/6н;

14. Телеграмма Центробанка РФ от 11 июля1997г. № 483 “О лимитах наличных расчетов”

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...