Социологическое исследование.
Как возникла социология? Термин «Социология» ввёл в обиход Огюст Он в 1839 году во Франции, в Париже. Первое описание, которое он дал этой науке сводилось к тому, что все знания объединялись в одну науку. Огюст Он был физиком, хотя и не имел полного высшего образования. Его отчислили из университета. Личность его была достаточно противоречивой. (В книге Гофмана отлично описано возникновение социологии.) Как и каждая наука, социология имеет свои разделы: 2) Предмет 3) Методы 4) Законы (которые она открывает)
Объект социологии скрывается в самом названии: Из-за абсурдности названия, Огюста подняли на смех, когда он придумал это слово. Скорее всего, именно поэтому это слово (социология) оставили. Что такое предмет изучения любой науки? Что включает в себя социология? 2) Право 3) Политология 4) Экономика 5) Конфликтология 6) История 7) Культурология…
Место Социологии среди других наук. (3 объекта Философии: Окружающий нас Мир, Общество и Человек) (Экономика изучает распределение средств в обществе, между людьми) (Политология изучает власть, её особенности и отношения) (Приводит пример про мост возле Киевского вокзала, который каждый человек воспринимает по-своему: уборщица обращает внимание на особенно грязные места на мосту; художник смотрит на освещение моста, на игру цвета; человек с тяжелыми сумками думает о количестве ступенек на лестнице и о продолжительности самого моста.)
Что же такое предмет социологии? 2) Предмет социологии – картинка и с людьми и линиями между ними (именно линии и являются предметом социологии). (Приводит пример плохих супружеских отношений. Например, в России из 10 супружеских пар, 8 пар разводятся.) 3) Ещё более точное определение предмета социологии — законы и закономерности отношений между социальными объектами в их институциональном аспекте. (Ещё один пример: Рождение ребёнка в России в среднем ухудшает благосостояние семьи в 2,5 раза.) (Определение предмета социологии специально даётся 3 раза с постепенным усложнением) (Говорит, что работает не только в МАИ, lol) Самые близкие для социологии науки: — Социальная антропология — Социальная психология (Впереди семинар. К семинару нужно подготовится. На нём будет 3 вопроса: Как возникла Социология? Что изучает? Какие родственные науки?) Структура социологического знания: По масштабу: 1.Макросоциология - в масштабе всего общества. Международная общественность. 2.Микросоциология – небольшой производственный коллектив.Язь. семья. По целям: 1. Фундаментальная 2. Прикладная – то что конкретно полезно. Россия на втором месте по уровню самоубийств. Половина мужиков,треть женщин курит. Трехуровневая структура социологического знания: 1. Теоритический уровень – входят теории,концепции, общая теория. 2. Частные,отраслевые, специальные социологические теории. В России десятки миллионов семей. Их статусный набор в основном одинаковый. Состав семьи, отношения, но все же отличия есть. Социология семьи. Социология религии изучает отношения между религиями. Социология личности, войны, молодежи, …50-100. 3. Конкретные социологические исследования. Динамические, обновляемые знания. Функции социологии: 1. Методологическая. Что использовать для изучения социологии, какие приемы и методы. Например перепись населения – прием. Они уже готовы. Бей котов. Упала книга. Бывают знания.
2. Информационная. Распространение информации: Образование, сми. 3. Познавательная 4. Прогностическая. Почему она шла быстро, буквально за 4 года. 5. Социального контроля. Социологическое исследование. В рамках исследования применяются конкретные наборы методов. Рассмотрим их: 1.Сбор информации. Опрос, анкетирование, наблюдение, интервью, эксперимент. 2.Обработки: методы сортировки, методы выбраковки, и обработка.статистика заебал.да ебаный врод. 3.Анализ: простой сложный.55% населения – женщины, 45% - люди. Корреляционный,факторный, инверсный.
Лекция 3 Предпосылки возникновения социологии. Аристотель и Платон – первые письменные источники в Европе – 4-5в.д.н.э. Трудящихся пенсионеров, около 30ти миллионов человек, 5 млн в погонах, чиновники,помимо управляющих, те же учителя. Вот пчелиный улей не выжил бы Платон писал в работе о государстве,описывал идеальное государство, которое он отождествлял с обществом. В обществе Платона 3 класса: производители материальных ресурсов, обеспечивающие безопасность и Аристотель был материалистом в отличие от идеалиста Платона. Считал, что со смертью человека все заканчивается. Любое ограничение свободы несправедливо. Пример общества Платона – СССР. А Аристотеля США. Христианство. -Новая идеология пришедшая в Европу. На Земле справедливого общества не будет, т.к. человек не идеален, грешен. Так утверждала идеология Христианства. Но человек должен стремиться, и тогда ему воздастся. Утопический социализм - 15-16 века. Основатель – Томас Мор. Два постулата идеального общества: 1) В обществе все должны работать и получать от этого моральное удовлетворение.2) Все продукты труда поровну распределяются между членами общества. Французское просвещение – 18- 19 века. Развитие СМИ. Общество, где существует равенство. Одна половина призывала к абсолютному равенству. Вторая половина говорила о равенстве прав и возможностей. В 1837 году на научной конференции Огюст Конт организовал термин социология. Огюст Конт недоучка, выгнали со второго курса института из-за участия и учреждения различных бунтов.
Предпосылки: Идейно-теоретические предпосылки: а)знания об обществе, которые были накоплены человечеством. б)Скачок развития естественных наук. Социально-политические. Экономические. 19-20 – Золотое(осевое) время социологии. Разрабатывалась куча концепций. 4 осн. направления: 1) социальный механицизм – с точки зрения законов физического мира. 2) Социальный органицизм - Герберт Спенсер. Свод законов и правил, которые перешли из биологического мира. 3) Географическое направление – Мечников, утверждают, что главным фактор человеческих отношений – климатический\географический. Географические условия диктуют правила жизни. 4) Психологическое - Уорд, Кули, Фрейд. Социологические школы: Российская, Итальянская, Американская, Немецкая. История русской социологии. В 19м веке в России появилась социология. Наступил период реакции террора, свобода мыслей не допускалась. В 1901 году русскими учеными в Париже была открыта школа общественных наук. В России не разрешали. Кириевский, Милютин, Данилевский… 20-50-е Социология была под запретом, т.к. не совпадала с идеологией Марксизма,60-е по наши дни.
Лекция 4 Связь: 1) По надёжности --Устойчивая --Неустойчивая 2) По характеру контактирования --Непосредственная --Посредственная
3) По организации --формальная --Неформальная
4) По уровню субъективности: --Индивидуальная --Групповая
5) По характеру связи: --Объективная --Субъективная
По этому основанию выделяют социальный контакт и социальное взаимодействие.
Структура связи: (Рис.4) 1) Субъекты связи (между кем связь) 2) Предмет связи (по поводу чего связь) 3) Правила (ограничивающие связь) (Рис. 5)
Социальное действие. Впервые изучил Макс Вебер (во второй половине 19 века).
Типы социальных действий: 1) Целерациональные действия (направленные на конкретную цель) 2) Ценностно-рациональные действия 3) Традиционное 4) Аффективное (отсутствие осознанности)
Социальное взаимодействие. Социальное взаимодействие – систематические, регулярные действия партнёров, направленные друг на друга и имеющие целью вызвать вполне определённую (ожидаемую) ответную реакцию.
Основные виды социального взаимодействия: 1) Конкуренция (означает постоянное состояние, когда одна из сторон стремится получить больше благ за счёт другой) 2) Сотрудничество (вид взаимодействия, при котором совместная работа приносит больший эффект, чем работа в одиночку) 3) Кооперация (чтобы достичь общей цели) 4) Соревнования (заключается в том, что люди чувствуют некоторое действие с действием других и определить, что лучше (при этом не идёт конкуренции))
Сущность состоит в выделении элементов социального взаимодействия и определении функций. Конфликтологический подход к социологии. Суть этого подхода заключается в том, что социальный конфликт является неизбежным и важнейшим фактором социальной революции! Символический интеракционизм. Теория обмена. Её автор Хоубанс. Воздействие на поведение вознаграждением баклан. Феноменологический подход. Альфред Шюльтц. Эктометодологический подход. Основные подходы.
Лекция 5 Личность как социальная система. Субъект и продукт социальных отношений. Типология личности. Личность, индивид, человек - разные понятия. Компоненты человека: 1) Природное 2) Биологическое 3) Наследственное 4) Социальное – совокупность черт, минимально необходимых для нормального выполнения социальных ролей. Например знание языка, навыки обращения с ресурсами цивилизации. Специфически-культурное – совокупность норм и правил приличествующего поведения, которые соблюдаются автоматически, неотъемлемая черта индивида, позволяющая остальным признавать его культурным. Теория бихевиоризма - человека познать невозможно. Содержание федеральных служб = 1 трл руб, столько же на муниципальные службы.УЖОС! Психоаналитическая модель человека Зигмунда Фрейда: сверх Я, Я, Оно. Оно – бессознательная часть, Сверхсознание – все, что человек усвоил в жизни:нормы, правила,культура. Задача общества по Фрейду: смягчать границы сверхсознания. Символический интеракционизм Личность по Ядову – целостность социальность социальных свойств человека, как продукта общественного развития, садитесь поближе:D Классификация личностей: По уровню социального анализа:
1)социально -исторические типы: рыцарь, дворянин, крестьянин. 2)социально классовые: чиновник, студент. 3) социально –типические: национальные черты. 3) личностные черты, сформированные спецификой труда. Модальность -. Идеал – Атрибуты личности: социальный статус – положение личности в обществе, в соответствии с возрастом, полом, сп, происхождением. Социальная должность Социальный престиж – оценка, которую общество дает статусу или должности. Социализация личности – двухсторонний процесс, изучение, обучение и усвоение ценностей норм и установок принятых в данном обществе и с другой стороны – воздействие личности на социальное окружение, изменение его хоть и не в значительное мере. Социализация бывает первичная(осваивается сфера межличностных отношений) и вторичная(осваивается сфера социальных статусов). Подготовительный (дотрудовой)этап социализации, трудовой,послетрудовой. Институты социализации: семья, детскаий сад, школа, инст, трудовой коллектив, круг друзей. Десоциализация – отвыкание от выполнения ролей. Как Робинзон Крузо. Ресоциализация – при возвращение в прежнюю среду.
Лекция 6 Культура – совокупность ценностей и норм, а так же сам процесс создания,их сохранения и передачи последующим поколениям. Термин этот возник в древней Греции, и означал возделывание почвы. В широком смысле культура это все, что создано человеком. Некоторые ученые считают числа, в основном до 3х, а если по чесноку, то ученые считают, что все,что приносит вред человечеству – не культура. С чего же начинается культура. Когда мы рождаемся, мы свободны. То, что создано человеком, имеет ценность для группы или общества, имеет символическое значение. Духовная и материальная культура. Культурный артефакт (арти – искусственный, факт - предмет) – искусственный предмет. Культурные универсалии – то что есть во всех культурах. Например труд, спорт, ритуалы, система родства, язык, искусство, календарь итд. Базисные элементы культуры: 1)язык(по семинарам это знаки, и язык входит в знаки) - построенная определенным образом знаковая система, призванная обеспечить коммуникацию людей. Бывают естественные и искусственные, живые и мертвые. Формы языка: народно-разговорный, просторечье, диалекты социальные и территориальные. Язык –основа и предпосылка для культуры. Без языка не было бы культуры вовсе, так как думаем мы словами. 2) Ценности – предпочтительные для индивида или группы явления, представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то, к чем следует стремиться и чего следует избегать точка. Система ценностных ориентаций: 4)Карьера 2)Семья 1)Здоровье -это я для себя выбрал расположение из основных ценностей. 5)Богатство 3)Свобода 6)Мир Классификация ценностей: высшие и простые. Терминальные и инструментальные. Общечеловеческие и определенной культуры. Ценности называют иногда ядром культуры. 3)й базисный элемент это нормы – форма регуляции поведения в социальной системе. С одной стороны это правило, которое следует выполнять, а с другой это ожидание со стороны окружающих именно такого поведения. Санкции это нормы жесткие, законы это тоже нормы. Правила морали –они могут быть не прописаны. Образцы поведения или мода. Виды норм: обычай – традиционно установившийся порядок поведения, закрепленные коллективными привычками; нравы – обычаи, приобретающие моральное значение; закон. 4)знания 5)социальные образцы – Джеймс Бонд, Золушка и другие образы.
Лекция 7 Функции культуры: 1) Коммуникативная(связана с передачей сообщений в ходе совместной деятельности, накоплением информации) 2) Регулятивная (она связана с созданием ориентиров человеческой деятельности, некоторых шаблонов, правил поведения) 3) Интегрирующая(связана с созданием системы значений, ценностей и норм как важнейших условий стабильности социальных систем) 4) Еще 5-10 функций найти самим Формы и разновидности культуры Рассматривая разные формы культуры, мы должны упомянуть такие понятия как культурный релятивизм(точка зрения утверждает, что все культуры самобытны) и эгоцентризм (одна культура выше, чем все остальные). Виды культуры: 1) Элитарная – создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. 2) Народная – создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Другое название фольклор. 3) Массовая – создается профессиональными авторами и распространяется с помощью электронных носителей. Она легкодоступна а следовательно малоценна, т.к. для ее получения надо всего лишь нажать на пару кнопок. Это культура и развлечения и отдыха. В каждом обществе выделяется доминирующая культура; субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций и обычаев, присущих большой социальной группе; ценности; контркультура – такая субкультура, которая не просто отличается от доминирующей, но и противостоит ей. Суперкультура – глобализация культуры: аэропорты, вокзалы, автострады – потому что там начинает формироваться своя система знаков(не зная языка ты можешь понять куда ехать, идти)
Лекция 8 Социальный контроль - и поддержание общественного порядка с помощью властных полномочий(Тард предположительно ввел термин). Функции социального контроля: 1) стабилизирующая 2) охранительная – социум себя охраняет от девиантных социальных элементов. 3) Регулятивная 4) Социализационная – влияние на 5) Знаковая Элементы: ценности,нормы и санкции. Иерархия норм по степени жесткости санкций: 1) Табу 2) Законы 3) Нравы 4) Групповые привычки 5) Традиции 6) Этикет 7) Манеры 8) Обычаи Социальные санкции – разветвленная система вознаграждений за соблюдение норм, т.е. за конформизм(согласие с ними), и наказаний, т.е. за девиантность. Делинквентное – нарушение правовых норм.0 Конформизм – цель социального контроля – внешние согласие с общепринятым, при том, что внутренне человек может сохранять в себе несогласие. Классификация социальных санкций: Формальные и неформальные Позитивные Повышенная стипендия автомат по экзамену Грамота, медаль.
негативные тюрьма, исключение из насмешки, байкот института, выговор
Прямые Косвенные Жесткие
Мягкие
Виды социального контроля: Внешний ()и внутренний(самоконтроль – совесть); мягкий и жесткий; Формальный неформальный; Девиантное поведение – отклоняющееся от нормы. Некоторые из них являются угрозой для существования общества. Например преступность, алкоголизм, наркомания, взятки. Разнообразие – подразумевает такую совокупность социальных действий, которое не расчленяется по критерием нормы на 2 противоположные группы, а рассматривается в одном континууме.
Лекция 9 Социальные общности и группы. Пирамида общества: Институты - устойчивая система социальных связей и отношений, ориентированная на удовлетворение базовых потребностей общества, обладающее легитимной силой(признание людьми законности существования) и регулируемое социальными нормами. Социальные организации – объединения людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил. Всегда есть внутренняя иерархия. Классификация организаций: добровольные, принудительные, смешанные. Бюрократия – власть письменного стола. Макс Вебер – автор теории бюрократии в социологии. Он выделял как функции так и дисфункции бюрократии. Коррупция. Группы – совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом и осознают свою принадлежность к данной группе, а так же считаются ее членами с точки зрения других людей. В группе существует взаимодействие. Группа начинается с двух(3х человек). Классификация социальных групп: 1) По характеру взаимоотношений: первичные (личный непосредственный контакт) и вторичные(взаимодействие обусловлено стремлением достижения определенных целям) – ввел эти понятия Кули. 2) По размеру: большие(рациональные и целе- ориентированные действия, контроль осуществляется сверху вниз, конформизм в политике, которую проводит активная часть группы) и малые(неориентированные на групповые цели действия, как средство контроля выступает групповое мнение, конформизм кы групповым нормам). 3) По принадлежности индивида к группам: ингруппы(куда мы входим) и аутгруппы(куда не входим). Коммуникация, сплоченность, формирование группового мнения Референтные группы – образцовые группы, с которыми человек себя асоцирует себя. Например для кого-то таковой группой являются отличники, при этом человек может в эту группу не входить. Волнистая линия – квазигруппы – спонтанность образования, неустойчивость взаимосвязей, отсутствие разнообразия во взаимодействиях(толпа, аудитория). Толпа – временное собрание людей, объединенных в замкнутом пространстве, объединенных общностью интересов; различают лидеров и всех остальных. Аудитория – взаимодействия коммуникатора и аудитории. Характеристики толпы: внушаемость, анонимность, спонтанность, неуязвимость. Общности – относительно устойчивые совокупности людей отличающихся сходными условиями и образом жизни, сходными интересами. Студенты, курильщики например. Социально значимые признаки: статистические(инвалиды) – их выделяют сторонние наблюдатели, например статистики, которые делят инвалидов на 1ю 2ю 3ю группы; или люди делят всех девушек на блондинок, брюнеток, рыжих., реальные(обладают признаком единства времени и места например жители дома) – осознают свою принадлежность к номинальной общности, сами формируют общности.
Лекция 10 Социальные институты – совокупность верований ценностей, норм ролей и статусов, которые управляют целыми сферами социальной жизни: семья, религия, образование. Базовые потребности: 1) потребность воспроизводства рода общества - Институт семьи и брака. Человечество для продолжения рода пока не придумало ничего лучше половой ебли. 2) Потребность в безопасности и социальном прядке – государство и другие политические институты. 3) потребность в добывании средств существования. – экономические институты производства. 4) потребность знаний и социализации подрастающего поколения. – институты образования, науки и культуры. 5) решение духовных проблем и поиска смысла жизни – институты религии. \\ Социальные институты- устойчивая система социальных связей и отношений, ориентированная на удовлетворение базовых потребностей общества, обладающее легитимной силой(признание людьми законности существования) и регулируемое социальными нормами.\\ Социальные институты - это организации, которые существуют продолжительное время(10-1000 лет), объединяют большие массы людей. Институциональные признаки: А) Культурные символы – обручальные кольца, диплом об образовании, школьная доска. Б) кодекс поведения В) Идеология - основополагающее убеждение данного института и разработка таких убеждений, которые объясняют окружающую действительность. Институты главные и неглавные. Предназначение социальных институтов: 1) удовлетворять базисные потребности общества. 2) Обеспечение социализацию в обществе. 3) Стабилизировать общество. Общие функции социальных институтов: 1) закрепление и воспроизводство общественных отношений. 2) Интегративная – сплочение взаимосвязей и взаимоответственности в социальных группах, координация их деятельности. 3) транслирующая – обеспечение передачи социального опыта. 4) коммуникативная функция Явная Латентная Функции Обучение
Дисфункции Расстройство здоровья
Когда количество дисфункций становится больше чем функций, то институт либо реформируют, либо закрывают.
Лекция 11 Общество как социальная система. Признаки общества: Общество не является частью какой-либо более крупной системы. Браки заключаются преимущественно между представителями данного объединения. Оно выполняется за счет гетторождения. Имеет территорию, которую считает своей собственной. У него своя история и свое название. Обладает собственной системой управления. Существует дольше средней продолжительности жизни. Его сплачивает общая культура.
Страна – часть света или территория, которая обладает территорией и суверенитетом. Государство – аппарат управления страной. Политическая организация страны, которая подразумевает определенный тип власти. Типы государств: 1) Монархия 2) Олигархия – власть немногих. 3) Республика – власть закона. 4) Демократия – власть народа:D 5) Анархия – Безвластие. 6) Аристократия – власть лучших. 7) Тоталитарное – характеризуется наличием аппарата подавления. Подавление личности. Гражданское общество – идеал общества. Или – все то, что находится за рамками государства(отношение между студентами). Типология и эволюция обществ. Общества появились около 40ка тыс. лет назад. 1) Письменные и дописьменные. 2) Простые и сложные – число уровней правления и степень социального расслоения. 3) По добыче средств существования – охотнические и собирательские. Скотоводческие и огороднические. 4) Традиционные и нетрадиционные 5) Аграрные, индустриальные и постиндустриальные, информационные. 6) Первобытно-общинные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические, коммунистические. 7) Открытые (в которых перемещения или социальная мобильность легко осуществимы)и закрытые(наоборот). Социальная стратификация общества – совокупность больших социальных общностей, расположенных иерархически по критерию социального неравенства и называемых стратами. В основе социальной стратификации лежит неравенство. Неравенство нарастает до максимума а потом снижается. До нуля не доходит. Карл Маркс – теория неравенства: неравенство нарастает с момента возникновения общества. Когда доходит до максимума возникают революции. Теория неравенства Сорокина: волновая теория – неравенство по синусу. Критерии стратификации: Доход(богатство), власть, образование, престиж. Доход – измеряется в рублях или $, получаемых за единицу времени. Образование – измеряется годами обучения или уровнем образования, прописанного в законе. Власть – измеряется количеством людей, на которых распространяется принимаемое субъектом решение. Прести ж – уважение статуса, сложившийся в обществе. Совокупность дохода, власти и образования. Исторические типы стратификации. 1) Рабство 2) Каста 3) Классы 4) сословие
Лекция 12 Социальная мобильность – совокупность социальных перемещений людей, т.е. смена социальных статусов. (Сорокин) Вертикальная и горизонтальная мобильность. Принудительная. Межпоколенная (предыдущее поколение организует стартовую площадку для следующего)и внутрипоколенная(сам всего добиваешься). Показатели социальной мобильности. Дистанция социальной мобильности – то количество ступенек, которое преодолевает индивид. Объем – число индивидов, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении, за единицу времени. Скорость. Основные институты общества являются каналами мобильности. Виды миграции: эмиграция (въезд страну) и иммиграция(выезд). Текучесть кадров - неорганизованный переход работников из одного предприятия на другое. Общественное мнение как социальный феномен. - совокупность представлений, оценок и суждений здравого смысла, разделяемых большинством населения(группы, организации), либо его значительной частью Субъект ОМ– группа людей, которая носит в себе оценки, выразители. Объект ОМ– явление или объект, который является дискуссионным. Функции общественного мнения в развитом гражданском обществе: 1) контролирующая 2) консультирующая - люди советуются. 3)директивная Формирование общественного мнения. Мб стихийно или управляемо. Методы формирования – убеждение(основано на аргументировании, объяснении рациональности происходящего), внушение(основано на авторитете источника информации). Структура общественного мнения: Оценка Воля Рацион эмоцион
Глобализация современных процессов в мире – всемирная интеграция человечества Весь мир - подгоняют под стандарты. Например образование. ООН выделяет 3 основные глобальные проблемы человечества: 1) Изменение климата 2) Загрязнение окружающей среды человеком. Исчезновение целых видов животоного и растительного мира. 3) Рост популяции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|